Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"
учебно-методический материал на тему

Грязнова Зульфия Хабибрахмановна

Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу

      «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Ангарск, 2014 г.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов  по МДК 02.05.   «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» составлены в соответствии с ФГОС СПО специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Составила: Грязнова З.Х. , преподаватель первой квалификационной категории.

                    Слободчикова Елена Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории.

Рецензенты: Артемьева Елена Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка

Изучение междисциплинарного курса    «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» в педагогическом колледже должно максимально приблизить будущих специалистов к профессиональной деятельности воспитателя в области музыкального воспитания детей и обеспечить освоение общих и профессиональных компетенций в самостоятельной работе.

Самостоятельная работа призвана помочь студентам углубить, расширить и конкретизировать знания и навыки, полученные на аудиторных занятиях, при этом она является важным фактором его личностного и профессионального роста, необходимым условием становления его профессионально - педагогической позиции.

Данные методические рекомендации окажут помощь студентам в приобретении опыта самостоятельной работы, самообразования и успешному продвижению по собственному образовательному маршруту. Также способствуют овладению общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание 1. Составление опорного конспекта по вопросу «Проблема взаимосвязи музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка»

Цель: закреплять представления обучающихся об основных понятиях музыкального воспитания, понимать их взаимосвязь

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 1

Инструкции к выполнению:

  1. Составьте конспект в соответствии с планом:
  • Основные понятия
  • История изучения проблемы
  • Значение музыкального воспитания для развития ребенка

Критерии оценки выполнения задания:

  • Конспект составлен в соответствии с планом
  • Содержит схемы

Литература

О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с.9 -12

Задание 2. Описание основных компонентов понятия «эстетическое отношение к музыке».

Цель: формировать представление обучающихся о структуре понятия эстетическое отношение к музыке.

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 1

Инструкции к выполнению:

  1. Изучите источники по теме «Музыкально - эстетическое сознание дошкольника»
  2. Опишите основные компоненты понятия «эстетическое отношение к музыке».

Критерии оценки выполнения задания:

  • Конспект составлен в соответствии с планом
  • Содержит схемы, таблицы

Литература 

О.П.Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» с. 42 - 44

Задание 3. Подбор иллюстраций к песням репертуара для одной из возрастных групп дошкольников.

Цель: осуществлять отбор наглядного материала к песенному репертуару дошкольников.

Формируемые компетенции: ПК 5.2, ПК 5.3.

Инструкции к выполнению:

  1. Познакомьтесь с песенным репертуаром для одной возрастной группы
  2. Познакомьтесь с требованиями к иллюстрациям.
  3. Подберите 5 иллюстраций к песням для одной возрастной группы
  4. Оформите материал в папку методических материалов к ПМ 02

Критерии оценки выполнения задания:

  • Иллюстрации соответствуют требованиям
  • Количество: 5 шт.
  • Оформлены в папку методических материалов ПМ 02

Литература

От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  под ред. Н.Е.Вераксы

Задание 4. Разработка таблицы основных певческих навыков и умений детей старшей группы.

Цель: способствовать усвоению знаний об основных певческих навыках и умениях детей дошкольного возраста, оформлять конспект в виде таблицы

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 1

Инструкции к выполнению:

  1. Познакомьтесь со статьей учебника
  2. Оформите таблицу основных певческих навыков и умений детей старшей группы

Певческие умения и навыки

Содержание

Методы и приемы развития

Критерии оценки выполнения задания:

  • Материал оформлен в таблицу в соответствии с требованиями

Литература

О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с.136

Задание 5. Подготовка и представление эскизов музыкального уголка для одной из групп детского сада с учётом возрастных особенностей детей.

Цель: формировать представления обучающихся об оформлении к музыкального уголка

Формируемые компетенции: ПК 5.2, ПК 5.3, ОК 1, ОК 4, ОК 5

Инструкции к выполнению:

  1. Познакомьтесь с требованиями к музыкальному уголку для разных возрастных групп
  2. Пользуясь интернет источниками, изучите примеры оформления музыкального уголка.
  3. Разработайте  эскиз музыкального уголка для одной возрастной группы.

Критерии оценки выполнения задания:

  • Эскиз отражает требования к музыкальному уголку
  • Выполнен с учетом возрастных требований
  • Творческий подход студентов

Литература

О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с.234,240

Задание 6. Подбор эскизов оформление зала к любому празднику в ДОУ.

