Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.
методическая разработка на тему

В материале даны рекомендации к выполнению самостоятельной работы, образцы некоторых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_rabota_33gr_sdo_dnevnoe.docx85.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ ВО МО

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Гуманитарно-педагогический колледж

Методическая  разработка

Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения)

По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального   воспитания с практикумом.

Выполнила:

преподаватель специальных дисциплин      ГПК

 ТЕРЕНТЬЕВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

2015

Пояснительная записка

Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Современный  поток информации требует от студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.

Цель данного пособия – оказать помощь преподавателям в организации самостоятельной работы студентов. В пособии приводятся краткие характеристики различных видов заданий для СРС, рекомендации и требования к их выполнению, ролевые алгоритмы действия преподавателя и студента. Преподаватели могут ознакомиться как со своей ролью в этом процессе, так и с ролью студентов. Это еще раз подчеркивает демократичность образовательного процесса, лишённого постоянного непосредственного руководства всеми действиями студента со стороны преподавателя, отсутствие его прямых указаний, рекомендаций с целью исключения послушного и механического выполнения действий, предписанных преподавателем.

При организации СРС преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладевании знаниями для своей будущей специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества.

    Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

-развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и
виду информацией, учебной и научной литературой;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.

Для того чтобы данные цели и задачи не были для студентов абстрактными, необходимо донести до их сознания, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).

В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

  1. Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
  2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это
    делать, для чего это нужно.
  3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
  4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
  5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы,
    определите время выполнения каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
  7. По окончании работы проанализируйте её результаты,
    оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите
    сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:

  • самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);
  • сбор и изучение информации;
  • анализ, систематизация и трансформация информации;
  • отображение информации в необходимой форме;
  • консультация у преподавателя;
  • коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
  • оформление работы;
  • поиск способа подачи выполненного задания;
  • представление работы на оценку преподавателя или
    группы (при необходимости).

По итогам самостоятельной работы студенты должны:

  • развить такие универсальные умения, как умение
    учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать
    свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
  • научиться проводить рефлексию: формулировать полу
    чаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы,
    корректировать свой образовательный маршрут;

•        познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.                                                                                                                                     На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора              действий студентов.

Структура пособия

Данное пособие содержит:

а) методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

б) характеристику основных видов заданий самостоятельной работы;

в) ориентировочные затраты времени на выполнение заданий;

г) балльную оценку заданий;

В приложении помещены образцы оформления отдельных видов заданий.

Методические рекомендации по организации внеаудиторной

самостоятельной работы студентов

  1. Перед началом самостоятельной работы студентам следует рекомендовать изучить содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты
    времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи
    преподавателя.
  2. Задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр. Некоторые виды заданий  предполагают выбор направления поиска информации. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. Например, по теме 1 в качестве обязательного задания студентам предстоит составить конспект, следовательно, в качестве дополнительного задания данный вид работы они выбрать не могут.
  3. Расчёт объёма часов самостоятельной работы по каждой
    теме складывается из суммы ориентировочных затрат времени
    (см. табл. 1) на выполнение обязательных и выбранных студентами дополнительных заданий. При этом общий объём времени по каждой теме не должен быть менее количества часов, отведённых на её изучение по тематическому плану.
  4. Студенты должны ознакомиться с образцами выполнения
    заданий, критериями их оценки.
  5. Студенты подбирают необходимую литературу, получая
    консультации преподавателя.
  6. Студенты выполняют задания самостоятельной работы и
    сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости
    представляя их результаты на практическом занятии.
  7. Оценка выполненных заданий в баллах проставляется
    преподавателем в карте-маршруте самостоятельной работы.
  8. Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит
    рейтинговый показатель студента, который может учитываться
    при проведении итогового контроля знаний по дисциплине
    .

ПМ02. МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального                  воспитания с практикумом. (30час)

Название темы  

Виды самостоятельной работы

Время

Формируемые компетенции

1.

Музыкальные жанры.

Оформить в форме презентации и  доклада материал к семинару по теме:  « Первичные музыкальные жанры».

 (Приложение 1)

4 часа

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

ОК8

2

Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей.  

Написать эссе  с рассуждением на тему – вопрос, заданный педагогом – музыкантом Ю. Б. Алиевым: « Зачем тебе, дошкольник, музыка?»

 (Приложение №2)

1 час

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

,ОК8

3

Характеристика музыкальных способностей дошкольников. Структура музыкальности по Б. М. Теплову.

Подготовить доклад  по теме: «Развитие музыкальных способностей в семье» ( на примере жизни        выдающихся музыкантов).

 (Приложение № 3)

2 час

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

,ОК8

4

Современные  парциальные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников :на основе различных видов музыкальной деятельности; на основе синтеза искусств; на основе музыкально – ритмической деятельности, на основе элементарного музицирования; на основе использования музыкального фольклора.

