МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
учебно-методический материал

Грекина Татьяна Леонидовна

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.  Методические рекомендации позволяют обучающимся формировать умения: определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста, проводить занятия с детьми дошкольного возраста, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников, анализировать занятия, вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. Темы и задания для самостоятельных работ позволяют студенту самостоятельно включаться в процесс педагогического самообразования. Методические рекомендации помогают преподавателю организовывать учебную деятельность студента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umm_03.01._tooo._samostoyatelnye_raboty.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

Братский педагогический колледж

Т.Л. ГРЕКИНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯИЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МДК. 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

для студентов, обучающихся по специальности

44.02.01. Дошкольное образование»

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ОЧНАЯ

БРАТСК, 2020

Содержание

Пояснительная записка

Раздел 1. Основы организации обучения дошкольников

Самостоятельная работа 1

Тема: Анализ Интернет-ресурсов по проблемам современного  дошкольного образования. Проблемы и перспективы

Самостоятельная работа 2

Тема: Создание коллажа по разделам образовательной области «Познавательное развитие».

Самостоятельная работа 3

Тема: Подготовка к семинару «Современные концептуальны подходы к обучению детей дошкольного возраста».

Самостоятельная работа 4

Тема: Подготовка сообщения по теме «Взгляды на обучение детей до школы в отечественной и зарубежной педагогике» (на примере сравнительного анализа отечественного опыта и опыта ДО одной из стран)

Самостоятельная работа 5

Тема: Подготовка картотеки приёмов мотивации к  разным видам деятельности детей.

Самостоятельная работа 6

Тема: Составление аналитической таблицы «Современные формы организации обучения детей дошкольного возраста»

Самостоятельная работа 7

Тема: Изучение опыта работы  ДОУ г. Братска  по организации обучения детей дошкольного возраста

Самостоятельная работа 8

Тема: Планирование содержания разнообразия деятельности на прогулке (или экскурсии) с учётом требований ФГОС

Раздел 2. Методические основы организации образовательной деятельности дошкольников

Самостоятельная работа № 9

Тема: Подготовка сообщения с презентацией  по одной из образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками

Самостоятельная работа № 10

Тема: Изучение приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), используемые в ДО

Самостоятельная работа № 11

Тема: Осуществление контент-анализа понятия «индивидуализация» в образовательном процессе ДОО.

Самостоятельная работа № 12

Тема: Подготовка  докладов по направлению «Использование  метода  проектов  в  образовательном  процессе ДОУ»

Самостоятельная работа № 13

Тема: Разработка конспекта одной из форм организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа № 14

Тема: Разработка серии  презентаций  для познавательных  занятий

Самостоятельная работа № 15

Тема: Изучение технологии рефлексии в образовательном процессе. Подготовка рефлексивные задания для дошкольников

Самостоятельная работа № 16

Тема: Подготовка презентации или информационного буклета для родителей по воспитанию одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями

Самостоятельная работа № 17

Тема: Составление аннотированной картотеки на статьи в периодических изданиях по вопросам организации обучения дошкольников, испытывающих трудности в освоении содержания образовательной программы.

Самостоятельная работа № 18

Тема: Изучение рекомендаций Коротковой по организации РППС в ДОО

Самостоятельная работа № 19

Тема: Подобрать диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников

4

6

6

7

8

8

9

10

11

12

12

13

14

15

16

17

17

18

18

19

Пояснительная записка

Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в «образование длинною в жизнь». Мотивация к непрерывному образованию, универсальные и профессиональные компетенции становятся необходимым

ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализацию своих жизненных планов, а умение учиться становится ключевым умением человека 21 века.

Требования к современному работнику, включают следующие характеристики: обладание мотивацией осваивать новое знание как можно скорее и эффективнее; умение учиться; владение навигационными и информационными навыками; владение общими знаниями предмета, умением понимать тексты и постигать смыслы. Очевидно, что все эти качества развиваются в результате самостоятельной учебной деятельности студента.

Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.

Сегодня при организации работы студентов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:

1 наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

2 проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

3 проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;

4 наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;

5 владение навыками самостоятельной работы.

Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них мотивации к непрерывному образованию, профессиональных компетенций, необходимых ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность.

