ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА»
статья на тему

Применение проектной деятельности на практических занятиях по дисциплине «Технологическая оснастка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА» 

Опираясь на опыт преподавания дисциплины «Технологическая оснастка», можно сказать, что основополагающим принципом осуществления компетентно-ориентированного подхода является обучение студентов приемам самостоятельной систематизирующей деятельности.  Только системные знания позволяют самостоятельно ориентироваться в учебном материале, развивать логическое мышление, эффективно использовать теоретические знания в практической деятельности.

Одним из методов обучения, отвечающих современным педагогическим технологиям в профессиональном образовании,  является метод проектов.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускники образовательных учреждений приобретают навыки по адаптации к изменяющимся условиям, ориентации в разнообразных ситуациях, потому что «проектная  деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

В условиях современного информационного общества необходимо не просто передавать знания, а научиться приобретать их самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Каждый человек должен быть готов к тому, что учиться необходимо всю жизнь: изучать  новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование и т.д.

В европейских языках слово «проект» означает «выброшенный вперед», «выступающий», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком – «планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам». Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказываясь от частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, проявить его в своем творчестве». Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Диапазон учебных целей проектов: развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Дж. Дьюи или критического) мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель конструирует процесс мышления.

Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышление над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса или проблемы для разрешения или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум. Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положены идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической действительности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть что называется «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, то готовый к использованию (на уроке, в образовательном учреждении, в реальной жизни). Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографической ситуации данного региона или заболеваемости определенного контингента лиц, факторах, влияющих на эти состояния, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, репортаж и т.п.).

Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащемуся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении. Проект должен быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения, предполагать возможность решения актуальных проблем, давать учащемуся обучаться  в соответствии с его способностями, содействовать проявлению способностей учащегося при решении задач более широкого спектра и способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися

Проектное обучение развивает:

- исследовательские умения (умение анализировать ситуацию, выделять проблемы, отбирать нужную информацию, строить гипотезы, делать выводы);

- умения работать в команде (осознавать роль сотрудничества для получения результата);

- коммуникативные умения (умения высказать свою точку зрения, выслушать другие, уметь конструктивно критиковать, предлагать альтернативные решения).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектный метод в современном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Однако специалисты зарубежной школы, имеющие обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснять другие методы обучения [1].

Типы  проектов

В основу типологизации проектов вложены следующие признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная. Например, исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий.

2. Предметно-содержательная область проекта: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одного класса, образовательного учреждения, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Этапы работы над проектом

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жестких алгоритмов действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

В методе проектов можно выделить следующие этапы работы: поисковый, конструкторский (аналитический), технологический (практический), заключительный.

Поисковый этап:

1. Поиск и анализ проблемы.

2. Выбор темы проекта.

3. Планирование проектной деятельности по этапам.

4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Аналитический этап:

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

2. Исследование вариантов конструкции (анализ альтернативных решений).

3. Выбор оптимального способа достижения цели проекта, построение

алгоритма деятельности.

4. Анализ ресурсов.

5. Составление плана практической реализации проекта (пошаговое планирование), подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

Практический этап:

1. Выполнение запланированных технологических операций.

2. Текущий контроль качества.

3. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап:

1. Презентация проекта.

2. Оценка качества (контроль) выполнения проекта.

3. Анализ результатов выполнения проекта.

4. Изучение возможностей использования результатов проектирования.

Этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование вариантов проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта.

Начинать работу над проектом всегда следует с выбора темы проекта (тематического поля), его типа, количества участников. Тематическое поле предусматривает некую ограниченную область знаний, представляющую познавательный интерес для учащихся, и координируется педагогом.

Следующим шагом является постановка проблемы. Преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, видеоряд, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь может быть уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Учащиеся могут самостоятельно осуществлять некоторые поисковые шаги, например, определить, каковы причины проблемы, в чем ее сущность, и т.п. В любом случае решение проблемы должно быть важным для учащихся.