Проанализировать принципы построения и особенности репертуара вариативных по музыкальному воспитанию дошкольников : «Ритмическая мозаика» под ред. А. И. Бурениной и « Топ, хлоп, малыши» под ред. Т. Сауко и А. Бурениной. Форма  анализа-составление аннотации к программе.

 (Приложение №4)

2 часа

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

5

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. Традиционные и специфические методы музыкального развития ребенка.

Подготовить папку с наглядным и словесным материалом к музыкальным произведениям по разделам: слушание, пение, ритмика.

 (Приложение № 5)

7 час

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

6

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. Традиционные и специфические методы музыкального развития ребенка.

Разработать  консультацию  для воспитателей на тему: «Использование художественной литературы в углублении музыкальных впечатлений детей».

(Приложение №6)

2 часа.

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

7

Восприятие как вид музыкальной деятельности дошкольников.

Составить развернутый  план – конспект беседы с дошкольниками о музыкальном произведении.

 (Приложение №7)

2 часа

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

8

Детское музыкальное исполнительство. Певческая деятельность дошкольников. Методика обучения пению детей дошкольного возраста. Этапы работы над песней.

 Подобрать 3-5 певческих упражнений с использованием наглядных карточек.

 (Приложение №8)

1 час

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

9

Музыкально – ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников. Виды ритмики. Характеристика репертуара для ритмики. Методика и этапы обучения музыкально – ритмическим движениям.в

Подобрать  аудио – материал для ритмической деятельности детей младшего и раннего  дошкольного возраста по рекомендованным педагогом программам и пособиям.

(Приложение №9)

1 час

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

10

Музыкальная предметно – пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания. Музыкальный уголок в группе. Музыкально – дидактические игры.

Проанализировать содержание з-х музыкально – дидактических игр, сформулировать программные задачи.

 (Приложение №10)

1 час

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

11

Музыкально – образовательная деятельность дошкольников. Методы и приёмы формирования знаний о музыке.

Изготовить 2 музыкально – дидактические игры на формирование   знаний о музыке.

 (Приложение №  11)

2 часа

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

12

Детское музыкальное творчество. Методика развития  песенного, музыкально – игрового и танцевального творчества дошкольников..

Придумать 3 сюжета,  которые могут служить основой для различных музыкальных  импровизаций детей.

(Приложение №12)

2 часа

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

13

Музыка и развлечения в ДОУ. Содержание занятий по театрализованной деятельности. Методы и приемы работы педагога. Значение  театрализованных представлений и игр – драматизаций в развитии дошкольника.

Проанализировать 2 сценария театрализованных развлечений  в разных возрастных группах.

(Приложение №13)

1 часа.

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК2.1., ПК 2.5.ПК2.8., ПК2.9.

14

Музыкальное воспитание детей в семье.

15. Разработать рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию ребенка в семье.

(Приложение №14)

2 часа.

ОК1, ОК 2, ОК4, ОК5, ОК6,

 ОК 7,ОК8

ПК4.1., ПК 4.2.

ИТОГО

30 часов

В IV  семестре:

30  часов - самостоятельная работа

Преподаватель ________ Терентьева М. А.


Приложения к выполнению самостоятельной работы студентов

ПМ.02. МДК 02.05.

Приложение №1

Презентации Power Point могут быть очень разнообразны: выступление, доклад, демонстрация кинофильма или фотографий, выставка  и т.д Презентация может быть простая, схематичная, она может содержать графики и схемы, множество иллюстраций, изобиловать спецэффектами. Презентация – это сопровождение доклада или выступления и ни в коем случае не его замена. Поэтому сначала необходимо разработать концепцию выступления, а затем уже браться за составление презентации.
Для этого постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

  • Какова цель используемой презентации?
  • Каковы особенности слушателей?
  • Какова продолжительность презентации и планируемое содержание?

Создание презентации состоит из трех этапов:

                   I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

                 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации. 

              III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций можно выделить  два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Стиль

         Соблюдайте единый стиль оформления

         Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

         Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

         На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

         Для фона и текста используйте контрастные цвета.

         Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

         Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

         Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Оформление слайдов:

Содержание информации

 

         Используйте короткие слова и предложения.

         Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

         Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

         Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

         Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

         Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

         Для заголовков – не менее 24.

         Для информации не менее 18.

         Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

         Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

         Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

         Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

         Следует использовать:

o        рамки; границы, заливку;

o        штриховку, стрелки;

o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

         Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

         Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Рекомендации к защите презентации

Соотносите материал печатного доклада с чередованием слайдов презентации. Сделайте пометки в тексте доклада, где нужно сменить слайд.

