разработка открытого занятия по ПМ 03.01 Заправка транспортных средств Горюче смазочными материалами"
статья

Пономарев Игорь Николаевич

Разработка открытого учебного занятия по теме "Заправка Т.С ГСМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponomarev_i.n._razrabotka_zanyatiya.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока производственного обучения

 по теме «Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму»

ПМ.01 «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами»

 

Разработал: мастер производственного обучения

Пономарев Игорь Николаевич

2023 г


Тема урока производственного обучения:

 «Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму» (слайд 1) 

Цели занятия: (слайд 2) 

Дидактическая: Формирование умений по освоению приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму.  Результат реализации цели – способность обучающихся применять самостоятельно приобретенные умения и сформированные навыки в практической деятельности.

Развивающая: Содействие   развитию памяти, внимательности, наблюдательности; развитию профессиональной наблюдательности, умения оценивать свои действия, умения находить главные причины ошибок в работе.  Результат реализации цели – формирование ОК01., ОК03., ОК04; ПК 1.1; ПК 1.2.  

Воспитательная: воспитание чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, профессиональной ответственности, умение управлять эмоциями. Л6.1, Л6.2.

Тип занятия: Урок изучения трудовых приёмов и операций.

Вид занятия: практическое занятие.

Материально-техническое обеспечение:

- оборудование: тренажёр – имитатор топливораздаточная колонка «Шельф»; Штрих, компьютер, экран, проектор.

- материалы: лента для печати чеков.

- дидактическое оснащение: инструкционно - технологическая карта, задание для практического этапа 8 вариантов, критерии оценивания, раздаточный материал: кроссворд, таблица «Элементы устройства ТРК, их назначение», таблица «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки ТС).

Метод проведения: показ трудовых действий.

Ход учебного занятия

I. Организационный момент (5минут).

  • Приветствие;
  • выявление отсутствующих;
  • проверка готовности рабочих мест, спец. одежды;
  • формулировка темы занятия, постановка учебных целей, создание деловой, дружеской атмосферы общения;
  • запись темы занятия в рабочих дневниках.

II. Вводный инструктаж

Актуализация знаний обучающихся в форме игры «Знать, значит уметь». (слайд 3)

Мастер предлагает обучающимся пройти несколько туров игры, в ходе которой обучающиеся вспомнят теоретические сведения необходимые для урока производственного обучения. (слайд 3)

Ход игры:

«Я рад приветствовать вас на нашей игре «Знать, значит уметь (презентация). Почему «знать и уметь», а потому что, прежде чем перейти к тренажеру –имитатору, нам необходимо знать теоретический материал и для этого мы пройдём с вами несколько туров (слайд 1), где будем обучаться, развиваться, ускоряться и многое другое, что обязательно пригодится в нашей будущей профессии оператора АЗС.  Ну, а результаты мы узнаем, подсчитав полученные баллы за каждый тур и занесённые в таблицу зачётов (слайд 2). Для этого мы с вами поделимся на 2 команды, придумаем название и приветствие»

Мастер производственного обучения предлагает группе разделиться на команды. Команды приветствуют друг друга, и первые результаты заносят в таблицу (слайд 2)

Мастер производственного обучения объявляет «Образовательный тур», который заключается в ответе на вопросы. Каждой команде предлагается ответить на два вопроса, за каждый правильный ответ участники получают по 5 баллов (слайд 3-5).  Обучающиеся получают задание.

1 команда

  1. команда

Вопрос 1

Дайте определение автозаправочной станции

Вопрос 1

Дайте определение топливораздаточной колонки

Ответ

Комплекс зданий и сооружений, ограниченный участком площади, назначение которого – заправка жидким топливом, маслами, смазкой, воздухом, автотранспортных средств, продажа масел, смазок запасных частей к автомобилям

Ответ

Устройство, предназначенное для измерения и отпуска жидкого топлива в бак транспортных средств или в тару потребителя.

Вопрос 2.  Установите соответствие между элементами устройства ТРК, их назначением (Приложение 1-2)

Приёмный клапан

Для   предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК

Фильтр

Предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта

Двигатель и насос

Двигатель раскручивает насос, который качает топливо

Газоотделитель

 Предназначен для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.

Измеритель жидкости (счётчик жидкости)

Предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.

Раздаточный кран (пистолет)

Для обеспечения выдачи топлива

Блок управления

Для управления оборудование АЗС

Затем мастер производственного обучения выслушивает правильные ответы, и результаты заносит в таблицу зачётов.

