МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практических работ ОП.09. Основы предпринимательской деятельности
учебно-методический материал

Балязина Алена Валерьевна

В методических указаниях представлен тект практических работ по специалльности СиЭЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_k_op.09.opd_sez_balyazina.docx691.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

методические указания

 

по проведению практических работ

ОП.09. Основы предпринимательской деятельности

   по специальности СПО 08.02.01.

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

 (на базе основного общего образования)

 

2021 г

Методические указания для студентов по выполнению практических работ по дисциплине Основы предпринимательской

деятельности

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства»

Разработчики:

  1. Балязина А.В., преподаватель  ГБПОУ ИО ИТАС

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании предметно-цикловой комиссии естественных наук и ИКТ

Протокол №_______ от «_____» _________ 2021 г.

Председатель ПЦК ___________ / И.В. Комбатова /

Рабочая программа принята Методическим советом техникума

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Предтель МС _____________  /Е.Н.Кузнецова/

Методические указания одобрены на заседании предметно-цикловой комиссии естественных наук и ИКТ

Протокол №_______ от «_____» _________ 2021 г.

Председатель ПЦК _______________________ /Комбатова И.В./

Содержание

стр.

Введение

4

Тема 1.1.   Основы предпринимательской деятельности Практическая работа № 1 Анализ состояния рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности.

6

Тема 1.2.  Создание и регистрация нового предприятия

Практическая работа № 2. Планирование деятельности по сертификации

9

Тема 2.2.Управление хозяйственной деятельностью предприятия

Практическая работа № 3. Расчет себестоимости и рыночной цены продукции (работ, услуг).

Практическая работа № 4. Расчет прибыли и убытков по результатам индивидуальной трудовой деятельности

11

16

Тема 3.1. Основы бизнес-планирования

Практическая работа № 5.  Подготовка проекта «План инвестиционных мероприятий по созданию собственного бизнеса»

29

Введение

Назначение методических указаний: в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «Основы предпринимательской деятельности».

Сборник содержит описания практических работ:

Практическая работа № 1 Анализ состояния рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности

Практическая работа № 2. Планирование деятельности по сертификации

Практическая работа № 3. Расчет себестоимости и рыночной цены продукции (работ, услуг).

Практическая работа № 4. Расчет прибыли и убытков по результатам индивидуальной трудовой деятельности

Практическая работа № 5.  Подготовка проекта «План инвестиционных мероприятий по созданию собственного бизнеса»

Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой  обучающийся должен уметь:

уметь:

  • готовить документы для подачи заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • анализировать нормативно-правовые акты регламентирующих деятельность индивидуальных предпринимателей;
  • выбирать режим уплаты налогов;
  • вести отчетность установленной формы;
  • анализировать состояние рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности;

знать:

  • основы предпринимательской деятельности по организации собственного дела;
  • экономическую сущность налогов, их функции и режим уплаты;
  • порядок оформления кредитов;

 

Общие компетенции, формируемые в ходе освоения учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины способствует формированию следующих общих компетенций на основе применения активных методов обучения:

Общие компетенции, формируемые в ходе освоения учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины способствует формированию следующих общих компетенций на основе применения активных методов обучения:

Код ОК

Наименование компетенции

Методы обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Дискуссии, кейс-метод, «Мозговой штурм», подготовка проектов

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Практические работы, решение проблемных задач, кейс-метод

ОК.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Решение проблемных и ситуационных задач, практических работ.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Составление интеллект-карт, кейс-метод

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Подготовка проектов, презентаций, работа с программами 1 С.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Групповая работа, подготовка совместных проектов

ОК.7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Групповая работа, подготовка совместных проектов

Практические работы рассчитаны на выполнение в течение одного -двух учебных часов.


Правила выполнения практических работ

1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению работы. Студент, не подготовленный к работе, не может быть допущен к ее выполнению.

2. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

3. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.

4. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время согласованное с преподавателем.

5. Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:

-расчеты выполнены правильно и в полном объеме;

-сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;

-студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

-отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренной программой работ после сдачи отчетов по работам при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий.

Практическая работа № 1

Тема 1.1.   Основы предпринимательской деятельности 

Тема работы:  Анализ состояния рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности

.

Цель работы.

- Овладеть навыками анализа нормативно-правовых актов и анализа состояния рынка.

- Научится определять рыночную стратегию предприятия

Норма времени: 1 ч.

1. Необходимые материалы.

  • Методические указания по выполнению практических работ
  • Нормативно-правовые акты
  • Канцелярские принадлежности.

2. Пояснения к работе.

Методические указания.

