Главные вкладки

    Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
    учебно-методический материал на тему

    Грязнова Зульфия Хабибрахмановна

    Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное

    учреждение Иркутской области

    «Ангарский педагогический колледж»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    к проведению практических занятий по междисциплинарному курсу

       «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

    для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

    Ангарск, 2014 г.


    Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05.  «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» составлены в соответствии с ФГОС СПО специальности 050144 «Дошкольное образование».

    Составила: Грязнова З.Х. , преподаватель

     Слободчикова Елена Викторовна преподаватель высшей квалификационной категории, магистр педагогических наук.

    Пояснительная записка

    Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО специальности 050144 «Дошкольное образование» и предназначены для организации практических занятий  по междисциплинарному курсу «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом».

    Профессиональная компетентность будущих специалистов в области музыкального воспитания детей предполагает их готовность к овладению практическим опытом организации музыкальных видов деятельности, направленных на развитие развития общей музыкальной культуры и художественно-эстетическое развитие ребенка. Практические занятия способствуют овладению студентами профессиональных и общих компетенций:

    ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

    ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

    ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

    ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

    С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями  обучающиеся в ходе практических занятий должны уметь:

    • организовывать детский досуг;
    • осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
    • петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать;
    • анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений.

    Методические  рекомендации содержат следующие разделы: пояснительную записку, в которой представлены задачи практических занятий, выделены общие и профессиональные компетенции, формируемые в процессе проведения практических занятий; содержание практических занятий в виде последовательных заданий, с подробными инструкциями к выполнению, приложения.

    Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование»; преподавателей МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом».

    Тема 5.2.  Виды и формы  детской музыкальной деятельности.

    Занятие 1. Слушание произведений: контрастных одного жанра; контрастных по характеру, но имеющих сходные названия. Составление характеристик эмоционально-образного содержания музыки. Анализ музыкальных произведений.

    Цель: определять настроение и характер контрастных произведений, понимать эмоционально-образное содержание музыки; выполнять анализ музыкального произведения.

    Формируемые компетенции:  ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Художественный образ в музыке
    • Жанры музыкальных произведений
    • Средства музыкальной выразительности
    1. Слушание произведений контрастных одного жанра, определение характера произведения:
    • «Вальс» И.Штраус
    • «Лирический вальс» А.С.Грибоедов
    • «Вальс шутка» Д.Шостакович
    1. Слушание произведений контрастных по характеру, но имеющих сходные названия:
    • «Шарманка» Д.Шостакович
    • «Шарманщик поет» П.И.Чайковский
    1. Выполнить задание:
    • Определить характер музыкальных произведений;
    • Выделить художественный образ музыкальных произведений;
    • Выполнить сравнение художественных образов и характера произведений.
    1. Составление характеристик эмоционально-образного содержания музыки.
    • На основе словаря эмоционально – образного содержания музыки (О.П.Радынова) составить характеристику музыкального произведения (на выбор студента)
    1. Анализ музыкального произведения «Осенняя песнь» П.И.Чайковский:
    • Определить жанр произведения.
    • Дать характеристику музыкальной форме.
    • Охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения (характер, художественный образ)
    • Какое настроение создает данное произведение.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Умеют точно определять характер музыкального произведения.
    • Дают сравнительную характеристику разным произведениям.
    • Характеристика полная и отражает эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
    • Анализ произведения полный, глубокий.

    Литература.

    О.П. Радынова Музыкальное воспитание дошкольников с. 142

    Занятие 2. Составление аннотаций на сборники песен для дошкольников. Анализ содержания.

    Цель: формировать умения ориентироваться в детском песенном репертуаре, давать оценку соответствия содержания сборников песен программным требованиям.

