Рекомендации по действиям в СМУ для диспетчеров РЦ
статья

Погода, безусловно, крайне непредсказуема, и не смотря на выпускаемые прогнозы на ожидаемые обледенения, болтанку или грозовую активность, бывают моменты, когда приходится действовать оперативно, ведь  всегда есть шанс усиления болтанки или же возникновения новых грозовых очагов.

В данной статье описаны возможные действия диспетчеров управления воздушным движением при сложных метеорологических условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_v_smu.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ДИСПЕТЧЕРОВ РАЙОННОГО ЦЕНТРА

Погода, безусловно, крайне непредсказуема, и не смотря на выпускаемые прогнозы на ожидаемые обледенения, болтанку или грозовую активность, бывают моменты, когда приходится действовать оперативно, ведь  всегда есть шанс усиления болтанки или же возникновения новых грозовых очагов.

В данной статье описаны возможные действия диспетчеров управления воздушным движением при сложных метеорологических условиях.

Грозовая активность.

При обнаружении в полете кучево-дождевых (грозовых) и мощно-кучевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы отметки облака на экране РЛС. Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами может производиться в том месте, где расстояние между границами отметок облаков на экране РЛС не менее 50 км.

При возникновении грозовой активности по маршруту, диспетчеры УВД обязаны проинформировать об этом экипаж, при возможности сообщив пилотам о том, что предыдущий борт обходил данную грозовую засветку тем или иным способом, однако окончательное решение принимает только ЭВС. Далее диспетчер только даёт разрешение или же запрет (если выбранный экипажем маршрут обхода грозовой активности задевает какую-либо запретную зону).

Рассмотрим порядок взаимодействия экипажа со службой движения Ростовского Регионального центра 29 мая 2023. По Минводскому, Краснодаро-Сочинскому, Ростовскому и Волгоградскому направлениях действовал SIGMET на грозовую активность, которая смещалась на север, с верхней границей – эшелон 430. Грозовая активность протекала по всему маршруту, который вел на популярный в России курорт – Сочи.

Возьмём для примера рейс авиакомпании «Smartavia» 545 Санкт-Петербург – Сочи. «Э» - экипаж, «Д» - диспетчер.

Э: Ростов-Контроль, AUL545, минуту назад вошли в ваш сектор, эшелон 320, посадка в Сочи.

Д: AUL545, Ростов-Контроль, опознаны. Для информации по вашему маршруту действует SIGMET на грозы, верхняя граница – эшелон 430, смещаются на север. Предыдущие борты обходили – 20 км левее.

Э: Информацию приняли, будем обходить по своим средствам 20 км левее, AUL545.

Д: AUL545, обход грозы по своим средствам разрешаю, изменение курса доложить

Э: Изменения курса доложим, AUL545.

Однако, бывают ситуации, когда грозовая активность наоборот смещается не на север, а на Юг, и обход грозы – 20 км левее уже будет очень опасным. На метеолокаторе пилоты прекрасно видят грозовые засветы и запрашивают разрешение на её обход правее, что задевает запретную зону. В зоне районного центра «Аэронавигация Юга» особенно во время весенне-летней навигации очень часто работают градобои.

Как правило, на картах наносятся контуры зон воздействия (отмечены разными цветами). В них прописан номер группы( например «15гр.») и так называемая «зона ограничений»( URR563), совпадающая с зоной работы данной группы. это зоны ограничений полётов, связанных с работой этих групп. Эти зоны с координатами внесены в перечень всех "зон ограничений" РФ. Начало работ (стрельб) согласовывается с Региональным центром. Потом информация о начале работы доводится на рабочий сектор (в/или смежной зоне ответственности которого находится данная группа). Как правило, заблаговременно (~30мин.).

Для безопасности разрешено пролетать над зоной работ на FL300 или выше. Эшелон должен быть занят за 10 км до границы района стрельб. Если по тем или иным причинам FL300 не может быть занят до этого расстояния, то воздушное судно летит по другому маршруту или используется процесс векторения ВС, но самое главное не ближе 10 км от границы работы градобойных позиций.

Представим такой вариант событий:

Воздушное судно летит на эшелоне 280 и планирует обходить грозы над зоной действия градобоев.

Э: AUL545, разрешите обход грозы 20 км правее

Д: AUL545, для информации градобойные позиции в работе, необходимо изменить маршрут, запишите изменение маршрута для обхода градобоев (даёт указание на новый маршрут).

ИЛИ

Д:AUL545, работают градобои, вправо разрешаю только после набора эшелона 300, посмотрите возможность обхода влево

И, исходя из полученной информации, экипаж принимает новое решение.
Э: Влево возможности нет, увеличиваю вертикальную, AUL545.

Турбулентность.

Турбулентность бывает трёх интенсивностей:

- слабая;

- умеренная;

- сильная.

Как и в предыдущем случае, если имеется информация о прогнозируемой болтанке, или о ней сообщили предыдущие борты, диспетчер УВД должен проинформировать экипаж о наличии данного метеорологического явления, так же можно порекомендовать пилотам: сменить эшелон полёта. Однако и в данной ситуации только экипаж принимает окончательное решение.

