План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
план-конспект урока

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uchebnogo_zanyatiya.doc73.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.

  Тема занятия:

«Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

  (специальность   44.02.04 Специальное дошкольное образование )

Разработала преподаватель

 спец. дисциплин – Терентьева М. А.

Технологии обучения: проблемное обучение, элементы опережающего обучения, педагогика сотрудничества, игровые технологии,  разноуровневое обучение, организация дискуссии.

                                                                  2020г.

Тема учебного занятия – «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей».

Педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества.

 -проблемное обучение.

-игровые технологии.

- разноуровневое обучение.

     -опережающее обучение.

     -технология организации дискуссии

Цель учебного занятия: Формирование профессиональных компетенций, активизация  поисковой деятельности студентов. Развитие самостоятельности мышления студентов; введение в предмет методики музыкального развития, ознакомление с основными понятиями и положениями .

Задачи урока:

1.Сообщение новых знаний на основе сочетания поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

3. Преподнесение основных теоретических положений темы не как неоспоримых доказательств, а как предположений , относительно которых каждый студент высказывает своё мнение.

4.Выдвижение гипотез по решению проблемы.

5. Организация дискуссии. Обучение студентов анализу, синтезу, обобщению, способности делать выводы.

Тип учебного занятия:   сообщение новых знаний (лекционное).

Форма проведения:

Дискуссия.

Материалы и оборудование:

- музыкальный центр, магнитная доска, цветные маркеры, цветные таблички СД – диски;

План урока

№п/п

Время

Ход урока

Материал

Методы и приемы педагога

Деятельность студентов

1.

5 мин

Организационный момент

Запись на доске

Постановка цели и задач урока.

Вводное слово.

Запись темы в тетрадь

2.

55мин.

Основная часть.

Регламентированная  дискуссия:

1-й этап( 15 мин.)

Вопрос о приоритете одной из задач.

2-й этап(30 мин.) Вопрос о критериях ценности музыки.

3 – этап ( 10 мин).

Вопрос о возрасте реагирования ребенка на музыку.

Магнитно- маркерная доска. Разноцветные маркеры.

Организация дискуссии. Постановка проблемы.

Обсуждение.

Аргументация. Выводы.

Работа у доски. Работа в тетради.

3.

20 мин

Ролевая игра. Педагогический совет в ДОУ на тему « Сотрудничество с музыкальным руководителем».

Таблички с надписями для подгрупп.

Обсуждают свою роль с позиции, предложенной преподавателем. Высказывают своё мнение.

4.

10 мин.

Итог урока.

Задание на дом.

 

Запись д/з на доске.

Общая и дифференцированная оценка активности студентов на занятии дискуссии , в ролевой игре .

Домашнее задание. 

Ответы на итоговые вопросы педагога.

Запись домашнего задания.

Ход занятия:

  1.  Организационный момент. На доске тема: «Цели и задачи музыкального развития дошкольников». Преподаватель объявляет о начале изучения новой учебной дисциплины « Методика музыкального развития, коррекционная ритмика», тесно связанной с предыдущей «Музыка, ритмика».

Вводное слово преподавателя.

Проблема определения целей и задач музыкального образования и развития детей в различных исторических периодах имеет различные решения. Так в советское время цель вытекала из коммунистических идеологий. И состояла в воспитании всестороннего развития личности с коммунистической идеологией и моралью. Музыка не осознавалась как ценность, являясь средством формирования нужного государству человека (примеры: песни о Ленине, Октябре, партии, майском празднике и т. д.). Музыкальный репертуар был гиперполитизирован. Современный подход к  эстетическому образованию основан на развитии личности ребенка, его творческой  индивидуальности.

 На доске педагог пишет в двух графах таблицы 2е цели музыкального воспитания ребенка.

Развитие музыкальности ребенка (его музыкальных способностей)

Формирование основ музыкальной культуры как части его общей духовной культуры

  1.  1- й этап регламентированной дискуссии.

Перед студентами ставится проблема: какая из задач на ваш взгляд является на сегодняшний момент приоритетной?