     Формируемые компетенции:  

    План проведения занятия: ОК 2, ОК 4

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Требования песенному репертуару для детей дошкольного возраста.
    1. Составление аннотации на сборник песне для детей дошкольного возраста:
    • Кратко изложить тематический подбор песен,
    • Для детей какого возраста можно использовать,  
    • Песни каких композиторов использованы?
    1. Выполнение анализ содержания сборника:
    • Название сборника
    • Структура
    • Песни каких композиторов включены в сборник
    • Тематическое содержание песен
    • Соответствие требованиям к репертуару детских песен
    • Художественное содержание песен

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    1. Аннотация кратко раскрывает основное содержание сборника.
    2. Вопросы для анализа раскрыты полностью.

    Литература.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания, с. 133

    Занятие 3. Разучивание  коммуникативного танца с опорой на аудиозапись.

    Цель: овладевать практическими навыками исполнения коммуникативных танцев, использования методов и приемов разучивания с детьми.

     Формируемые компетенции:  ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы:
    • Значение коммуникативных танцев.
    • Методика разучивания коммуникативных танцев в дошкольном возрасте.
    1. Прослушивание аудиозаписи коммуникативного танца
    2. Последовательное разучивание движений танца
    3. Исполнение коммуникативного танца с музыкой.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Ритмичность исполнения
    • Точность движений
    • Выразительность движений.

    Литература.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания.

    Занятие 4. Составление конспектов занятий по  обучению дошкольников игре на шумовых инструментах.

    Цель: овладевать практическими умениями определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства процессом обучения дошкольников игре на шумовых инструментах

    Формируемые компетенции:  ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы:
    • Характеристика музыкальных инструментов
    • Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
    • Этапы разучивания музыкального произведения в исполнении шумового оркестра
    1. Разучивание произведения в исполнении шумового оркестра.
    2. Составление конспекта

    Задания для студентов:

    1. Составить конспект по обучению дошкольников игре на шумовых инструментах

    Цель:

    Оборудование:

    Репертуар:

    Ход:

    Части занятия

    Методические указания (описание методов и приемов обучения).

    Оборудование

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Конспект составлен в соответствии с требованиями
    • Точно и грамотно определена цель
    • Методы и приемы соответствуют поставленной цели
    • Соблюдена структура занятия

    Литература.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания.

    Занятие 5. Презентация конспектов музыкально – тематических занятий по темам «Тембр в музыке» или «Регистры» в группах старшего дошкольного возраста.

    Цель: овладевать практическими умениями планирования музыкального занятия; проводить фрагмент занятия.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Типы музыкальных занятий
    • Структура музыкально- тематического занятия
    1. Составление конспекта музыкально- тематического занятия по темам «Тембр в музыке» или «Регистры» в группах старшего дошкольного возраста.

    3. Презентация конспекта:

    • Назвать задачи занятия
    • Кратко раскрыть содержание занятия с использованием методов и приемов
    • Продемонстрировать фрагмент проведения занятия

    Задания для студентов:

    1. Разработайте конспект музыкально- тематического занятия по темам «Тембр в музыке» или «Регистры» в группах старшего дошкольного возраста.

              Программные задачи:

    Оборудование:

    Репертуар:

    Ход:

    Части занятия

    Методические указания (описание методов и приемов обучения).

    Оборудование

    1. Подготовьте и проведите презентацию конспекта:
    • Назвать задачи занятия
    • Кратко раскрыть содержание занятия с использованием методов и приемов
    • Продемонстрировать фрагмент проведения занятия

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Конспект составлен в соответствии с требованиями
    • Точно и грамотно определена цель и соответствует теме занятия
    • Методы и приемы соответствуют поставленной цели
    • Соблюдена структура занятия
    • Студент владеет и применяет методы и приемы музыкального воспитания

    Литература.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания.

    Занятие 6. Составление и презентация проектов создания музыкального уголка в группах.

