МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 0301ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
учебно-методический материал

Грекина Татьяна Леонидовна

Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах», составлены в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;

2. Рабочей программой профессионального модуля;

3. Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

В результате освоения МДК Вы должны уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия (ОД) и с учетом особенностей возраста;
  • формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника

в соответствии с поставленными целями;

  • оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия

поставленной цели;

  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях ;
  • составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с

индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

  • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими

трудности в обучении;

  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
  • анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;


В результате освоения МДК Вы должны знать:

  • основы организации обучения дошкольников;
  • особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
  • структуру и содержание примерных программ дошкольного образования;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
  • приемы работы с одаренными детьми;
  • способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
  • диагностические методики для определения развития дошкольников;
  • требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
  • педагогические и гигиенические  требования к организации обучения на

занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;

  • виды документации, требования к ее оформлению;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umm_03.01._tooo._prakticheskie_raboty.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

Братский педагогический колледж

Т.Л. ГРЕКИНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

МДК. 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

для студентов, обучающихся по специальности

44.02.01. Дошкольное образование»

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ОЧНАЯ

БРАТСК, 2020

Содержание

Пояснительная записка

Раздел 1. Основы организации обучения дошкольников

Практическое занятие 1

Тема: Анализ ФГОС ДО, определение  содержания дошкольного образования целей и задач обучения и воспитания в системе дошкольного образования (по образовательным областям)

Практическое занятие 2

Тема: Образовательная область «Познавательное развитие». Основные цели и задачи познавательного развития. Содержание психолого-педагогической работы по разделам.

Практическое занятие 3

Тема: Заполнение таблицы «Задачи и содержание познавательного развития детей разного возраста». Определение усложнения содержания познавательного развития детей дошкольного возраста.

Практическое занятие 4

Тема: Сущность концепции развивающего обучения в ДО (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подъяков, В.И. Логинова, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина). Анализ концепций РО.

Практическое занятие 5

Тема: Составление аналитической таблицы  «Правила реализации основных дидактических принципов обучения детей дошкольного возраста»

Практическое занятие 6

Тема: Реализация принципов обучения при организации образовательного процесса в ДОУ (на примере организации режимных процессов)

Практическое занятие 7

Тема: Использование методов и приёмов обучения в образовательном  процессе ДОО (на примере организации режимных процессов)

Практическое занятие 8

Тема: Правила и приемы развития мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе. Понятие мотивации. Виды мотивации.

Практическое занятие 9

Тема: ПООП ДО и вариативные программы ДО, их особенности и назначение. Сравнение структуры и содержания программ.

Практическое занятие 10

Тема: Анализ конспекта прогулки на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО по реализации задач ОД через организацию основных видов деятельности дошкольника

Практическое занятие 11

Тема: Планирование (формулировка) задач к организации ОД по одной из образовательных областей (художественно-эстетическое развитие) с использованием программы  «От рождения до школы»

Практическое занятие 12

Тема: Составление памятки для анализа организации НОД

Практическое занятие 13

Тема: Общие рекомендации по планированию НОД. Формулировка целей, задач НОД. Определение формы организации детей на НОД.

Раздел 2. Методические основы организации образовательной деятельности дошкольников

Практическое занятие 14

Тема: Использование элементов игровой технологии и приёмов ТРИЗ в работе с дошкольниками

Практическое занятие 15

Тема: Проблема индивидуализации образовательного процесса в ДОО, пути её решения посредством ЛОТ.

Практическое занятие 16

Тема: Изучение опыта организации проектной деятельности дошкольников на основе анализа содержания статей журналов «Дошкольное воспитание»

Практическое занятие 17

Тема: Анализ видеоматериалов по организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Практическое занятие 18

Тема: Разработка макета проекта для работы с детьми (тема, вид по выбору студента

Практическое занятие 19

Тема: Использование технологии интеграции образовательных областей в ДОО.

Практическое занятие 20

Тема: Разработка конспекта организации НОД с использованием одной или нескольких образовательных технологий.

Практическое занятие 21

Тема: Анализ структуры и содержания адаптированной программы ДО, индивидуально-ориентированной программы обучения.