Мастер производственного обучения объявляет «Тур Эрудит», (слайд 6-7), который заключается в решение кроссворда по охране труда, который состоит из 5 слов.  В результате правильных ответов обучающиеся получают 1 балл за каждое правильное слово.

1 Защита от внешних и внутренних угроз нанесения ущерба от пожара (безопасность).

2. Средство для тушения пожара характерное для автозаправочных станций.

3. Одежда, предназначенная для работы (огнетушитель).

4. Таблички с символами, говорящие о предупреждении, безопасности, информации и запрещении (знаки).

5. Средство индивидуальной защиты, защищающее от испарений нефтепродуктов (респиратор).

Обучающиеся дают правильные ответы, и демонстрируют спецодежду предназначенную для работы оператором АЗС при приёме и сдаче смены, а также при проверке уровня топлива в резервуарах, а мастер производственного обучения комментирует детали одежды и заносит количество полученных балов за решение кроссворда в таблицу зачётов.

Далее мастер производственного обучения объявляет следующий «Скоростной тур», (слайд 8- 11), где команды на время (кто быстрее) должны соотнести назначение клавиш в таблице Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта), при помощи жетонов на которых изображены клавиши клавиатуры (приложение 3).

Обозначение

Назначение клавиши Обозначение

Esc

Клавиша отказа, и выход из системы

Enter

Подтверждения исполнения операции

F1-F11

Функциональные клавиши для использования при выборе вида информационной таблицы

«+»

Печать чека

«-»

Возврат чека

«*»

Сумма

«/»

Полный бак

Обучающие первые выполнившие задания, перечисляют рабочие клавиши, соперники дополняют, и мастер производственного обучения подводит итоги, ставя каждому обучающемуся 1 балл и суммировав их объявляет количество набранных баллов в команде.  Результаты заносит в таблицу (слайд 2).

Обучающимся было задано домашнее задание подготовить историческую справку по теме «Появление бензина, как топлива для автомобиля» и «Появление первых АЗС», и для её представления мастер производственного обучения объявляет «Познавательный тур» (слайд 12):

1 обучающийся   – история появления первых АЗС.

2 обучающийся   – история появления бензина как топлива для автомобилей.   За каждое сообщение команды получают по 5 балов.

Сообщения обучающихся (Приложение 4)

Мастер подводит итоги игры и за максимальное количество баллов обучающиеся в команде получают медали «Самый Умный»  за 1 место и «За любознательность». (слайд 13 презентации игры)

Формирование ориентировочной основы действий обучающихся

Мастер предлагает обучающимся составить алгоритм выполнения приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами (Устное повторение технологических приемов   выполнения заправки транспортных средств по заданной дозе, на предложенную сумму денег) (слайд 4-5) – индивидуальный опрос.

Мастер производственного обучения по алгоритму показывает технологическую последовательности выполнения операций по заправке ТС на заданную дозу и на определённую сумму денег с соблюдением техники безопасности труда.  Обучающиеся внимательно следят за действиями мастера производственного обучения. Мысленно повторяют технологическую последовательность выполнения данной операции и правила техники безопасности.

Мастер производственного обучения обобщает и повторяет алгоритм выполнения приёмов заправки транспортных средств горючесмазочными материалами. Выдаёт задание (приложение 5), инструкционно – технологическую карту (приложение 6) и критерии оценивания (приложение 7) (слайд 6-7) для практической работы обучающихся. Обучающиеся   осмысливают задания и критерии оценивания предстоящей практической работы.

Информационно-сообщающий метод обучения: наглядные методические приемы – тренажер -имитатор; словесные   – беседа, рассказ.

III. Основная часть урока: упражнения (самостоятельная работа), текущий инструктаж

1 целевой обход – организация и руководство упражнениями в выполнении трудовых приемов и операций по заправке по заданной дозе;

2 целевой обход – организация и руководство упражнениями в выполнении трудовых приемов и операций по заправке по заданной сумме;

3 целевой обход  индивидуальное консультирование обучающихся мастером производственного обучения, проверка техники безопасности и организации рабочего места.

IV. Заключительный инструктаж

Мастер производственного обучения обобщает и подводит итоги работы обучающихся путем выставления оценок.

