Особенности фразеологии радиообмена при полетах с применением процедур зональной навигации
статья

Зональная навигация, или RNAV (Area Navigation) в последние годы успешно вытесняет традиционные методы навигации с использованием наземных радиосредств. К сожалению, Федеральные авиационные правила "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" не содержат всю необходимую как для пилота, так и для диспетчера информацию для ведения радиообмена даже в стандартных ситуациях. В связи с отсутствием фразеологии радиообмена в правовом поле Российской Федерации, авиационные специалисты вынуждены обращаться к документам ИКАО. Стандартная фразеология радиообмена при полетах с применением процедур зональной навигации слишком мало упоминается как в международных документах ИКАО, так и во внутренних документах Российской Федерации, поэтому необходимо разрабатывать фразы для ведения радиообмена в стандартных ситуациях при осуществлении полетов по маршрутам зональной навигации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rnav_phraseology.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФРАЗЕОЛОГИИ РАДИООБМЕНА ПРИ ПОЛЕТАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЦЕДУР ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ

Зональная навигация, или RNAV (Area Navigation) в последние годы успешно вытесняет традиционные методы навигации с использованием наземных радиосредств. Сегодня на авиационных частотах очень часто можно услышать команду диспетчера «CLEARED DIRECT TO», что означает «разрешаю полет прямо на», при этом точка пути, на которую разрешается полет, как правило, не маркирована наземными радиосредствами, а просто задана координатами. Такую команду возможно выполнить только с применением бортового оборудования RNAV. Зональная навигация широко применяется на всех этапах полета, включая самый ответственный — заход на посадку. В перспективе, с развитием спутниковых навигационных систем, зональная навигация полностью вытеснит традиционные методы навигации.

Зональная навигация имеет ряд неоспоримых преимуществ над традиционной навигацией. В прежние дни маршрут полета должен был проходить строго через радионавигационные средства, другими словами, на каждом участке маршрута должно было обеспечиваться радионавигационное наведение. Очевидно, что при применении такого метода навигации, увеличивается длина маршрута, а значит и итоговая стоимость перевозки.

В перспективе планируется полностью отказаться от наземных радиосредств и перейти на GNSS (Global Navigation Satellite System), которая включает уже действующие системы GPS и ГЛОНАСС. Одновременное использование нескольких независимых СНС позволит значительно улучшить точность и надежность навигации методом RNAV.

Поскольку инерциальной навигационной системой оборудуются, как правило, только тяжелые воздушные суда, осуществляющие коммерческие перевозки, наиболее широкое развитие получили системы RNAV, в которых единственным датчиком координат является GPS. В этом случае приемник GPS должен иметь функцию RAIM.

Большинство современных самолетов коммерческой авиации оборудуются комплексной системой управления полетом. На самолетах разных производителей ее называют по-разному: FMC – flight management computer (Boeing), FMGS – Flight Management and Guidance System (Airbus). Именно через эту систему и ее пульт управления (СDU – control display unit) в числе прочего функционала реализуются возможности оборудования RNAV.

Приказ № 362 от 26.09.2012 г. Федеральные авиационные правила "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (с изменениями на 5 октября 2018 года) опубликованный Министерством Транспорта Российской Федерации является основным документом регламентирующим правила ведения радиосвязи при полетах над территорией России.

Пункт 1.1. вышеупомянутого приказа гласит следующее: «Федеральные авиационные правила "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Правила) разработаны в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации, с учетом стандартов и рекомендуемой практики, содержащихся в приложении 10 "Авиационная электросвязь" к Конвенции о международной гражданской авиации, Правил аэронавигационного обслуживания, содержащихся в PANS ATM Doc 4444, определяют правила и порядок ведения радиосвязи и содержат типовую фразеологию радиообмена между экипажами воздушных судов и диспетчерами управления воздушным движением (далее - диспетчер УВД) органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее - орган ОВД) в воздушном пространстве Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, а также при работе на площади маневрирования аэродромов и на перронах различных транспортных и аэродромных средств». [1, с.2]

Также в пункте 5.1. Федеральных Авиационных Правил приказ № 362 ясно сказано, что: «Фразеология разработана для обеспечения эффективного, ясного, четкого и недвусмысленного обмена информацией при ведении радиосвязи. В большинстве случаев приведенная в приложении к настоящим Правилам фразеология отражает текст всего сообщения без позывных. Однако невозможно предусмотреть фразеологию для всех возможных ситуаций, которые могут возникнуть, и поэтому содержащиеся образцы фразеологии не носят исчерпывающего характера, а просто являются типичной фразеологией для использования при обычном радиотелефонном обмене. При необходимости экипаж воздушных судов и диспетчеры органов ОВД могут дополнять эту фразеологию "разговорным" языком». [1, с.3]

