Рабочая программа "Правовые основы градостроительного проектирования"
рабочая программа

Виктория Евгеньевна Грищук

Цель обучения – получение навыков организации, планирования и осуществления разработки градостроительной документации (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий), использование такой документации в процессе градостроительной деятельности для пространственного обустройства территорий.

Задачами являются:

формирование знаний по формированию комплекта градостроительной документации применительно к территориальному объекту, для которого документация разрабатывается;

формирование знаний по организации разработки градостроительной документации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_obespechenie_gradostroitelnogo_proektirovaniya.docx57.69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ /С. Л. Аборин/

«___» _______________ 2022 г.

Приказ №___ от «___» _______ 2022 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

Виды профессиональной деятельности:

Деятельность по разработке документов сферы устойчивого развития территорий (в том числе городов и иных поселений)

Документ о квалификации:

удостоверение о повышении квалификации

Объем: 72 часа

Саратов, 2022 г.

Программа направлена на развитие навыков разработки градостроительной документации и сопутствующих исследований.

Организация: ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

Составитель: Грищук В.Е.

РАССМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол № ___ от __________ г.

Председатель _______ /Огольцова Е.Г. /

ОДОБРЕНО

методическим советом

протокол № __ от __________ г.

Председатель

_________ /_________________ /

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нормативные правовые основания разработки программы..................3

Общая характеристика программы....................................................................4

2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный план программы..................................................................................6

Календарный учебный график программы.......................................................6

Структура и содержание программы.................................................................7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................11

5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ...................................................12

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями);

- постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

- приказ Минтруда Россииот12апреля2013г.№148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;

- Письмо Минобрнауки России от № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями - разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов);

- Письмо Минобрнауки России от № АК-821/06 «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей».

Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Градостроитель», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 марта 2016 № 110н.

Общая характеристика программы

На обучение по программе дополнительного профессионального образования принимаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; либо лица получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, владеющие навыками проектирования и работы на ПК.

  1. Формы освоения программы – очная с применением дистанционно-электронных образовательных технологий
  2. Цель обучения – получение навыков организации, планирования и осуществления разработки градостроительной документации (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий), использование такой документации в процессе градостроительной деятельности для пространственного обустройства территорий.

Задачами являются:

  • формирование знаний по формированию комплекта градостроительной документации применительно к территориальному объекту, для которого документация разрабатывается;
  • формирование знаний по организации разработки градостроительной документации.

Планируемые результаты обучения – обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности (ВД) (по соответствующему профессиональному стандарту (ПС):

Профессиональные компетенции

Знания

Умения

Практический опыт (владение)

1

2

3

4

ПК 1. Установление критериев отбора разработанных вариантов градостроительных решений на основании установленных принципов и целей разработки градостроительной документации

Виды градостроительной документации, их взаимосвязи, методологии, методики и технологии их разработки в Российской Федерации (при необходимости - и в зарубежных странах)

Использовать проектную, нормативную правовую, нормативно-техническую документацию для получения необходимых сведений в области градостроительства

Практический опыт принятия градостроительных решений на основании установленных принципов и целей разработки градостроительной документации

ПК 2. Анализ разработанных вариантов градостроительных решений

Требования нормативных правовых актов и документов, регламентирующих область территориального планирования и градостроительного проектирования в Российской Федерации

Анализировать большие массивы информации профессионального содержания в области градостроительства

Практический опыт анализа разработанных вариантов градостроительных решений

ПК 3. Проведение необходимых расчетов для планирования, моделирования и прогнозирования развития территориального объекта в случае необходимости

Методы градостроительного, пространственного, территориального, экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территориального объекта по альтернативным вариантам градостроительных решений

Моделировать градостроительные решения для определения последствий их принятия.

Прогнозировать последствия градостроительных решений

Владение практическими навыками проведения расчетов для планирования, моделирования и прогнозирования развития территориального объекта

ПК 4. Выбор варианта градостроительного решения на основании установленных критериев

Количественные и качественные методы сравнительной оценки градостроительных решений

Оформлять документацию в соответствии с утвержденными требованиями в области градостроительства

Практический опыт выбора варианта градостроительного решения на основании установленных критериев

  1. Объем часов по курсу 72 часа, в т.ч. лекций 34 час., практических занятий - 38 час., итогового контроля - 2 час.
  2. При изучении теоретического курса программы предусмотрена очная форма электронных образовательных технологий.

Практические занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением. Занятия проводятся уроками по 45 минут. Между уроками перерыв 5 минут.

При освоении учебного курса предусматривается проведение промежуточной аттестации в форме практических работ.

После завершения освоения программы итоговая аттестация проводится в форме экзамена за счет времени учебного курса. Основанием для прохождения итоговой аттестации является положительный результат выполнения практических работ. Система оценок – пятибалльная.

Срок обучения курса «Правовые основы градостроительного проектирования» - 6 недель с режимом занятий по 4 часа в день, 12 часов в неделю при 5 – дневной рабочей неделе.

2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный план программы профессиональной подготовки

Наименование разделов

Учебная нагрузка обучающего (час.)