При выполнении работ следует помнить составляющие элементы рынка.

http://dis.podelise.ru/pars_docs/diser_refs/7/6299/6299-20_1.png

Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001

12. Иные нормативные акты

3. Содержание отчета.

Отчет должен содержать:

3.1 Название работы

3.2 Цель работы

3.3 Задание

3.4 Схема рыночная стратеги деревообрабатывающего предприятия

3.5. Ответы на вопросы

3.6 Вывод по работе

4. Задания к работе

4.1. Проведите анализ статей Конституции РФ. Выпишите основные экономические права граждан.

4.2. Проанализируйте Трудовой Кодекс РФ. Выпишите права работника и их обязанности. Выпишите права и обязанности работодателя. Выпишите составные части трудового договора.

4.3. Проанализируйте Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Выпишите разновидности организаций  их права, ответственность

5. Литература.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства, - М.: изд.центр. «Академия», 2017.
  2. Вирина Н.Е. Основы экономики строительства. - М.: изд.центр. «Академия», 2018.

Дополнительные источники:

  1. Экономика строительной отрасли, под.ред. Н.И. Бакушевой, М.: изд.центр. «Академия», 2015.
  2. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2013.
  3. Синянский И.А. Проектно-сметное дело: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2014.
  4. Баринов В.А.Бизнес-плаирование - М.: Форум, 2015.
  5. Морошкин В.А. Бизнес-планирование - М.: Форум,  2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Строительные нормы и правила и другая нормативная документация [Интернет-сайт]. - URL:http://www.building-codes.ru/ 
  2. «ДомРемСтрой.Ру». Раздел «Оценка объемно-планировочных решений зданий. [Интернет-сайт]. - URL:http://domremstroy.ru/stroyka/pla38.html 


Практическая работа  № 2

По Теме 1.2.  Создание и регистрация нового предприятия

Тема работы: Планирование деятельности по сертификации

Цель работы.

- Овладеть навыками оформления документов для прохождения сертифицирования.

- Научится составлять план подготовки документации для лицензирования и сертификации

Норма времени: 1 час

1. Необходимые материалы.

  • Методические указания по выполнению практических работ
  • Конспект лекции
  • Бланки документов для регистрации

2. Пояснения к работе.

Методические указания.

Следует помнить:

Существует два способа зарегистрировать ИП: Самостоятельная регистрация ИП. Достаточно легкая процедура, которая, по сути, заключается в подготовке нескольких простых документов. Более того на данный момент появились удобные бесплатные онлайн-сервисы, с помощью которых все необходимые бумаги можно подготовить автоматически и очень быстро. Платная регистрация ИП через специализированную компанию. Подходит для тех, кто хочет сэкономить время и не желает вникать в процесс регистрации индивидуального предпринимателя.

Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя нужно собрать следующие документы:

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001 (сдается в 1 экземпляре); Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ИП;

 Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (если нужно перейти) (сдается в 2 экземплярах);

Копии всех страниц паспорта

3. Содержание отчета.

Отчет должен содержать:

4.1 Название работы

4.2 Цель работы

4.3 Задание

4.4 Заполненное по образцу заявление о лицензировании и сертификации

4.5 Правильно составленные планы по сертификации и лицензированию.

4.6 Вывод по работе.

4. Литература.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства, - М.: изд.центр. «Академия», 2017.
  2. Вирина Н.Е. Основы экономики строительства. - М.: изд.центр. «Академия», 2018.

Дополнительные источники:

  1. Экономика строительной отрасли, под.ред. Н.И. Бакушевой, М.: изд.центр. «Академия», 2015.
  2. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2013.
  3. Синянский И.А. Проектно-сметное дело: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2014.
  4. Баринов В.А.Бизнес-плаирование - М.: Форум, 2015.
  5. Морошкин В.А. Бизнес-планирование - М.: Форум,  2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Строительные нормы и правила и другая нормативная документация [Интернет-сайт]. - URL:http://www.building-codes.ru/ 
  2. «ДомРемСтрой.Ру». Раздел «Оценка объемно-планировочных решений зданий. [Интернет-сайт]. - URL:http://domremstroy.ru/stroyka/pla38.html 

 

http://gubkin-injsist.ru/d/961750/d/uvedomleniyeoperekhodenauproshchennuyusistemu.jpg

http://zayavlenie-na-post-admina.ru/wp-content/uploads/2015/08/08-08-2015-23-17-55-1b88549705be98d38dec10945ffa90f4.png

Практическая работа  № 3

Тема 2.2.Управление хозяйственной деятельностью предприятия

Тема работы: Расчет себестоимости и рыночной цены продукции (работ, услуг).

Цель работы:

- Овладеть навыками расчета себестоимости и рыночной цены

- Научиться составлять локальную смету

Норма времени: 1 час

1. Необходимые материалы.