Приложение №2

Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе источников по теме;
  • помочь в формулировании темы, цели, выводов;
  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать тему
    не только актуальную по своему значению, но и оригинальную
    и интересную по содержанию;
  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся
    в них информацию;
  • выбрать главное и второстепенное;
  • составить план эссе;
  • лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы и
    свои подходы к её решению;
  • оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;
  • реалистичность оценки существующего положения
    дел;
  • полезность и реалистичность предложенной идеи;
  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта
    охвата;
  • художественная выразительность, яркость, образность
    изложения;
  • грамотность изложения;
  • эссе представлено в срок.

Приложение №3    Доклад. Алгоритм составления.

    1.Вначале нужно сформулировать тему так, чтобы она звучала понятно для самого докладчика. Потом собрать доступный материал по ней. Имеется в виду настоящий список используемой литературы, а не тот, который пишут, чтобы произвести впечатление на преподавателя. Студентам рекомендуется использовать от десяти источников. После этого начинается работа с источниками информации.

2  В отдельном файле или отдельной тетрадке выписываются основные положения. Можно сделать табличку: в строчках будут вопросы, а в колонках авторы. Вопросы зависят от темы доклада, но в общих чертах звучат так: "Что нового сказал данный автор по данной теме? На чьи труды опирался? К каким последствия это привело?" После этого этап подготовительной работы можно считать завершенным.

3 Доклад начинайте с правильно оформленного титульного листа, затем следует оглавление, потом введение, основная часть и заключение. Введение может быть совсем коротким, буквально две-три фразы. А может занимать первую страницу. Докладчику нужно обозначить, какую тему он затронул и с чем это связано. Например, « Законодательство в области архивного дела включает в себя различные виды нормативных правовых актов и методических рекомендаций, которые в совокупности представляют собой сложный регулирующий механизм. Основная часть может быть разбита на пункты. В докладе автор практически не имеет права делать свои выводы. Он лишь обобщает и систематизирует то, что написали другие. В заключении докладчик может сказать, что тема требует дальнейшего исследования, либо она отражена неполно, либо укажет, что исследования активно ведутся по сей день.

4 Доклад бывает письменный и устный. Письменный (особенно по гуманитарным дисциплинам) мало чем отличается от реферата. Разве что объем меньше. Устный доклад - это концентрат письменного. Для того, чтобы подготовить устный доклад, нужно сделать подачу материала еще более четкой и внятной. Это достигается за счет терминов, особого построения фраз (научный стиль речи), отсутствия авторских рассуждений. Устный доклад не превышает пятнадцати минут, причем скорость речи докладчика - не чаще ста двадцати слов в минуту.

Приложение № 4

     Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию краткой характеристики книги, статьи (приложение 4). В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

Затраты времени на написание аннотации зависят от сложности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания написание аннотации планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.

Роль преподавателя:

•        определить источник аннотирования или помочь в его выборе;

  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно изучить информацию;
  • составить план аннотации;

•        кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

  • оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • содержательность аннотации;
  • точная передача основных положений первоисточника;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • аннотация сдана в срок.

Образец оформления аннотации

АННОТАЦИЯ

на первоисточник (статью, книгу, сочинение и пр.)

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

  1. Краткие сведения об авторе.
  2. Вид издания (статья, книга, учебник, сочинение, программа и     пр.).
  3. Целевая аудитория издания.
  4. Цели и задачи издания.
  5. Структура издания и краткий обзор содержания работы.
  6. Основные мысли, проблемы, затронутые автором.
  7. Выводы и предложения автора по решению затронутых
    проблем.
  8. Автор аннотации.

Приложение №  5

Задание. Подготовить папку с наглядным и словесным материалом к музыкальным произведениям по разделам: слушание, пение, ритмика.

Задание № 1.

        Подобрать словесный и наглядный материал к музыкальным произведениям по разделу «Пение для детей младшего дошкольного возраста».

        Рекомендации к выполнению:

        Речевой материал должен  быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту (стихи А. Барто, К. Чуковского, Б. Заходера и др, в 1-2 четверостишия, несложные загадки, потешки, скороговорки). Тематика песен: мир игрушек, животных, простейшие явления (например: «Киска», «Зайка», «Паровоз», «Солнышко» и т. д.) Цель: добиться от ребенка осмысленности образа, адекватного эмоционального отклика на яркую контрастную музыку изобразительного характера.

        Наглядный материал может включать яркие  рисунки, картинки, дидактические игры. Музыкально-дидактические игры подбираются в основном в основном на знание и запоминание музыкального песенного репертуара («Музыкальный кубик», «Песенные часики», «Волшебный мешочек» и др.). Ребенок, слыша знакомую мелодию песенки, показывает либо на героя, исполняющего эту песню (например Чебурашку, поросенка Фунтика, крокодила Гену), либо на картинку, соответствующую содержанию песни.