Практическое занятие 22

Тема: Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ, её организации

Практическое занятие 23

Тема: Разработка памятки для анализа развивающей предметно-пространственной среды группы на соответствие требованиям СанПИНов

Практическое занятие 24

Тема: Разработка и защита макета РППС одной из возрастных групп в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Практическое занятие 25

Тема: Составление психолого-педагогической характеристика на ребёнка по результатам освоения программы

4

6

6

6

7

8

9

10

10

11

11

12

13

13

14

14

15

16

16

17

17

19

25

25

25

26

26

Пояснительная записка

Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах», составлены в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;

2. Рабочей программой профессионального модуля;

3. Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

В результате освоения МДК Вы должны уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия (ОД) и с учетом особенностей возраста;
  • формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника

в соответствии с поставленными целями;

  • оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия

поставленной цели;

  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях ;
  • составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с

индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

  • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими

трудности в обучении;

  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
  • анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;


В результате освоения МДК Вы должны
знать:

  • основы организации обучения дошкольников;
  • особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
  • структуру и содержание примерных программ дошкольного образования;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
  • приемы работы с одаренными детьми;
  • способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
  • диагностические методики для определения развития дошкольников;
  • требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
  • педагогические и гигиенические  требования к организации обучения на

занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;

  • виды документации, требования к ее оформлению;

Практические занятия

МДК. 03.01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Практическая работа №1

Анализ ФГОС ДО, определение содержания дошкольного образования целей и задач обучения и воспитания в системе дошкольного образования (по образовательным областям)

Цель: закрепление и углубление знаний обучающихся о содержании дошкольного образования; умение анализировать ФГОС ДО

Приобретаемые умения и практический опыт: ОК 1, ОК 4, ПК 3.1

План.

  1. ФГОС ДО, общие положения;
  2. Основные образовательные области в образовательном процессе ДОО

Задания:

1. Проанализировать содержания ФГОС ДО, определить, цели и задачи стандарта;

2. Найти в ФГОС направления работы ДОО (5 образовательных областей)

3. Проанализировать задачи по каждой образовательной области, заполнить таблицу.

Образовательная область

Задачи

1

2

3

4

5

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. Внимательно проработать ФГОС ДО, определить его структуру;
  2. Проанализировать цели и задачи ФГОС ДО
  3. Заполнить таблицу «Образовательные области и их задачи». Таблица должна быть компактна, включать задачи каждой из пяти областей.

Практическая работа №2

Образовательная область «Познавательное развитие». Основные цели и задачи познавательного развития. Содержание психолого-педагогической работы по разделам.

Цель: углубление представлений обучающихся о содержании психолого-педагогической работы по разделам о/о «Познавательное развитие»

Приобретаемые умения и практический опыт: ПК 3.1, ОК 1.

План.

  1. Цели и задачи познавательного развития;
  2. Психолого-педагогическая работа по разделам познавательного развития.

Задания:

  1. Проанализировать образовательную область «Познавательное развитие», раскрыть основные цели, записать в тетрадь.

Порядок выполнения и методические рекомендации:

Познакомится с содержанием образовательной области в примерной образовательной программе «От рождения до школы», выписать в тетрадь задачи психолого-педагогической работы по каждому из разделов:

  1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  2. Формирование элементарных математических представлений;
  3. Ознакомление с социальным миром.
  4. Ознакомление с предметным окружением.
  5. Ознакомление с миром природы.

Практическая работа №3

Заполнение таблицы «Задачи и содержание познавательного развития детей разного возраста». Определение усложнения содержания познавательного развития детей дошкольного возраста.

Цель: формирование  умения определять усложнения содержания познавательного развития в соответствии с возрастом детей.

Приобретаемые умения и практический опыт: ОК 1, ОК 4, ПК 3.1

План.

  1. Цели и задачи познавательного развития в разных возрастных группах
  2. Усложнение содержания познавательного развития.