  • Методические указания по выполнению практических работ
  • Нормативно-правовая документация
  • Конспект лекций
  • Бланки локальных сет.

2. Пояснения к работе

Методические указания.

Необходимо помнить:

Себестоимость – это затраты (издержки) на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. Как правило, себестоимость составляют расходы, непосредственно относящие к выпускаемой продукции, но возможен и вариант подсчета себестоимости, при котором управленческие и коммерческие расходы также распределяются на стоимость выпускаемой продукции.

Себестоимость продаж – один из ключевых показателей в бухгалтерской отчетности (Отчете о прибылях и убытках), идущий сразу после Выручки. Выручка за минусом Себестоимости продаж – это Валовая прибыль (убыток). Другие, общехозяйственные (управленческие) расходы также являются частью финансового результата от продаж, но в зависимости от выбранного предприятием способа учета могут быть не выделены в Отчете о прибылях и убытках отдельной строкой, а учитываться в составе Себестоимости продаж. В этом случае в бухгалтерском учете происходит распределение общехозяйственных затрат на счета учета себестоимости вместо прямого их списания на счет продаж в качестве условно-постоянных.

Классификация

Себестоимость можно рассматривать в разрезе элементов затрат и статей калькуляции.

Выделяют следующие элементы затрат:

  • материальные затраты (сырье, материалы, комплектующие, общепроизводственные расходы и т. п.);
  • оплата труда (заработная плата работников предприятия);
  • отчисления с заработной платы (социальное, пенсионное страхование и т.п.)
  • амортизация основных средств;
  • прочее расходы.

Классификация себестоимости по статьям затрат зависит от отраслевых особенностей предприятия. Обычно, выделяют следующие статьи затрат:

  • сырье и материалы
  • возвратные отходы (вычитаются)
  • покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства;
  • отчисления с заработной платы на социальные нужды;
  • расходы на подготовку и освоение производства;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • потери от брака;
  • прочие производственные расходы;
  • расходы на продажу.

Анализ себестоимости

Себестоимость – важнейший показатель для анализа с целью повышения эффективности производства. Анализ может выполняться в нескольких разрезах. Например, все расходы делят на переменные (которые зависят от объема выпуска продукции) и постоянные (или условно-постоянные, которые в рамках некоторого диапазона не зависят от количества произведенной продукции). Такой анализ позволяет определить объемы производства, при которых предприятие выходит на окупаемость затрат (точка безубыточности).

Источником информации для анализа себестоимости продукции выступает бухгалтерский, складской и производственный учет. Анализировать себестоимость по данным публичной бухгалтерской отчетности, как правило, возможно только в самом общем виде (рост или падение затрат, изменение прибыли от продаж). Для более глубоко анализа необходимы данные из учетной системы предприятия.

        Локальная смета составляется для определения сметной стоимости работ и затрат в составе рабочего проекта или рабочей документации. Локальная смета считается самой простой. Составляется локальная смета в виде таблицы из двух взаимозависимых частей. В первой из них указывается описание — перечень работ, их шифр и затраты на выполнение.

При определении сметной стоимости строительства все затраты разбиваются на четыре группы:

строительные работы,

монтажные работы,

оборудование

прочие затраты.

Локальная смета составляется, исходя из:

  • Объемов работ по проектным данным.
  • Номенклатуры и количества оборудования, инвентаря.
  • Сметных нормативов, действующих на момент составления сметы.
  • Свободных (рыночных) цен и тарифов на оборудование и инвентарь.

В общем случае локальная смета составляется на один вид работ.

       Например, по зданиям и сооружениям — строительные работы; специальные строительные работы; внутренние санитарно-технические работы; внутреннее электроосвещение; электросиловые установки; монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования; контрольно-измерительных приборов и автоматики; слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.); приобретение приспособлений, инвентаря и др. работы.

По общеплощадочным работам — на вертикальную планировку; устройство инженерных сетей, путей и дорог; благоустройство территории, малые архитектурные формы и другие.

На один и тот же вид работ могут составляться две и более локальные сметы в тех случаях, когда проектируются сложные здания и сооружения и осуществляется разработка технической документации для строительства несколькими проектными организациями, а также когда сметная стоимость разделяется по пусковым комплексам.

В локальных сметах данные группируются в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств.

Образец локальной сметы

Картинки по запросу Локальная смета

Вариант 2

1. Нормативный срок строительства объекта 11 месяцев, после внедрения механизмов срок увеличился  на 1 месяц. Накладные расходы составили 20 млн. руб. Условно-постоянная часть составляет 50 % всей суммы. Определить экономию (перерасход) условно-постоянной части накладных расходов. Что произошло с условной частью накладных расходов? Почему?