Формы промежуточной аттестации

максимальная

Обязательная аудиторная

самостоятельная работа

всего занятий

в т. ч. Практических занятий

Введение

Тестирование

2

2

-

-

Раздел 1.

Тестирование

2

2

-

-

Раздел 2.

Практическое занятие

4

4

2

-

Раздел 3.

Практическое занятие

6

6

6

-

Раздел 4.

Тестирование

2

2

-

-

Раздел 5.

Практическое занятие

6

6

2

-

Раздел 6.

Практическое занятие

8

8

6

-

Раздел 7.

Практическое занятие

10

10

8

-

Раздел 8.

Практическое занятие

9

9

6

-

Раздел 9.

Практическое занятие

4

4

2

-

Раздел 10.

Практическое занятие

6

6

2

-

Раздел 11.

Практическое занятие

11

11

4

-

Итоговая аттестация

Экзамен

2

2

-

-

Всего

72

72

38

-

Календарный учебный график программы

Наименование разделов

Вид учебной нагрузки

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

6

Введение

Теоретическое занятие

2

-

-

-

-

-

2

Практическое занятие

-

-

-

-

-

-

-

Раздел 1.

Теоретическое занятие

2

-

-

-

-

-

2

Практическое занятие

-

-

-

-

-

-

-

Раздел 2.

Теоретическое занятие

2

-

-

-

-

-

2

Практическое занятие

2

-

-

-

-

-

2

Раздел 3.

Теоретическое занятие

-

-

-

-

-

-

-

Практическое занятие

4

2

-

-

-

-

6

Раздел 4.

Теоретическое занятие

-

2

-

-

-

-

2

Практическое занятие

-

-

-

-

-

-

-

Раздел 5.

Теоретическое занятие

-

4

-

-

-

-

4

Практическое занятие

-

2

-

-

-

-

2

Раздел 6.

Теоретическое занятие

-

2

-

-

-

-

2

Практическое занятие

-

-

6

-

-

-

6

Раздел 7.

Теоретическое занятие

-

-

2

-

-

-

2

Практическое занятие

-

-

4

4

-

-

8

Раздел 8.

Теоретическое занятие

-

-

-

3

-

-

3

Практическое занятие

-

-

-

5

1

-

6

Раздел 9.

Теоретическое занятие

-

-

-

-

2

-

2

Практическое занятие

-

-

-

-

2

-

2

Раздел 10.

Теоретическое занятие

-

-

-

-

4

-

4

Практическое занятие

-

-

-

-

2

-

2

Раздел 11.

Теоретическое занятие

-

-

-

-

1

6

7

Практическая работа

-

-

-

-

-

4

4

Экзамен

-

-

-

-

-

2

2

Всего часов неделю

12

12

12

12

12

12

72

Структура и содержание программы

Наименование раздела

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Введение в градостроительное проектирование.

1

Элементы планировочной структуры поселений. Системная организация взаимосвязей элементов.

Транспортно – коммуникационные взаимосвязи в планировочной структуре поселений.

1

Раздел 1.

Исторические предпосылки градостроительного планирования и регулирования. Российский и зарубежный опыт

Содержание учебного материала

1

Модели роста исторического города. Планирование и регулирование застройки на Руси.

1

Истоки городского регулирования. Идеальные города.

1

Раздел 2.

Смежные разделы законодательства, необходимые к учету в градостроительной деятельности

Содержание учебного материала

1,2

Основы земельного права. Земельный кодекс.

1

Основы водного права. Водный кодекс.

Основы лесного права. Лесной кодекс.

1

Практическое занятие № 1. Работа с законодательной базой.

2

Раздел 3.

Иерархия законодательства в Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие № 2. Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

2

Практическое занятие № 3. Система местного самоуправления в Российской федерации

2

Практическое занятие № 4. Законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации

2

Раздел 4.

Стратегические документы городского развития: Стратегии, Концепции, прогнозы

Содержание учебного материала

1

Концепции, сценарии, прогнозы и мастер-планы.

1

Стратегическое планирование в России. Современное законодательство о стратегическом планировании

1

Раздел 5.

Схемы территориального планирования: уровни разработки и их специфика

Содержание учебного материала

1,2

История градостроительного кодекса

1

Цели и задачи территориального планирования

1

Схемы территориального планирования РФ.

1

Схемы территориального планирования субъекта РФ и муниципального района

1

Практическое занятие № 5. Взаимосвязь документов

2

Раздел 6

Нормирование: РНГП и МНГП. Обзор системы технической документации федерального уровня

Содержание учебного материала

1, 2

Регламенты и регулирование. Нормативно-техническая документация федерального уровня

1

Практическое занятие № 6. Качество городской среды.

2

Нормативы градостроительного проектирования. Назначение и применение.

1

Практическое занятие № 7. Правила благоустройства. Локальные документы регулирования городской среды

2

Практическое занятие № 8. Определение расчетной численности населения для определения минимальной обеспеченности.

2

Раздел 7

Пространственные документы стратегического развития: Генеральный план

Содержание учебного материала

1, 2

Функциональные зоны городов, их характеристики

1

Градостроительный кодекс о Генеральном плане.