Д: AUL545, для информации по вашему маршруту действует SIGMET на умеренную турбулентность на эшелонах 300-330.

Э: Информацию принял, разрешите набрать эшелон 340, AUL545

Д: AUL545, разрешаю набор эшелона 340.

Либо же, если прогноза на турбулентность нет, и борты начали докладывать о наличии сильной или умеренной турбулентности, последующим воздушным судам следует так же выдавать информацию:
Д: AUL545, для информации: предыдущие борты докладывали о сильной болтанке на эшелоне 320.

Э: Информацию принял, разрешите снижение на эшелон 300, AUL545.

Д: AUL545, снижайтесь эшелон 300, условия доложите.

ИЛИ

Э: AUL545, на эшелоне 320 сильная болтанка, разрешите снижение эшелон 300.

Д: AUL545, снижайтесь эшелон 300, условия доложите.

После первого сообщения о болтанке от экипажа, диспетчеру следует записать точные координаты этого воздушного судна и передать информацию дежурному синоптику.

Обледенение.

Обледенение - очень распространенное явление. Оно может встречаться, как и на севере, так и на юге России.

В случае такого явления диспетчеру ничего не остаётся кроме как дать разрешение экипажу на смену эшелона.

Э: AUL545, на эшелоне 320 сильное обледенение, разрешите снижение эшелон 280

Д: AUL545, снижайтесь эшелон 280, после снижения доложите погодные условия.

После получения информации о наличии обледенения, диспетчеру следует записать координаты воздушного судна, которое доложило об этом и передать информацию дежурному синоптику, а так же проинформировать другие борты о вероятности возникновения обледенения.

Д: AUL545, для информации: предыдущий борт докладывал о сильном обледенение на эшелоне 320.

Э: информацию приняли, AUL545.

Однако помимо обычного обледенения встречаются случаи, когда воздушное судно не просто покрывается коркой льда, но и топливо в баках начинает замерзать из-за чрезвычайно низких температур, такое случается, как правило на секторе "Мурманск-океанический" в ЗЦ ЕС ОрВД "Аэронавигация Северо-Запада". К сожалению, очень часто на данном секторе связь нестабильна, и порою помехи заглушают передачи сообщений, поэтому экипаж может доложить о смене эшелона на более низкий, лишь спустя время.

Диспетчер УВД постоянно ведёт радиолокационный контроль, и если конфликтные борты на выбранном экипаже эшелоне отсутствуют, то после доклада экипажа о смене эшелона, следует выдать указания для следования на этом эшелоне

Э: AUL545, на эшелоне 340 сильное обледенение, снизились и следуем на эшелоне 280

Д: AUL545, информацию принял, следуйте эшелон 280.

Если же всё таки имеется потенциальный конфликт, диспетчеру немедленно стоит передать информацию об этом и предложить сменить эшелон на более низкий

Э: AUL545, на эшелоне 340 сильное обледенение, снизились и следуем на эшелоне 280

Д: AUL545, для информации борт на *** часов, на расстоянии ***км, на вашем эшелоне, снижайтесь эшелон 260.

В итоге можно сделать вывод, что качество работы диспетчера районного центра является важной частью гарантии осуществления безопасности полётов. Высококвалифицированный специалист должен иметь представление о том, с чем ему, возможно, предстоит столкнуться, а сложные метеорологические условия – одно из наиболее распространённых препятствий для осуществления безопасного управления воздушным движением.

Постоянную опасность во время осуществления полетов несут такие опасные метеоявления как:

- фронтальные и внутримассовые грозы;

- обледенения;

- виды турбулентности;

- электризация воздушного судна.

Все эти метеорологические явления на первый взгляд кажутся устрашающими, однако зная, как именно протекают эти процессы и какими могут быть последствия, высококвалифицированному специалисту будет гораздо легче проанализировать воздушную обстановку и предотвратить возникновение опасной ситуации, тем самым выполнив главную цель своей профессии.

Авиация в современном мире является гарантом безопасности наряду с другими видами транспорта, но, чтобы добиться этой безопасности, нужна слаженная работа синоптических служб с органами ОРВД.

По данным синоптических карт на высотах районного центра «Аэронавигации Юга» становится ясно, что природа многогранна, но всё-таки, предсказуема, а значит в случае того или иного метеорологического явления всегда есть пусть даже и краткий, но шаблон как следует работать диспетчеру районного центра.

В данной статье были приведены примеры работы авиационных специалистов в случае возникновения неожиданных метеорологических явлений на маршруте полета. Также даны рекомендации по действиям в сложных метеорологических условиях для диспетчеров управления воздушным движением, которые помогут работникам районных центров повысить свои знания и применить их в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по предмету логистика .Материал предназначен для обучаемых 1 курса по профессии диспетчер A.Т

Тестовые задания по предмету логистика .Материал предназначен для обучаемых 1 курса по профессии диспетчер A.Т...

Методические рекомендации для студентов 2 курса по выполнению практической работы по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков "

Методическая разработка по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков" предназначена для преподават...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения открытого урока на тему: «Принцип действия асинхронного двигателя»

Важнейшая проблема, волнующая всех преподавателей, – повышение эффективности урока.Снижение уровня знаний обучающихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, ...