В помощь студенту, выполняющему самостоятельную работу, предлагаем рекомендации, которые помогут быть успешным в этой деятельности.

Требования к результатам освоения модуля МДК 0301

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
  • составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
  • обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
  • осуществления самоанализа   различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
  • формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
  • оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
  • составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
  • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;  

знать:  

  • основы организации обучения дошкольников;
  • особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
  • структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
  • приемы работы с одаренными детьми;
  • способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в  обучения
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

Самостоятельная работа №1

Проблемы и перспективы современного дошкольного образования

Цель: формирование умения отбирать и анализировать необходимую информацию; анализировать проблемы современного дошкольного образования

Сроки выполнения: январь

Задание: проанализировать проблемы и перспективы современного дошкольного образования, подготовиться к семинарскому занятию.

Методические указания и рекомендации:

Провести анализ проблем и перспектив дошкольного образования, подготовить сообщение по одной из выбранных тем к семинарскому занятию, подготовить минимум 2 вопроса темам

Темы для сообщения:

  1. Задачи современного дошкольного образования
  2. Проблемы современного дошкольного образования
  3. Перспективы современного дошкольного образования

Как подготовить сообщение

1. Помни, что цель сообщения – сообщить новую и интересную для слушателя информацию.

2. При подготовке сообщения главное – найти такую информацию и выбрать из нее самое важное и интересное для слушателей.

3. Сообщение должно соответствовать теме.

4. Успех сообщения зависит от того, насколько говорящий учел особенности слушателя. Сложно воспринимать на слух книжную речь. Материал, взятый из книг, журналов, энциклопедий, надо изложить языком, приближенным к разговорному.

Форма отчетности: сообщение.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2019/11/06/sovremennye-problemy-i-perspektivy-doshkolnogo-obrazovaniya
  2. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00410347_0.html

Самостоятельная работа № 2

Тема: Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: формирование представлений о содержании психолого-педагогической работы  о/о «Познавательное развитие»

Сроки выполнения: февраль

Задание: создать коллаж по разделам образовательной области «Познавательное развитие»

Методические указания и рекомендации:

1. изучив содержание лекций и примерных образовательных программ дошкольного образования выделить основные разделы о/о «Познавательное развитие»;

2 охарактеризовать каждый раздел в коллаже (формат А4 или А5)

Требования к составлению коллажа:

Коллаж может быть выполнен на бумаге любого формата.

Необходимо четко обозначить тему своей работы

Коллаж должен отражать тему исследования, основополагающий вопрос.

Материал может быть письменный, графический, с наклеенными иллюстрациями, выполненными рисунками. Главный критерий – он должен раскрывать тему

Форма отчетности: коллаж

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.- 352с.

Самостоятельная работа № 3

«Современные концептуальны подходы к обучению детей дошкольного возраста»

Цель: осознавать сущность педагогической концепции, уметь анализировать современные и авторские концепции

Сроки выполнения: февраль

Задание: изучив содержание лекции, интернет ресурсов и учебную литературу, ответить на предложенные вопросы.

1. Что такое концепция?

2. Раскройте сущность основных концепций дошкольного образования

3. Сделайте мультимедийную презентацию, посвященную одной из авторских отечественных концепций дошкольного воспитания (работа в паре или подгруппе)

Методические указания и рекомендации:

  1. Дать развернутую характеристику понятия «концепция»;
  2. Выделить сущность основных современных концепции обучения детей дошкольного возраста, сделать конспект в тетради для самостоятельных работ.
  3. Для подготовки презентации разделиться на пары, выбрать концепцию, раскрыть ее сущность, оформив в мультимедийной презентации.

Форма отчетности: наличие конспекта, презентация.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013
  2. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

Интернет ресурсы:

1.https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-podhody-v-obrazovani-doshkolnaja- 

2. https://studfile.net/preview/7901051/page:2/

3. https://helpiks.org/5-66905.html

Самостоятельная работа № 4

«Взгляды на обучение детей до школы в отечественной и зарубежной педагогике»

Цель: формирование представлений о теоретических основах отечественного и зарубежного опыта обучения детей, о специфике отечественной и зарубежной педагогической системы.