В случае затруднения при подборе наглядного материала используйте следующую литературу:

  1. Петрова В. А. «Мы танцуем и поем», приложение к программе развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш».
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.

Сюжетная картинка к музыкальному произведению должна отвечать следующим требованиям:

а) картинка должна быть цветной, яркой, привлекательной;

б) доступной по содержанию и средствам изображения;

в) сюжет должен быть понятен детям и связан с динамикой развития музыкального образа;

г) изображение должно быть полным;

д) размер – формат А-4.

Задание № 2.

        Подобрать словесный и наглядный материал, углубляющий музыкальное восприятие детей в процессе слушания.

        Рекомендации к выполнению:

Необходимо помнить, что у детей с нарушениями интеллекта возникают трудности как при сосредоточении на музыкальком материале, так и при его анализе. Следует отметить, что лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по высоте, но затруднена по силе (динамике) и длительности (ритму). Трудности интеллектуального развития осложняют сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

        Учитывая, что детям младшего возраста с этим видом нарушений предлагается в разделе «Слушание» преимущественно програмная музыке, т. е. имеющая конкретное название (Д. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» и др.), подбор наглядного материала напрямую зависит от образа музыки и драматургии его развития. В старшем дошкольном возрасте используется также непрограмная музыка (этюды, пьесы, сонаты, фрагменты симфоний).

        Виды наглядности:

- картинки, рисунки, иллюстрации; репродукции с картин художников, фотографии, портреты;

- игрушки, музыкальные инструменты, театральные куклы, атрибуты;

- дидактические игры, пособия.

        Данные рекомендации содержат перечень музыкальных произведений по слушанию в старшей и подготовительной группах и рекомендованные для демонстрации репродукции с картин великих художников и фотоматериалы (см. Приложение на диске).

Произведения музыкального и изобразительного искусства:

1.  П. Чайковский «Мама» (из «Детского альбома») - 3. Серебрякова «Портрет с сыном», Ф. Сурбаран «Мадонна с младенцем», А. Такиямо«Материнство».

2.  Н. А. Римский-Корсаков «Царевна Лебедь» (из оперы «Сказка о царе Салтане, 3 чуда») - М. А. Врубель «Царевна-лебедь»

3.  П. И. Чайковский «Болезнь куклы» - Ж. Б. Грез «Девочка с куклой»

4.  Д. Б. Кабалевский «Серенада Дон Кихота» - Г. М. Коржев «Дон Кихот»

5.  Н. А. Римский-Корсаков «Океан - море синее» (из оперы «Садко») -Айвазовский «Буря», «Конец бури на море».

6.  Д. Маруани «Космическая опера» (ч.З) - В. Балабанов «Полет в 21 веке», «На марсе». Р. Маккол «Космические корабли». А.Яр-Кравченко «Ю.А. Гагарин».

7. В.Моцарт «Детские игры» - П. Тюрин «Портрет дочерей Евгении и Екатерины»

8. Фото-иллюстрации к циклу П. Чайковского «Времена года». И. Левитан «Золотая осень».

 Приложение № 6.

Консультация для воспитателей  на тему : «Использование художественной литературы в углублении музыкальных впечатлений детей».

Студент может включить в материал консультации рекомендации следующего характера.

Словесный материал, углубляющий восприятие старших дошкольников в процессе слушания музыки может содержать фрагменты сказок, легенд, мифов, являющихся литературной основой музыкальных произведений.

        Например: Дж. Родари «Приключения Чиполлино» - А. Хачатурян, балет «Чиполлино».

        Гофман сказка «Щелкунчик» - П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик».

        Ш. Перро «Спящая красавица» - П. И. Чайковский, балет «Спящая красавица».

        Островский весенняя сказка «Снегурочка» - Н. А. Римский-Корсаков, опера «Снегурочка».

        А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» - Н. А. Римский-Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане».

        А. С. Пушкин «Золотой петушок» - Н. А. Римский-Корсаков, опера «Золотой петушок».

        Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» - М. Коваль, Детская опера «Волк и семеро козлят»,  А. Рыбников. Мюзикл «Волк и семеро козлят» и др.

        В словесный материал также могут входить стихи русских и зарубежный поэтов, созвучные музыкальным образам произведений по слушанию, а также загадки, потешки, скороговорки, прибаутки.

                

Опираясь на примерный материал консультации для воспитателей старших групп, студент может составить их для воспитателя другой возрастной группы.

Приложение  №7.

Составить развернутый  план – конспект беседы с дошкольниками о музыкальном произведении.

1.Выберите возрастную группу и одно из программных  музыкальных произведений по слушанию.

2.Прослушайте данное произведение несколько раз.

3. Составьте  опорные вопросы и предполагаемые ответы детей по эмоциональной окраске музыки, её выразительности и изобразительности. Задайте вопросы о тембровой окраске, инструментах, исполняющих это произведение.

