План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"
план-конспект занятия на тему

 

План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. ,  МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему

«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жизни человека. Понятие о музыкальном образе. Выразительность и изобразительность  музыки. Средства музыкальной выразительности. Музыкальные жанры»   (специальность  44.02.04  Специальное дошкольное образование )  Вид занятия: семинарско-практическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_muzyka_v_sisteme_iskusstv.docx36.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет» ГГТУ

Гуманитарно-педагогический колледж

План - конспект учебного занятия по ПМ. 02.   МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.

на тему

«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жизни человека. Понятие о музыкальном образе. Выразительность и изобразительность  музыки. Средства музыкальной выразительности. Музыкальные жанры»

  (специальность  44.02.04  Специальное дошкольное образование )

Технологии  обучения:

Проектные технологии. Педагогика сотрудничества. (Ушинский Н. Д., Макаренко А. С.)Проблемное обучение ( Осборн А., Дьюи Д.) Технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.( Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А.) ИКТ ( информационно – коммуникационные технологии), групповые технологии.

Разработала преподаватель

 спец. дисциплин – Терентьева М. А.

2017г.

Тема урока – «Музыка в системе искусств. Значение музыки в жизни человека. Понятие о музыкальном образе. Выразительность и изобразительность  музыки. Средства музыкальной выразительности. Музыкальные жанры»

Педагогические технологии:

  1. Педагогика сотрудничества. (Ушинский Н. Д., Макаренко А. С.)
  2.  Проблемное обучение ( Осборн А., Дьюи Д.)
  3. Технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства( Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А.)
  4. ИКТ ( информационно – коммуникационные технологии).
  5. Проектные технологии.
  6. Групповые технологии.

Цель урока: повышение  уровня музыкальной культуры студентов в области  знания основных закономерностях музыкального искусства, музыкально-выразительных средств, жанровых направлений в музыке.

Задачи урока:

  1. Выяснить степень самостоятельности студентов при подготовке проекта на тему «Жанры вокальной музыки», стимулировать их  поисковую деятельность.
  2. Формировать самостоятельность словесно – логического мышления  студентов,  обогащать эмоционально – образный словарь музыкальных характеристик.
  3. Расширять знание студентов о разновидностях вокальной музыки и её значении в жизни ребенка.
  4. Воспитывать музыкально – эстетический вкус студентов, эмоциональный отклик на музыку, потребность и активность в восприятии  прекрасного в жизни и искусстве.
  5.  Развивать творческие способности ( певческие) студентов  на примере первообразов искусства с учетом потенциальных возможностей каждого.

Тип занятия: семинарско – практическое.

Форма проведения:

  Защита проекта. Просмотр и обсуждение подготовленных студентами презентаций;

Материалы и оборудование:

Компьютер,  проектор, экран, музыкальный центр, СД – диски; MP -3 диски, фортепиано.

План урока

№п/п

Время

Ход урока

Материал

Методы и приемы педагога

Деятельность студентов

1.

5 мин

Организационный момент

Запись на доске

Сообщение темы и цели урока.

Вводное слово педагога

Запись темы в тетрадь

2.

1 час. 20 мин.

Основная часть. Выступление студентов по вопросам семинара в форме показа презентаций с последующим их  совместным обсуждением.

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, МР -3, СД- диски.

Просмотр презентаций, иллюстрирование музыкальными номерами : исполнение  произведений дуэтом со студенткой, сольное исполнение студентов ,слушание вокальных произведений в записи.

Сориентировать студентов на работу в тетради: кратко изложить основную суть презентации ( в 3 –х, 4 –х предложениях) .

 Вопросы студентам :

1.Как выбор вокальной музыки по слушанию  влияет на формирование внутреннего мира ребенка, его духовность, нравственность.

Показ презентаций с музыкальными вставками.

Ответы на вопросы после просмотра.

Исполнение студентами нескольких музыкальных номеров( романс «Сарафанчик»,  песня, «Подмосковные вечера», «Серенада Дон Кихота»).

Запись в рабочие тетради основных положений из каждой презентации: жанр вокального произведения, круг музыкальных образов, особенности мелодики.

4.

5 мин.

Итог урока.

Рефлексия: какие разновидности вокальной музыки существуют.

Задание на дом.

 

Запись д/з на доске.

Общая и дифференцированная оценка работы студентов.

Домашнее задание: назвать современные группы,  создающие  композиции с  эклектикой различных вокальных жанров.

Ответы на итоговые вопросы педагога.

Запись домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Педагог сообщает тему урока ( написана на доске).

Вступительное слово педагога.

                                                  «Музыка как вид искусства»

Музыка (от греч. musike) – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.

   Звук как основа музыкальной образности и выразительности, лишен смысловой конкретности слова, как в поэзии и прозе, например, не воспроизводит видимых картин, как это мы можем наблюдать в живописи, скульптуре, архитектуре.

   Чтобы понять, осознать, услышать музыку, нужно временное пространство. Музыка – искусство, развивающееся во времени, постоянно изменяющееся.