Сроки выполнения: февраль

Форма отчетности: оформленная таблица в тетради для самостоятельных работ

Задание: проанализировать взгляды на обучение детей дошкольного возраста в РФ сравнить с опытом зарубежных стран.

Методические указания и рекомендации:

  1. Изучить систему образования в России, содержание и цели, выбрать 1 из зарубежных стран, сделать сравнительный анализ.
  2. Оформить в виде таблицы в тетради для самостоятельных работ.

Система ДО

Содержание образования дошкольников

Цели обучения и воспитания

Дополнения, примечания

Россия

Выбранная страна

Интернет ресурсы:

  1. https://www.referat911.ru/Pedagogika/teoreticheskie-osnovy-organizacii-obucheniya-v/210593-2395727-place1.html
  2. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00084324_0.html

Самостоятельная работа № 5

Подготовка картотеки приёмов мотивации к разным видам деятельности детей

Цель: систематизация знаний о значении мотивации в процессе обучения  и приемах мотивации к разным видам деятельности детей

Задание: подготовить и оформить картотеку мотиваций

Сроки выполнения сдачи: февраль

Форма отчетности: картотека

Методические указания и рекомендации:

1. Изучить материалы лекций и психолого-педагогическую литературу по теме «Развитие мотивационной сферы ребенка в дошкольном возрасте

2. Разработать приемы мотивации с учетом типов мотивации предложенных С.Г. Якобсон (см.таблицу)

3. Картотека выполняется в формате А5 или А4, картотеки сделать на младший и старший дошкольный возраст.

Младший дошкольный возраст

Средний, старший

дошкольный

возраст

Старший дошкольный

возраст

Игровая мотивация

Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.

Мотивация общения в условиях помощи взрослому

Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.

Мотивация личной заинтересованности

Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.

Литература:

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013

Интернет ресурсы:

https://infourok.ru/ispolzovanie-raznoobraznih-sposobov-motivacii-3516303.html

https://www.maam.ru/detskijsad/-igrovaja-motivacija-kak-odno-iz-sredstv-intelektualnogo-razvitija-doshkolnikov.html

Самостоятельная работа № 6

«Современные формы организации обучения детей дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений о современных формах обучения детей в ДОО

Задание: сравнить особенности школьно-урочной формы занятия и партнерской формы занятия с детьми дошкольного возраста, оформить в виде таблицы.

Сроки выполнения сдачи: февраль

Форма отчетности:

Оформленная таблица в тетради для самостоятельных работ

Методические указания и рекомендации:

1. В предложенных литературных источниках проанализировать организованные формы организации обучения детей дошкольного возраста (НОД, занятие, образовательное событие)

2. Изучить принципы построения партнерской формы занятий на основе (Коротковой Н.А)

3. Сделать сравнительный анализ школьно-урочной формы занятия и современного занятия в ДОО, найти в каждой форме плюсы и минусы

Школьно-урочная форма

Партнерская форма

+

-

Позиция воспитателя

Позиция детей

Особенности организации занятия

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2. .        Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов сред. пед.учебн. заведений. 4-е изд., стер. – М., Академия, 2002

Самостоятельная работа № 7

Изучение опыта работы ДОО г. Братска по организации обучения детей дошкольного возраста

Цель: изучение практического опыта работы ДОО по организации обучения детей дошкольного возраста

Сроки выполнения сдачи: март

Форма отчетности: презентация о опыте работы конкретного ДОО г. Братска

Задание: проанализировать опыт работы ДОО г. Братска по организации обучения детей дошкольного возраста, сделать отчет в форме презентации

Методические указания и рекомендации:

1. Подобрать вопросы для интервьюирования старшего воспитателя и педагогов ДОО

2. На базе выбранного ДОУ сделать анализ опыта работы: современные формы, методы, технологии обучения детей в практике воспитателей

3. Дать характеристику особенностям организации обучения детей дошкольного возраста, в выбранном ДОУ, оформить в виде презентации.

Требования к оформлению работы

1. Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полуторный межстрочный интервал. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт TimesNewRoman, кегель 14.

2. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое, верхнее и нижнее —15мм, левое — 25 мм,. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 125 мм.