Пример беседы о музыке со старшими дошкольниками по произведению

 РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.  ОПЕРА "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ

  Цель:

▪ Познакомить детей с жанром оперы;

▪ Развивать интерес к классической музыке

Задачи:

▪ Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений;

▪ Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию произведения;

▪ Учить передавать характер музыкального образа в движении.

Музыкальный материал :

 1) "Море" (вступление ко 2-му действию),

2) «Полёт шмеля»,

3) "Три чуда " (симфоническая картина-вступление к 4-ому действию).

 Художественное оформление: презентация, портрет Н.А. Римского-Корсакова, иллюстрации сказки А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане».        

Ход беседы:

-Ребята, любите ли вы сказки?

-Какие русские сказки вы знаете?

-Кто сочиняет сказки?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки,  в мир сказочной музыки. Отправимся в гости к царю Салтану.   В какой сказке он живёт?

- В Сказке о царе Салтане"

-Кто написал эту сказку?        Александр Сергеевич Пушкин (слайд 2, показ книги).

На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков (слайд 3).  Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня  всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Он написал оперы: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.                

     Сегодня мы немного познакомимся с оперой "Сказка о царе Салтане ". Все вы знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните? (слайд 4)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком….

 - Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку».

А дальше по приказу царя...

«И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан -

Так велел - де царь Салтан» .        

Звучит «MOPE» (фрагмент - вступление ко 2-му действию, слайд 5).

Какое море изобразил композитор?

-        Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.

Кто исполняет? - Симфонический оркестр.  

-Перечислите группы инструментов симфонического оркестра.

Волны выбрасывают бочку на остров, царевич Гвидон «отбивает дно», мать и сын теперь на воле. Здесь царевич встречает лебедь - птицу, которую спасает от злого коршуна. (слайд 6) В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит лебедь - птица. В кого она превращает царевича гвидона? Она превращает Гвидона в шмеля.  (слайд 7)

Звучит  «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»

-Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».

-Как звучала музыка, какая она?

- Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.

- Быстрая или медленная?

- Очень быстрая, стремительная.

- Музыка грустная или радостная?

- Радостная.

Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему «Полет шмеля» звучит так радостно.

Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.

Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.

Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку: слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.

А    я    вам    напомню,    как    А.С.    Пушкин    рассказывает    свою    сказку:

«...Остров на море лежит.                        

Град на острове стоит.                            

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо,

Вот какие там три чуда:.

Есть там белка, что при всех

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет,        

И с присвисточкой поет,        

При честном, при всем народе

«Во саду ли, огороде»    

  А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

  Закипит, поднимет вой,

 Хлынет на берег пустой,

 Разольется в шумном беге

И очутится на бреге

В чешуе, как жар горя

 Тридцать три богатыря

Третье: там царевна есть,

 Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, .                  

 А во лбу звезда горит...».

-Понравилась вам  музыка? Какая она в целом, кто может сказать?

-        Сказочная, праздничная.

-Какое чудо было первым? – Белка

-Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Легко, весело, игриво.

-На какой жанр похожа: песню, танец или марш?

- На песню и танец.

Белочка напевает свою песенку и легко танцует.

-Где звучит мелодия: наверху, внизу, в середине?

-Наверху.

-Какой представляется белочка?

-Маленькой, грациозной.

-Какое чудо было вторым? - 33 богатыря.

-Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.

-Какой это жанр? - Марш.

Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.

-Какими представляются богатыри?

-Мужественными, могучими, сильными.

Какое 3-е чудо? - Царевна - Лебедь.

Какая музыка?

-Нежная, певучая, «узорчатая», широкая, плавная, мягкая, возвышенная.

-В каком жанре? - Песенная.

Какой образ предстает перед вами?

-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.

Конечно, как и в каждой сказке, в «Сказке о царе Салтане» все кончилось благополучно. Лебедь - птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказывали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном.

На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.

-Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

        (ответы детей).

-Кто автор сказки?

        (ответы детей).

-Кто автор оперы?

        (ответы детей).

-Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Сейчас вы ее «нарисуете». Что хотите: море, шмеля, белку, 33 богатыря, царевну – Лебедь.

Дети рисуют полюбившиеся образы. Звучит музыка из оперы.

Приложение№ 8.

Подобрать 3-5 певческих упражнений с использованием наглядных карточек.

Студент может подобрать различные типы упражнений:

  1. Упражнения дыхательной гимнастики.
  2. Дикционные упражнения.
  3. Упражнения на правильное звукоформирование.