Цель: формировать представления об оформлении зала к празднику, закреплять требования к дизайну оформления.

Формируемые компетенции:  ПК 5.2, ПК 5.3, ОК 1, ОК 4, ОК 5

Инструкции к выполнению:

  1. Используя интернет источники, фотографии музыкального зала базового учреждения, подготовьте эскизы оформления музыкального зала к разным праздникам (10 эскизов)

Критерии оценки выполнения задания:

  • Количество эскизов нее менее 10
  • Эскизы отражают разнообразную тематику оформления

Задание 7. Подбор сюрпризных моментов на праздник для малышей.

Цель: овладевать навыками поиска и подбора материалов для проведения праздников в ДОУ.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 5.

Инструкции к выполнению:

  1. Изучите методическую литературу по подготовке праздников в ДОУ
  2. Подберите 10 сюрпризных моментов для проведения праздников в младшей группе.

Критерии оценки выполнения задания:

  • Количество сюрпризных моментов не менее 10 шт.
  • Соответствие возрасту

Литература 

Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

Задание 8. Подбор игр-аттракционов на Новогодние праздники для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Цель: овладевать навыками поиска и подбора материалов для проведения праздников в ДОУ.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 5.

Инструкции к выполнению:

  1. Изучите методическую литературу по подготовке праздников в ДОУ
  2. Подберите 10 игр-аттракционов для проведения праздников в младшей группе и старшей группе

Критерии оценки выполнения задания:

  • Количество игр-аттракционов не менее 10
  • Соответствие возрасту

Литература

Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

Задание 9. Подготовка аннотации на любой сборник с праздничными сценарными материалами.

Цель: овладевать умениями анализировать материал, составлять краткую аннотацию на сборник песен.

Формируемые компетенции: ПК 5.3., ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Подберите сборник с праздничными сценариями
  2. Составьте краткую аннотацию к сборнику сценариев для праздника:
  • Тематика праздников
  • Возрастное предназначение
  • Содержание праздников

Критерии оценки выполнения задания:

  • Аннотация краткая
  • Раскрывает основное содержание сборника

Литература 

Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»

Задание 10. Разработка плана проведения тематического занятия, посвящённого дню Матери - «Ты одна такая любимая и родная».

Цель: овладевать навыками планирования тематического занятия

Формируемые компетенции: ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Определите возраст детей
  2. Подберите материал к занятию
  3. Составьте план проведения тематического занятия

Программные задачи

Оборудование

Репертуар

Ход:

Части занятия

Содержание

примечание

Критерии оценки выполнения задания:

•        Конспект составлен в соответствии с требованиями

•        Точно и грамотно определена цель и соответствует теме занятия

•        Методы и приемы соответствуют поставленной цели

•        Соблюдена структура занятия

Литература

О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания»

Задание 11. Разработка сценария праздника для детей младшего возраста, проводимого без подготовки на повторном материале с включением сюрпризных моментов.

Цель: овладевать умениями составления сценария для детей младшей группы

Формируемые компетенции: ПК 1, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Познакомьтесь с требованиями к составлению сценария праздник.
  2. Подберите игры и сюрпризные моменты для праздника.
  3. Разработайте сценарий праздника для детей младшей группы.

Критерии оценки выполнения задания:

  • Сценарий соответствует требованиям
  • В содержание включены игры и сюрпризные моменты не требующие подготовки детей.

Литература 

О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания»

Задание 12. Подготовка папки с методическим материалом (сценарии развлечений, утренников, наглядные пособия, эскизы, картотека и т.д.).

Цель: овладевать навыками представления практического опыта в форме папки методических материалов.

Формируемые компетенции: ПК 5.4, ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Оформите папку с методическими материалами по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» придерживаясь следующего содержания:
  • сценарии развлечений,
  • праздников,
  • наглядные пособия,
  • эскизы,
  • картотека

Критерии оценки выполнения задания:

  • папка оформлена в соответствии с требованиями
  • имеет насыщенное содержание

Задание 13. Подготовка деловой игры «Занятие творчества в детском саду».