   Музыка имеет интонационную природу. Педагог и музыкант Д. Б. Кабалевский называл интонацию «зерном музыки», из которого «произрастает» музыкальная ткань. По главной интонации произведения можно судить о музыкальном образе. Образ же создается теми музыкально-выразительными средствами, которые выбирает автор, композитор, осуществляя свой творческий замысел, «творя музыку».

   Итак, перечислим средства музыкальной выразительности:

  1. Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. М. И. Глинка называл мелодию «душой музыки».
  2. Ритм – чередование длительностей, создающих свой особый ритмический рисунок.
  3. Гармония – окраска созвучий (аккордов) и звучание их сочетаний.

    Для каждой эпохи характерна своя гармония. Например, гармония произведений В. А. Моцарта отличается чистотой, необыкновенной красотой, благозвучностью. Светом и солнцем наполнена гармония А. Вивальди, Й. Гайдна. Эпоха модерна – это часто диссонантное звучание, «нагромождение звуков», атональная музыка (конец 20в., нач. 21в.), это музыка нового времени, она требует внимательного вслушивания , гармония А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной – это мир причудливых звуков, изломанных гармоний.

Динамика – сила звука и разнообразные оттенки его звучания.

В музыке общепринята итальянская терминология обозначения динамических оттенков (демонстрация таблицы динамических оттенков    на экране)

fff          

>           ff            

f

mf

 Форте фортиссимо( оглушительно)

фортиссимо          (очень громко)            

форте

 Меццо-форте (не очень громко)

р

рр

ррр

         mp

Пиано  (тихо)

Пианиссимо(очень тихо)

Пиано пианиссимо (едва слышно)

Меццо-пиано

(не очень тихо)

     < - crescendo – крещендо (усиливая звук).

       > - diminuendo – диминуэндо (затихая)

  1. Темп – (от лат.) – время – скорость пульсации в музыке.

Темпы бывают быстрые (Presto - скоро), средние (Andante – не спеша), медленные

(Lento - медленно).

 Более подробно темпы и характеры рассмотрены в таблице № 1.

5)Фактура – конкретное оформление музыкальной ткани.

   Фактура бывает:

  1. Гомофонной (греч. «гомо» один, «фонос» голос) – одноголосная фактура с ярко выраженной мелодической линией.
  2. Полифонической (греч. «поли» много, «фонос» голос) – многоголосная фактура, где каждый голос имеет важное значение, равноправен.
  3.  Аккордовой.

   

   Признанным мастерством полифонической музыки считается И. С. Бах, великий немецкий композитор. Его органная музыка – вершина полифонизма, где переплетение множества голосов (до 12) дарит нам всю красоту звучания музыки великого композитора.

6)Тембр – окраска звучания человеческого голоса или музыкального инструмента.

   Дошкольник уже в средней группе отличит тембр скрипки от тембра виолончели; флейты от фагота.

   Каждый человеческий голос имеет свой неповторимый тембр. Таким уникальным тембром обладал великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Неповторимые голоса итальянского певца Робертино Лоретти, Марии Каллас, Энрике Карузо, Монтсерат Кабалье и  многих других всемирно известных певцов радуют  нас удивительной красотой своего тембра.

7) Регистр  – высотное положение звуков по отношению к диапазону. Различают: высокий, средний и низкий регистры.

8) Штрихи – различные способы звукоизвлечения.

Легато – в переводе с итал. «связно, певуче».

Нон легато –« не связно», все звуки берутся отдельно.

Стаккато – «отрывисто, легко».

Итак, композитор создает музыкальный образ, используя различные музыкально-выразительные средства, подобно художнику, выбирающему краски для создания своего живописного полотна.

   Для того, чтобы существовало музыкальное искусство в социуме, необходима цепочка:

       

?

?

?

 

Композитор

Исполнитель

Слушатель

Важна личность автора, его взгляды, его внутренний мир.                                                

Важна собственная                                интерпретация                                   авторского сочинения внесение своих оттенков.

Важен слушательский                

опыт, общая культура,

                      мироощущение, строй

                                   мыслей, чувств.

                             

                                                 Музыкальные жанры.

 В литературе, музыке и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе и т. д.  В изобразительном искусстве – это жанры портрета, пейзажа, натюрморта.  В музыке – опера, симфония, концерт, оратория, сюита и др.

   Род произведений в пределах одного какого-либо вида искусства называют жанром (франц. - genre).

   Не все музыкальные жанры возникли в одно время.

Перед воспитателем ДОУ стоят задачи приобщения детей к лучшим образцам  мировой музыкальной культуры, с одной стороны, и решение задач развития музыкальных и творческих способностей  ребенка с другой. Неоценимое значение в этом  имеет знакомство детей с разнообразием жанров вокальной и инструментальной музыки. Воспитатель, как человек культуры, как педагог, воспитывающий художественный вкус ребенка, должен стремиться к овладению ценностями музыкальной культуры, к постижению художественного замысла шедевров мировой музыки. Вокальная музыка  наиболее доступна детскому восприятию, т. к. ребенок опирается на смысловые акценты текстового материала. Недаром, первыми произведениями по слушанию для ребенка являются детские песни. Раскрыть перед ребенком мир вокальной музыки, помочь почувствовать красоту певческого голоса, стимулировать стремление к собственному творческому  развитию в области пения – задача настоящего педагога.

