Методические указания для студентов по выполнению практических работ МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
учебно-методический материал на тему

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности  СПО 050146 «Преподавание в начальных классах» в соответствии с требованиями  ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_k_prakt_nk_mdk_metodika.doc327 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

МДК 01.08 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ»

 

общеобразовательного цикла 

гуманитарный профиль

050146 «Преподавание в начальных классах»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ  ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Тольятти,  2013 г.


Составитель:  Маркушина Ольга Анатольевна, преподаватель ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа

        Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности  СПО 050146 «Преподавание в начальных классах» в соответствии с требованиями  ФГОС СПО третьего поколения.

        Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам очной формы обучения.

        Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ

Темы практических занятий

страницы

1.Упражнения в нотной записи, определение длительности нот, пауз, определение размеров в мелодии (на нотных примерах), исполнение мажорной и минорной гаммы с названием звуков.  

5

2.Определение музыкальных жанров (на примере музыкальных произведений из программы начальной школы)

8

3.Анализ формы произведения, определение в мелодиях: периодов, предложений, фраз, мотивов   (на музыкальных примерах)

11

4. Анализировать содержание и результаты педагогической деятельности уроков музыки по программам и учебникам по музыке для начальной школы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа по «Музыке». Учебник для учащихся 1 – 4 классы, В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство».    

14

5. Определение цели и задач уроков музыки  в представленных образцах уроков разного типа по содержанию.  

 18

6. Анализ музыкального материала  по восприятию музыки на примерах произведений по программе «Музыка».  

 21

7. Подготовить вокальную импровизацию песни и провести разучивание песни с группой (песня – по выбору)

23

8. Разработка вступительной беседы к разучиванию песни (по выбору).

26

9. Овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах

29

10. Проведение фрагмента урока с использованием музыкально -ритмических движений (на примере музыкальных произведений).

32

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

        Методические указания по МДК 01.08. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» для выполнения практических работ созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

        Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

        Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

        

Желаем Вам успехов!!!


Раздел №1  «Теория музыкального воспитания»

Тема№1.1  «Элементы музыкальной грамоты»  

Название практической работы: Упражнения:

1. в нотной записи;

2.определение длительности нот, пауз;

3.определение размеров в мелодии (на нотных примерах);

4.исполнение мажорной и минорной гаммы с названием звуков. 

Учебная цель:  Иметь  представление о базовых компонентах музыкальной грамоты  как  основе музыкального искусства.

Учебные задачи:

  1. Иметь понятия о базовых компонентах музыкальной грамоты: ноты, октавы, длительности нот, паузы, размеры, гаммы, интервалы.
  2. Знать строение мажорной и минорной гаммы.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

 знать: элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.

 

Задачи практической работы:

  1. Распознавать нотные знаки, длительности, паузы, размеры на клавиатуре и в нотной записи.
  2. Уметь строить мажорную и минорную гаммы.
  3. Научиться использовать знание элементов музыкальной грамоты в практической деятельности.  
  4. Определять теоретические составляющие в прослушиваемых и исполняемых музыкальных произведениях.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература: 

_- Способин, И.П.  [Текст]: Элементарная теория музыки.  Учеб. для уч - ся муз шк. и училищ/ И.П. Способин, – М.: Кифара, 2001. – 297 с.

- Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка, 2001. – 259 с

- Алиев, Ю. В. Настольная книга учителя-музыканта [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов /  Ю. В. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.  – 294

  1. Технические средства обучения: клавишный синтезатор
  2. Рабочая тетрадь нотная.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

        Слово "звук" определяет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение.

1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.

Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).

2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.

Физический характер музыкального звука определяется несколькими свойствами; в их число входят: ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ, ТЕМБР и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА.

       Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

        Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот:

  Тембром называется качественная сторона звука, его окраска.

        Длительность звука - продолжительность колебаний источника звука. Если звучит упругое тело, предоставленное собственной инерции (например, струна), то длительность звучания пропорциональна амплитуде колебаний в начале звучания.

        Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

        Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце).

состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу.

  Длительности звуков и их обозначения нотами:

       Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль,четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые.

        Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане. Скрипичный (ключ Соль). Басовый (ключ Фа).

       Знаки альтерации

        Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар.

Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков.

а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности.

в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты.

г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности.

ПАУЗЫ

Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты.

Строение мажорной и минорной гаммы. Тон, полутон.

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Назовите свойства музыкального звука.
  2. Что обозначает длительность музыкального звука?
  3. Что означает пауза?
  4. Как строится мажорная и минорная гамма? В чем различие?

Задания для практического занятия:

Задача №1. На нотном стане написать ноты, заданные преподавателем в карточке индивидуального задания.

Задача №2. Определить длительности нот и пауз в примере, данном в карточке индивидуального задания.

Задача №3. Определить размер в мелодии (на нотных примерах);

Задача №4. Написать на нотоносце  мажорную и минорную гаммы  от  звука, данного в  карточке индивидуального задания.