Задания:

  1. Изучить лекционный материал «Задачи и содержание познавательного развития в разных возрастных группах»
  2. Заполнить таблицу «Задачи и содержания познавательного развития детей в разных возрастных группах (раздел о/о на выбор студента)

Возрастная группа

Задачи и содержание познавательного развития

1 младшая (2-3г)

2 младшая (3-4г)

Средняя(4-5л)

Старшая (5-6л)

Подготовительная (6-7л)

Порядок выполнения и методические рекомендации:

Познакомится с разделами о/о «Познавательное развитие» в примерной образовательной программе «От рождения до школы», записать в таблице задачи и содержание психолого-педагогической работы по каждой возрастной группе.

Практическая работа №4

Сущность концепции развивающего обучения в ДО (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подъяков, В.И. Логинова, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина). Анализ концепций РО

Цель: изучение сущности развивающего обучения

Приобретаемые умения и практический опыт: ОК 1, ОК 4, ПК 3.1

План.

  1. Понятийный аппарат «развивающее обучение»
  2. Анализ концепций РО (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подъяков, В.И. Логинова, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина)

Задания:

  1. В предложенной литературе познакомиться с темой «Сущность концепции развивающего обучения», раскрыть понятие «развивающее обучение», ответить на вопросы:

- На каких положениях базируется теория развивающего обучения (цель, содержание, организация учебно-познавательной деятельности)?

  1. Рассмотреть и проанализировать концепции РО (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подъяков, В.И. Логинова, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина)
  2. Провести сравнительный анализ концепций развивающего обучения, заполнить таблицу.

Анализ концепций РО

Л.В. Выготский

В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина

Н.Н. Подъяков,

П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина

Цель

Задачи

Дидактические принципы обучения

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. Узнать, что означает развивающее обучение, цель
  2. В таблице «Анализ концепций» отобразить цель обучения, задачи обучения, дидактические принципы, найти отличии.

Практическая работа №5

Составление аналитической таблицы «Правила реализации основных дидактических принципов обучения детей дошкольного возраста»

Цель: формирование умение определять правила обучения в соответствии с принципами обучения детей дошкольного возраста.

Приобретаемые умения и практический опыт: ОК 1, ОК 4, ПК 3.1

План:

1. Принципы обучения и их особенности реализации в ДОУ

2. Правила реализации каждого принципа для дошкольного образования

Задание:

1. Заполнить таблицу «Характеристики классических принципов обучения».

Принцип обучения

Характеристика принципа

Правила обучения дошкольника

1.

1.

2.

3.

2.

3.

4.

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. На основе конспекта лекционного материала и учебной литературы изучить принципы обучения
  2. Охарактеризовать принципы обучения
  3.  Подобрать правила обучения дошкольника в соответствии с принципом

Практическая работа №6

Реализация принципов обучения при организации образовательного процесса в ДОО (на примере организации режимных процессов)

Цель: формирование умения определять отражение принципов обучения в режимных процессах

Приобретаемые умения и практический опыт:

План.

  1. Стихийное обучение в режимных моментах;
  2. Целенаправленное обучение в режимных моментах.
  3. Определение принципов обучения при организации режимных моментов

Задания:

  1. Проанализировать особенности стихийного обучения в режимных процессах особенности целенаправленного обучения в режимных моментах, заполнить таблицу.

Обучение в режимных процессах

стихийное обучение

целенаправленное обучение

  1. Найти отражение принципов обучения в режимных процессах на конкретных примерах

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. На основе предложенных учебных материалов рассмотреть и записать в таблице: особенности стихийного обучения; особенности целенаправленного обучения в режимных процессах;
  2. Проанализировать формы взаимодействия воспитателя и воспитанников в режимных процессах, определить реализацию принципов обучения в режимных процессах, привести пример.

Практическая работа №7

Использование методов и приёмов обучения в образовательном  процессе ДОО (на примере организации режимных процессов)

Цель: формирование представлений о методах и приемах

Приобретаемые умения и практический опыт: ОК 1, ОК 4, ПК 2.,.ПК 3.1

План:

  1. Методы обучения;
  2. Приемы обучения
  3. Методы и приемы обучения в режимных процессах

Задание:

  1.  Дать характеристику методам и приемам обучения в образовательном процессе ДОО
  2. Привести пример использования методов и приемов обучения в режимных процессах ДОО

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. На основе предложенных учебных материалов изучить тему методы и приемы обучения, дать им характеристику, подготовить конспект.
  2. Проанализировать методы обучения на примере режимных процессов.