    Цель: овладевать практическими умениями создания предметно - развивающей среды в обрасти музыкального воспитания

     Формируемые компетенции:  ПК 5.2, ОК 1, ОК4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Содержание музыкального уголка.
    • Требования к организации музыкального уголка в группе.
    1. Распределение на 4 группы
    2. Составление проектов музыкального уголка в разных возрастных группах (работа в группах)
    3. Время выполнения 50 минут
    4. Презентация проектов

    Задания для работы в группах:

    1. Продумайте и смоделируйте музыкальный уголок в одной возрастной группе.
    2. Подготовьте и проведите презентацию уголка:
    • Содержание музыкального уголка в конкретной возрастной группе
    • Представление макета музыкального уголка.
    • Ответы на вопросы.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Макет эстетично оформлен.
    • Содержание соответствует требованиям музыкального уголка в группе
    • Выполнение на творческом уровне
    • Мотивированно отстаивает свою позицию.

    Литература.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания.

    Тема 5.3  Организация праздничных утренников в дошкольном образовательном учреждении.

    Занятие 1. Составление сценария праздника в форме «Затейничество» в младшей группе и проведение фрагментов праздника.

    Цель: овладевать практическими умения планирования и составления сценария праздника, проведения фрагмента праздника.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ПК2.6., ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Характеристика форм организации праздников в ДОУ
    • Сценарий праздника
    • Требования к организации праздника
    1. Распределение на 3 группы.
    2. Составление сценария праздника в форме «Затейничество» в младшей группе (работа в группах)
    3. Проведение фрагмента праздника

    Задания для работы в группах:

    1. Определите тему праздника
    2. Разработайте сценарий праздника в форме «Затейничества»

    Цель:

    Репертуар:

    Оборудование:

    Роли:

    Ход:

    1. Проведите фрагмент праздника.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Сценарий составлен в соответствии с требованиями
    • Соблюдена структура праздника
    • Подбор номеров соответствует программным требованиям
    • Студенты владеют методикой организации праздников в ДОУ

    Литература.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания.

    Занятие 2. Подготовка картотеки сюрпризных моментов на празднике для детей младшего дошкольного возраста.

    Цель: овладевать навыками составления картотеки сюрпризных моментов, осуществлять поиск информации и оформления в виде картотеки.

     Формируемые компетенции:  ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Методика использования сюрпризных моментов на празднике
    1. Выполнения подбора сюрпризных моментов
    2. Оформление картотеки

    Задания для студентов:

    1. Подберите 10 сюрпризных моментов для использования на праздниках в разных возрастных группах.
    2. Составьте картотеку в соответствии с требованиями:
    • Количество 10 карточек
    • Карточки одного размера
    • На одной карточке 1 сюрпризный момент
    • Карточки оформить в подписанный конверт:

    Картотека сюрпризных моментов для праздников

    Составила студентка ___________________

    Специальность________________________

    Курс ____________группа ______________

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Картотека оформлена в соответствии с требованиями
    • Сюрпризные моменты подобранны для разных возрастных групп.

    Литература.

    Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

    Занятие 3. Разработка и презентация фрагментов праздников «Затейничество» и «Фольклорный праздник».

    Цель: овладевать практическими умения планирования и составления сценария фрагмента праздника «Затейничество» и «Фольклорный праздник», проведения фрагмента праздника.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Характеристика форм организации праздников в ДОУ «Затейничество» и «Фольклорный праздник».
    1. Распределение на 2 группы
    2. Составление сценария праздника в форме «Затейничество» и «Фольклорный праздник» (группа на выбор).
    3. Проведение фрагмента праздника

    Задания для работы в группах:

    1. Определите тему праздника, возрастную группу
    2. Разработайте сценарий праздника в форме «Затейничества» или «Фольклорный праздник»

    Цель:

    Репертуар:

    Оборудование:

    Роли:

    Ход:

    1. Проведите фрагмент праздника.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Сценарии составлен в соответствии с требованиями
    • Соблюдена структура праздника
    • Подбор номеров соответствует программным требованиям
    • Студенты владеют методикой организации праздников в ДОУ

    Литература.

    О.П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» с.171

    Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

    Тема 5.4 Развлечения в дошкольном образовательном учреждении.

    Занятие 1. Разработка тематического плана развлечений (на учебный год) для  одной из возрастных групп.