Занятие с интонационными упражнениями из  методического пособия по развитию детского голоса Т. С. Овчинниковой.                                                                                                   Для достижения чистоты интонации применяются  упражнения для голоса на одном звуке. Например:
Сидит филин на дубу у-у-у-у-у-у
Он играет во трубу у-у-у-у-у-у
Трубу точенную у-у-у-у-у-у
Позолоченную у-у-у-у-у-у

              «Лиса»                

Са-са-са-са-это хитрая лиса,                                                                                        Сы-сы-сы-сы-не видал ли кто лисы?                                                                                Су-су-су-су и живет она в лесу,                                                                                     Со-со-со-со она крутит колесо.

Перед пением предлагаются  детям слоговые произношения на удивление: они разводят руками и произносят: у-шу-жу; у-шо-жо; у-ша-жа; У-ши-жи.
Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:
• У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы;
• Скрип (горловой), переходящий в звуки:
+ + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.

С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Дыхательный тренинг

Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Пальчиковая игра «Салат». Цель: развивать мелкую моторику, развивать память физических действий и ощущений; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах.

Мы морковку чистим – чистим,             Энергично проводят кулачком правой руки по                                           Ладони левой.

Мы морковку трем-трем,                         Прижимают кулачки к груди и                                делают ими  Резкие движения вперед-назад.

Сахарком ее посыплем                              «Посыпают сахаром», мелко  перебирая Пальцами.

И сметаною польем.                                 кулачком делают движение сверху вниз, Поливая.

Вот какой у нас салат,                              Протягивают ладони вперед.

Витаминами богат!                                   Поглаживают ладошкой живот.

Танец – игра «Вороны»  А. Ануфриева Цель: * развивать  подражательные навыки; учить проговаривать фразы с различной силой голоса, учить сочетать движения и речь; побуждать к участию в театрализованной игре;

Вот под елочкой зеленой.                         Прыгают на двух ногах в       произвольном направлении.    Скачут весело вороны   Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,    Стоят на месте, делают большие махи руками.

Спать ребяткам не давали.Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают,                           Убегают на места и кладут ладошки под щеку,Спят вороны, отдыхают.                             Закрывают глаза («спят»).

Кар-кар-кар!        (говорят шёпотом)

Игра «Танюшины игрушки»

Цель: Развивать  память физических действий и ощущений. Развивать двигательные навыки, научить выполнять упражнения  слаженно, дружно. Развивать умение сочетать движения с речью.

Есть у девочки Танюшки

В доме разные игрушки:                      присесть влево, вперед, вправо

Заяц, волк, медведь, лиса,                    изобразить походку каждого.

Грузовик без колеса,                             присесть, изобразить  повороты руля

Кукла Барби и кроватка,                       встать, изобразить баюканье  куклы

Есть любимая лошадка.                        Изобразить скачки на лошади.

Ей расчешем длинный хвостик            плавными движениями руки сверху

                                                             Вниз.

И верхом поедем в гости.                      Изобразить скачку на лошади.

 Развивающие  упражнения - игры с голосом, применяемые  педагогами в работе, дают возможность:

•        почувствовать  ребенку  послушать свой голос, поиграть с ним;

•        снять усталость и утомление;

•        развивать интонационный и фонематический слух;

•        формировать правильное звукообразование.

Приложение № 9

Подобрать  аудио – материал для ритмической деятельности детей младшего и раннего  дошкольного возраста по рекомендованным педагогом программам и пособиям.

Студент анализирует методические пособия к ритмическим программам для детей раннего или младшего дошкольного возраста.

 Варианты пособий :

 Е. Железнова «Музыка с мамой»

Т. Г. Сауко, А. И. Буренина «Топ, хлоп, малыши»

Л. Раздобарина «Ромашковые песенки»

Студент выбирает 2 композиции, прослушивает их несколько раз, продумывает  методику разучивания данных композиций с  детьми, планирует подбор наглядного материала ( игрушки, картинки и др.)и планирует использование игровых методов и приёмов  при разучивании.

 Например:

Музыкальный репертуар

Программные задачи

Методы и приемы работы педагога

«Я-бурый медвежонок»

( Е. Железнова)

Формировать сюжетно-образные движения: как шагает Мишка, лёгкие прыжки на 2-х ногах(как прыгают белочки и  зайчики), развивать чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку.

Игровые методы: у нас в гостях Мишка (показ игрушки). Волшебная палочка превратила нас в белочек и зайчиков. Наглядный показ движений. Словесные методы: загадка про зайку или белочку.

«Полз, полз червячок»

 (Л. Раздобарина)

Формировать сюжетно-образные движения: как летает Птичка( легкий бег по залу), как прыгает Лягушка( прыжки на 2-х ногахкак ползет Червячок (шаг притоп в колонне). Развивать умение слышать смену частей музыки, развивать чувство ритма.

 Игровые методы:  Червячок отправился в гости к другу. Его подстерегает Птичка и Лягушка. Но хитрый Червячок спрячется в траве. И они его не найдут. Словесные методы, практический показ движений. Наглядные методы: показ игрушек, картинок.