Практическая работа №8

Правила и приемы развития мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе. Понятие мотивации. Виды мотивации

Цель: углублять и расширять представления обучающихся об использовании разнообразных методах, способах и средствах мотивации детей дошкольного возраста.

План:

1. Понятие мотивации в психологии и педагогике.

2. Приёмы мотивации обучения дошкольников.

3. Презентация сообщения на тему «Правила и приемы развития мотивации детей дошкольного возраста к обучению».

Задания:

  1. Раскрыть сущность понятия «мотивация» в психологии и педагогике.
  2. Дать характеристику приёмам  мотивации обучения применительно к дошкольному возрасту.
  3. Защитить презентацию - сообщение на тему «Правила и приёмы развития мотивации детей дошкольного возраста к обучению»

Порядок выполнения и методические рекомендации:

Оформление презентации

Оформляйте текст и заголовки разных слайдов в одном стиле.

Следите за тем, чтобы текст не сливался с фоном, учитывайте, что на проекторе контрастность будет меньше, чем у вас на мониторе.

Лучший фон – белый (или близкий к нему), а лучший цвет текста – черный (или очень тёмный нужного оттенка).

Размер шрифта для заголовка слайда должен быть не менее 24, а лучше от 32 и выше. Размер шрифта для основного текста лучше выбрать от 24 до 28 (зависит от выбранного типа шрифта). Менее важный материал (дополнения и примечания) можно оформить шрифтом от 20 до 24.

Постарайтесь подобрать подходящие изображения (фотографии, графики, схемы и т.д.). Помните, что презентация должна быть наглядной, а изображения значительно повышают наглядность. Только не переусердствуйте, изображения должны сменяться текстом.

Практическая работа № 9

ПООП ДО и вариативные программы ДО, их особенности и назначение. Сравнение структуры и содержания программ.

Цель: знакомство со структурой и содержанием примерных и вариативных программ дошкольного образования

Приобретаемые умения и практический опыт:

План:

  1. Образовательные программы и их назначение
  2. Структура и содержание ПООП ДО
  3. Структура и содержание вариативных программ

Задания:

  1. Заполнить таблицу структуры и содержание разделов ПООП;
  2. Проанализировать направления вариативных программ ДО, сравнить структуру с ПООП ДО.

Разделы

Содержание

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. В предложенной литературе познакомиться с назначением образовательных программ.
  2. Проанализировать структуру ПООП ДО
  3. Заполнить таблицу
  4. Сравнить структуры программ

Практическая работа № 10

Анализ конспекта прогулки на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО по реализации задач ОД через организацию основных видов деятельности дошкольника

Цель: формировать умение самостоятельно проводить анализ конспекта прогулки с опорой на схему, самостоятельно разрабатывать рекомендации

Приобретаемые умения и практический опыт: ПК 2.1., ПК 2.,.ПК 3.1, ОК 1, ОК 4,

План:

  1. Требования к конспекту
  2. Анализ конспекта прогулки.
  3. Рекомендации

Задания:

  1. Проанализировать конспект по схеме в тетради;
  2. Разработать рекомендации по повышению эффективности реализации задач ОД  во время прогулки

Порядок выполнения и методические рекомендации:

Внимательно изучить конспект, проанализировать в соответствии с памяткой по планированию прогулки , определить соответствие целей и задач прогулки его содержанию, соответствию возраста детей, организацию разных видов деятельности.

Практическая работа № 11

Планирование (формулировка) задач к организации ОД по одной из образовательных областей (художественно-эстетическое развитие)

с использованием программы «От рождения до школы»

Цель: формировать умение определять цели и задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями.

Приобретаемые умения и практический опыт: ПК 3.1

План:

  1. Требование ФГОС ДО к целеполаганию;
  2. Формулировка задач к ОД

Задание:

  1. Изучить требования ФГОС ДО к целеполаганию
  2. Сформулировать цель и задачи к ОД (художественно-эстетическое развитие)

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. Внимательно изучить требования к постановке цели и задач, сделать краткие записи в тетради.
  2. В предложенных конспектах ОД (художественно-эстетическое развитие) исходя из содержания сформулировать цель и задачи занятия

Литература:

1.        Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

2.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. Пособие для студентов сред. Пед.учебн. заведений. 4-е изд., стер. – М., Академия, 2002.