3. Выравнивание текста по ширине.

4. Перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела. После знака препинания пробел обязателен.

5. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.

Самостоятельная работа № 8

Планирование содержания разнообразия деятельности на прогулке с учётом требований ФГОС

Цель: демонстрация к готовности разрабатывать содержание прогулки с учетом ФГОС ДО

Сроки выполнения: март

Форма отчетности: конспект прогулки

Задание: смоделировать прогулку с детьми, оформить конспект

Методические указания и рекомендации:

  1. Рассмотреть требования ФГОС ДО к организации прогулок;
  2. Изучить структурные элементы прогулки
  3. Проанализировать виды прогулок (прогулки-походы, прогулки-экскурсии, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки-трудовые акции).
  4. Выбрать возрастную группу, подобрать вид прогулки.
  5. Разработать конспект прогулки.

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2. .        Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов сред. пед.учебн. заведений. 4-е изд., стер. – М., Академия, 2002

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.- 352с.

Самостоятельная работа № 9

Подготовка сообщения с презентацией  по одной из образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками.

Цель: развитие умений характеризовать сущность образовательных технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Сроки выполнения: март

Форма отчетности: сообщение

Задание: подготовить сообщение с презентацией по одной из образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками.

Методические указания и рекомендации:

  1. Выбрать одну из образовательных технологий раскрыть ее сущность;
  2. Проанализировать данную технологию с методологическими требованиями (критериями технологичности): концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов сред. пед.учебн. заведений. 4-е изд., стер. – М., Академия, 2002

Интернет ресурсы:

https://xn p1ai/library/sovremennie_obrazovatelnie_tehnologii_v_dou_170143.html

Самостоятельная работа № 10

Изучение приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), используемые в ДО.

Цель: формирование представлений об образовательной технологии ТРИЗ, ее задачах в развитии воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Задание: раскрыть сущность технологии ТРИЗ и РТВ, заполнить таблицу

«Методы ТРИЗ»

Название метода ТРИЗ

Сущность метода

1.Метод «Мозгового штурма»

2.Метод каталога

3…

4….

5…

6…

7….

Форма отчетности: конспект, таблица

Методические указания и рекомендации:

  1. В предложенных источниках изучить сущность ТРИЗ технологии и РТВ, записать определение и основные задачи в тетрадь;
  2. Кратко дать определения методам ТРИЗ, заполнить таблицу;
  3. В предложенных источниках проанализировать принципы построения занятия по ТРИЗ, записать в тетрадь.

Литература:

Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

Интернет ресурсы:

  1. https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/triz-tehnologiya-v-detskom-sadu.html
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-triz-triz-tehnologi-v-detskom-sadu-teorija-reshenija-izobretatelskih-zadach.html

Самостоятельная работа № 11

Осуществление контент-анализа понятия «индивидуализация» в образовательном процессе ДОО.

Цель: формирование представлений о принципе построения образовательного процесса в ДОО с учетом индивидуализации обучения.

Сроки выполнения: апрель

Форма отчетности:

Задание: сделать сравнительный анализ индивидуального подхода и индивидуализации образования, заполнить таблицу

Индивидуальный подход в образовании

Индивидуализация образования

Методические указания и рекомендации:

  1. Сделать анализ ФГОС ДО, найти пункты отражающие индивидуализацию образования, записать в тетрадь для самостоятельных работ
  2. Изучить понятие «индивидуальный подход» и «индивидуализация»
  3. Сравнить два понятия и найти признаки сходства и отличия
  4. Заполнить таблицу

Интернет ресурсы:

  1. https://infourok.ru/seminarpraktikum-dlya-pedagogov-individualizaciya-obrazovatelnogo-processa-v-dou-3419787.html

Самостоятельная работа № 12

Подготовка докладов по направлению «Использование  метода  проектов  в  образовательном процессе ДОО»

Цель:

Задание: подготовить доклад на тему «Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО»

Сроки выполнения: май

Форма отчетности: доклад в печатном варианте

Методические указания и рекомендации:

  1. В докладе отразить сущность метода проектов;
  2. Виды проектов;
  3. Особенности организации проектной деятельности в детском саду;
  4. Как организовать презентацию продукта проекта

Требования к оформлению доклада:

  1. Титульный листсодержит следующие атрибуты:
  • в верхней части титульного листа помещается наименование учреждения (без сокращений), в котором выполнена работа;
  • в середине листа указывается тема работы;
  • ниже справа - сведение об авторе работы (ФИО (полностью) с указанием курса, специальности) и руководителе (ФИО (полностью), должность);
  • внизу по центру указываются место и год выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется, но учитывается как первая страница.