После постановки цели проекта необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения. Идет распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений, самостоятельная пошаговая работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Затем учащиеся проводят анализ проблемы, обсуждая полученные данные в группах (на уроках, кружковых занятиях, групповой работе в библиотеке и т.д.). Промежуточные результаты должны отвечать на вопрос, что будет сделано, чтобы цель проекта была достигнута. Проект должен заканчиваться созданием продукта (в том числе и информационного продукта).

На практическом этапе реализуются запланированные шаги (действия). На этом этапе высока степень самостоятельности учащихся, а педагог может выступать в роли консультанта. При консультировании преподаватель может выполнять функции: эксперта, инструктора и т.д. Консультант может занимать позицию тьютора, когда вопросы учащихся, связанные с получением конкретного ответа, переводятся в поиск учащихся.

Защита проектов, презентация продукта проектной работы. Для презентации проектов можно использовать различные творческие, организационные возможности. Это могут быть: демонстрация продукта, видеофильм, рекламная акция и т.д.

После презентации следуют коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах:

 Подготовка:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования.

Планирование:

- определение источников информации;

- определение способов сбора и анализа информации;

- определение способа представления информации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Исследование:

- сбор информации;

- решение промежуточных задач.


Результаты и/или выводы:

- анализ полученных данных;

- формулировка выводов.

Оценка результатов и процесса:

- оформление конечных результатов;

- подведение итогов, корректировка, окончательные выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров-презентаций и т.д.).

Можно выделить несколько типов результатов проектной деятельности:

1. Работа с информацией и знаниями в проекте (приобретение и понимание новой информации, содержащейся в журналах, статьях, книгах, и т.д.). Умение использовать информацию из различных источников, объединять и использовать знания разных дисциплин.

2. Разработка проблем, задач (умение анализировать исследуемые проблемы, предлагать решения, способность формулировать проблему).

3. Оформление и презентация содержания работы и результатов проекта  (представление плана действий, инструкций, алгоритмов, написание творческого отчета, доклада, устные презентации).

4. Работа в команде (умения работать в группах, понимание преимуществ работы в команде, организация эффективной работы и т.д.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.

В других – инициативно выдвигается преподавателем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей учащихся.

В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов__относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творчество мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Характер педагогической деятельности в методе проектов

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и психологический климат на уроке, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Самое сложное для преподавателя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества учащихся.

Педагог при этом выполняет следующие функции (задачи):

-  помогает учащимся в поисках источников информации;

-  сам является источником информации;

-  поддерживает и поощряет учащихся;

-  поддерживает непрерывную обратную связь.

Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате учащиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирать оптимальные при наличии альтернатив.

Границы и трудности использования метода проектов

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями государственных образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее, чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учащимися этих заданий.

Методы проектов в образовательном процессе Использование данной технологии в образовательном процессе возможно для решения творческих и практических задач, которые стоят перед преподавателями как общеобразовательных, так и клинических дисциплин нашего колледжа. Значительная часть учебного времени, отведенная на повторение и закрепление учебного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Реализация метода проектов позволяет расширить поле для самореализации учащихся через общение, поиск и изучение новой информации, получение продукта деятельности и признание его значения.

Метод проектов можно использовать на практических занятиях, исследовательской, кружковой работе, при подготовке к студенческим конференциям и т.д.[2]

Пример проектной деятельности на практических занятиях по дисциплине «Технологическая оснастка»

Тема проекта: «Разработка технического задания для проектирования станочного приспособления»

Цели занятия:

1.Научиться составлять техническое задание для проектирования станочного приспособления

2.Развитие самостоятельности у учащихся в работе.

3.Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.

4.Формирование коммуникативных качеству учащихся.

5.Воспитание культуры речи.

Содержание  занятия:

1. Организационный момент – 5 мин.

2. Актуализация темы занятия – 10 мин.