Подведение итогов занятия:

  • Выявление основных ошибок (слайд 8-11);
  • Определение способов их устранения и предупреждения;
  • Рефлексия – фронтальный опрос обучающихся (Слайд 12)
  1. Клавиша для отпуска топлива
  2. Клавиша для печати чека
  3. Клавиша для открытия и закрытия смены
  • Комментирование оценок, с использованием критериев оценивания;
  • Выдача домашнего задания (слайд 13).

Литература:

  1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций. – ПОТ РМ-021-2009.
  2. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций. РД 15-3-39.2-080-01.
  3. Типовая инструкция по охране труда для оператора автотранспортных станций ТОИ Р-112-06-95
  4. www.http://amastercar.ru
  5. .http://www.avtoserver.su
  6. .http://www.automn.ru
  7. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  8. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Методы обучения

  1. Организационная часть

1. Организационный

этап

5 минуты

- Приветствие;

- выявление отсутствующих;

проверка готовности рабочих мест, спец. одежды.

Дежурный докладывает о готовности группы к уроку.

Диалог с мастером относительно рабочей одежды. 

Словесный

  1. Основная часть

Вводный инструктаж:

  1. Объявление темы и обучающей цели урока;

45 минут

- формулировка темы занятия, постановка учебных целей, создание деловой, дружеской атмосферы общения. 

Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока,

(слайд 1 и2) ожидаемые результаты изучения темы.

Слушают, записывают тему занятия в рабочих дневниках

Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование

  1. Актуализация опорных знаний;

Проведение в форме игры «Знать, значит уметь» (слайд 3), объявляет туры игры (слайд 1 презентации игры «Знать, значит уметь»)

1 Деление на команды, название команд, приветствие команд,

Заносит по 5 балов в таблицу зачётов (слайд 2)

Объявляет

1 тур Образовательный

Задаёт вопрос (слайд 3-5) каждой команду

1 вопрос 1 команде: «Дайте определение автозаправочной станции»

1 вопрос 2 команде:

«Дайте определение топливораздаточной колонки»  

2 вопрос обеим командам:

«Установите соответствие между элементами устройства ТРК, их назначением»

(слайд 3)

Показывает эталон на (слайде 5), объясняет, что баллы ставят обучающиеся соперникам, сравнивая с эталоном 1 бал за каждое правильное соотношение элемента и назначение и заносит подсчитанные баллы обучающимися в таблицу зачётов (слайд 2)

Объявляет следующий «Тур Эрудит» на экране показывает кроссворд и вопросы к нему (слайд 6-7), объясняет, что за каждый правильный ответ на вопрос 1 балл

Показывает эталон (слайд 8), заносит баллы в таблицу зачётов (слайд 2)

Объявляет следующий (слайд 9-10) «Скоростной тур», объясняет, что необходимо заполнить таблицу «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта)» соотнеся при помощи жетонов с изображением клавиш с назначением этих клавиш клавиатуры

Показывает эталон (слайд 11), смотрит результаты работы обучающихся, ставит 1 бал каждому члену команды за правильный ответ, если есть одна и более ошибок ответ не считается верным и заносит в таблицу результатов (слайд 2)

Подводит предварительные итоги (слайд 2)

Объявляет следующий (слайд 12) «Познавательный тур», спрашивает домашнее задание

1 –Сообщение «Появление бензина, как топлива для автомобиля»

2-Сообщение «Появление первых АЗС»

Каждой команде ставит 5 баллов

Подводит итоги (слайд 13-14 презентации игры), награждает медалью

-  слушают,

- делятся на команды, придумывают название и приветствие

-слушают, смотрят на экран, устно отвечает спикер каждой команды

- индивидуально соотносят в таблице элементы устройства ТРК, их назначение

-  организуют взаимопроверку таблиц с командами, проверяют по эталону и ставят баллы за правильное соотношение элемента и назначения 1 балл

- внимательно слушают, смотрят, отвечают письменно   всей командой

Спикер каждой команды отвечает на вопросы

- демонстрирует

спец одежду оператора для приёма и передачи смены, проверки уровня топлива в резервуарах,

- слушают, смотрят на экран, получают раздаточный материал: таблица «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта)», жетоны с изображением клавиш

- выполняют индивидуально

- слушают, беседуют с мастером, соглашаются с поставленными баллами

- зачитывают сообщение и показывают презентацию, остальные слушают и смотрят

- смотрят, слушают, соглашаются

Фронтальный наглядный, мультимедийное оборудование

Индивидуальный наглядный, мультимедийное оборудование

Групповой наглядный, мультимедийное оборудование

Индивидуальный наглядный, мультимедийное оборудование

Наглядный, мультимедийное оборудование

  1. Показ новых трудовых приёмов оценивания

Спрашивает:

 Вопрос 1 - с чего необходимо начать работу по заправке транспортных средств на заданную дозу

Корректирует ответ

 предлагает составить алгоритм. Демонстрирует алгоритм через слайд 4

Вопрос 2 с чего необходимо начать работу по заправке транспортных средств на заданную сумму,

Корректирует ответ

 предлагает составить алгоритм Демонстрирует

алгоритм через слайд 5

Проходит к рабочему месту, демонстрирует трудовые приёмы заправки на заданную дозу, проговаривая последовательность действий и указывая рабочие клавиши.