Составление проекта документа

Проект документа составляется в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание  контрольной работы  по теме «Элементы  музыкальной  грамоты» 

 

Критерии оценки деятельности:

  1. Грамотно выполнены все 4 задания контрольной работы – 5 баллов.
  2. В 4 – х выполненных заданиях имеются незначительные ошибки – 4 балла.
  3. Не выполнено одно задание, в других есть незначительные ошибки – 3 балла.
  4. Не выполнены два задания, в двух других есть ошибки – 2 балла.
  5. Выполнено одно задание, в остальных есть ошибки – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Способин, И.П.  [Текст]: Элементарная теория музыки.  Учеб. для уч - ся муз шк. и училищ/ И.П. Способин, – М.: Кифара, 2001. – 297 с.
  2.  Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка, 2001. – 259 с.
  3. Алиев, Ю. В. Настольная книга учителя-музыканта [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов /  Ю. В. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.  – 294с.

Тема№1.2  «Стили и жанры музыкального искусства»

Название практической работы: Определение музыкальных жанров (на примере музыкальных произведений)

Учебная цель: Определять стилевую и жанровую принадлежность музыкальных произведений как средство выразительности музыки.

Учебные задачи:

  1. Научиться распознавать стили, жанры, в которых написаны музыкальные произведения, используемые в практической деятельности.
  2. Уметь связывать жанровую принадлежность музыкального произведения с его эмоциональным настроением.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

 знать: 

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.

 

Задачи практической работы:

  1. Сформировать и закрепить знания жанров и стилей в музыке.
  2. Использовать знание жанров и стилей при анализе музыкальных произведений.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Способин, И.П.  [Текст]: Элементарная теория музыки.  Учеб. для уч - ся муз шк. и училищ/ И.П. Способин, – М.: Кифара, 2001. – 297 с.

- Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка, 2001. – 259 с

- Алиев, Ю. В. Настольная книга учителя-музыканта [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов /  Ю. В. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.  – 294

  1. Технические средства обучения: музыкальный центр

 

  1. Рабочая тетрадь.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

       Барокко. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы.  В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера.  

      Классицизм. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская имангеймская школы. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й. ГайднаВ. А. Моцарта и Л. ван Бетховена . Классицизм как художественное направление сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, вабсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы.  

        Романтизм. Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы. Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма. Основными представителями романтизма в музыке являются:

в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист,  Густав Малер; в Германии — Карл Мария ВеберРихард ВагнерФеликс МендельсонРоберт Шуман; в Италии — Никколо ПаганиниВинченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции —  Гектор БерлиозДж. Мейербер; в Польше — Фредерик Шопен; в России в русле романтизма работали Александр АлябьевМихаил ГлинкаАлександр ДаргомыжскийМилий Балакирев,Н. А. Римский-КорсаковМусоргскийБородинЦ. КюиП. И. Чайковский.

          Импрессионизм. Импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика СатиКлода Дебюсси и Мориса Равеля. Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких психологических рефлексий, едва уловимых ощущений, рождённых созерцанием происходящих вокруг незначительных изменений. Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю.

          Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.  Малер,  Барток, Арнольд Шёнберг

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Дайте определение стилю и жанру в музыке.
  2. Перечислите стили музыкального искусства.
  3. В чем отличие стиля и жанра в музыке?
  4. Дайте определение первичным и вторичным жанрам.

Задания для практического занятия:

Задача №1. Подобрать образцы музыкальных произведений различных жанров и стилей (3 –и 4).

Задача №2. Определить жанровую принадлежность каждого произведения.

Задача №3. Проанализировать связь жанровой принадлежности музыкального произведения с его характером и эмоциональным настроением.

Составление проекта документа

 Проект документа составляется в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание практической работы

Критерии оценки деятельности

  1. Грамотно выполнены все три задачи практического задания – 3 балла.
  2. В 3 – ей задаче допущены неточности – 2 балла.
  3. Во 2 – м и 3 – м задании допущены ошибки – 1 балл

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Способин, И.П.  [Текст]: Элементарная теория музыки.  Учеб. для уч - ся муз шк. и училищ/ И.П. Способин, – М.: Кифара, 2001. – 297 с.
  2. Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка, 2001. – 259 с
  3. Алиев, Ю. В. Настольная книга учителя-музыканта [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов /  Ю. В. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.  – 294с.


 Тема №1.3  «Простые музыкальные формы»  

Название практической работы:  Анализ формы произведения, определение в мелодиях: периодов, предложений, фраз, мотивов   (на музыкальных примерах).

Учебная цель: Воспринимать форму музыкального произведения как средство музыкальной выразительности.

Учебные задачи:

 

  1. Определять музыкальные формы.
  2. Анализировать форму музыкального произведения как элемент музыкально – выразительных средств.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

 знать: 

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.