К сожалению, Федеральные авиационные правила "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" не содержат всю необходимую как для пилота, так и для диспетчера информацию для ведения радиообмена даже в стандартных ситуациях. В таблице ниже можно увидеть единственный пункт 1.1.14, который подсказывает пилоту и диспетчеру фразеологию, связанную с ухудшением навигационных характеристик воздушных судов [1, c.42]

1.1.14 УХУДШЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ВЫДЕРЖИВАТЬ RNP НЕ МОГУ (указать тип) (илиRNAV) (или RNP (указать тип) (или RNAV) НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ [ИЗ-ЗА (причина, например ПОТЕРЯ RAIM или СРАБАТЫВАНИЕ СИГНАЛИЗАЦИИ RAIM)].

UNABLE RNP (specify type) (or RNAV) [DUE TO (reason, e.g.LOSS of RAIM or RAIM ALERT)].

В связи с отсутствием фразеологии радиообмена в правовом поле Российской Федерации, авиационные специалисты вынуждены обращаться к документам ИКАО.

В документе ИКАО 4444 есть определение: «Зональная навигация (RNAV). Метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации». [2, c.28]

Навигация, основанная на характеристиках (PBN). Зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, по схеме захода на посадку по приборам или в установленном воздушном пространстве. Примечание. Требования к характеристикам определяются в навигационных спецификациях (спецификация RNAV, спецификация RNP) в виде точности, целостности, непрерывности, готовности и функциональных возможностей, необходимых для выполнения планируемого полета в контексте концепции конкретного воздушного пространства.

Инструктивный материал по производству полетов с использованием RNAV содержится в Руководстве по навигации, основанной на характеристиках (PBN). [6]

Эшелонирование обеспечивается путем выдерживания расстояния, которое должно быть не меньше установленного значения, между сообщаемыми местоположениями воздушных судов, определяемыми с помощью оборудования RNAV. При использовании такого эшелонирования между диспетчером и пилотом должна поддерживаться прямая связь. В тех случаях, когда при обеспечении районного диспетчерского обслуживания станции связи "воздух – земля" используют высокочастотные каналы связи "воздух – земля" или каналы общего назначения дальней связи "воздух – земля" ОВЧ-диапазона, оформляются соответствующие договоренности, позволяющие вести прямую связь "диспетчер – пилот" или осуществлять диспетчеру контроль за всей связью "воздух – земля".

К сожалению, в документе ИКАО DOC4444 фразеология, связанная с осуществлением полетов с использованием методов зональной навигации, содержит только тот же самый пункт, на который мы уже ссылались при изучении Федеральных авиационных правилах "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" приказ № 362 от 26.09.2012 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что стандартная фразеология радиообмена, связанная с зональной навигацией, не содержится ни во внутренних документах того или иного государства, ни в документах ИКАО.

В связи с этой проблемой остается неясным, как правильно вести радиообмен при полетах с применением зональной навигации. Некоторые государства публикуют в сборниках Аэронавигационной Информации фразеологию, которая применяется диспетчерами и пилотами при выполнении процедур полета по маршрутам зональной навигации. Далее представлена фразеология, опубликованная в документе ИКАО Doc 4444 и сборниках Аэронавигационной Информации государств Западной Европы с объяснением значения фразы.

Д/П

Фразеология

Содержание фразеологии

Д

CONFIRM RNAV (RNP) APPROVED

Запрос на подтверждение допуска к полетам по RNAV (RNP)

П

NEGATIVE RNAV (RNP) APPROVAL

Отсутствие допуска RNAV (RNP)

П

AFFIRM RNAV (RNP) APPROVAL

Подтверждение допуска RNAV (RNP)

П

UNABLE RNAV SID DUE TO RNAV (RNP) TYPE

Сообщение диспетчеру при запросе ATC CLEARANCE о том, что бортовое оборудование RNAV (RNP) не сертифицировано по требуемому типу RNP для выполнения SID

П

UNABLE RNAV SID

Сообщение диспетчеру о невозможности выполнить RNAV SID

Д

CLEARED GEDERN 8 ALFA TRANSITION AND PROFILE

Разрешено выполнять процедуру GED8A c заданным вертикальным и скоростным режимом

Д

CLEARED GEDERN 8 ALFA TRANSITION

Разрешено выполнять процедуру GED8A только в горизонтальном плане

Д

CLEARED DIRECT TO DF274

Разрешено следовать на точку DF274

Д

CLEARED LAKUT 3A TRANSITION VIA HK770 DIRECT, RW 04R

Разрешено следовать на точку HK770 процедуры  LAKUT 3A  ВПП 04П

П

(First contact) SDM246 NON RNAV

При первом выходе на связь диспетчер информируется об отсутствии у рейса SDM246 возможности использования зональной навигации: NON RNAV