Практическая работа № 12

Составление памятки для анализа организации НОД.

Цель: закрепить представление о проектировании НОД и умения анализировать занятия с детьми дошкольного возраста

План:

  1. Современное занятие в ДОО (партнерская форма)
  2. Структурные элементы занятия
  3. Требования к структурным элементам
  4. Составление памятки

Задание:

  1. Проанализировать партнерскую форму организации НОД найти отличи от школьно-урочной формы;
  2. Из конспектов лекционных занятий вспомнить структурные элементы занятия (организационно-мотивационный, основной и рефлексивный)
  3. Разработать и составить памятку анализа НОД в соответствии с современными требованиями к НОД

Методические рекомендации:

  1. В памятке отразить требования к целеполаганию, всех этапов НОД, планируемому результату, методы, формы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия; дифференциация заданий, условия выбора, способы организации.

Практическая работа № 13

Общие рекомендации по планированию НОД. Формулировка целей, задач НОД. Определение формы организации детей на НОД.

Цель: формирование умений проектировать НОД, определять цели и задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника

План:

  1. Этапы проектирования  НОД;
  2. Формулировка цели и задач образовательной деятельности

Задание:

  1. Изучить предложенную литературу определить и записать в тетрадь этапы конструирования НОД
  2. Выбрать и определить тему занятия определить ее цель и задачи, формы организации детей

Методические рекомендации:

Этапы проектирования

1.определить тему, цели, тип и структуру занятия и его место в реализации ООП дошкольного образования для Вашей возрастной группы;

2. отобрать образовательный  материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы  с детской группой);

3. выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и воспитателя на всех этапах занятия;

4. продумать содержание, объем и форму заданий для фронтальной, совместной подгрупповой и индивидуальной работы;

5. определить планируемые результаты образовательной деятельности с детьми;

6. продумать форму подведения итогов занятия, рефлексию занятия.

7. продумать оптимальный темп совместной образовательной деятельности, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Практическая работа № 14

Использование элементов игровой технологии и приёмов ТРИЗ в работе с дошкольниками.

Цель: формирование представлений об образовательной технологии ТРИЗ, ее  задачах в развитии воспитании и обучении детей дошкольного возраста

План:

  1. ТРИЗ технология ее сущность
  2. Методы ТРИЗ технологии в ДОО
  3. Принципы построения занятий по ТРИЗ

Задание:

  1. Изучить сущность ТРИЗ технологии
  2. Заполнить таблицу «Методы ТРИЗ»
  3. Изучить принципы построения занятий по ТРИЗ

«Методы ТРИЗ»

Название метода ТРИЗ

Сущность метода

1.Метод «Мозгового штурма»

2.Метод каталога

3

4

5

6

7

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. В предложенной литературе изучить сущность ТРИЗ технологии, записать определение и основные задачи в тетрадь;
  2. Кратко дать определения методам ТРИЗ, заполнить таблицу;
  3. В предложенных источниках проанализировать принципы построения занятия по ТРИЗ, записать в тетрадь.

Практическая работа № 15

Проблема индивидуализации образовательного процесса в ДОО, пути её решения посредством ЛОТ.

Цель: ознакомление с современными проблемами образовательного процесса, делать сравнительный анализ индивидуализации и индивидуального подхода образовательного процесса.

План:

  1. Индивидуальный подход и индивидуализация образовательного процесса;
  2. Личностно-ориентированная технология в ДОО

Задания:

  1. Сделать сравнительный анализ индивидуального подхода и индивидуализации образования, заполнить таблицу;
  2. Изучить сущность ЛОТ, Определить критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые  помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Индивидуальный подход в образовании

Индивидуализация образования

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. В предложенной литературе и лекционных конспектах внимательно изучить и охарактеризовать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация образования» подготовить конспект, сделать сравнительный анализ
  2. Изучить сущность личностно-ориентированной технологии, подготовить конспект

Практическая работа № 16

Изучение опыта организации проектной деятельности дошкольников на основе анализа содержания статей журналов «Дошкольное воспитание»

Цель: формировать умения анализировать опыт педагогов ДОО в организации проектной деятельности дошкольников

План:

  1. Отбор статей журналов «Дошкольное воспитание»
  2. Особенности организации проектной деятельности

Задание:

  1. В предложенных журналах «Дошкольное воспитание» отобрать статьи на тему «Методы проектов»
  2. Проанализировать опыт работы педагогов ДОО;
  3. Определить работу педагогов на каждом этапе проекта.