3. Работа в проекте – 245 мин.

А – поисковый этап;

Б – аналитический;

В – практический;

Г – заключительный.

4. Подведение итогов – 10 мин.

Межпредметные связи: «Процессы формообразования и инструмент», «Техническая механика», «Технологическое оборудование»

Оснащение:

1 Чертежи деталей

2 Комплект электронных слайдов по дисциплине «Технологическая оснастка»

3 Справочник технолога – машиностроителя в 2-х томах под ред. Косиловой А.Г. и Мещерякова Р.К., М.: Машиностроение, 2007

Электронные ресурсы:

1. Сайт СТАНКО инструмент [Электронный  ресурс] / - Режим доступа : http://www.gig-ant.com/machinery/63/1232.htm  свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Примерная схема обучения

Стадии проектной

деятельности

Действия

преподавателя

Действия участников

проекта

Поисковый этап:

- актуализация темы;

- определение проблемы;

- работа по постановке

целей проектной деятельности;

- выделить этапы деятельности;

- ожидаемый конечный

продукт

1. Предлагает темы проектов

2. Мотивация учащихся к

обсуждению.

3. Наблюдает за процессом, помогает сформулировать проблему.

4. Консультирует, корректирует при необходимости

1. Обсуждение темы.

2. Формулируют проблему.

3. Ищут противоречия.

4. Обозначают цель проекта (разработка технического задания для проектирования станочного приспособления)

5 Определяют этапы проектирования

Аналитический этап:

- выделить этапы деятельности;

- поиск информации;

- установление критериев

оценки результата;

- анализ информации

1. Распределяет по темам.

2. Помогает в выборе источников информации.

3. Направляет процесс поиска информации.

4. Помогает скорректировать цель

1. Поиск, изучение, систематизация необходимых

материалов (нормативная и справочная литература, интернет ресурсы).

2. Анализирует исходные данные.

3. Планирование действий.

5. Самооценка промежуточных результатов.

6. Обсуждение сценария

защиты проекта


Стадии проектной

деятельности

Действия

преподавателя

Действия участников

проекта

Практический этап:

- составление технического задания для проектирования станочного приспособления

1. Организует контроль и

самоконтроль плана.

2. Выступает в роли консультанта.

3. Следит за соблюдением

временных рамок.

1.Выбирает тип приспособления

2.Выбирает конструктивные установочно- зажимные элементы приспособления.

3. Определяет способ установки и базирования приспособления на столе станка.

2. Оценивает промежуточные

результаты.

3. Получают при необходимости консультации.

4. Оформляет конечные

результы

Заключительный этап:

- защита проекта (презен-

тация);

- анализ результатов;

- подведение итогов

1. Организует презентацию.

2. Выступает в роли эксперта

1. Готовят и проводят презентацию проекта (доклад, предмет наглядности).

2. Участвуют в обсуждении результатов проектной

деятельности, возникших

трудностей (участвуют в

роли экспертов по отношению к другим группам).

3. Формулируют выводы

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Малкова И.Ю. Проектное обучение: содержание и организация в среднем профессиональном образовании [текст]: Сборник методических материалов / Под ред. И.Ю. Малкова, Н.Н. Лазаренко. Северск, 2007.

2.Современные технологии обучения [текст]: Метод, пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб.: Полиграф-С, 2002. 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин

Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с  применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM  для подготовки  обучающихся по профе...

Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"

 Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного матер...

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

Использование метода проектов на занятиях по Информатике и ИТ

Студентам дается задание собрать материал на тему: "Наша будущая профессия" (в данном случае материал по их специальности "Сестринское дело", "Стоматология ортопедическая") - это может быть и видео ма...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Технологическая оснастка"

Методические рекомендации  охватывают все разделы учебной дисциплины и содержат указания по выполнению заданий, список литературы.          В ра...

Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже

В статье обобщен опыт применения метода проектов при  преподавании студентам специальности 43.02.06...