  Бесконечно  многообразие вокальной музыки . Семинарская часть занятия пройдет в форме защиты  мини -проекта на тему «Жанры вокальной музыки».  Форма защиты – показ презентаций по разновидностям вокальных жанров.

2. Основная часть – просмотр презентаций, подготовленных студентами по вопросам семинара. Перед просмотром студентам- зрителям дается задание:

Запись в рабочие тетради основных положений из каждой презентации: разновидность вокального жанра, содержание, эмоциональная направленность, круг образов, примеры известных произведений в данном жанре ( записывают 3-4 предложения – тезисно.)

- массовая популярная советская песня;( гр. №1)

 ( звучат фрагменты  песен: «Катюша» М. Блантера, М. Исаковского, , «Алёша» Э. Колмановского и К. Ваншенкина, «Священная война» А. Александрова, В. Лебедева – Кумача, «Гимн демократической молодежи мира» А. Новикова, Л. Ошанина, «Бухенвальдский  набат» В. Мурадели и А. Соболева, «День Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова). Песня «Подмосковные вечера» В. Соловьёва – Седого и  М. Матусовского звучит сольно в исполнении студентки.

Вопрос педагога: Как создание произведений в данном  жанре связано с историческими событиями?

- романс;( гр. №2)

( звучат фрагменты романсов « На заре ты её не буди» А. Варламова, А. Фета, « Нищая» А. Алябьева, П. Беранже, « Белой акации гроздья душистые» В. Баснера и М. Матусовского; романс «Сарафанчик» А. Гурилева звучит в сольном исполнении студентки).

Вопрос педагога:  современен ли романс в наше время?  Используется элемент игры: Узнай по голосу исполнителя.

( используя интернет – ресурсы , включаются фрагменты видео- записей исполнения романсов  современными эстрадными певцами:

1. Валерия «Отцвели уж давно хризантемы в саду» Н. Харито.

 2. П. Шаляпин « Какая ночь, я не пойму» Муз. Е. Афанасьевой.

3. А. Малинин « Плесните колдовства….»  муз. Д. Тухманова, сл. Л. Рубальской.

    Экран закрыт до момента правильного ответа студентов. Затем экран открывается.

Вывод преподавателя: романс современен, интересен молодому поколению и исполнителей, и  слушателей, в нем отражается русская душа.

А. Петров «Романс о романсе»- слушание в исполнении В. Пономаревой.

-  серенада ( гр. №3).

( звучит «Серенада ре – минор» Ф. Шуберта, «Серенада Дон Кихота» Д. Кабалевского в исполнении преподавателя, « Я здесь, Инезилья» муз. М.  Глинки).

Вывод преподавателя: какую из серенад вы бы выбрали для слушания с дошкольниками, в каком возрасте  и почему?    

- баркарола ( гр. №4).

( звучит баркарола «Венецианская ночь» М. И. Глинка, Ф. Шуберт «Счастье рыбака» ).

Вопрос педагога: Каковы особенности ритмики и мелодики данного жанра.

На доске записывается размер 6/8.

- баллада ( гр. №5).

( звучат фрагменты  баллад «Лесной царь» Ф. Шуберта, А. Бородин «Море», М. Мусоргский «Забытый».).

Вопрос педагога: Каковы особенности эмоциональной окраски музыки данного жанра, драматургии развития музыкального образа?

По завершении показа презентаций, педагог дает оценку самостоятельной поисковой  деятельности  студентов. Критерии оценки:

- степень  работы каждого  в группе и ее продуктивность в целом;

- творческий подход к подготовке мини – проекта;

- исполнение вокальных произведений  самими студентами;

-  информативность, сообщение  интересных фактов из истории жанра;

- объём презентации, качество её оформления;

- соответствие информации на слайде сопроводительному тексту студентов;

4. Итог урока

Рефлексия: какие разновидности вокальных жанров существуют. Мы рассмотрели лишь некоторые из них. Общая и дифференцированная оценка работы студентов на уроке.

Домашнее задание: назвать современные группы,  создающие вокальные композиции  на основе эклектики стилей. Педагог благодарит студентов за интересные работы по подготовке проекта, за творческие номера, активность и заинтересованность.

 

При подготовке к занятию  использованы следующие источники:

  1. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.
  2. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1988.
  3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
  4. Кленов А. Там, где музыка живет. М.: Педагогика, 1985.
  5. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению практических работ МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности ...

Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"

Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"...

Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом в рамках основной профессиональной образовательной программы (О...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо написанию контрольных работ по МДК.02.05  Теория и методика музыкального воспитания с практикумомдля студентов  специальности  44.02.01 Дошкольное обра...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...