Порядок выполнения и методические рекомендации: анализируя опыт работы педагогов ДОО определить

  1. Виды и примерная тематика проектов в ДОУ;
  2. Соблюдение основных требований к использованию метода проектов.

Практическая работа № 17

Анализ видеоматериалов по организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формировать умение осуществлять анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

План:

  1. Опыт работы педагогов ДОО в организации проектной деятельности (просмотр видеоматериала)
  2. Анализ опыта работы.

Задания:

  1. По ходу просмотра видеоматериала, определить тему проекта, тип проекта, цель проекта, работу участников проекта на всех этапах
  2. Дать практические рекомендации

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1.  В тетради для практических работ записать алгоритм организации проекта, цель, тему, роль воспитателя на всех этапах проекта
  2. На основе лекционного материала написать практические рекомендации к реализации проекта.

Практическая работа № 18

Разработка макета проекта для работы с детьми

Цель: формирование умения разрабатывать макет детско-родительского проекта.

План:

  1. Структурные элементы проекта
  2. Составление макета проекта

Задание: разработать модель детско-родительского проекта

Порядок выполнения и методические рекомендации: на основе лекционного материала, памяток к разработке проекта, разработать модель краткосрочного проекта (выбор возрастной группы, темы в рамках каких  образовательных областей по желанию студента).

Практическая работа № 19

Использование технологии интеграции образовательных областей в ДОО.

Цель: формирование представлений о современных подходах к организации интегрированных занятий с детьми;

План:

  1. Интеграция образовательных областей в современном педагогическом процессе ДОУ
  2. работа с таблицей «Технологическая матрица организации интеграционных занятий в ДОУ»

Задание:

  1. В предложенных материалах изучить тему «Технология интеграции образовательных областей», проанализировать специфику технологии.
  2. Познакомиться с таблицей, сравнить комплексное занятие и интегрированное

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности

при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

Содержание

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Задачи

Решается одна основная

задача

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкаль ной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

занятие.

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

• Обобщающее занятие.

• Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить доминирующую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие задачи

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

• словесные

• наглядные

• практические

• проблемные

• словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,«как ты узнал?» и т.д.);

• наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

• практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

• проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности)

Практическая работа № 20

Разработка конспекта организации НОД с использованием одной или нескольких образовательных технологий.

Цель: формирование умения составлять технологические карты занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

План:

  1. Этапы конструирования НОД
  2. Составление технологической карты

Задание:

  1. Вспомнить этапы проектирования НОД, современные требования к НОД в соответствии с ФГОС ДО
  2. Изучить рекомендации проектирования технологической карты занятия. Составить технологическую карту занятия

Методические рекомендации:

Этапы конструирования образовательного предложения (занятия)

  1. определить тему, цели, тип и структуру занятия и его место в реализации ООП дошкольного образования для Вашей возрастной группы;
  2. отобрать образовательный  материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы  с детской группой);
  3. выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и воспитателя на всех этапах занятия;
  4. продумать содержание, объем и форму заданий для фронтальной, совместной подгрупповой и индивидуальной работы;
  5. определить планируемые результаты образовательной деятельности с детьми;
  6. продумать форму подведения итогов занятия, рефлексию занятия.
  7. продумать оптимальный темп совместной образовательной деятельности, то есть рассчитать время на каждый его этап

Пример заполнения технологической карты

совместной образовательной деятельности

с детьми

Тема занятия

Тема занятия формулируется в соответствии с планом организации образовательной деятельности ДОУ (см.задачи ООП). Необходимо помнить, что в формулировке темы занятия необходимо отразить дидактическую единицу. (Например: Весна-Красна. Составление рассказа по серии сюжетных картинок)

Культурная практика

Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. В графе можно выбрать и вписать вид детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд и самообслуживание, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная. На занятии должна быть одна культурная практика, которая будет диктовать методику занятия.