    Цель: овладевать практическими навыками планирования развлечений одной возрастной группе.

    Формируемые компетенции:  ПК 1, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Требования к планированию развлечений
    1. Составление плана развлечений в конкретной возрастной группе.

    Задания для студентов:

    1. Составьте план развлечений на 1 год (группа на выбор)

    Месяц

    Тема развлечения

    Форма организации

    Цель

    Участники

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Составленный план соответствует требованиям
    • Тематика соответствует возрасту детей.

    Литература.

     «Методика  музыкального воспитания в детском саду» под.  ред. Н.А. Ветлугиной, с.232

    Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

    Занятие 2. Составление конспекта развлечения с участием взрослых.

    Цель: способствовать овладению студентами навыками составления конспекта развлечения с участием взрослых.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Виды развлечений в ДОУ
    • Формы развлечений в ДОУ
    • Методика организации развлечений в ДОУ

    2. Составление конспекта развлечения с участием взрослых.

    Задания для студентов:

    1. Составьте конспект развлечения с участием взрослых в соответствии с требованиями:

    Цель:

    Репертуар:

    Оборудование:

    Роли:

    Ход:

    Критерии оценки качества выполнения заданий:

    • Конспект составлен в соответствии с требованиями
    • Соблюдена структура развлечения
    • Подбор номеров соответствует программным требованиям

    Литература.

    О.П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» с.171

    Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

    Занятие 3. Составление развлечения с использованием технических средств и  

    рекомендаций к его проведению.

    Цель: формировать умение планировать развлечение с использованием технических средств.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Требования к использованию технических средств
    • Использование технических средств в процессе проведения развлечений.
    1. Составление конспекта развлечения с использованием технических средств.

    Задания для работы студентов:

    1. Составьте конспект развлечения с использованием технических средств (мультимедийной аппаратуры, аудиоплеера и т.п.)
    2. Разработайте рекомендации  по использованию технических средств в процессе проведения развлечений.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Конспект составлен в соответствии  с требованиями
    • Рекомендации подробно составлены, содержательно насыщены.

    Литература.

    О.П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» с.171

    Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

    Занятие 4. Разработка сценария концерта, посвящённого юбилейной дате (поэта или композитора) и рекомендаций к его проведению.

    Цель: способствовать овладению студентами практических умений разработки сценария развлечения 

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Методика организации концертов в ДОУ
    • Требования с составлению сценария  развлечения
    1. Разработка сценария концерта посвящённого юбилейной дате (поэта или композитора)
    2. Составление рекомендаций к проведению концерта.

    Задания для студентов: 

    1. Определите тему развлечения
    • Подберите материал для развлечения
    • Составьте сценарий концерта в соответствии с требованиями:

    Тема

    Цель

    Репертуар

    Оборудование

    Ход:

    1. Составьте рекомендации по проведению концерта, посвящённого юбилейной дате.
    • Место проведения
    • Участники развлечения
    • Подготовка к проведению
    • Подготовка атрибутов и оборудования.
    • Проведение развлечения

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Сценарий составлен в соответствии с требованиями
    • Рекомендации составлены полно и содержательно.

    Литература.

    О.П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» с.171

    Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

    Тема 5.5  Методы и принципы театрально-игровой деятельности на занятиях и вне занятий в ДОУ.

    Занятие 1. Наблюдение и анализ видеозаписи одного из творческих занятий в ДОУ.

    Цель: развивать умение наблюдать и анализировать проведение различных форм организации театрально-игровой деятельности в ДОУ.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ПК 2.7, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Характеристика творческих занятий в ДОУ
    • Структура творческого занятия
    • Методика организации театрализованной деятельности
    1. Наблюдение проведения творческого занятия (видеозапись)
    2. Составление анализа просмотренного занятия.

    Задания для студентов:

    1. Пронаблюдайте и составьте анализ проведения творческого занятия

    Вопросы для анализа

    Анализ

    Рекомендации

    1. Реализация основных задач развития театрализованной деятельности.