Задачи практической работы:

  1.  Закрепить  понятие о простых формах музыкальных произведений.
  2. Анализировать форму музыкальных произведений как средство музыкальной выразительности.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. [Текст]: учебн. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / Б.В. Асафьев,  М.- Л.: Музыка, 1971. – 152 с.

-  Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. Доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка,  2001. – 259 с.

- Тюлин, Ю.А. Учение о музыкальной фактуре и  мелодической фигурации. Музыкальная фактура [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов / Ю.А. Тюлин, – М.: Музыка, 1976. – 254 с.

  1. Технические средства обучения: музыкальный центр.

  1. Рабочая тетрадь.

  1. Образцы документов:  Схема анализа музыкального произведения  

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

      Музыкальные формы

       Музыкальная форма – это строение произведения. Наиболее распространенные музыкальные формы делятся на две группы. Формы полифоническоймузыки: канон, фуга. Формы гомофонной музыки: простые формы (период, двухчастная, трехчастная форма), вариации, рондо, сонатная форма, циклы (напр. концерт, соната, сюита, оратория, кантата и т.д.) и др. формы.

        Структура мелодии. Период.

        Структура – это строение, деление музыкальной мысли (мелодии) на части - разделы.  Самая маленькая часть мелодии – мотив. Мотив можно сравнить со словом в речи. Мотив имеет один акцент - ударение, состоит не менее чем из двух нот и не имеет цезуры (ц е з у р а - короткая остановка, граница между разделами мелодии). Цезуры образуются с помощью паузы или остановки на более длинной ноте в каденции ( к а д е н-ц и я - окончание мелодии или ее части). Объединение в одно музыкальное построение двух или трех мотивов образует фразу. Объединение в одно музыкальное построение двух (иногда трех) фраз образует предложение. Объединение в законченное музыкальное построение мелодии, состоящей из двух предложений, образует период. Период - это форма изложения законченной музыкальной мысли, простая форма. Период может быть формой самостоятельного произведения или частью более крупной формы.

       Простой называется форма, состоящая из периода и развивающей части пропорциональной периоду. В дальнейшем эти части могут повторяться в различных вариантах. Схема:а - период, имеет экспозиционную форму развития; b - развивающая часть (как правило). Изредка вторая часть может иметь тоже экспозиционную форму, тогда - это контрастная двух частная форма.  

       Куплетная форма (куплетно-вариационная).

      Начальное построение - куплет. Повторяется многократно, буквально и с вариантом.

А А(1) А (2)... - минимально количество - 2.
Куплетная форма связана с вокалом. Куплетно-вариационная форма - музыка, меняющаяся вместе с текстом. Если появляется новая музыка, то - это простая, сложная формы.

      Рондо.

      Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема -рефрен.

      Вариации - форма, построенная на проведении структурно оформленной теме (оригинальная или заимствованная). Форма, как правило, простая 2-х частная, реже период, и последующее многократное её варьирование (не менее 2-х раз).

А А1 А2...

       Полифонические формы. Фуга.

       Полифония - это многоголосная музыка, объединяющая несколько одновременно звучащих мелодий, каждая из которых слышна отчётливо и имеет самостоятельное выразительное значение. Полифония сочетает голоса, различные по интонации и ритму, с несовпадающими по времени ударениями, кульминациями, кадансами, членённые на мотивы разного объёма и отличающиеся также динамикой и тембром, но подчинённые определённым для каждого стиля нормам совместного звучания. 

Полифонические формы: месса, ричеркар, инвенция, каччиа, мотет, мадригал. 

       Фуга.

       Это многоголосное произведение, представляющее собой квинтово-имитационное изложение и полифоническую разработку одной темы.

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Назовите две группы форм музыкальных произведений и дайте им определение.
  2. Какие формы относятся к гомофонным формам?
  3. Как строится фуга.
  4. Назовите примеры куплетной формы.

Задания для практического занятия:

Задача №1. Подобрать образцы музыкальных произведений различных  форм  (3 –и 4).

Задача №2. Определить  форму каждого произведения.

Задача №3. Проанализировать связь  формы музыкального произведения с другими средствами выразительности и с его характером и эмоциональным настроением.

Составление проекта документа

 Проект документа составляется в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание практической работы.

Критерии оценки деятельности

  1. Грамотно выполнены все три задачи практического задания – 3 балла.
  2. Во 2 – ой задаче допущены неточности – 2 балла.
  3. Во 2 – м и 3 – м задании допущены ошибки – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. [Текст]: учебн. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / Б.В. Асафьев,  М.- Л.: Музыка, 1971. – 152 с.
  2. Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. Доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка,  2001. – 259 с.
  3. Тюлин, Ю.А. Учение о музыкальной фактуре и  мелодической фигурации. Музыкальная фактура [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов / Ю.А. Тюлин, – М.: Музыка, 1996. – 254 с.

Раздел №1. «Теория музыкального воспитания»

Тема 1.4. « Программы  и  УМК  по музыке в начальных классах»

Название практической работы:

       Анализировать содержание и результаты педагогической деятельности уроков музыки по программам и учебникам по музыке для начальной школы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа по «Музыке». Учебник для учащихся 1 – 4 классы, В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство».