Культурно-смысловой контекст

Отражает смысл и содержание деятельности ребенка. Примеры КСК по Коротковой Н.А.: изготовление атрибутов/предметов для игры/познавательно-исследовательской деятельности, создание произведений для собственной художественной выставки, создание коллекций, изготовление коллекций/подарков, создание книг/макетов, проведение экскурсий, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов и т.д.

Отвечает на вопрос: «Для чего это нужно воспитаннику?»

(Например рассказать Незнайке о Весне)

Цель

Формулируется в зависимости от темы. При ее формировании необходимо учитывать принципы ФГОС ДО (п. 1.4. принцип 3, 6,7): формируем познавательный интерес, познавательные действия (умения), приобщение к нормам, традициям.

Формула: Цель = что формируем + через что + в какой деятельности. (Например: овладение умением составлять связный рассказ через использование сюжетных картинок в коммуникативной деятельности)

Задачи

Обучающие, развивающие и воспитательные либо образовательные. Задачи – это последовательность этапов занятия. Количество задач = количеству этапов занятия = количеству планируемых результатов.

Фраза-подсказка: «Вместе с детьми»

(Пример: узнать, почему весна называют Красна; определить и называть признаки весны; находить и подбирать новые слова, подходящие к слову «весна»; упражняться в составлении связного рассказа по серии сюжетных картин; осознавать важность заботливого отношения к природе)

Оборудование

Этапы

Деятельность педагога

Методы, приемы

Деятельность обучающихся

Указывается вид деятельности

Планируемые результаты

 «В результате обучающиеся смогут….»

Мотивационный

3 типа мотивации:

  • игровая мотивация (помощь сказочному персонажу) 3-5 лет;
  • мотивация общения в условиях помощи взрослому 4-6 лет «Кто мне поможет?»;
  • мотивация личной заинтересованности: «Кто хочет научиться, узнать, сделать» 6-7 (8) лет;
  • может выступать культурно-смысловой контекст

Сформулировать детскую цель занятия (написать какую)

Пример: составить рассказ для Незнайки о Весне-Красне

Основной

На этом этапе решаются поставленные образовательные задачи

Воспитатель должен (ФГОС ДО п 3.2.1)

Обеспечить детям возможность выбора:

 - материалов;

 - партнера по деятельности;

 - способа деятельности;

 - сложности заданий;

 - набор познавательных действий

Отражает поэтапное решение поставленных задач

В середине занятия проводится физминутка

Загадывание загадок, чтение худ.слова, беседы с использованием дидактических вопросов: что это? Для чего? Откуда? Зачем? Что нужно сделать? Как можно сделать? В чем причина? Что общего? Чем похожи?  И т.д

Дидактические игры

Создание условий для самостоятельного выполнения упражнения, изготовления, рисования и т.д

Предложить один или несколько вариантов решения проблемы…

Отражают решение поставленных образовательных задач (как в задачах)

1. Назвать одну или несколько причин почему весну называют Красна

2.Назвать один или несколько признаков весны

3.Запомнить и назвать одно или несколько новых слов подходящих к слову «весна»

4. Составить рассказ о весне

Рефлексивный –

  •  

акцентирующая ситуация (педагог направляет внимание ребенка на то, что он уже сделал (было вот так…, а стало так.. Что изменилось? Почему? Что ты сделал для этого? Как ты сделал?);

ситуация осознания (Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается?);

ситуация обобщения (Как ты думаешь, если мы повторим, получится то же самое? Так всегда бывает? Почему так получается?

Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели

Практическая работа № 21

Анализ структуры и содержания адаптированной программы ДО, индивидуально-ориентированной программы обучения.

Цель: формирование представлений с особенностями разработки адаптированных образовательных программ в образовательных организациях

План:

  1. Требования ФГОС ДО к адаптивным образовательным программам;
  2. Примерные направления работы
  3. Структура адаптивной образовательной программы.