    2. Подготовка воспитателя

    3. Структура занятия

    4. Использование методов и приемов руководства театрально- игровой  деятельностью

    5.Речь педагога, эмоциональность, образность, грамотность.

    6. навыки детей

    7. Общая оценка занятия

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Анализ полный и содержательный, содержит оценку используемым методам и приемам руководства театрально-игровой деятельностью детей.

    Литература.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания, с.222.

    Занятие 2. Составление плана учебного занятия с использованием игр и элементов театра

    Цель: способствовать овладению обучающимися планированием творческих занятий, направленных на развитие театральных навыков детей

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Характеристика творческих занятий
    • Структура творческого занятия
    • Содержание творческого занятия
    • Методика проведения игр и элементов театра.
    1. Составление учебного занятия с использованием игр и элементов театра. (группа на выбор)

    Задания для студентов:

    1. Определите тему занятия в соответствии с возрастом
    2. Подберите игры и элементы театра
    3. Разработайте конспект учебного занятия с играми и элементами театра:

    Тема

    Цель

    Оборудование

    Ход занятия:

    Части занятия

    Содержание

    Методические указания

    Оборудование

    примечание

    I. Введение в тему, создание интереса

    II.Театрализованная деятельность (разные формы)

    III. эмоциональное заключение

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Конспект составлен в соответствии с требованиями
    • Подбор методов и приемов соответствует возрасту.

    Литература.

    Т.И. Петрова Театрализованные игры в детском саду.

    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания.с.222

    Занятие 3. Подбор и апробация заданий, выполняемых на сцене и развивающие умение  управлять  своим  вниманием, логикой  действий и оправдывать предлагаемые обстоятельства, слышать, видеть и понимать товарища

    Цель: овладевать практическими умениями подбирать и проводить задания на развитие взаимодействие партнеров по театрализованной деятельности.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Методика развития театрально - игровой деятельности детей .
    • Характеристика упражнений и игровых заданий на развитие взаимодействие партнеров на сцене.
    1. Подбор игровых заданий выполняемых на сцене и развивающие умение  управлять  своим  вниманием, логикой  действий и оправдывать предлагаемые обстоятельства, слышать, видеть и понимать товарища.
    2. Проведение игровых заданий.

    Задания для студентов:

    1. Подберите 5 заданий на развитие взаимодействие партнеров на сцене
    2. Проведите1 задание.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Подбор заданий соответствует требованиям
    • Студент владеет методикой проведения заданий по взаимодействию на сцене.

    Литература.

    Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, с. 23

    Т.И. Петрова Театрализованные игры в детском саду.

    Занятие 4. Составление партитуры ролей спектакля, игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия.

    Цель: способствовать овладению студентами проведения подготовки детского спектакля.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Этапы работы над детским спектаклем
    • Требования составлению партитуры ролей спектакля.
    • Особенности игрового принципа освоения партитуры роли и сценического действия.
    1. Составление партитуры ролей спектакля
    2. Поведение разучивания ролей и сценического действия с использованием игрового принципа.

    Задания для студентов:

    1. Подберите сценарий театрального спектакля (группа на выбор)
    2. Составьте партитуру ролей детского спектакля.
    3. Продемонстрируйте проведений разучивания ролей и сценического действия с использованием игрового принципа.

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Партитура ролей соответствует теме спектакля и возрасту детей.
    • Студент владеет методикой проведения разучивания ролей и сценического действия детского спектакля.

    Литература.

    Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, с. 79, 86

    Занятие 5. Разработка сценария детского спектакля по мотивам народных и литературных сказок.

    Цель: овладевать практическими умениями составления сценария детского спектакля.

