Рабочая программа "Правовые основы градостроительного проектирования"
рабочая программа
Цель обучения – получение навыков организации, планирования и осуществления разработки градостроительной документации (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий), использование такой документации в процессе градостроительной деятельности для пространственного обустройства территорий.
Задачами являются:
формирование знаний по формированию комплекта градостроительной документации применительно к территориальному объекту, для которого документация разрабатывается;
формирование знаний по организации разработки градостроительной документации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор ________ /С. Л. Аборин/ |
«___» _______________ 2022 г. |
Приказ №___ от «___» _______ 2022 г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)
Виды профессиональной деятельности:
Деятельность по разработке документов сферы устойчивого развития территорий (в том числе городов и иных поселений)
Документ о квалификации:
удостоверение о повышении квалификации
Объем: 72 часа
Саратов, 2022 г.
Программа направлена на развитие навыков разработки градостроительной документации и сопутствующих исследований.
Организация: ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Составитель: Грищук В.Е.
РАССМОТРЕНО на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол № ___ от __________ г. Председатель _______ /Огольцова Е.Г. / | ОДОБРЕНО методическим советом протокол № __ от __________ г. Председатель _________ /_________________ / |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нормативные правовые основания разработки программы..................3
Общая характеристика программы....................................................................4
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный план программы..................................................................................6
Календарный учебный график программы.......................................................6
Структура и содержание программы.................................................................7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................11
5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ...................................................12
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями);
- постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
- приказ Минтруда Россииот12апреля2013г.№148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Письмо Минобрнауки России от № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями - разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов);
- Письмо Минобрнауки России от № АК-821/06 «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей».
Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Градостроитель», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 марта 2016 № 110н.
Общая характеристика программы
На обучение по программе дополнительного профессионального образования принимаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; либо лица получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, владеющие навыками проектирования и работы на ПК.
- Формы освоения программы – очная с применением дистанционно-электронных образовательных технологий
- Цель обучения – получение навыков организации, планирования и осуществления разработки градостроительной документации (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий), использование такой документации в процессе градостроительной деятельности для пространственного обустройства территорий.
Задачами являются:
- формирование знаний по формированию комплекта градостроительной документации применительно к территориальному объекту, для которого документация разрабатывается;
- формирование знаний по организации разработки градостроительной документации.
Планируемые результаты обучения – обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности (ВД) (по соответствующему профессиональному стандарту (ПС):
Профессиональные компетенции | Знания | Умения | Практический опыт (владение) |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПК 1. Установление критериев отбора разработанных вариантов градостроительных решений на основании установленных принципов и целей разработки градостроительной документации | Виды градостроительной документации, их взаимосвязи, методологии, методики и технологии их разработки в Российской Федерации (при необходимости - и в зарубежных странах) | Использовать проектную, нормативную правовую, нормативно-техническую документацию для получения необходимых сведений в области градостроительства | Практический опыт принятия градостроительных решений на основании установленных принципов и целей разработки градостроительной документации |
ПК 2. Анализ разработанных вариантов градостроительных решений | Требования нормативных правовых актов и документов, регламентирующих область территориального планирования и градостроительного проектирования в Российской Федерации | Анализировать большие массивы информации профессионального содержания в области градостроительства | Практический опыт анализа разработанных вариантов градостроительных решений |
ПК 3. Проведение необходимых расчетов для планирования, моделирования и прогнозирования развития территориального объекта в случае необходимости | Методы градостроительного, пространственного, территориального, экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территориального объекта по альтернативным вариантам градостроительных решений | Моделировать градостроительные решения для определения последствий их принятия. Прогнозировать последствия градостроительных решений | Владение практическими навыками проведения расчетов для планирования, моделирования и прогнозирования развития территориального объекта |
ПК 4. Выбор варианта градостроительного решения на основании установленных критериев | Количественные и качественные методы сравнительной оценки градостроительных решений | Оформлять документацию в соответствии с утвержденными требованиями в области градостроительства | Практический опыт выбора варианта градостроительного решения на основании установленных критериев |
- Объем часов по курсу 72 часа, в т.ч. лекций 34 час., практических занятий - 38 час., итогового контроля - 2 час.