 

Учебная цель:    Систематизировать и адаптировать основные положения программ по музыке Критской Е.Д. и В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство».

Учебные задачи:

  1. Учиться анализировать предложенную информацию.
  2. Учиться систематизировать и выделять значимую информацию в источнике.
  3. Делать выводы из полученной систематизации материала.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, постановленным целям и задачам;

       знать: 

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;

- источники информации педагогического опыта по музыкальному воспитанию.

 Задачи практической работы:

1.   На основе анализа  программ  по музыке Е.Д Критской и Л.В. Школяр систематизировать и выделять значимую информацию в источнике.

2.  Адаптировать педагогический опыт, изложенный в  программе  Г. А. Суязовой

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Критская, Е.Д. Музыка 1 - 4 класс: учебн. для общеобр. учреждений [Текст] /. Е.Д.

  Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, - 11 –е издание. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.

- Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.

 

  1. Технические средства обучения:  компьютер.
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Образцы документов: Программы по музыке 1 – 4 классы

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

Программа «Музыкальное искусство» Л.В. Школяр, В.О. Усачёвой отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка».

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6. Воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к  своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета

Содержания обучения. Принципы, Проблематизация содержания музыкального образования. Уровень подготовки учащихся. Музыкальный материал.

Программа «Музыка» 1 – 4 класс Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной.

Изучение  музыки в 1 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

Календарно – тематическое планирование.

 

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. В чём заключается Концепция Программ по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной и Л.В. Школяр, В.О. Усачёвой?
  2. Назовите цели и задачи новых программ по музыке.
  3. Объясните понятие «Проблематизация содержания музыкального образования».
  4. Назовите отличительнуюя особенность программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
  5. Перечислите личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка».

 

Задания для практического занятия:

Задача №1.   Проанализируйте и систематизируйте основные положения    программ по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной и Л.В. Школяр, В.О. Усачёвой      

Задача №2.  Выделите   цели и задачи новых программ по музыке.

Задача №3. Перечислите личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка».

Задача №4. Изложите результаты своей работы в письменном варианте.

Составление проекта документа

 Проект документа составляется в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание практической аналитической работы.

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе грамотно выполнены все 4 задачи – 3 балла;
  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 2 балла;
  3. Из 4 – х задач не выполнена 2 – я или 3 – я задача – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Критская, Е.Д. Музыка 1 - 4 класс: учебн. для общеобр. учреждений [Текст] /. Е.Д.

  Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, - 11 –е издание. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.

  1. Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.
  2.    Музыка. Начальные классы. Программы общеобразовательных учреждений

[Текст] ] / – М.: Просвещение, 2008.-120с.

  1. Музыкальное образование в школе [Текст] /ред. В.Школяр. - М.: Академия, 2001.-128с.

Раздел №1. «Теория музыкального воспитания»

Тема 1.4. «Музыкальное воспитание в начальных классах»

Название практической работы: 

Определение цели и задач уроков музыки  в представленных образцах уроков разного типа по содержанию  

 

Учебная цель:  

 

Формулировать цели и задач уроков музыки  в представленных материалах.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, постановленным целям и задачам;

       знать: 

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- логику анализа уроков;

- источники информации педагогического опыта по музыкальному воспитанию.

 Задачи практической работы:

  1. Анализировать уроки в представленных образцах уроков для определения цели и задач.
  2. Определить цели и задачи  урока в соответствии с содержанием урока.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Абдуллин, Э.Б. Теория  и  методика преподавания музыки [Текст] / Э.Б. Абдуллин // Музыкальное образование: методическая подготовка учителя музыки.- М.,2001г. – 345с.

- Дмитриева, Л.Г. , Методика музыкального воспитания в школе [Текст] /  учебник, Л.Г. Дмитриева,  Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998.-268с.

- Критская, Е.Д. Музыка 1 - 4 класс: учебн. для общеобр. учреждений [Текст] /. Е.Д.

  Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, - 11 –е издание. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.

- Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.

  1. Технические средства обучения:  компьютер.
  2. Рабочая тетрадь.

  1. Образцы документов:  План – конспект  урока  по музыке 1 – 4 классы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

Урок музыки – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном образовательном процессе.

Цель уроков музыки - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования:

  1. формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;
  2. развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;
  3. формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.
  4. формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Какова цель  предмета «Музыка»?
  2. Назовите основные задачи  уроков музыки.
  3. Назовите различия в определении цели и основных задач традиционных и новых программ.

Задания для практического занятия:

Задача № 1. Проанализируйте и структурно систематизируйте  представленные образцы конспектов уроков.

Задача № 2. Определите цели и задачи  урока в соответствии с содержанием урока.

Задача № 3. Обоснуйте соответствие цели и задач  урока содержанию.

Задача №4. Изложите результаты своей работы в письменном варианте.