Целевая установка:

Воспроизвести последовательность действий по заправке транспортных средств на заданную дозу, соблюдая технику безопасности и последовательность действий

Предлагает 1 обучающемуся повторить последовательно заправку на заданную дозу

Целевая установка:

Воспроизвести последовательность действий по заправке транспортных средств на заданную дозу, соблюдая технику безопасности и последовательность действий

Предлагает 1 обучающемуся повторить последовательно заправку на заданную сумму

Вопрос 1 - отвечают,

- соглашаются,

- запоминают

Вопрос 2 - отвечают,

- соглашаются,

- запоминают

- внимательно наблюдают за действиями мастера производственного обучения используют инструкционно –технологическую карту

- воспроизводит действия, комментирует, остальные смотрят, запоминают

- воспроизводит действия, комментирует, остальные смотрят, запоминают

Наглядный, мультимедийное оборудование

Фронтальный, наглядный, мультимедийное оборудование

  1. Выдача задания, критериев

Обобщает

Выдаёт каждому обучающемуся задание (слайд 6), инструкционно –технологическую карту, критерии оценивания через слайд 7 презентации, проговаривая каждую характеристику оценки, напоминает технику безопасности при работе с электрооборудованием, отвечает на вопросы

- внимательно слушают, готовятся к работе

  1. Текущий инструктаж

4 часа,45 минут

1 обход - проверяет организацию выполнения трудовых приемов и операций по заправке по заданной дозе;

2 обход - проверяет организацию выполнения трудовых приемов и операций по заправке по заданной сумме;

3 обход - индивидуально консультирует обучающихся при возникновении вопросов, проверяет технику безопасности и организацию рабочего места.

4 обход – принимает и оценивает работу

- выполняют практическое задание, периодически обращаются к инструкционно - технологической карте и мастеру производственного обучения за консультацией

-  сдают работу

Словесный, практический, наглядный, мультимедийное оборудование

  1. Заключительный этап
  1. Заключительный инструктаж

Рефлексия

25 минут

Подводит итоги работы, за

выставляет оценки,

комментирует, объявляет лучших обучающихся справившимися с заданием

анализирует ошибки на слайде 8-11 презентации, допущенных при организации рабочего места, соблюдении технологической последовательности, выполнении рабочих приёмов, соблюдении требований безопасности труда.

Задаёт вопросы 

- Какая клавиша необходима для отпуска топлива?

-  Какая клавиша необходима для печати чека?

- Какая клавиша необходима для открытия и закрытия смены? (слайд 12)

- Довольны ли вы сегодняшним уроком?

- слушают, демонстрируют, анализируют ошибки, приводят аргументы для устранения возникших ошибок в ходе выполнения задания

- рассказывают в какой последовательности выполняли работу, какие меры безопасности соблюдали,

- отвечают, благодарят за урок

Фронтальный, словесный, практический, наглядный, мультимедийное оборудование

  1. Домашнее задание

Составить кроссворд по

теме

«Рабочие клавиши» (слайд

13)

Записывают в рабочий дневник

Объявляет о завершение

урока и уборке рабочих

мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный модуль ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Заправка траснспортных средств горючими и смазочными материалами - Квалификация - Оператор заправочных станций....

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по Заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  по профессиональному модулю ПМ. 02 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиле...

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.03. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.03. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами предназначены для контроля и оценивания элементов профессионального модуля «Заправ...

МАТЕРИАЛЫ для проведения экзамена (квалификационного) по ПМ.03_Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

МАТЕРИАЛЫдля проведения  экзамена (квалификационного)по  ПМ.03_Заправка транспортных средств горючими и смазочными          материалами....

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами образовательной программы (ОП) по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо профессиональному модулюПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материаламиобразовательной программы (ОП)по профессии СПО23.01.03  Автомеханик...