     Формируемые компетенции:  ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4

    План проведения занятия:

    1. Вопросы для обсуждения:
    • Требования к отбору литературных произведений для инсценирования детьми
    • Требования к составлению сценария детского спектакля
    1. Подбор народных или литературных сказок для инсценирования детьми (возраст на выбор)
    2. Составление сценария детского спектакля по мотивам народных и литературных сказок:

    Название

    Роли

    Костюмы

    Декорации

    Театральные атрибуты

    Музыкальное сопровождение:

    Действие спектакля:

    Критерии оценки качества выполнения заданий: 

    • Подобранное произведение для инсценирования соответствует возрастным требованиям.
    • Сценарий детского спектакля соответствует требованиям (оформление, партитуры ролей, мезансцены, музыкальное сопровождение)

    Литература.

    Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, с. 79, 86

    Словарь эмоционально - образного содержания музыки

    Приложение 1.

    Веселая

     шутливая скачущая

    радостная бойкая солнечная игривая

    смешная сверкающая

    задорная забавная

     танцевальная

    звонкая резвая плясовая

    озорная прыгучая улыбающаяся

    грустная торжественная стремительная

    печальная вьюжная

    жалобная метельная

    тоскливая ненастная

    скорбная тревожная

    хмурая обиженная плачущая серьезная просящая

    бодрая маршевая праздничная важная

    четкая беспокойная

    отчетливая торопливая

    гордая могучая победная мужественная

    сдержанная бесстрашная боевая отважная смелая решительная сильная богатырская солдатская уверенная военная

    нежная ласковая напевная плавная гладкая колыбельная протяжная мягкая приветливая хороводная убаюкивающая неторопливая

    задумчивая

    сказочная таинственная

    волшебная мечтательная

    легкая светлая

    прозрачная спокойная

    добрая загадочная пугливая опасливая осторожная подкрадывающаяся настороженная встревоженная

    грозная суровая отрывистая колючая

    острая страшная

    строгая злая

    грубая храбрая тяжелая твердая сердитая

    взволнованная недовольная

    2. Музыкальные жанры, виды музыки:

    песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);

    танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, гопак, хоровод и др.);

    марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);

    опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;

    вокальная и инструментальная музыка;

    народная музыка;

    программная и непрограммная музыка.

    3. Средства музыкальной выразительности: 

    мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.); пауза (долгая, короткая);

    акцент (легкий, сильный);

    гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.); интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); лад (мажорный, минорный);

    темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживленный и др.);

    динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); регистр (высокий, средний, низкий);

    тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая и др.).

    4. Музыкальная форма: одночастная, двухчастная, трехчастная;

    куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение); вариации.

    5. Музыкальные инструменты:

    инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт);

    инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т.д.);

    инструменты клавишные (клавесин, фортепиано: рояль, пианино); орган

    Приложение 2

    Музыкальный уголок в группе.

    Чтобы привить интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из различного материала, музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов.

             Из технических средств музыкальный уголок должен быть оснащен, прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию.

    Виды пособий:

    1. Наглядные пособия: портреты композиторов, картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры
    2. Неозвученные игрушки: макеты балалаек; макеты баянов; макеты дудочек и барабанов; неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой
    3. Озвученные музыкальные игрушки: со звуком, издающие один звук, с фиксированной мелодией, с диатоническим и хроматическим звукорядом.
    4. Самодельные музыкальные инструменты: шумовые инструменты.

    Требования к музыкальному уголку:

    • Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов.
    • Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
    • Педагогически грамотное руководство СМД детей со стороны воспитателя.
    • Удобное расположение музыкального уголка.

    Приложение 3

    Организация праздников в ДОУ

    Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями , присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

    Задачи праздника:

    •        Создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой

    •        Обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообразные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием развития личности.

    •        Воспитать праздничную культуру (традиции праздников, гостевой этикет)

    Музыка – ведущий компонент праздникасоединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества.

    Виды праздников:

    •        Календарные: новый год, весенний, осенний, летний.

    •         фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

    •        государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

    •        международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

    •        православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

    •        бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

    •        спортивные:

    •        праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.

    Формы организации праздника:

    • «Затейничество»
    • «Фольклорный праздник»
    • «Концерт самодеятельности»
    • «Театрализованное представление»

    Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

    Этапы работы над сценарием:

    Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

    1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.