Составление проекта документа

Проект документа составляется в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание письменной практической работы.

Критерии оценки деятельности:

  1. В практической работе грамотно выполнены все 4 задачи – 5 баллов;
  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;
  3. Из 4 – х задач не выполнена 2 – я или 3 – я задача – 3 балла.
  4. Все 4 задачи выполнены с допуском значительных ошибок – 2 балла.
  5. Из 4 – х задач не выполнены 2 – я и 3 – я задачи – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Абдуллин, Э.Б. Теория  и  методика преподавания музыки [Текст] / Э.Б. Абдуллин // Музыкальное образование: методическая подготовка учителя музыки.- М.,2001г. – 345с.
  2. Дмитриева, Л.Г. , Методика музыкального воспитания в школе [Текст] /  учебник, Л.Г. Дмитриева,  Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998.-268с.
  3. Критская, Е.Д. Музыка 1 - 4 класс: учебн. для общеобр. учреждений [Текст] /. Е.Д.

  Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, - 11 –е издание. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.

  1. Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.

Раздел №2. «Методика музыкального воспитания с практикумом»

Тема 2.1. «Восприятие музыки»

Название практической работы:

Анализ музыкального материала  по восприятию музыки на примерах произведений по программе «Музыка».

Учебная цель:

 Учиться слышать и анализировать музыкальные произведения в процессе их восприятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, постановленным целям и задачам;

       знать: 

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;

- источники информации педагогического опыта по музыкальному воспитанию.

 Задачи практической работы:

  1. Узнавать и анализировать предложенные музыкальные произведения по программе «Музыка».
  2.   Определять средства музыкальной выразительности для анализа воспринимаемых музыкальных произведений.
  3. Систематизировать  результаты анализа музыкальных произведений по предложенной схеме.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. [Текст]: учебн. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / Б.В. Асафьев,  М.- Л.: Музыка, 1971. – 152 с.

- Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. Доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка,  2001. – 259 с.

- Критская, Е.Д. Музыка 1 - 4 класс: учебн. для общеобр. учреждений [Текст] /. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, - 11 –е издание. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.

- Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.

 

  1. Технические средства обучения:  компьютер, музыкальный центр

  1. Рабочая тетрадь.
  2. Образцы документов:  Схема анализа музыкального произведения

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

Восприятие музыки – это сложный многоуровневый, многокомпонентный динамический процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки, вид деятельности,  которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки.

Три типа восприятия музыки «зрелищно-событийный», «эмоциональный», «обычной слуховой ориентировки».

Центральным моментом восприятия музыки  является эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей;

- использовать на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего, изобразительного и художественной литературы. Два ведущих принципа подбора репертуара - высокой художественность и доступность.

Анализ музыкальных произведений. 

  1. После первого прослушивания  эмоционально – образная, содержательная и смысловая характеристика песни. Необходимо обращаться к воображению, описывая образы, возникающие при прослушивании песни.
  2. Перед  вторым прослушиванием песни  необходимо обратить внимание на средства музыкальной выразительности: на мелодию и её движение (плавное, скачкообразное), на ритмический рисунок (ровный, пунктирный, синкопированный), на лад (мажор, минор), на динамические оттенки (громко, тихо), на темп (медленно, быстро, умеренно), на аккомпанемент (инструментовка, жанр), на фактуру – (прозрачная, насыщенная и др.), на форму (куплетная, одночастная и др.).

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Докажите, что развитие у школьников восприятия музыки является основой воспитания их музыкальной культуры.

2. Приведите примеры активизации эмоционального отношения младших школьников к музыкальному произведению.

3. Раскройте последовательность развития музыкального восприятия на уроке музыки.

4. Раскройте структуру анализа музыкального произведения по слушанию.

Задания для практического занятия:

Задача №1.   Узнать музыкальные произведения при первом прослушивании.

Задача №2. Определить характер и настроение воспринимаемых музыкальных произведений.

Задача №3. Выявить средства музыкальной выразительности, определяющие характер музыкальных произведений.

Задача №4. Структурировать анализ музыкальных произведений по предложенной схеме.

Составление проекта документа

Проект документа составляется в письменном виде в форме заполненной схемы анализа музыкальных произведений.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание практической работы, проводимой в форме музыкальной викторины.

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе грамотно выполнены все 4 задачи – 5 баллов;
  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;
  3. Из 4 – х задач не выполнена  4 – я и  5 – я задача – 3 балла.
  4.  При выполнении всех задач   допущены значительные ошибки – 2 балла.  
  5. Из 4 – х задач не выполнены 2 – я, 3 – я и 4 - я задачи, в 1 – ой задаче допущены ошибки – 1 балл.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. [Текст]: учебн. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / Б.В. Асафьев,  М.- Л.: Музыка, 1971. – 152 с.
  2. Мазель, Л.К.    Строение музыкальных произведений [Текст]:  уч. пособ. – 2 – е изд. Доп. и перераб./ Л.М. Мазель. – М.: Музыка,  2001. – 259 с.
  3. Критская, Е.Д. Музыка 1 - 4 класс: учебн. для общеобр. учреждений [Текст] /. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, - 11 –е издание. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.
  4. Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.

