Кейс-метод на занятиях по дисциплине «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»
учебно-методический материал

Калинина Галина Анатольевна

Кейс-метод на занятиях по дисциплине "Теоретические основы организации обучения в начальных классах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс-метод на занятиях по дисциплине «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Описание метода.

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

Отличительные особенности кейс-метода

Решение кейсов состоит из нескольких шагов: 

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

C:\Users\kalinina_ga\Desktop\b344a5822949777f5268a47aaad31b2f.png

Качественный кейс должен объединять в себе пять ключевых аспектов:

C:\Users\kalinina_ga\Desktop\32e35d88d35d744f13b75e9125a8158e.png

Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности.

По формату использования выделяют:

  • Executive-кейсы. Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
  • Тематические кейсы. Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
  • Гарвардские кейсы. Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.

По уровню сложности кейсы могут быть:

  • Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
  • «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
  • Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.

Структура классического (гарвардского) кейса

C:\Users\kalinina_ga\Desktop\1e7eb6f6682f1208ef3b944746429556.png

Кейсы по дисциплине «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»

44.02.02 Преподавание в начальных классах

  • «Определение возрастных характеристик и индивидуальных особенностей обучающихся начальных классов»
  • «Особенности организации деятельности с детьми особых образовательных потребностей»
  • «Анализ реализации современных педагогических технологий по основным критериям и их характеристикам на уроках в начальной школе»
  • «Проектирование урока и разработка технологической карты (конспекта, сценария) урока по одному из учебных предметов начальной школы»
  • «Изучение методики работы учителя, позволяющей ему ориентировать свои уроки на воспитание, на обеспечение личностных результатов»
  • «Предупреждение и устранение трудностей учебной деятельности (Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов)»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр...

Технологическая карта урока по МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»

Технологическая карта урока по МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах». Тема "Теоретические основы сенсорного воспитания" ...

Пособия по выполнению практических занятий по дисциплине Педагогика и МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Пособие по  выполнению практических и лабораторных занятий разработано в соответствии с программой учебной дисциплины Педагогика и МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начал...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Глоссарий. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Глоссарий. Теоретические основы организации обучения в начальных классах...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образ...

теоретическое занятие по теме: "Теоретические основы методической работы учителя начальных классов"

Методические рекомендации к проведению теоретического занятия на тему 2.1. Теоретические основы методической работы учителя начальных классов. Раздел ПМ 2. Организация методической работы учителя нача...