1

Практическое занятие № 9. Место Генерального плана в общей системе градостроительной документации.

2

Практическое занятие № 10. Мнения о документе и федеральный опыт.

2

Практическое занятие № 11. Пример одного города: каким может быть Генеральный план

2

Практическое занятие № 12. Изучение и расшифровка по условным обозначениям генплана поселения.

2

Раздел 8

Землепользование и застройка городов. Правовой инструмент зонирования городов

Содержание учебного материала

1, 2

Предпосылки для создания системы правого регулирования землепользования в РФ

1

Практическое занятие № 13. Градостроительное зонирование.

2

Градостроительный регламент

1

Практическое занятие № 14. Жизнь и смерть документов градостроительного зонирования

4

Зарубежный опыт: Zoning VS Ручное управление VS Form-based code

1

Раздел 9

Документация по планировке и комплексному развитию территорий: ППТ, ПМТ, КУРТ

Содержание учебного материала

1, 2

Документация по планировке территории

2

Практическое занятие № 15. Взаимосвязь документов территориального планирования, градостроительного зонирования и по планировке территории

2

Раздел 10

Итоговая систематизация комплекса градостроительных документов Российской Федерации

Содержание учебного материала

1, 2

Публичные слушания и общественные обсуждения.

2

Вовлечение горожан в градостроительные дискуссии

2

Практическое занятие № 16. Взаимосвязь правовых документов при ведении градостроительной деятельности в РФ

2

Раздел 11

Градостроительная композиция

Содержание учебного материала

1,2

Зрительное восприятие градостроительного объекта.

2

Композиция в горизонтальной планировке (плоскостная организация территории)

2

Архитектурно-планировочные структуры населенных мест

3

Практическое занятие № 17. Проектирование городской территории с размещением элементов транспортной инфраструктуры, зданий и сооружений.

4

Экзамен

2

Всего по учебной дисциплине:

72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для реализации программы дополнительного профессионального образования должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинеты, оснащенные оборудованием:

посадочные места по числу обучающихся;

доска для мела и/или интерактивная;

комплект бланков унифицированных первичных документов;

комплект плана счетов;

комплект учебно-методической документации;

сборники задач, ситуаций, практических заданий;

комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: компьютер с выходом в интернет, информационно-справочные программы "Консультант", "Гарант", прикладные программы по инженерному проектированию.

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.

Нормативно-правовые акты:

  1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. по сост. на – М. ; Издательство «Проспект», 2022 – 352 с.
  2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от N 136-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с )
  3. «Водный кодекс Российской Федерации» от N 74-ФЗ (ред. от )
  4. «Лесной кодекс Российской Федерации» от N 200-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с )

Основные источники:

  1. Трутнев, Э.К. Градорегулирование в условиях рыночной экономики: учебное пособие. / Э.К. Трутнев, М.Д. Сафарова. — Электрон. дан. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019 — 368 с.

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. - Справочно-правовая система «Гарант»
  2. Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования.
  3. Научная электронная библиотека.
  4. Научные статьи, диссертации и авторефераты из электронных научных библиотек.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного профессионального образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Форма аттестации

ПК 1. Установление критериев отбора разработанных вариантов градостроительных решений на основании установленных принципов и целей разработки градостроительной документации

Полное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой

Правильность алгоритма выполнения задания

Правильность ответа на дополнительные вопросы

Практические работы

Экзамен

ПК 2. Анализ разработанных вариантов градостроительных решений

ПК 3. Проведение необходимых расчетов для планирования, моделирования и прогнозирования развития территориального объекта в случае необходимости

ПК 4. Выбор варианта градостроительного решения на основании установленных критериев

5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая аттестация является обязательной для обучающихся, завершающих обучение по программе повышения квалификации. Оценка качества освоения программы при итоговой аттестации проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся показал полное освоение планируемых результатов, всесторонне изучил литературу, создал информационную базу, проявивший творческие способности в понимании и применении на практике градостроительных регламентов.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся показал освоение планируемых результатов, изучил литературу, рекомендованную программой, показал способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся показал частичное освоение планируемых результатов, предусмотренных программой, сформированность не в полной мере новых компетенций и профессиональных умений для осуществления профессиональной деятельности, знакомый с литературой по программе, но не в полном объеме ответил на вопросы экзамена.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не показал освоение планируемых результатов, предусмотренных программой, и не сдал итоговый экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АП.04. «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных"

Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных" для студентов СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы художественного проектирования одежды» по профессии 29.01.07 Портной

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы художественного проектирования одежды»по профессии 262019.03 Портной1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы художественного...

Рабочая программа по УД Основы художественного проектирования одежды

Рабочая программа по УД Основы художественного проектирования одежды...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОП 05. «Основы художественного проектирования одежды по профессии 29.01.07 «Портной»

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по дисциплине ОП 05. «Основы художественного проектирования» по профессии СПО...

Презентация для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования». Указанная дисциплина изучается на первых и четвертых курсах отделениях ко

Презентация предназначена для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования&ra...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: «Основы дипломного проектирования»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине:      «Основы дипломного проектирования»...