2. Определить сметную себестоимость и сметную стоимость строительно-монтажных работ при строительстве завода металлоконструкций , если известно, что: стоимость  материалов и деталей – 7777 тыс. руб., оплата труда строителей  3333 тыс. руб.

эксплуатация машин – 222 тыс. руб. , в т.ч. заработная плата машинистов 111 тыс. руб.  Сметная прибыль 55% ОФОТ.

3. Себестоимость строительно-монтажных работ. Ее виды.

4. Сметная себестоимость равна 200 тыс. рублей, снижение себестоимости 12 тыс. руб., цены и тарифы в данном периоде изменились на 35 тыс. в совокупности. Определить плановую себестоимость строительства.

      5. Определить сметную стоимость строительно-монтажных работ, если известно, что материалы стоили  

      6652 тыс. руб., ФОТ составил 1230 тыс. руб.,  содержание автомобилей обошлось в  456 тыс. руб.  

      Накладные расходы составили 106%, а нормативная прибыль 55%.

      6. Заполните локальную смету, используя ТЕРы (по земляным работам)

4. Содержание отчета.

Отчет должен содержать:

4.1 Название работы

4.2 Цель работы

4.3 Задание

4.4 Правильно заполненный бланк сметы

4.5 Правильно решенные задачи

4.6  Вывод по работе

5. Литература.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства, - М.: изд.центр. «Академия», 2017.
  2. Вирина Н.Е. Основы экономики строительства. - М.: изд.центр. «Академия», 2018.

Дополнительные источники:

  1. Экономика строительной отрасли, под.ред. Н.И. Бакушевой, М.: изд.центр. «Академия», 2015.
  2. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2013.
  3. Синянский И.А. Проектно-сметное дело: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2014.
  4. Баринов В.А.Бизнес-плаирование - М.: Форум, 2015.
  5. Морошкин В.А. Бизнес-планирование - М.: Форум,  2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Строительные нормы и правила и другая нормативная документация [Интернет-сайт]. - URL:http://www.building-codes.ru/ 

Практическая работа  № 4

Тема 2.2.Управление хозяйственной деятельностью предприятия

 Тема работы: Расчет прибыли и убытков по результатам индивидуальной трудовой деятельности

Цель работы: 

-Овладеть навыками расчета прибыли и убытков по результатам деятельности

- Научится составлять отчет о прибылях и убытках

Норма времени: 1час

1. Необходимые материалы.

  • Методические указания по выполнению практических работ
  • Нормативно-правовая документация
  • Конспект лекций
  • Бланки отчета по прибылям и убыткам

2. Пояснения к работе

Методические указания.

Необходимо помнить:

Отчет о прибылях и убытках характеризует результаты деятельности организации за отчетный период и показывает, каким образом она получила прибыли и убытки (путем сопоставления доходов и расходов).

      Отчет о прибылях и убытках вместе с бухгалтерским балансом является важным источником информации для всестороннею анализа получения прибыли.

Информация, представленная в отчете, позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, проанализировать состав, структуру и динамику валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, а также выявить факторы формирования конечного финансового результата. Обобщив результаты анализа, можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли организации, повышения уровня ее рентабельности.

Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках, позволяет всем заинтересованным пользователям сделать вывод о том, насколько эффективна деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы.

В мировой практике используется несколько вариантов построения отчета о прибылях и убытках, классификация которых обобщена на рис. 1. При этом можно выделить следующие основания классификации по:

  • подходу к классификации затрат:
  • расположению показателей;
  • способу получения финансового результата;
  • способу раскрытия разности между доходами и расходами.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/548/38dce18542.jpg

Рис. 1. Классификация форматов отчета о прибылях и убытках

В зависимости от подхода к классификации затрат выделяются форматы затрат и себестоимости. В международных стандартах финансовой отчетности используется иная терминология.

В МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» приведены два альтернативных варианта классификации операционных и иных затрат: по характеру затрат (естественный формат) и по назначению (функциональный формат).

При естественном формате (формате затрат) затраты классифицируются следующим образом:

  • материалы;
  • расходы на заработную плату;
  • амортизационные отчисления и др.

Важным отличием форматов затрат и себестоимости является отражение в естественном формате изменений в запасах готовых изделий и незавершенного производства.

Функциональная схема распределения затрат предполагает группировку затрат по классам в соответствии с их функцией, например: себестоимость продаж: коммерческие расходы; административные расходы и др.

Компании, применяющие функциональную схему классификации расходов, должны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, в том числе на амортизационные отчисления и оплату труда.

На практике отчеты о прибылях и убытках большинства компаний представляют собой сочетание естественной и функциональной схем.