Далее давайте обратимся к руководству «RTF Handbook for area controllers standard and non-standard situations» Ростовского Регионального Центра Единой Системы Организации Воздушного Движения. [7]

Данное руководство предназначено для местных авиадиспетчеров в качестве краткого справочника по ведению фразеологии радиообмена в стандартных и нестандартных ситуациях и основано на Федеральных авиационных правилах № 362 “Радиосвязь в воздушном пространстве Российской Федерации”, документе ИКАО Doc 4444 “Организация воздушного движения” и документе ИКАО Doc 9432 “Руководство по радиотелефонной связи”.

На странице 37 вышеназванного руководства упоминается тот же самый пункт 1.1.14 из ФАП № 362, который мы рассматривали выше. Также авторы данного пособия приводят следующие примеры употребления фразеологии, связанной с выполнением полетов по маршрутам зональной навигации:

1. Подтвердите наличие допуска к полетам по RNAV. Confirm RNAV approved.

2. Подтвердите наличие допуска к полетам по RNP. Сonfirm RNP approved.

3. Подтвердите навигацию GNSS. Confirm GNSS navigation.

4. Доложите ваше удаление по GNSS от KL. Report GNSS distance from KL.

5. Доложите 30 км от BIRKA по GNSS. Report 30 kilometers GNSS from BIRKA.

6. По докладам сигнал GNSS ненадежен из-за помех по созвездию GPS в районе BIRKA между эшелонами 340 и 450. GNSS reported unreliable due interference by GPS constellation in the vicinity of BIRKA between flight levels 340 and 450.

7. Базовая GBAS не обеспечивается для RNAV до 16.00. Basic GBAS unavailable for RNAV until 16.00.

8. Сигнал GNSS может не обеспечиваться из-за помех по созвездию ГЛОНАСС в районе URMM радиусом 100 км. GNSS may not be available due to interference by GLONASS constellation in the vicinity of URMM radius 100 km. [7, c.37]

В заключение можно сделать вывод о том, что стандартная фразеология радиообмена при полетах с применением процедур зональной навигации слишком мало упоминается как в международных документах ИКАО, так и во внутренних документах Российской Федерации.

В связи с этим, автор статьи предлагает разрабатывать фразы для ведения радиообмена в стандартных ситуациях при осуществлении полетов по маршрутам зональной навигации как на английском, так и на русском языке.

 


Список литературы:

  1. Приказ № 362 от 26.09.2012 г. Федеральные авиационные правила "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (с изменениями на 5 октября 2018 года).
  2. Doc 4444 Правила Аэронавигационного обслуживания, Организация воздушного движения, Издание шестнадцатое, 2016.
  3. Doc 4444, Procedures for Air Navigation Services — Air Traffic Management. Sixteenth Edition, 2016
  4. Doc 9432 Руководство по радиотелефонной связи. Четвертое издание, 2007.
  5. Doc 9432 Manual of Radiotelephony Fouth Edition, 2007.
  6. Doc 9613 Performance-based Navigation (PBN) Manual, Fifth Edition, 2023.
  7. RTF Handbook for area controllers standard and non-standard situations. Branch ‘South Air Navigation’, Regional Centre, Training Centre Rostov-on-Don, 2024.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся "в сборнике материалов зональной НПК учителей технологии

Статья о применении метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся на урках технологии...

Календарно-тематический план по дисциплине « Воздушная навигация и аэронавигационное обеспечение полетов».

Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывает...

Методическая разработка "Календарно-тематический план по дисциплине « Воздушная навигация и аэронавигационное обеспечение полетов».

Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывает...

Методическая разработка "Календарно-тематический план по дисциплине « Воздушная навигация и аэронавигационное обеспечение полетов».

Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывает...

Учебно-методическое пособие «Эффективность применения схем веерного типа базирующихся на навигации, основанной на характеристиках (PBN)»

Схема веерного типа для захода на посадку – это систематизированный метод слияния потоков прибывающих  ВС.Согласно документу ИКАО 9931, этот метод является частью Блока системной оптимизаци...

Учебно-методическое пособие "Тесты для самоподготовки курсантов по дисциплине «Воздушная навигация и аэронавигационное обеспечение полетов».

Одним из важнейших компонентов образовательной деятельности является контроль. Педагогический контроль выполняет ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, об...

Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом

В презентации показаны основные приспособления птиц к полету.  Презентация необходима на обобщающем уроке в курсе  "Биология промысловых животных и птиц"...