 Студенты высказывают свое мнение, аргументируя его. Педагог предлагает разделиться по подгруппам и выбрать по одному представителю, которые четко изложат свои аргументы на доске, вписывая по одному аргументу поочередно.

           Предполагаемые аргументы 1- го студента:

  1. Важно развить у ребенка слух и обязательно научить его петь.
  2. Важно научить ребенка ритмично двигаться и красиво танцевать.
  3. Обязательно научить ребенка играть сначала на ДМИ, а потом и на взрослых инструментах.

Предполагаемые аргументы его оппонента:

2.1. Важнее научить ребенка ценить красивое пение, разбираться в певческих голосах.

2.2. Не всем дано чувство ритма и ,не умея танцевать, можно любить балет и понимать красоту танца.

2.3. Намного важнее  получать удовольствие, радость  от игры профессионала  и разбираться в жанрах и стилях музыки.

Преподаватель резюмирует выступление оппонентов, обращается к группе: кто на ваш взгляд был более убедительным, поменяли ли вы свое мнение после выступления студентов.

 Слово преподавателя.

Еще 20-25 лет назад первая цель была основной. Важнее  было научить ребенка конкретным музыкальным умениям и навыкам. Но далеко не у каждого ребенка есть природные задатки к развитию музыкальных способностей.  Современный подход к музыкальному развитию ребенка  иной. По высказыванию Сухомлинского В. А.: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Другими словами, куда важнее воспитать не исполнителя, а настоящего любителя и ценителя музыки.

 2- й этап регламентированной дискуссии.( см. Приложение №1, №2)

Преподаватель предлагает для дискуссии следующие вопросы:

1.Какую музыку вы предполагаете ценить?

2. На какой музыке вы будете воспитывать ребенка?

Этот этап дискуссии предлагается организовать следующим образом. 1.Учебная группа делится на подгруппы по 4 – 5 человек. Состав подгрупп с момента 1-го обсуждения не меняется.

2. Выбирается новый руководитель каждой подгруппы.

3. В тетрадях каждый студент вычерчивает таблицу.

                        1

                       2

                        3

студент

подгруппа

группа

Запись своего мнения по вопросу, предложенному преподавателем

Запись мнения подгруппы после обсуждения

Запись после обсуждения всей группой совместно с преподавателем

4. Оглашается регламент индивидуальной работы на основе таблицы: 5 мин. После того, как прозвучит 1-й вопрос, каждый самостоятельно обдумает ответ и впишет его в графу№ 1.

5.Устанавливается организационный регламент работы в подгруппах: 10 мин. Задача обсуждения в подгруппе – выработать единое мнение и кратко записать его в графу № 2. Когда запись сделана всеми членами подгруппы, руководитель готовится к выступлению.

6.Сообщается организационный регламент работы в группе:10 мин. Начинается обсуждение в группе. Задача этого этапа – выработать мнение, которое вся группа запишет в графу №3.

7. Записывается итоговый вывод, к которому пришла вся группа в ходе обсуждения проблемы.

 Ожидаемый результат следующий.

1.Есть шедевры классической музыки, есть красивейшие произведения гениальных композиторов, таких как И. Бах, В. Моцарт ,А. Вивальди, Э. Григ, С. Рахманинов,П. Чайковский и мн. др.

2.Есть огромный пласт музыкального фольклора , этническая музыка, то лучшее, что отбирается народом  веками.

3.Есть современная музыка для детей, вокальная и инструментальная.

4.Есть такие направления , как джаз, рок, эстрада и т.д.  И в этом пласте есть масса того, что будет интересно и полезно ребенку.

  После обсуждения звучат музыкальные фрагменты: Ф. Шуберт «Вальс»,    рнп «Ой, ты Порушка, Параня», Д. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс», О. Газманов, песня «Свежий ветер».

 Вывод.В каждом жанре, стиле, направлении можно найти музыку, которая принесет истинную радость ребенку, музыка, в звуках которой ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств. Нет музыки сложной и простой.  Музыка – тот эмоциональный фон, который так необходим ребенку. Слушая хорошую музыку с родителями, что крайне необходимо, между ребенком и взрослым возникает духовная общность.

 3- й этап регламентированной дискуссии.