1. По расположению показателей можно выделить последовательную, параллельную и матричную формы отчета о прибылях и убытках.

В параллельной форме записываются слева расходы, справа доходы (или наоборот), а финансовый результат отражается на той стороне, где достигнуто превышение.

При последовательной форме запись статей производится сверху вниз: доходы, расходы (или наоборот), финансовый результат.

В матричной (шахматной) форме строки отражают расходы, столбцы — доходы (или наоборот).

2. По способу получения финансового результата выделяют форматы отчета о прибылях и убытках, составленные одношаговым и многошаговым способами.

При многошаговом способе производится вычисление промежуточных финансовых результатов.

3. По способу раскрытия разности между доходами и расходами выделяются полный и сальдированный форматы отчета о прибылях и убытках. Выбор одного из форматов зависит от приоритетности наглядности или информативности.

В полном формате полностью показываются все суммы доходов и расходов. В сальдированном формате доходом считается разность между доходами и расходами.

Отчет о финансовых результатах может отражать или обороты (метод брутто), или сальдо (метод нетто) результатных счетов. Отчет брутто несет больше информации и полнее раскрывает структуру доходов и расходов. В этом случае более четко проводится различие между отчетом и балансом: отчет фиксирует обороты, баланс — сальдо. Отчет нетто несет меньше информации, но представляет ее в более удобной форме.

Отчет о прибылях и убытках, представленный в составе форм отчетности. утвержденных приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н, составлен по формату себестоимости, многошаговым способом, методом брутто с вертикальным расположением показателей.

В основу построения отчета о прибылях и убытках в Российской Федерации положена классификация доходов и расходов, установленная Положениями по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации».

Для целей бухгалтерского учета и раскрытия в отчетности доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, а расходы, соответственно, на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Это разграничение организация производит самостоятельно исходя из характера своей деятельности, вида доходов и расходов и условий их получения.

К обычной деятельности, как правило, относят вид деятельности, указанный в уставе и учредительных документах. При регистрации юридического лица в органах территориальной статистики таким видам деятельности организации присваивают код видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Кроме того, к обычной деятельности можно отнести поступления, которые существенны в общей сумме доходов и носят регулярный характер.

В отчете о прибылях и убытках доходы подразделяются на выручку и прочие доходы (п. 18 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Прочие доходы и относящиеся к ним прочие расходы могут отражаться в отчете свернуто, но при соблюдении двух условии'.

  • они не являются существенными характеристиками деятельности;
  • такое отражение разрешено правилами бухгалтерского учета (п. 18.2 ПБУ9/99«Доходы организации» и п. 21.2 ПБУ 10/99«Рас- ходы организации»).

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете, независимо от намерения получить выручку, прочие и иные доходы (п. 17 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В отчете о прибылях и убытках расходы подразделяются на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие, управленческие расходы и прочие расходы (п. 21 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Перечень прочих доходов отражен на рис. 2, прочих расходов — на рис. 3.

Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение

и пользование) активов организации

Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

Поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)

Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества)

Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции,товаров

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров Курсовые разницы

Активы,полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения Сумма дооценки активов

Поступления в возмещение причиненных организации

убытков Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств Прочие доходы

Рис. 2. Состав прочих доходов организации

Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации

Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные

образцы и других видов интеллектуальной собственности

Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции

Отчисления в оценочные резервы,создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета(резервы по сомнительным долгам, под обесценение

вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности

Проценты,уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)

Перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера

Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями

Убытки прошлых лет, признанные в прошлом году

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условии договора

Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания

Возмещение причиненных организацией убытков

Курсовые разницы

Сумма уценки активов

Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности

Прочие расходы

Рис. 3. Состав прочих расходов организации

Анализ отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) — одна из основных форм бухгалтерской отчетности. Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В форме № 2 отражаются следующие показатели:

  • величина балансовой прибыли или убытков от реализации продукции;
  • операционные доходы и расходы;
  • доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности;
  • затраты предприятия на производство продукции;
  • коммерческие и управленческие расходы;
  • сумма налога на прибыль;
  • чистая прибыль.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства продукции и определения величины чистой прибыли.

В отчете о прибылях и убытках должны содержаться, как минимум, следующие линейные статьи:

  • выручка;
  • затраты по финансированию;
  • доля прибылей и убытков ассоциированных компаний, по совместной деятельности, учитываемых по методу участия;
  • прибыль или убыток до налогообложения;
  • расходы по налогу;
  • чистая прибыль или убыток;
  • результаты чрезвычайных обстоятельств;
  • прибыль или убыток доли меньшинства;
  • прибыль или убыток собственников материнской компании.