- При изучении теоретического курса программы предусмотрена очная форма электронных образовательных технологий.
Практические занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением. Занятия проводятся уроками по 45 минут. Между уроками перерыв 5 минут.
При освоении учебного курса предусматривается проведение промежуточной аттестации в форме практических работ.
После завершения освоения программы итоговая аттестация проводится в форме экзамена за счет времени учебного курса. Основанием для прохождения итоговой аттестации является положительный результат выполнения практических работ. Система оценок – пятибалльная.
Срок обучения курса «Правовые основы градостроительного проектирования» - 6 недель с режимом занятий по 4 часа в день, 12 часов в неделю при 5 – дневной рабочей неделе.
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный план программы профессиональной подготовки
Наименование разделов | Учебная нагрузка обучающего (час.) | ||||
Формы промежуточной аттестации | максимальная | Обязательная аудиторная | самостоятельная работа | ||
всего занятий | в т. ч. Практических занятий | ||||
Введение | Тестирование | 2 | 2 | - | - |
Раздел 1. | Тестирование | 2 | 2 | - | - |
Раздел 2. | Практическое занятие | 4 | 4 | 2 | - |
Раздел 3. | Практическое занятие | 6 | 6 | 6 | - |
Раздел 4. | Тестирование | 2 | 2 | - | - |
Раздел 5. | Практическое занятие | 6 | 6 | 2 | - |
Раздел 6. | Практическое занятие | 8 | 8 | 6 | - |
Раздел 7. | Практическое занятие | 10 | 10 | 8 | - |
Раздел 8. | Практическое занятие | 9 | 9 | 6 | - |
Раздел 9. | Практическое занятие | 4 | 4 | 2 | - |
Раздел 10. | Практическое занятие | 6 | 6 | 2 | - |
Раздел 11. | Практическое занятие | 11 | 11 | 4 | - |
Итоговая аттестация | Экзамен | 2 | 2 | - | - |
Всего | 72 | 72 | 38 | - |
Календарный учебный график программы
Наименование разделов | Вид учебной нагрузки | Недели | Всего часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Введение | Теоретическое занятие | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
Практическое занятие | - | - | - | - | - | - | - | |
Раздел 1. | Теоретическое занятие | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
Практическое занятие | - | - | - | - | - | - | - | |
Раздел 2. | Теоретическое занятие | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
Практическое занятие | 2 | - | - | - | - | - | 2 | |
Раздел 3. | Теоретическое занятие | - | - | - | - | - | - | - |
Практическое занятие | 4 | 2 | - | - | - | - | 6 | |
Раздел 4. | Теоретическое занятие | - | 2 | - | - | - | - | 2 |
Практическое занятие | - | - | - | - | - | - | - | |
Раздел 5. | Теоретическое занятие | - | 4 | - | - | - | - | 4 |
Практическое занятие | - | 2 | - | - | - | - | 2 | |
Раздел 6. | Теоретическое занятие | - | 2 | - | - | - | - | 2 |
Практическое занятие | - | - | 6 | - | - | - | 6 | |
Раздел 7. | Теоретическое занятие | - | - | 2 | - | - | - | 2 |
Практическое занятие | - | - | 4 | 4 | - | - | 8 | |
Раздел 8. | Теоретическое занятие | - | - | - | 3 | - | - | 3 |
Практическое занятие | - | - | - | 5 | 1 | - | 6 | |
Раздел 9. | Теоретическое занятие | - | - | - | - | 2 | - | 2 |
Практическое занятие | - | - | - | - | 2 | - | 2 | |
Раздел 10. | Теоретическое занятие | - | - | - | - | 4 | - | 4 |
Практическое занятие | - | - | - | - | 2 | - | 2 | |
Раздел 11. | Теоретическое занятие | - | - | - | - | 1 | 6 | 7 |
Практическая работа | - | - | - | - | - | 4 | 4 | |
Экзамен | - | - | - | - | - | 2 | 2 | |
Всего часов неделю | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 72 |
Структура и содержание программы
Наименование раздела | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Введение в градостроительное проектирование. | 1 | ||||
Элементы планировочной структуры поселений. Системная организация взаимосвязей элементов. Транспортно – коммуникационные взаимосвязи в планировочной структуре поселений. | 1 | |||||
Раздел 1. Исторические предпосылки градостроительного планирования и регулирования. Российский и зарубежный опыт | Содержание учебного материала | 1 | ||||
| Модели роста исторического города. Планирование и регулирование застройки на Руси. | 1 | ||||
Истоки городского регулирования. Идеальные города. | 1 | |||||
Раздел 2. Смежные разделы законодательства, необходимые к учету в градостроительной деятельности | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||
| Основы земельного права. Земельный кодекс. | 1 | ||||
Основы водного права. Водный кодекс. Основы лесного права. Лесной кодекс. | 1 | |||||
Практическое занятие № 1. Работа с законодательной базой. | 2 | |||||
Раздел 3. Иерархия законодательства в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Практическое занятие № 2. Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации. | 2 | |||||