Приложение № 10.

Задание . Проанализировать содержание з-х музыкально – дидактических игр, сформулировать программные задачи.

Студент может оформить задание по  анализу МДИ в таблице.

Пример заполнения таблицы.

Название дидактических игр

Программные

 задачи

Методы и приемы воспитателя в процессе проведения МДИ

Наглядный и музыкальный материал для проведения МДИ

« Собери картинку»

Формирование знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра, группах инструментов, способах звукоизвлечения, развитие тембрового  слуха

Загадывание загадок, музыкальные иллюстрации, метод соревнования, групповые технологии (работа в малых группах), словесные методы (пояснение).

Конверты с изображением: арфы, скрипки, трубы, рояля, барабана, флейты; внутри аналогичные разрезные картинки.

Музыкальные файлы с фрагментами звучания данных инструментов.

«Лесенка»

Развитие звуковысотного слуха

Словесные методы (объяснение правил игры), наглядные: демонстрация карточек, игровые (показ куклы, шагающей по лесенке из кубиков конструктора)

Кукла, лесенка их кубиков, комплекты  из 2-х карточек с изображением девочки, шагающей вверх и вниз по лесенке (по числу игроков).

Металлофон для игры звукоряда.

Приложение  № 11.

Задание . Изготовить 2 музыкально – дидактические игры на формирование   знаний о музыке.

        Рекомендации к выполнению.

        Рекомендуемая  тематика игр:

        1 группа МДИ: «Музыкальное лото»

                       «Убери лишний инструмент»        

                       «Составь рассказ по картинкам»

                       «Разрезные картинки» («Собери картинку»)

        Данную 1 группу игр объединяет общая цель: формирование знаний о музыкальных инструментах, группах инструментов (3 основные: струнные, духовые, ударные); их строении, особенностях звукоизвлечения, что облегчает в дальнейшем музыкальное восприятие ребенка в процессе слушания инструментальной музыки.

        2я группа МДИ «Разное настроение»

                         «Солнышко и тучка»

                         «Зайка пляшет, зайка спит»

                         «Море»

                          «Всадник» и др.

        2я группа игр имеет цель: развитие эмоционального отклика на музыку, т. е. ладового чувства.        

        3я группа игрМДИ: «3 кита в музыке» (песня, танец и марш)

                              «Тихо-громко»

                              «3 медведя»

                              «В гостях у куклы»

                              «Путешествие в прошлое»

        3я группа игр дает детям представление о музыкально-выразительных средствах (ритме, тембре, темпе, динамике, регистре и т. д.), формирует знания об основных музыкальных жанрах (песня, танец, марш), знакомит с разновидностями русского песенного фольклора.

        В методических рекомендациях студенту следует указать: название игры, возрастную группу, цель игры (в цели указать: образовательные, обучающие и коррекционные задачи), количество играющих, ход игры. Возрастную группу выбирает студент. Игру оформить в отдельной коробке.

Приложение №12

Задание. Придумать 3 сюжета,  которые могут служить основой для различных музыкальных  импровизаций детей.

Студент выбирает вид творческого задания ребенку, предполагающего песенную, ритмическую импровизацию или в игре на ДМИ. Импровизация может  объединять сразу  несколько видов музыкальной деятельности детей.

Используйте сюжеты знакомых детям  сказок, стихов и т.д.

 Примеры  сюжетов для двигательных импровизаций.

  1. «Карабас Барабас и его куклы»(средняя группа)

 Карабас Барабас заснул( музыка Колыбельной) и его куклы весело танцуют, играя на бубнах, маракасах, бубнчиках.( звучит весёлая Полька) Но вот он проснулся ( грозная музыка его шагов и гнева)  и куклы замерли в различных позах, боясь пошевелиться. Карабас Барабас ,не найдя никого, возвращается в комнату и снова засыпает. В данном случае выбрана сюжетно-игровая форма двигательной импровизации. Игра может повториться 2-3 раза.

  1. «Колыбельная  для Мышонка»

Мама Мышка укладывает спать своего Мышонка. Но он боится Кошки и дрожа от страха, не может никак заснуть. Давайте сочиним Мышонку Колыбельную песенку.

Данное задание предполагает песенную импровизацию детей, сочинение небольшой нежной и ласковой по характеру песенки.

Приложение №13

 Задание. Проанализировать 2 сценария театрализованных развлечений  в разных возрастных группах.

    Проанализировать сценарий музыкального развлечения для детей младшего дошкольного возраста. Скорректировать программные задачи, содержание и структуру развлечения в соответствии с возрастными особенностями детей данной группы. Ниже даны примеры 2-х сценариев, требующие корректировки и грамотной доработки. Другим цветом отмечены несоответствия положений сценария данной возрастной группе и программным задачам.