  1. Оглавление – это вторая страница работы. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании оглавления все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр.»/ «страница». Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими.
  2. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется его значимость и актуальность, указывается цель и задачи доклада, дается характеристика исследуемой литературы).
  3. Основная часть (основной материал по теме; может быть поделена на разделы, каждый из которых, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего раздела).
  4. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации, указываются перспективы исследования проблемы).
  5. Список литературы. Количество источников литературы - не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга. Таким образом, один сборник может оказаться упомянутым в списке литературы 2 – 3 раза, если вы использовали в работе 2 – 3 статьи разных авторов из одного сборника.
  6. Приложение (таблицы, схемы, графики, иллюстративный материал и т.д.) – необязательная часть.

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов сред. пед.учебн. заведений. 4-е изд., стер. – М., Академия, 2002

Самостоятельная работа № 13

Разработка технологической карты НОД по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Цель: формирование умения проектировать организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Задание: разработать технологическую карту НОД с детьми дошкольного возраста (выбор возрастной группы по желанию) по познавательно-исследовательской деятельности

Сроки выполнения: май

Форма отчетности: технологическая карта НОД

Методические указания и рекомендации:

  1. Изучить лекционный материал и учебную литературу по теме особенности организации ПИД;
  2. Изучить содержание примерной образовательной программы «От рождения до школы», по разделу Познавательно-исследовательская деятельность
  3. Выбрать возрастную группу и тему занятия.
  4. Разработать технологическую карту занятия

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов сред. пед.учебн. заведений. 4-е изд., стер. – М., Академия, 2002

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.- 352с.

Самостоятельная работа № 14

Разработка серии  презентаций  для познавательных  занятий  

Цель: формирование умения составлять компьютерные презентации для занятий с детьми

Задание: разработать серию презентаций по одному из раздела о/о Познавательное развитие

Сроки выполнения: май

Форма отчетности: серия презентаций

Методические указания и рекомендации:

  1. Выбрать один из разделов о/о Познавательное развитие и возрастную группу детей
  2. Подготовить серию познавательных презентаций одного из разделов

Рекомендации к созданию мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

При создании мультимедийных презентаций для занятий, прежде всего, необходимо учитывать следующие условия:

-Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций. Фон не должен «забивать» изображение.

- Слайдов не должно быть много (не более 10 с начальным и заключительным). При продолжительности занятия 25 минут, презентации отводится не более 10 минут, то есть в среднем 1 минута на слайд.

- Слайды должны быть синхронизированы с комментариями воспитателя.

- Презентация должна дополнять, иллюстрировать речь воспитателя, при этом она не должна становиться частью занятия.

- Музыкальное сопровождение допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание: трудно одновременно слушать музыку и речь. Звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.

Требования к оформлению презентаций

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Основные требования к мультимедийной презентации:

1. Соблюдение единого стиля оформления.

2. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле.

3. Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 15-20шт.

4. Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.

5. Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, группа, город). На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).

6. Формат презентации.

Параметры страницы:

- Размер слайдов - экран;

- Ориентация - альбомная;

- Ширина - 24 см.;

- Высота - 18см.;

- Фон предпочтительнее в холодных тонах

- Слайд лучше смотрится, когда на нем используется не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Причем, для фона и текста лучше использовать контрастные цвета.

Самостоятельная работа № 15

Изучение технологии рефлексии в образовательном процессе.

Подготовка рефлексивные задания для дошкольников.