Цель: закреплять представления обучающихся о методике проведения творческих занятий в ДОУ

Формируемые компетенции:  ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Изучить методику организации творческих занятий в ДОУ
  2. Выполнить подготовку к деловой игре по следующим направлениям:
  • Значение занятий творчества для развития театрализованной деятельности с ДОУ
  • Содержание творческих занятий
  • Структура занятия
  • Роль воспитателя в организации творческих занятий
  • Приемы вовлечения в занятие детей.

Литература 

О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с. 222

Задание 14. Подбор упражнений для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления.

Цель: отбирать материалы для организации театрализованной деятельности в ДОУ.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Изучите методическую литературу по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
  2. Подберите 20 игр для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления.

Критерии оценки выполнения задания:

  • Количество игр –не менее 20
  • Подбор игр соответствует требованиям

Литература 

Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников

Задание 15. Составление картотеки занятий театральной педагогики в ДОУ.

Цель: овладевать навыками составления картотеки занятий театральной педагогики

Формируемые компетенции:  ПК 5.3, ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Выполнить подбор 10 занятий театральной педагогики
  2. Составить картотеку (цель, краткое содержание занятия)

Критерии оценки выполнения задания:

  • Количество карточек – 10 шт.
  • Для разных возрастных групп
  • Соблюдены требования к оформлению картотеки

Задание 16. Анализ условностей сценической деятельности; разучивание ролей спектакля, упражнения  по переводу литературного содержания на мимику, пластику поведения, сценическую речь и т.д.

Цель: овладевать навыками анализа работы по развитию сценических навыков в процессе работы над спектаклем.

Формируемые компетенции: ПК 2.7, ОК 1, ОК 2, ОК 4,ОК 7

Инструкции к выполнению:

  1. Выполните анализ условностей сценической деятельности
  2. Проведите разучивание ролей спектакля на примере конкретного сценария
  3. Подберите упражнения по переводу литературного содержания на мимику, пластику поведения, сценическую речь и т.д.

Литература

Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников

Задание 17. Составление комплекса игровых упражнений на развитие актерского мастерства.

Цель: овладевать умениям планировать работу по развитию актерского мастерства.

Формируемые компетенции: ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Выполните подбор игровых упражнений для развития актерского мастерства
  2. Составьте комплекс игровых упражнений

Навыки актерского мастерства

Игровые упражнения

Цель

Критерии оценки выполнения задания:

  • Комплекс содержит подбор игровых упражнений для всех навыков актерского мастерства
  • Составлен по принципу последовательности

Литература

Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников

Задание 18. Подготовка картотеки наиболее употребительных норм по культуре речи с опорой на словарь Аванесова Р.И. «Русское литературное произношение».

Цель: способствовать овладению студентами навыков подбора материалов по культуре речи и произношению.

Формируемые компетенции:  ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Ознакомьтесь нормами по культуре речи
  2. Пользуясь словарем Аванесова Р.И. «Русское литературное произношение», составьте картотеку норм  по культуре речи
  3. Количество карточек – 20 шт.

Критерии оценки выполнения задания:

  • Оформление картотеки в соответствии с требованиями
  • Количество карточек – 20 шт.
  • Содержание соответствует заданию

Литература 

Аванесова Р.И. «Русское литературное произношение»

Задание 19. Прослушивание в аудио - и видеозаписи художественного чтения мастеров слова – дикторов радио и телевидения, актеров театра и кино и анализ исполнения по соблюдению правил и норм произношения   современного русского литературного языка.

Цель: способствовать овладению умений выполнять анализ художественного чтения в исполнении дикторов радио и телевидения.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4

Инструкции к выполнению:

  1. Повторите нормы и правила произношения   современного русского литературного языка.
  2. Прослушайте 2-3 записи художественного чтения
  3. Выполните анализ по вопросам:
  • Соблюдения норм и правил произношения
  • Выразительность исполнения
  • Передача художественного образа

Критерии оценки выполнения задания:

  • Анализ полный и глубокий
  • Содержит оценку соблюдения правил и норм произношения   современного русского литературного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению практических работ МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности ...

Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом в рамках основной профессиональной образовательной программы (О...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо написанию контрольных работ по МДК.02.05  Теория и методика музыкального воспитания с практикумомдля студентов  специальности  44.02.01 Дошкольное обра...

Контрольная работа по разделу "Музыка как вид искусства" МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Данный материал можно использовать для проверки знаний студентов 3 курса СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...