Анализ расходов

Отчет о прибылях и убытках компаниями разрабатывается самостоятельно. Формат этого отчета прежде всего зависит от выбранного порядка анализа расходов. МСФО предусмотрено, что расходы должны быть распределены на подклассы. Анализ может проводиться по одному из двух вариантов — методу характера расходов или методу функции расходов.

Анализ расходов при составлении отчета о прибылях и убытках

По характеру

По функциям

  • Амортизация.
  • Транспортные расходы.
  • Заработная плата.
  • Прочие расходы.
  • Изменение в стоимости готовой продукции и незавершенного производства
  • Себестоимость продаж.
  • Административные расходы.
  • Расходы на реализацию.
  • Прочие расходы

Анализ расходов по характеру обычно применяется в небольших компаниях, где нет необходимости распределять операционные расходы по функциям. В этом формате есть статья «Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства». Она представляет собой разницу между их оценочным количеством на начало и конец периода. В расчет принимается со знаком минус, если стоимость остатков уменьшается, и со знаком плюс, если стоимость остатков увеличилась. Анализ расходов по функциям может дать более значимую информацию, но является более субъективным, чем предшествующий метод. Приведем пример сопоставимости двух подходов.

Отчет о прибылях и убытках

С классификацией расходов
по характеру

С классификацией расходов
по функциям

Выручка

Затраты на производство:

  • материалы
  • заработная плата
  • амортизация

Прочие расходы

Себестоимость запасов и готовой продукции:

  • на начало года
  • на конец года

Прочие доходы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Выручка

Себестоимость реализованной продукции

Управленческие расходы

Коммерческие расходы

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Компания может выбрать любой анализ расходов при составлении отчета о прибылях и убытках и соответственно формат отчета. В

Показатели отчета о прибылях и убытках

Основное назначение Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) заключается в характеристике показателей финансовых результатов деятельности организации за отчетный период, таких как:

  • валовая прибыль;
  • прибыль (убыток) от продаж:
  • прибыль (убыток) до налогообложения;
  • чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

В табл. 1 приведен состав и характеристика показателей отчета о прибылях и убытках.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности.

Состав и назначение показателей отчета о прибылях и убытках

№ п/п

Показатель

Характеристика показателя

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1

Выручка

Отражается выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, учитываемая на счете 90 «Продажи», для выявления финансовых результатов от продажи

2

Себестоимость продаж

Отражаются фактические затраты, связанные с производством продукции, услуг без учета коммерческих и управленческих расходов

3

Валовая прибыль (1-2)

Фиксируется разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС. акцизов и аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг

4

Коммерческие расходы

По производственным организациям — отражаются расходы по продаже продукции, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу» и относящиеся к проданной продукции, работам и услугам (Д-т 90 К-т 44)

По торговым, снабженческо-сбытовым и иным посредническим организациям — расходы на продажу (издержки обращения), учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу» и приходящиеся на проданные товары (Д-т 90 К-т 44)

5

Управленческие расходы

Производят записи те организации, которые в соответствии с принятой учетной политикой суммы, отраженные по счету 26 «Общехозяйственные расходы», списывают на счет 90 (Д-т 90 К-т 26). По торговым, снабженческо-сбытовым организациям данный показатель не заполняется

6

Прибыль (убыток) от продаж (3-4-5)

Отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ и услуг и суммой себестоимости, коммерческих и управленческих расходов

Прочие доходы и расходы

7

Доходы от участия в других организациях

Доходы, подлежащие к получению:

  • по ценным бумагам, вложенным в другие организации;
  • от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества) и др.

8

Проценты к получению

Суммы, подлежащие к получению:

  • дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам, учитываемые на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • от кредитных организаций за пользование остатками средств, находящихся на счетах организации;
  • процентов к уплате за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов)

9

Проценты к уплате

Суммы, подлежащие уплате по основаниям, аналогичным указанным в п. 7

10

Прочие доходы

Доходы от продажи (выбытия) основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочего имущества; от предоставления за плату во временное пользование внеоборотных активов организации; от участия в уставных капиталах других организаций (вместе с процентами и иными доходами и расходами по ценным бумагам), включая и совместную деятельность по договору простого товарищества. полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов и др.

11

Прочие расходы

Уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лег. признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов и другие расходы по операциям, аналогичным приведенным en. 10

12

Прибыль (убыток) до налогообложения (6 + 7 — 8 + 9 + 10 — 11 + 12 — 13)

Сумма прибыли (убытка) от продаж, процентов к получению за минусом процентов к уплате, доходов от участия в других организациях, прочих доходов за минусом расходов этого вида.