    В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

    2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

    •        экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

    •        завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

    •        развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

    •        кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

    •        развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

    Требования к сценарию: 

    • строгая логичность построения и развития темы;
    • законченность каждого эпизода;
    • органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации.

    Подготовка праздника:

    Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения .

    Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

    Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

    При оформлении помещения к празднику мы следуем основным правилам. Дизайн должен: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

    После проведения праздников , развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

    Приложение 4

    Развлечения в ДОУ

    По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
    1. развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
    2. Развлечения, подготовленные силами детей.
    3. Смешанные развлечения, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

    По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов:

    • зрелищного характера,
    • концерты и тематические вечера,
    • детской самодеятельности,
    • вечера-забавы
    • спортивных развлечений.

    На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.
             Во время
    вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.
              Содержанием
    тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.

                  На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников. Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.
              В содержание
    вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.
              В
    спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.
    Разнообразие форм развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.). 

    Приложение 4

    Этапы работы над спектаклем

    Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность.

    В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется соблюдать несколько основных правил:

    • не перегружать детей;
    • не навязывать своего мнения;
    • не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
    • предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

    Алгоритм подготовки кукольного театра или театральной постановки для показа в детской аудитории (по Е.А.Дубровской, Т.Г.Казаковой):

    Подготовительная работа:

    1 этап:

    - выбор репертуара для постановки спектакля в соответствии с возрастом, созданными в группе условиями;

    - создание мотивации для театрализованной деятельности;

    - выразительное чтение воспитателем сказки, стихотворения, рассказа;

    - обсуждение (пояснение) идеи произведения, ролей, характеров;

    - проектирование с детьми элементов костюмов, атрибутов, оформления;

    -  работа с родителями по оказанию помощи;

    - привлечение музыкального руководителя;

    2 этап:

    - этюдная работа: обыгрывание персонажей интонацией, мимикой, жестами,  движениями;

    - распределение ролей и обязанностей (по желанию, используя считалки);

    - разучивание теста (не долго, с показом, с игровыми элементами);

    - построение мизансцены (организация сценического пространства);         

    - работа над отражением характера сценических событий;

    - отработка монологов,  диалогов, эпизодов, песен;

    - тренировка элементов артистической техники: пантомимы, интонации, жестов;

    - репетиция всего произведения с музыкой (пробная, рабочая);

    - репетиция в костюмах, с атрибутами, с декорациями (генеральная);

    3 этап:

     - приглашение гостей;

    - премьера спектакля;

    - анализ результата.

    Приложение 5

    Правила кукловождения

    Обучение приемам кукловождения лучше начинать с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, надетой на ложку.

    Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить кукла должна постепенно — так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала сдвижением куклы, этюды помогут «оживить» куклу, освоить основы кукловождения.

    Общие правила кукловождения (Е.А. Антипина)

    1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на У4 своей высоты.
    2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.
    3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
    4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.
    5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.
    6. Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.
    7. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
    8. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
    9. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
    10. Характер актера передается кукле.

    Приложение 6

    Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста

    Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра. Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

    При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

    Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.

    Методические рекомендации.

    Театральная игра способствует:

    1. Развитию речи детей.

    2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.

    3. Развитию двигательных качеств и умений.

    4. Развитию творческого воображения и фантазии.

    5. Развитию познавательных способностей.

    Разновидностями театральных игр являются:

    1. Игры с элементами театрализации.

    2. Занятие-игра.

    3. Театрализованный рассказ.

    4. Викторина-развлечение.

    5. Спектакль-игра.

    Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

    1. Использование речевых упражнений.

    2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

    3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

    4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические указания для студентов по выполнению практических работ МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

    Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

    Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

    Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"

    Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"...

    Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование

    Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом в рамках основной профессиональной образовательной программы (О...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо написанию контрольных работ по МДК.02.05  Теория и методика музыкального воспитания с практикумомдля студентов  специальности  44.02.01 Дошкольное обра...