Раздел №2. «Методика музыкального воспитания с практикумом »

Тема 2.3.  Методика разучивания песни с детьми младшего школьного возраста

     Название практической работы: Подготовить вокальную импровизацию песни и провести разучивание песни с группой (песня – по выбору)

Учебная цель:    Учиться создавать вокальные импровизации и проводить разучивание песни, используя методы и приемы вокально – хоровой работы

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;

       знать: 

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.

 

 Задачи практической работы:

  1. Развивать умение создавать вокальную импровизацию знакомой песни.
  2. Использовать сформированные умения вокально – хоровой работы для разучивания песни.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.

- Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.

- Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html 

- Развитие творческой личности на уроках музыки -  http://maks-sokolov.narod.ru/razvitie_lichosti_rebenka.htm Технические средства обучения:  компьютер.

     2. Рабочая тетрадь.

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

     

     Импровизация, как указано в словаре, - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Импровизация - первичный и самый древний вид творчества. Она присутствует в повседневной жизни человека, искусстве, игровом спорте, политике. В музыкальном и литературном искусствах - сочинение непосредственно в процессе исполнения. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла. Это сложно и привлекательно, и потому не случайно во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей музыкантов, художников, танцоров, поэтов, актеров, ораторов, спортсменов.

       1) Свободное, не скованное предписаниями творчество. Положенное в основу профессионализма особого типа, оно распространяется на множество восточных музыкальных традиций, европейское экспромтное музицирование (например, в музыке романтизма), а также на фри-джаз.

      2) Бесписьменное творчество. В этом значении импровизация распространяется на музыку великих импровизирующих композиторов Европы (Баxa, Моцарта, Бетховена и ряда других), у которых становится важным предкомпозиционным этапом письменного сочинения. Бесписьменность, кроме того, характеризует фольклорную импровизацию.

      3) Создание оригинальной мелодической линии на заданную гармоническую последовательность. Этот принцип реализуется в разного рода вариационных циклах европейской музыки, а также в традиционном джазе. Очевидно, что все три значения расположены как бы в разных смысловых плоскостях (имеющих много точек и линий пересечения), но они-то и задают импровизационное пространство, в котором располагаются самые разные импровизационные факты.

      Для использования на уроках музыки рекомендуются следующие виды импровизаций:

1.речевые импровизации, связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально-образного характера и настроения ("песенные" стихи рекомендуется исполнять нараспев, "танцевальные" - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, "маршевые" - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или "маршируя" пальцами по столу); пластические импровизации, нацеленные на создание пластических образов под программную музыку в развитии (образы моря, непогоду, рассвета; образы танцоров под разную жанровую музыку, образы персонажей);

2.инструментальные импровизации позволяют детям пробовать играть на различных музыкальных инструментах: ударных для свободного ритмического сопровождения к пьесам, звуковых (флейты, лиры, металлофоны и др.) - подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям; изобразительные импровизации, целью которых является создание произведений изобразительного творчества под музыку: пейзажи, эскизы костюмов для действующих лиц балетов и опер, оформление программ и афиш, цветовая абстракция, раскрывающая разные состояния природы и души человека; 3. вокальные импровизации, способствующие развитию вокально-слуховых способностей. Подразумевают озвучивание имен, задание "вопрос - ответ", знакомство, звукоподражание, завершение мелодии, сочинение с опорой на определенную интонацию и характерных коротких песенок. 

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что такое импровизация?
  2. Какие виды импровизаций Вы знаете?
  3. Чем отличаются речевые импровизации от вокальных?
  4. Назовите приемы вокальной импровизации.

Задания для практического занятия:

Задача №1.   Создайте вокальную импровизацию.

Задача №2.  Исполните созданную импровизацию.

Задача №3. Разучите созданную импровизацию с группой.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание практической работы по разучиванию созданной вокальной импровизации.

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе грамотно выполнены все 3 задачи – 5 баллов;
  2. Все 3 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;
  3. Из 3 – х задач грамотно  выполнена  1 – я  и  2 – я задача – 3 балла.
  4. Из 3 – х задач не выполнена   3 – я   – 2 балла.
  5. Из 3 – х задач выполнена  1 – я  задача – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.

2. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.

3. Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html 

4. Развитие творческой личности на уроках музыки -  http://maks-sokolov.narod.ru/razvitie_lichosti_rebenka.htm Технические средства обучения:  компьютер.

Раздел №2. «Методика музыкального воспитания с практикумом »

Тема 1.4.  Методика проведения бесед о песенном творчестве 

Название практической работы: Разработка вступительной беседы к разучиванию

песни (по выбору).

Учебная цель:    Научиться составлять вступительную беседу к разучиванию  песни

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;

       знать: 

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.

