Уроки развития речи
статья

Аухатова Юлия Ильдаровна

Преподавание русского языка должно носить практический характер. Проект направлен на развитие коммуникативных умений и навыков студентов. Именно эта речевая практика позволяет применить полученные в теории знания в жизни, в будущей профессии для достижения успеха, для самореализации и социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_auhatovoy.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык»

Аухатова Юлия Ильдаровна, преподаватель русского языка и литературы

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж электроники и приборостроения»

Аннотация

Преподавание русского языка должно носить практический характер. Проект направлен на развитие коммуникативных умений и навыков студентов. Именно эта речевая практика позволяет применить полученные в теории знания в жизни, в будущей профессии для достижения успеха, для самореализации и социализации.

В системе среднего профессионального образования дисциплина «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. К сожалению, студенты приходят в учебные заведения с низким уровнем знаний в области знаний по дисциплине «Русский язык». Это касается не только освоения орфографии и пунктуации, но и умения применять полученные знания в устной речи.

В.В. Путин пишет: «Русский язык для нас — язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя. Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый».

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать многообразие языкового и культурного пространства России и мира, ценности национальной и мировой культуры, знать о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной реализации, для овладения будущей профессии, самообразования и социализации в обществе.

Частой практикой преподавания дисциплины «Русский язык» является тотальная проработка правил и применения их в текстах (диктанта, изложения, упражнения), но, к сожалению, при этом часто отсутствует речевая практика. Современные студенты испытывают трудности в коммуникации. Обучающимся сложно формулировать свои мысли в устной речи, не используя разговорную лексику и слова-паразиты. Итогом является выход студентов-выпускников в жизнь с отсутствием элементарных коммуникативных умений.

Согласно ФГОС, сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – необходимо научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.

В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия, которые были введены ФГОС:

а) Личностные: формирование основ гражданской идентичности, правосознание, межличностные отношения.

б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат.

в) Коммуникативные: умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты, речевая деятельность.

г) Познавательные: смысловое чтение и осознанная работа с информацией, проектно-исследовательская работа, изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.

Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

В рамках образовательный проекта «Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» в системе СПО были поставлены две конкретные цели.

  1. Развитие коммуникативных навыков (обогащение словарного запаса, развитие умения выражать и отстаивать собственную точку зрения, используя художественно-изобразительные средства русского языка)
  2. Развитие личностных и творческих качеств (умение выступать перед аудиторией, умение отбирать необходимую информацию в ситуациях общения, умения ориентироваться в мире и нахождении себя в социальной жизни).

Каким образом можно добиться реализации данных двух целей? В рамках преподавания дисциплины «Русский язык» в системе среднего профессионального образования имеются 5 уроков в неделю. Из них 1 урок был определен на уроки развития речи.

Занятия по развитию речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» - это уроки, на которых студенты применяют полученные знания на практике, которая носит практический характер. На уроках студенты обучаются всем видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.  

Как проходят данные занятия? На каждое занятие по развитию речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» студентам заранее задаются темы докладов (речей), которые они должны подготовить в качестве домашнего задания

Что касается хода урока, то здесь необходимо обратить внимание на практическую (основную) часть занятия. В основную часть занятия входят выступления всех студентов. То есть каждый студент должен выступить устно перед группой. В конце занятия студенты подводят итоги урока, анализируются достоинства и недостатки выступлений.

Уроки развития речи в рамках дисциплины «Русский язык» проходят по календарно-тематическому плану. Данная форма проведения занятий позволяет активизировать деятельность студентов, тем самым урок начинает носить практико-ориентированный подход.

Образовательный проект «Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» предусматривает достижение результатов, прописанных в ФГОС. Студенты на занятиях начинают осознавать ценность русского языка, учатся соотносить и оценивать свою речь и определять, как выбор лексических средств может продемонстрировать интеллектуальное и духовное развитие носителя языка.

В связи с этим на занятиях по развитию речи студенты самостоятельно осваивают специфику формирования речи. Речь каждого человека индивидуальна и зависит от условий развития в детстве, от прочитанных книг, окружения, воспитания и мировоззрения в целом. Каждому студенту есть чему научиться на занятиях.

В рамках проекта студенты работают с текстами разных стилей в зависимости от заданий (официально-деловой, художественный, публицистический, научный, разговорный стиль). Благодаря широкому выбору тем, студенты расширяют свое мировоззрение и узнают новую информацию, связанную с историей и культурой русского народа и окружающего их мира.

В процессе работы студенты овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, а также нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

На данных уроках русского языка студенты имеют возможность сформировать универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов программы СПО: умение формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников и др. Это даёт основание говорить о метапредметности в изучении русского языка.

В рамках образовательного проекта студенты пишут тексты на различные темы, которые могут быть взаимосвязаны с разными предметами. Темы имеют прямую связь с жизнью, являются актуальными. Данный вид работы позволяет студентам раскрыть свой внутренний мир, поделиться взглядами на жизнь, осветить тот или иной вопрос по-своему.

Данный образовательный проект может быть реализован во всех субъектах Российской Федерации на таких дисциплинах, как «Русский язык», «Культура речи», «Иностранный язык», а также при формировании кружкой и секций по развитию речи в учебных заведениях. Также проект может быть реализован как в школах, так и в колледжах.

Список использованных источников

  1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. – М.: Логос, 2011. – 328 с.
  2. Маслов В.Г. Культура речи: Учебное пособие. – Москва : Флинта, 2010. – 81 с. 
  3. Столярова Е.А. Стилистика русского языка: Конспект лекций. – Москва : Приор-издат, 2008. - 155 с.
  4. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи. Текст и его редактирование: Учебное пособие. – Москва: Флинта, 2008. – 280 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи « Связь предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Связь предложений в тексте» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  класса Цель – создать условия для ознако...

Конспект урока развития речи « Лексические средства связи предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Лексические средства связипредложений в тексте -7 класс» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  клас...

Урок развития речи на тему "Сочинение сказки по готовому началу"

Предложенный мною конспект урока будет интересен для учителей начальных классов и воспитателей.В нем предлагается методика урока развития речи по теме: обучение составления сказки во 2 классе по ...

Урок развития речи. 2 класс «Улыбка моя, где ты?»

Данный урок развивает у учащихся второго класса  образное мышление, творческое воображение; обучает  их приёмам саморегуляции и тренирует  в проявлении доброжелательного поведения; акти...

Новый тип урока развития речи

В статье рассматриваются вопросы места, структуры и содержания современного урока развития речи в аспекте подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Автор предлагает модель урока подготовки ...

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе  по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки". В презентации есть необходимый материал к уроку, а име...