Цель: изучение методов  формирования рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста 

Задание: изучить тему, сделать конспект; подготовить рефлексивные задания для детей нам каждую возрастную группу (не менее 5 на каждую)

Сроки выполнения: май

Форма отчетности: картотека рефлексивных заданий

Методические указания и рекомендации:

  1. В предложенной литературе и интернет ресурсах изучить понятие «рефлексия», значение развития рефлексии в дошкольном возрасте, методы рефлексии для каждого возраста детей, сделать конспект в тетради для самостоятельных работ;
  2. Оформить картотеку рефлексивных заданий можно в форме карточек формата А5

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

Интернет ресурсы:

https://www.o-detstve.ru/users/54812/articles/164601-razvitie-refleksivnyh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Самостоятельная работа № 16

Подготовка презентации или информационного буклета для родителей по воспитанию одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями (на выбор).

Цель: формирование умения отбирать и оформлять консультации для родителей

Задание: подготовить презентацию для оформления информационного буклета для родителей по вопросам воспитания детей: 1) одаренных; 2) с особыми образовательными потребностями 

Сроки выполнения: май

Форма отчетности: презентация

Методические указания и рекомендации:

  1. Изучить лекционные материалы по теме и учебно-методическую литературу;
  2. Изучить требования к оформлению консультаций для родителей
  3. Сделать презентацию информационных буклетов с консультацией для родителей по вопросам воспитания детей (одаренных, с особыми образовательными потребностями)

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

Интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/novye-podhody-k-oformleniyu-i-soderzhaniyu-nagljadnoi-informaci-v-dou.html

Самостоятельная работа № 17

Составление аннотированной картотеки на статьи в периодических изданиях по вопросам организации обучения дошкольников, испытывающих трудности в освоении содержания образовательной программы.

Цель: демонстрация умения ·работать с научной и методической литературой, в том числе и с периодической печатью

Задание: составить аннотированную картотеку на статьи в периодических изданиях по вопросам организации обучения дошкольников, испытывающих трудности в освоении содержания образовательной программы

Сроки выполнения: июнь

Форма отчетности: картотека

Методические указания и рекомендации:

Картотека – это совокупность определенным способом организованных карточек. Система библиографических картотек аналитически раскрывает состав и содержание газет, журналов и периодических сборников, продолжающихся и некоторых непериодических изданий в различных аспектах:

В картотеке раскрыть содержание аннотаций на статьи журналов и периодических изданий, в которых наиболее оперативно освещаются вопросы по заданной теме.

Самостоятельная работа № 18

Изучение рекомендаций Коротковой по организации РППС в ДОО

Цель: углубление знаний методических рекомендаций по организации РППС в ДОО

Задание: изучить рекомендации Коротковой по организации РППС в ДОО, проанализировать принципы организации РППС, записать в тетрадь для самостоятельных работ.

Сроки выполнения: май

Форма отчетности: записи в тетради

Методические указания и рекомендации:

  1. Изучить что относится к РППС
  2. Изучить принципы организации РППС
  3. Сделать конспект в тетради для самостоятельных работ, раскрывающий принципы построения РППС по Коротковой.

Литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

Интернет ресурсы:

http://mkdou2.ucoz.ua/normatiw/organizacija_rpps_doo.pdf

Самостоятельная работа № 19

Подобрать диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников

Цель: формирование умения подбирать диагностические методики для определения умственного развития дошкольников 

Задание: подобрать диагностики для определения уровня умственного развития дошкольников, сделать картотеку диагностических заданий (раздел и возрастная группа по желанию студента)

Сроки выполнения: июнь

Форма отчетности: картотека диагностических заданий 

Методические указания и рекомендации: изучить предложенную литературу и интернет ресурсы по теме, разработать картотеку с диагностическими заданиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ОП.01 Основы коммерческой деятельности

Представлены методические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы для студентов специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" по ОП.01 Основы коммер...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Инженерная графика. 2 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №49. Рабочий чертеж по рабочему эскизу детали

Освоение правил построения и выполнениие построения рабочего чертежа детали. Построение аксонометрической проекции детали с вырезом передней четверти...

Методические рекомендации по выполнению практических работ МДК 01.01. Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.01.01Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 0301ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, М...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО МДК01.01 ОСНОВЫ СЛЕСАРНО-СБОРОЧНЫХ И ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Само...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся  в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...