Практическое занятие № 3. Система местного самоуправления в Российской федерации | 2 | |||||
Практическое занятие № 4. Законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации | 2 | |||||
Раздел 4. Стратегические документы городского развития: Стратегии, Концепции, прогнозы | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Концепции, сценарии, прогнозы и мастер-планы. | 1 | |||||
Стратегическое планирование в России. Современное законодательство о стратегическом планировании | 1 | |||||
Раздел 5. Схемы территориального планирования: уровни разработки и их специфика | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||
История градостроительного кодекса | 1 | |||||
Цели и задачи территориального планирования | 1 | |||||
Схемы территориального планирования РФ. | 1 | |||||
Схемы территориального планирования субъекта РФ и муниципального района | 1 | |||||
Практическое занятие № 5. Взаимосвязь документов | 2 | |||||
Раздел 6 Нормирование: РНГП и МНГП. Обзор системы технической документации федерального уровня | Содержание учебного материала | 1, 2 | ||||
Регламенты и регулирование. Нормативно-техническая документация федерального уровня | 1 | |||||
Практическое занятие № 6. Качество городской среды. | 2 | |||||
Нормативы градостроительного проектирования. Назначение и применение. | 1 | |||||
Практическое занятие № 7. Правила благоустройства. Локальные документы регулирования городской среды | 2 | |||||
Практическое занятие № 8. Определение расчетной численности населения для определения минимальной обеспеченности. | 2 | |||||
Раздел 7 Пространственные документы стратегического развития: Генеральный план | Содержание учебного материала | 1, 2 | ||||
Функциональные зоны городов, их характеристики | 1 | |||||
Градостроительный кодекс о Генеральном плане. | 1 | |||||
Практическое занятие № 9. Место Генерального плана в общей системе градостроительной документации. | 2 | |||||
Практическое занятие № 10. Мнения о документе и федеральный опыт. | 2 | |||||
Практическое занятие № 11. Пример одного города: каким может быть Генеральный план | 2 | |||||
Практическое занятие № 12. Изучение и расшифровка по условным обозначениям генплана поселения. | 2 | |||||
Раздел 8 Землепользование и застройка городов. Правовой инструмент зонирования городов | Содержание учебного материала | 1, 2 | ||||
Предпосылки для создания системы правого регулирования землепользования в РФ | 1 | |||||
Практическое занятие № 13. Градостроительное зонирование. | 2 | |||||
Градостроительный регламент | 1 | |||||
Практическое занятие № 14. Жизнь и смерть документов градостроительного зонирования | 4 | |||||
Зарубежный опыт: Zoning VS Ручное управление VS Form-based code | 1 | |||||
Раздел 9 Документация по планировке и комплексному развитию территорий: ППТ, ПМТ, КУРТ | Содержание учебного материала | 1, 2 | ||||
Документация по планировке территории | 2 | |||||
Практическое занятие № 15. Взаимосвязь документов территориального планирования, градостроительного зонирования и по планировке территории | 2 | |||||
Раздел 10 Итоговая систематизация комплекса градостроительных документов Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1, 2 | ||||
Публичные слушания и общественные обсуждения. | 2 | |||||
Вовлечение горожан в градостроительные дискуссии | 2 | |||||
Практическое занятие № 16. Взаимосвязь правовых документов при ведении градостроительной деятельности в РФ | 2 | |||||
Раздел 11 Градостроительная композиция | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||
Зрительное восприятие градостроительного объекта. | 2 | |||||
Композиция в горизонтальной планировке (плоскостная организация территории) | 2 | |||||
Архитектурно-планировочные структуры населенных мест | 3 | |||||
Практическое занятие № 17. Проектирование городской территории с размещением элементов транспортной инфраструктуры, зданий и сооружений. | 4 | |||||
Экзамен | 2 | |||||
Всего по учебной дисциплине: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для реализации программы дополнительного профессионального образования должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинеты, оснащенные оборудованием:
посадочные места по числу обучающихся;
доска для мела и/или интерактивная;
комплект бланков унифицированных первичных документов;
комплект плана счетов;
комплект учебно-методической документации;
сборники задач, ситуаций, практических заданий;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: компьютер с выходом в интернет, информационно-справочные программы "Консультант", "Гарант", прикладные программы по инженерному проектированию.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
Нормативно-правовые акты:
- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. по сост. на – М. ; Издательство «Проспект», 2022 – 352 с.