Преподаватель задает следующий  проблемный вопрос.

На доске указаны разные возрастные периоды:

Внутриутробный период

Момент рождения

3 мес.

6 мес.

9 мес.

1 год

1,5 года

Вопрос: в каком возрасте ребенок реагирует на музыку?

Студенты дают ответы.

Педагог приводит пример с результатами эксперимента, когда будущие  мамы за весь период беременности прослушивали определенный набор классических произведений. После рождения ребенка изучается реакция его на ранее звучавшую и новую музыку. Исследования показали, что ребенок узнает, реагирует на подсознательном уровне, именно на ранее звучавшую музыку.

Но вернемся к критериям ценности музыки.

Вопрос: «Может ли ребенок 3-4 лет самостоятельно понимать ценность музыки?» Пример еще одного эксперимента с 2-мя музыкальными домиками, где живет разная музыка. Ребенок  3-4лет  одинаково радостно идет в домик, где живет «Шутка» И. Баха, и в другой домик, где звучит лёгкая эстрадная песня  с бессмысленным текстом и с достаточно примитивной мелодией. Это значит, что ребенка еще можно вести по « правильной дорожке», т.е. подсказать ему выбор подлинно ценной музыки. Другими словами, сориентировать его в море музыки.

  Вопрос :  Так кто же наиболее  правильно и грамотно поведет его в музыкальную страну? Это музыкальный руководитель.

Но все мы понимаем, что без помощи коллег, родителей и желания самих детей – с задачей формирования музыкальной культуры ребенку одному не справиться.

 3.Студентам предлагается ролевая игра: открытый педсовет на тему: «Наш музыкальный руководитель». Студенты делятся на 5 подгрупп по 4-5 человек. Состав подгрупп не меняется. Подгруппам раздаются таблички: «Родители»,  «Музыкальные руководители»,  «Воспитатели»,  «Методисты», «Заведующие ДОУ».

Каждой из подгрупп дается задание объяснить музыкальному руководителю, чего они от него ждут и какую помощь в свою очередь, могут ему оказать. Сами « музыкальные руководители» высказываются о том, как они видят свою профессиональную задачу и какую помощь и поддержку ждут от остальных субъектов воспитания ребенка. На обсуждение подгруппам дается 10 минут. Группа выбирает основного докладчика. Остальные могут быть содокладчиками, дополняющими и уточняющими основное выступление . Преподаватель подводит итог игры: взаимопомощь всех субъектов музыкального воспитания ребенка не только облегчает труд музыкальному руководителю, но и создает прочную эффективную систему, способствующую достижению основных целей музыкального воспитания ребенка.

  1. Например, трудно сформировать музыкальную культуру у ребенка, его эстетический вкус, если в семье с утра до ночи гремит музыка сомнительного содержания; если воспитатель считает время, отведенное на музыкальных занятиях, возможностью полностью отдохнуть от детей, не принимая никакого участия  в его процессе .
  2. Большое значение имеет методическая помощь старшего воспитателя, руководства ДОУ.

4. Итог урока. Преподаватель оценивает активность студентов, степень участия в дискуссии, ролевой игре, оценки выставляются в журнал.

        5.Домашнее задание:

Работа с учебником О. В. Гончаровой «Теория и методика музыкального воспитания». Стр. 14-26.

Перенести в тетради и проанализировать схемы на страницах: 20, 24, 25.

Знать основные музыкальные способности.

Литература:

  1. Праслова Г.А. и др .Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста.-Спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015.
  2. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2013.

3.  Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания . -   М.: «Академия», 2014.

4.  Левченко И.Ю. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.:    Академия, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...

План-конспект открытого учебного занятия для 3 курса ОП.08, 2017

План-конспект открытого учебного занятия по ОП.08 Уголовный процесс по теме :"Приостановление предварительного расследования" с бланком постановления о приостановлении предварительного рассл...

План-конспект открытого учебного занятия по теме 1 "Понятие и назначение уголовного процесса" январь 2019

План-конспект открытого учебного занятия для курсантов 2 курса специальности 40.02.02 ОП.08 Уголовный процесс...