 Задачи практической работы:

  1. Учиться анализировать песню с точки зрения ее характера и музыкально выразительных средств.
  2. Уметь  находить наглядный и информационный материал к песне.
  3. Учиться составлять рассказ к песне, отражающий содержание и настроение песни.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.

- Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.

- Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html 

  1. Технические средства обучения:  компьютер.
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Образцы документов: Программы по музыке 1 – 4 классы

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

Беседа предшествует изучению нового материала, её называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.
Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

Беседа должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.      Беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Что делает учитель: Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итоги беседы. Формулирует выводы.

Что делают ученики: Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамматически формулируют ответы. Осмысливают выводы и обобщения.

1.Рассказ об авторах предполагает знакомство с интересными фактами их жизни и творческой деятельности, с другими сочинениями авторов музыки и текста песни, разбор эмоционально – смыслового содержания песни, использование наглядности, которое с помощью художественных средств дополняет содержание и смысл песни, но не перегружает восприятие музыки отвлекающими образами и предметами…..

2. Первое прослушивание песни. После её прослушивания у детей, как правило, возникает желание высказать свои впечатления о песне. Необходимо обращаться к воображению детей, побуждая их описывать образы, возникающие при прослушивании песни. Целенаправленность и объем этих высказываний всецело зависит от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского мастерства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. (Вопросы учителя). После первого прослушивания  обсуждается эмоционально – образная, содержательная и смысловая характеристика песни…. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями описательного или воспитательного характера, чтобы дети не утратили  эмоциональности в восприятии песни.

3. Перед вторым прослушиванием песни перед учащимися ставится задача обратить внимание на средства музыкальной выразительности: на мелодию и её движение (плавное, скачкообразное), на ритмический рисунок (ровный, пунктирный, синкопированный), на лад (мажор, минор), на динамические оттенки (громко, тихо), на темп (медленно, быстро, умеренно), на аккомпанемент (инструментовка, жанр, фактура – прозрачная, насыщенная и др.), на форму (куплетная)…После обсуждения средств музыкальной выразительности анализируется текст поэтический песни. Текст читается учителем выразительно, чтобы помочь детям понять смысл и идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста продумывается учителем заранее и передается в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Выразительное чтение способствует более глубокому проникновению в его эмоционально – смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню. Для ознакомления с текстом можно использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Далее следует разучивание песни.

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Какая беседа называется вступительной?
  2. Сколько раз необходимо прослушивать песню на этапе знакомства?
  3. Как можно использовать наглядные средства во вступительной беседе?
  4. В каких формах можно составлять вступительную беседу?

Задания для практического занятия:

Задача №1.   Проанализируйте песню с точки зрения ее характера и музыкально выразительных средств.

Задача №2. Продумайте подбор наглядных и информационных материалов к беседе.

Задача №3. Составьте вступительную беседу к знакомой песне для младших школьников, учитывая возраст детей и их психологические особенности.

Задача №4. Изложите результаты своей работы в письменном варианте.

Составление проекта документа

Выполненная работа представляется преподавателю  в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

 Оценивание практической работы по созданию вступительной беседы к песне.

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе грамотно выполнены все 4 задачи – 5 баллов;
  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;
  3. Из 4 – х задач не выполнена  2 – я  задача, в 3 – ей допущены ошибки – 3 балла.
  4.  При выполнении всех задач   допущены значительные ошибки – 2 балла.  
  5. Из 4 – х задач не выполнены 1 – я, 2 – я и в 4 - ой задаче  допущены значительные ошибки – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.
  2. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.
  3. Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html 

Раздел №2. «Методика музыкального воспитания с практикумом»

Тема 1.5.  Методика ознакомления с музыкальными инструментами

Название практической работы: Овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Учебная цель:   Научиться некоторым приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения.

       знать: 

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.

 Задачи практической работы:

  1. Познакомиться с детскими музыкальными инструментами
  2. Овладеть приемами игры на детских шумовых музыкальных инструментах.
  3. Овладеть некоторыми приемами игры на металлофоне.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

 - Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.

- Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.

- Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html 

  1. Технические средства обучения:  компьютер, клавишный синтезатор.

  1. Рабочая тетрадь.

  1. Образцы документов: Программы по музыке 1 – 4 классы

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные:

Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.

Звучащие:

 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Существует определенная  классификация всех музыкальных инструментов:

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку .инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Немаловажным фактором успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры.  

  • Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами), затем ударьте ими по мембране.
  • Треугольник: возьмите в левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди; палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым стенкам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).
  • Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.
  • Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Назовите виды детских музыкальных инструментов.
  2. Каким образом возникает звук на духовых музыкальных инструментах?
  3. Перечислите струнные детские музыкальные инструменты.
  4. Какие инструменты относятся к клавишно-язычковым музыкальным инструментам?

Задания для практического занятия:

Задача №1. Изучить детские музыкальные инструменты.

Задача №2. Овладеть приемами игры на детских шумовых музыкальных инструментах и на металлофоне.