В соответствии с ПБУ 18/02 на базе этого показателя определяется условный расход по налогу на прибыль (Д-т 99 К-т 68)

13

Текущий налог на прибыль

Сумма налога на прибыль для целей налогообложения, определяемая исходя из величины условного расхода по налогу на прибыль, скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (плюс), отложенного налогового актива (плюс) и отложенного налогового обязательства (минус) отчетного периода.

14

В том числе: постоянные налоговые обязательства (активы)

Доходы (расходы), которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток), но никогда не учитываются, а исключаются при расчете налогооблагаемой прибыли и проводят к увеличению налоговых платежей организации по налогу на прибыль в отчетном периоде. В бухгалтерском учете постоянные налоговые обязательства отражаются на счете 99 «Прибыль и убытки», субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Д-т 99 К-т 68)

15

Изменение отложенных налоговых обязательств

Часть отложенного налога на прибыль, которая приводит к увеличению налога организации, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или последующих периодах (недоплаты бюджету). Учет ведется на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства»

16

Изменение отложенных налоговых активов

Часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога организации, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах (переплата бюджету). Учет ведется на счете 09 «Отложенные налоговые активы»

17

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (12 — 13 — 15 + 16)

Для определения чистой прибыли (убытка) определяется разность между прибылью (убытком) до налогообложения, текущим налогом на прибыль и отложенными налоговыми обязательствами, к которой прибавляется сумма отложенных налоговых активов. Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается за счет: средств резервного капитала (Д-т 82 К-т 84). доведения величины уставного капитала до величины чистых активов (Д-т 80 К-т 84). погашения убытка простого товарищества за счет целевых взносов его участников (Д-т 75 К-т 84)

18

Прочее

Прочее

19

Чистая прибыль (убыток)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

20

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.

Базовая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем уменьшения (увеличения) прибыпи (убытка) отчетного периода, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный период.

При исчислении базовой прибыли (убытка) отчетного периода не учитываются дивиденды по привилегированным акциям, в том числе по кумулятивным, за предыдущие отчетные периоды, которые были выплачены или объявлены в течение отчетного периода

21

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

Величина разводненной прибыли (убытка) на акт» показывает максимально возможную степень уменьшения прибыпи (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях:

  • конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции (далее — конвертируемые ценные бумаги);
  • при исполнении всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Под разводнением прибыли понимается ее уменьшение (увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска допопнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества

4. Содержание отчета.

Отчет должен содержать:

4.1 Название работы

4.2 Цель работы

4.3 Задание

4.4 Правильно заполненный бланк отчет о прибылях и убытках

4.5  Вывод по работе

5. Литература.

Основные источники: 

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства, - М.: изд.центр. «Академия», 2017.
  2. Вирина Н.Е. Основы экономики строительства. - М.: изд.центр. «Академия», 2018.

Дополнительные источники:

  1. Экономика строительной отрасли, под.ред. Н.И. Бакушевой, М.: изд.центр. «Академия», 2015.
  2. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2013.
  3. Синянский И.А. Проектно-сметное дело: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2014.
  4. Баринов В.А.Бизнес-плаирование - М.: Форум, 2015.
  5. Морошкин В.А. Бизнес-планирование - М.: Форум,  2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Строительные нормы и правила и другая нормативная документация [Интернет-сайт]. - URL:http://www.building-codes.ru/ 
  2. «ДомРемСтрой.Ру». Раздел «Оценка объемно-планировочных решений зданий. [Интернет-сайт]. - URL:http://domremstroy.ru/stroyka/pla38.html 

Практическая работа  № 5

Тема 3.1. Основы бизнес-планирования

 Тема работы: Подготовка проекта «План инвестиционных мероприятий по созданию собственного бизнеса»

Цель работы: 

-Овладеть навыками составления резюме бизнес-плана

- Научится оформлять бизнес-план

Норма времени: 2 часа

1. Необходимые материалы.

  • Методические указания по выполнению практических работ
  • Нормативно-правовая документация
  • Конспект лекций
  • Шаблон бизнес-плана

2. Пояснения к работе

Методические указания. Заполните основные разделы бизнес-плана. Подготовьте устное выступление по своему бизнес-плану

Название предприятия

Бизнес-план

Название проекта

Месторасположение предприятия,

номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом;

Фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана;

Дата (месяц и год) составления

Резюме

Общая характеристика проекта         

Цели и задачи проекта:         

        

        

        

        

Преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами:         

        

        

        

        

Объем ожидаемого спроса на продукцию:         

        

        

Способствует ли реализация проекта решению социальных вопросов (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.)?         