Задание:

  1. Проанализировать ФГОС ДО, найти требования к адаптивным образовательным программам;
  2. На основе предложенного материала проанализировать структуру адаптивной образовательной программы, сделать конспект

Порядок выполнения и методические рекомендации:

  1. Внимательно изучить требования ФГОС ДО к адаптированным программам обучения
  2. В предложенных учебных материалах изучить направления работы по адаптации образовательной программы для детей с ОВЗ
  3. Проанализировать структуру программы

Практическая работа № 22

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ, её организации

Цель: изучение требований к РППС в ДОУ

План:

  1. Понятие РППС
  2. Функции РППС
  3. Требования ФГОС ДО к РППС

Задание:

  1. В предложенной литературе изучить понятие РППС;
  2. Записать в тетрадь функции РППС
  3. Изучить  требования ФГОС ДО к РППС

Методические рекомендации: внимательно изучить предложенные материалы и документы, в тетради записать понятие РППС, функции. Изучить требования ФГОС ДО к РППС записать все требования в тетрадь.

Практическая работа № 23

Разработка памятки для анализа развивающей предметно-пространственной среды группы на соответствие требованиям СанПиНов

Цель: изучение требований СанПиН к РППС;

План:

  1. Требования СанПиН
  2. Разработка памятки

Задание:

  1. В СанПин изучить требования к РППС
  2. Разработать и составить памятку «Соблюдение основных требований СанПиНа при организации развивающей предметно пространственной среды»

Методические рекомендации:

Как написать памятку.

Памятка - совет, в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно.

  1. разрабатывая памятку, всегда задавайте себе вопросы: чего я хочу добиться? что люди должны понять в результате? какие действия они должны предпринять?
  2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлекает от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
  3. Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения – краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудно различимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые термины лучше объяснять. Текст лучше представить на проверку нескольким читателям, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.

Практическая работа №24

Разработка и защита макета РППС одной из возрастных групп в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Цель: демонстрация умения проектировать РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО

План:

  1. Разработка макета  РППС
  2. Защита макета в соответствии 6 критериям ФГОС ДО

Задание:

  1. На основе плана к проектированию РППС схематично на листе формата А 3 изобразить модель РППС (возрастная группа по желанию студента)
  2. Защитить макет в соответствии с требованиями ФГОС ДО к РППС

Методические рекомендации:

Макет – модель объекта в уменьшенном масштабе  или в натуральную величину, предназначен для представления объекта.

В модели отразить детские центры не по принципу жесткого зонирования.

Практическая работа №25

Составление психолого-педагогической характеристика на ребёнка по результатам освоения программы.

Цель: формирование умений составлять на ребенка психолого-педагогическую характеристику по результатам освоения программы

План:

1.Структурные элементы характеристики

2. План написания

3. Анализ готовой характеристики

4. Написание психолого-педагогической характеристики.

Задание: на основе образца написать психолого-педагогическую характеристику на ребенка по результатам освоения программы

Методические рекомендации:

Психолого-педагогическая характеристика это официальный документ. Человек работающий над написанием характеристики должен руководствоваться ООП ДО.

Документ пишется по примерному плану:

1 Общие данные о дошкольнике

2. Физическое развитие

3. Общение с другими детьми

4. Отношение к трудовой деятельности

5. Особенности познавательной сферы

6. Общие и специфические способности

7. Темперамент

  1. Преобладающие черты характера
  2. Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.- 352с

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.- 464 с

Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 496 с. —

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. Пособие для студентов сред. Пед.учебн. заведений. 4-е изд., стер. – М., Академия, 2002.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.-464с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности

по программе подготовки специалистов среднего звенапо специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОГСЭ.01 Основы философии

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика»  по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.01 ОСН...

Инженерная графика. 2 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №49. Рабочий чертеж по рабочему эскизу детали

Освоение правил построения и выполнениие построения рабочего чертежа детали. Построение аксонометрической проекции детали с вырезом передней четверти...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.01.01 "Организация коммерческой деятельности

Методические рекомендации к выполнению практических  работ по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности» предназначены для студентов по специальности 3...

Методические рекомендации по выполнению практических работ МДК 01.01. Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.01.01Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образ...