Задача №3. Исполнить свою партию в предложенном музыкальном произведении на шумовом инструменте.

Задача №4. Исполнить знакомую мелодию на металлофоне.

Форма контроля выполнения практических работ:

       Оценивание практической работы по овладению приемами игры на детских шумовых музыкальных инструментах.

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе  успешно выполнены все 4 задачи – 5 баллов;
  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;
  3. Из 4 – х задач не выполнена   4 – я  задача, в 3 – ей допущены ошибки – 3 балла.
  4.  При выполнении всех задач   допущены значительные ошибки – 2 балла.  
  5. Из 4 – х задач не выполнены  3 – я,  4 – я и во  2 - ой задаче  допущены   ошибки – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.
  2. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.
  3. Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html 

Раздел №2. «Методика музыкального воспитания с практикумом»

Тема 1.6.  «Музыкально-ритмические движения»

Название практической работы: Проведение фрагмента урока с использованием музыкально - ритмических движений (на примере музыкальных произведений).

Учебная цель:  Научиться  использовать музыкально – ритмические  движения  на уроке музыки как средство, способствующее более глубокому раскрытию темы урока.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения.

       знать: 

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.

 Задачи практической работы:

  1. Познакомиться с  видами музыкально – ритмических  движений, используемых в практической деятельности младших школьников.  
  2. Овладеть методикой применения музыкально – ритмических  движений, используемых в практической деятельности младших школьников.  
  3.   Научиться подбирать музыкально – ритмические  движения под конкретное музыкальное произведение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

  1. Учебно-методическая литература:

- Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.

- Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.

- Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html 

 

  1. Технические средства обучения:  компьютер, музыкальный центр.
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Образцы документов: Программы по музыке 1 – 4 классы

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

Музыкально-ритмические движения - движения под музыку с целью полнее передать се характер либо выразить музыкальный образ.  

Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. 

Физические упражнения в ритмике ходьба, бег, подпрыгивания, подскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними), строевые упражнения — построения, перестроения, передвижения. Назначение упражнений — развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Музыкально- ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т.д.
Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального соодержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение — хоровод. хороводы проходят под народные песни, текст которых подсказывает последовательность движений. Игра с пением — начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального соодержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение — хоровод. хороводы проходят под народные песни, текст которых подсказывает последовательность движений. Игра с пением — начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с фиксированными движениями и свободные — импровизационные, а также комбинированные, т.е. имеющие и фиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется и авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Требования к музыкальному репертуару для всех видов музыкалъно-ритмического движения — его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение имеет народная музыка, в частности русская народная песня.

Приемы обучения ритмике: наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение музыки педагогом; словесный — образный рассказ о новой игре, танце; метод упражнения — многократное повторение и закрепление движений, а также поэтапное разучивание каждого танца. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких, выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповых изменений. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит усвоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

Методика обучения ритмике содержит три этапа: 1) знакомство детей с новым упражнением, пляской или игрой. Создается целостное впечатление о музыке и движениях. Это начало разучивания в общих чертах. При этом педагог прослушивает вместе с детьми музыку, раскрывает ее характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремясь пробудить в детях желание разучить их. Затем он поясняет содержание музыкально-ритмического движения, его элементы, показывает каждый элемент в отдельности и вместе с детьми выполняет новое движение. В момент разучивания последовательности элементов всей композиции педагог тактично оценивает действия детей, чтобы сохранить их положительное отношение к обучению; 2) углубление разучивания. На этом этапе происходит уточнение, создание целостного музыкального образа, настроения музыки; 3) закрепление представлений о музыке и движении, поощрение детей на самостоятельное выполнение разученных движений; творчестве детей, придумывание новой композиции хоровода из разученные элементов танца.

  Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Какое значение имеют музыкально – ритмические движения?
  2. Перечислите виды музыкально – ритмических движений.
  3. Назовите приемы обучения ритмике.
  4. Назовите три этапа методики обучения ритмике.

Задания для практического занятия:

Задача №1.   Выбрать музыкальное произведение (из предложенных преподавателем), соответствующее теме урока.

Задача № 2. Подобрать  музыкально – ритмические  движения, соответствующие характеру музыкального произведения.

Задача №3. Проанализировать свой выбор и продемонстрировать выбранные движения.

Задача №4. Продемонстрировать фрагмент урока с использованием выбранных музыкально - ритмических движений.

Форма контроля выполнения практических работ:

Оценивание практической работы.

 

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе  успешно выполнены все 4 задачи – 5 баллов;
  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;
  3. Из 4 – х задач не выполнена    3 – я  задача, в 4 – ой допущены ошибки – 3 балла.
  4. При выполнении всех задач   допущены значительные ошибки – 2 балла.  
  5. Из 4 – х задач не выполнены  3 – я,  4 – я – 1 балл.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Осеннева,  М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.
  2. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.
  3. Практические занятия по методике преподавания музыки -  http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html