        

        

        

        

Стоимость проекта __________________________________________

в т.ч. потребность в инвестициях ______________________________

Финансирование проекта (в процентах):

  • собственные средства _________________________________
  • заемные средства _____________________________________

Срок окупаемости проекта ____________________________________

Срок возврата заемных средств: ________________________________

  1. Сведения о предприятии

Полное название организации_________________________________________

Краткое название ___________________________________________________

Дата регистрации предприятия _______________________________________

Миссия предприятия ________________________________________________

_____________________________________________________________

ФИО руководителя организации ______________________________________

ФИО главного бухгалтера организации ________________________________

Уставный капитал предприятия _______________________________________


Данные об основных учредителях предприятия

ФИО

Адрес

Домашний
телефон

Взнос в уставный капитал,

тыс. руб

Доля
в основном
капитале,

%

Краткие биографические данные об учредителях: (возраст, образование, опыт работы)

Адрес предприятия: ___________________________________________________

Характеристика здания или помещения  собственность или аренда, необходимость реконструкции, чем хорошо место для Вашего бизнеса

Стоимость имеющихся основных фондов:

Наименование основных фондов

Количество

Первоначальная стоимость

Износ

Остаточная стоимость

Итого

Наличие оборотных средств предприятия ___________

в т.ч.

  • Сырье и материалы ________
  • Товары _________
  • Денежные средства ________

Баланс предприятия на дату составления бизнес-плана:

Активы

Тыс.руб.

Пассивы

Тыс.руб.

Основные фонды

Уставный капитал

Оборотные фонды, в т.ч.

Заемные средства

  - запасы

  - денежные средства

ИТОГО

ИТОГО

Специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели)

Штатное расписание

Должность

Количество штатных единиц

Оклад ,      руб.

Доплата за неблагоприятные условия  труда

Месячный фонд з/п без надбавок и доплат (2х3)

Месячный фонд з/п с надбавками и доплатами

(5+4)

1

2

3

4

5

6

Итого

  1. Анализ положения дел в отрасли

Потребности и объем производства продукции в районе         

        

        

        

Ожидаемая доля организации в производстве продукции в районе         

        

        

Потенциальные конкуренты

Наименование предприятия-конкурента

Адрес

Сильные
стороны

Слабые стороны

Является ли товар уникальным? Если нет, то какие имеются аналоги продукта         

        

        

        

Производственный план

Потребность в основных средствах

Наименование основных средств

Количество

Стоимость

Итого

Потребность в оборотных средствах - ___________________ руб.

ИТОГО потребность в инвестициях _________________ руб.

Поставщики сырья и материалов

Название

Условия поставок

Ориентировочные
цены

План маркетинга

Уникальность товара        

        

        

Конечные потребители        

        

        

Характер спроса (равномерный или сезонный)        

        

        

Характеристики конкурентов        

        

        

Система сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта        

        

        

        

Торгово-сбытовые издержки        

        

        

        

Обоснование цены на продукцию        

        

        

        

        

        

        

Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат        

        

        

        

        

Программа реализации продукции        

        

        

Финансовый план

Эффективность инвестиционных проектов

Срок окупаемости

Капитальные вложения / чистая прибыль

Рентабельность продаж

Чистая прибыль / выручка

Оценка рисков проекта

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Содержание отчета.

Отчет должен содержать:

4.1 Название работы

4.2 Цель работы

4.3 Задание

4.4 Правильно заполненный шаблон бизнес-плана

4.5  Вывод по работе

5. Литература.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства, - М.: изд.центр. «Академия», 2017.
  2. Вирина Н.Е. Основы экономики строительства. - М.: изд.центр. «Академия», 2018.

Дополнительные источники:

  1. Экономика строительной отрасли, под.ред. Н.И. Бакушевой, М.: изд.центр. «Академия», 2015.
  2. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2013.
  3. Синянский И.А. Проектно-сметное дело: учебник для студ.сред.проф.образования. М.: изд.центр. «Академия», 2014.
  4. Баринов В.А.Бизнес-плаирование - М.: Форум, 2015.
  5. Морошкин В.А. Бизнес-планирование - М.: Форум,  2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Строительные нормы и правила и другая нормативная документация [Интернет-сайт]. - URL:http://www.building-codes.ru/ 
  2. «ДомРемСтрой.Ру». Раздел «Оценка объемно-планировочных решений зданий. [Интернет-сайт]. - URL:http://domremstroy.ru/stroyka/pla38.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ ОП.01 ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические указания для студентов по выполнению практических работ ОП.01   ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы философии для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы философии для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы философии для специальности 43.02.14 Гостиничное дело

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы философии для специальности 43.02.14 Гостиничное дело...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине  «Основы предпринимательской деятельности» разработаны на основе Федерального государственного образовательно...