Соответствуют ли  программным задачам и возрастным особенностям детей младшего  дошкольного возраста:

  • форма проведения развлечения (тематический музыкальный вечер, беседа-концерт, театрализованное представление, игра – драматизация, музыкальное шоу, музыкальные забавы и атракционы, концерт детской самодеятельности и др.)
  • цель и задачи развлечения;
  • качество используемого музыкально-литературного материала: его художественность, доступность, объем;
  • познавательная и воспитательная значимость;
  • занимательность, игровые ситуации, сюрпризные моменты;
  • длительность развлечения;
  • степень задействованности детей в данном развлечении;

Рекомендованные источники:

  1. Периодическое издание «Колокольчик»// Учебно-методический и литературно-музыкальный журнал  для педагогов, воспитателей и родителей. СПБ.: ЗАО «РЕПРОГРАФИЯ».
  2. Internet-сайты образовательной направленности. Анализ сценариев досугов педагогов ДОО.(из опыта работы)

 Приложение № 14.

Задание. Разработать рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию ребенка в семье.

Составьте рекомендации для родителей по  развитию музыкальности ребенка в условиях семьи.

  1. Выберите тему для консультации.

  1. Приведите примеры из жизни известных музыкантов, получивших первые уроки музыки в семье.

  1. Сформулируйте советы родителям практической направленности. ( например, как обустроить музыкальный уголок дома; домашнее музицирование,; домашний музыкальный театр, домашняя фонотека для ребенка и т. д )

                  Пример консультации для родителей на тему:

«Развитие певческих навыков ребенка в домашних условиях»

1.Ваш ребенок мало говорит, с неохотой  или односложно отвечает на ваши вопросы, у него есть речевые проблемы, вы замечаете, что ребенок боится непонимания со стороны взрослого и старается меньше общаться с ними.

2.  Помните, что пение и речь взаимосвязаны. Займитесь с ребенком  в минуты досуга весёлой логоритмикой. Приобретите диски « Развивалочки»  Екатерины Железновой: « Десять мышек» и др.  Весёлые  музыкальные игры не оставят ребенка равнодушным.

3. Не требуйте от ребенка моментального повторения текста, дайте ему время вслушаться.  Сядьте напротив ребенка, четко и  утрированно пропевайте текст песенки и вы заметите, как ваш ребенок будет сначала  подпевать отдельные слоги, затем слова и целые фразы.

4. Четко показывайте ребенку все движения. Улыбайтесь ребенку, эмоционально поддерживайте его.

5.  Для мотивации используйте яркую наглядность: игрушки или картинки.

 Например, в песенке «Обезьянки вышли погулять» лучше посадить перед ребенком игрушку - обезьянку, показать как она танцует,  перед разучиванием  песенки «Плывёт, плывёт кораблик» показать игрушечный кораблик и т.д.

6. Интересным пособием для развития детского голоса и речевых процессов является пособие Т. Овчинниковой «Логопедические распевки». Данное пособие содержит музыкальный СД-диск и сборник детских коротких  песен.

 7.Разучивая с ребенком  распевки, используя в домашних занятиях музыкально-речевые игры, вы, продолжая коррекционную работу специалиста-логопеда и закрепляя полученные ребенком навыки звукопроизношения, поможете ему развить фонематические процессы, преодолеть заикание,   расширить певческий диапазон, а самое главное, ребенок  будет слышать свой голос, испытывать радость от его звучания, пение будет доставлять ему эстетическое удовольствие.

  Советы  родителям на тему:

«Как развить творческие ритмические  способности ребенка»

1.Помогите ребенку раскрепоститься, почувствовать радость движения. Не наблюдайте за ним пристально.  Танцуйте и импровизируйте рядом с ним, вместе с ним.

2.Подберите для пластических и ритмических импровизаций музыку, приятную ребенку. Используйте разные жанры, стили и направления.

3.Используйте сами максимум разнообразия в движениях. Ребенок, наблюдая за вами, запомнит наиболее интересные.

4.Учите ребенка импровизировать в стилистике и народного, и современного, и  бального, и спортивного танца. Подбирайте для этого соответствующую образу музыку.

5.Начинайте с самых простых импровизаций. «Как скачет Зайчик?», «Как шагает по лесу Мишка?». Постепенно усложняйте импровизационные задания, придавая им сюжетность, взаимодействуйте  с ребенком во время творчества. (например выполните вместе ритмический этюд « Два весёлых гуся» на мотив РНП.

6.Создавайте у ребенка позитивное настроение, радуйтесь свободе движений вместе с ним. Это прекрасная зарядка для тела, средство для  мышечного расслабления,  игра. А игра для ребенка всегда увлекательна.

                                             

                                               Желаем успехов!!!