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от N 136-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с )
- «Водный кодекс Российской Федерации» от N 74-ФЗ (ред. от )
- «Лесной кодекс Российской Федерации» от N 200-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с )
Основные источники:
- Трутнев, Э.К. Градорегулирование в условиях рыночной экономики: учебное пособие. / Э.К. Трутнев, М.Д. Сафарова. — Электрон. дан. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019 — 368 с.
Электронные издания (электронные ресурсы)
- - Справочно-правовая система «Гарант»
- Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования.
- Научная электронная библиотека.
- Научные статьи, диссертации и авторефераты из электронных научных библиотек.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного профессионального образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Форма аттестации |
ПК 1. Установление критериев отбора разработанных вариантов градостроительных решений на основании установленных принципов и целей разработки градостроительной документации | Полное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой Правильность алгоритма выполнения задания Правильность ответа на дополнительные вопросы | Практические работы Экзамен |
ПК 2. Анализ разработанных вариантов градостроительных решений | ||
ПК 3. Проведение необходимых расчетов для планирования, моделирования и прогнозирования развития территориального объекта в случае необходимости | ||
ПК 4. Выбор варианта градостроительного решения на основании установленных критериев |
5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговая аттестация является обязательной для обучающихся, завершающих обучение по программе повышения квалификации. Оценка качества освоения программы при итоговой аттестации проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся показал полное освоение планируемых результатов, всесторонне изучил литературу, создал информационную базу, проявивший творческие способности в понимании и применении на практике градостроительных регламентов.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся показал освоение планируемых результатов, изучил литературу, рекомендованную программой, показал способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся показал частичное освоение планируемых результатов, предусмотренных программой, сформированность не в полной мере новых компетенций и профессиональных умений для осуществления профессиональной деятельности, знакомый с литературой по программе, но не в полном объеме ответил на вопросы экзамена.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не показал освоение планируемых результатов, предусмотренных программой, и не сдал итоговый экзамен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/25/picture-71051-1429964566.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АП.04. «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-811977-1473069196.jpg)
Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных"
Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных" для студентов СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/21/picture-1153291-1563684446.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы художественного проектирования одежды» по профессии 29.01.07 Портной
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы художественного проектирования одежды»по профессии 262019.03 Портной1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы художественного...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-1422283-1664604234.jpg)
Рабочая программа по УД Основы художественного проектирования одежды
Рабочая программа по УД Основы художественного проектирования одежды...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/04/picture-217331-1614838846.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОП 05. «Основы художественного проектирования одежды по профессии 29.01.07 «Портной»
Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по дисциплине ОП 05. «Основы художественного проектирования» по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-304089-1700136784.jpg)
Презентация для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования». Указанная дисциплина изучается на первых и четвертых курсах отделениях ко
Презентация предназначена для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования&ra...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: «Основы дипломного проектирования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: «Основы дипломного проектирования»...