Рабочая программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
рабочая программа

Кучеренко Сергей Алексеевич

Рабочая программа по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Снежнянский горный техникум»

   СОГЛАСОВАНО                                                

Заместитель директора по учебной работе

________________ Э.В. Земляная

«____» ________________ 2021 г.

               УТВЕРЖДАЮ

              Директор техникума

            _______________ И.В. Цемах

               «____» _____________ 2021 г.

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.14 Безопасность жизнедеятельности

по специальности

15.02.08 Технология машиностроения

г. Снежное, 2021

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями:

- Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.09.2015г. № 586;

- примерной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего профессионального образования, рекомендованной приказом Министерства образования и науки ДНР от 31.08.2016г. № 881 и изменениями и дополнениями к ней, утверждёнными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.12.2016г. № 1316.

Организация-разработчик: ГПОУ «Снежнянский горный техникум»

Разработчик: Кучеренко С.А., преподаватель ГПОУ «Снежнянский горный техникум», специалист первой категории.

Рецензенты:

1. Миськив Е.П. - заведующий учебно-методическим кабинетом ГПОУ «Снежнянский горный техникум», преподаватель, специалист высшей категории.

2. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией общепрофессиональных

и машиностроительных дисциплин

протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Председатель ЦК __________ Л.И. Дьяченко

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от ____ _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр. ____)

Председатель ЦК __________ _______________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (с пояснительной запиской)

4

1.1.    

Область применения программы

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

4

1.3.

Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

6

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

9

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

2.1.

Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

11

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины

12

2.3

Список практических заданий

27

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

29

3.2.

Информационное обеспечение обучения

29

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

33

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(с пояснительной запиской)

        1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.

        1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

В структуре учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в обязательную часть профессионального учебного цикла.

        Данная дисциплина по содержанию совпадает с содержанием дисциплины «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» в таких темах, как «Основы гражданской обороны», «Медико-санитарная подготовка», «Основы военной службы», где раскрываются основные базовые понятия по прохождению военной службы, по организации гражданской обороны, по оказанию первой помощи пострадавшим. Характер вопросов и тем в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» сформулирован так, чтобы никоим образом не подменять другую дисциплину.

        Изучение дисциплины проводится по принципу вариативности с юношами и девушками отдельно. Разделение групп на подгруппы осуществляется согласно требованиям ГОС СПО (раздел 6 «Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена / квалифицированных рабочих, служащих») и решается на уровне образовательного учреждения. При изучении дисциплины юноши обучаются по программе тематического плана № 1, а девушки и юноши, которые по состоянию здоровья или религиозным взглядам не могут обучаться по тематическому плану № 1, обучаются по тематическому плану № 2. Разрешается девушкам проходить обучение совместно с группой по тематическому плану № 1 (по желанию девушек, с письменного согласия родителей).

Для каждого из вариантов изучения дисциплины предусмотрено по 13 практических заданий, которые позволяют выработать умения, предусмотренные государственными стандартами СПО:

- применять первичные средства пожаротушения;

- использовать средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения, организовывать и проводить мероприятия (эвакуация, укрытие) по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций в мирное или военное время;

- оказывать первую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту (например, участвуя в дорожном движении, находясь в местах повышенной социальной опасности, соблюдая правильный режим дня и труда, соблюдая режим рационального питания);

- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности (профессии);

- применять профессиональные знания, полученные по специальности (профессии) в ходе прохождения военной службы.

В зависимости от объёма и уровня сложности практическое задание выполняется 15-20 мин или в течение всего занятия. Отдельные задания могут выполняться в домашних условиях (т.е. выноситься на самостоятельную работу).

        На первых занятиях рекомендуется мотивировать студентов в изучении дисциплины тем, что в условиях глобализации мировой экономики, усложнения и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья работающих, поддержания необходимого уровня психофизиологического потенциала их организма. Это обстоятельство и предопределяет усиление ответственности человека перед обществом, коллективом, близкими людьми не только за свое валеологическое поведение, но и за отношение к своему здоровью как приоритетной социальной ценности. Поэтому формирование культуры безопасности как общей культуры должно проходить «красной нитью» при рассмотрении всех тем дисциплины.

        Основными содержательными линиями программы (соответствующие разделам программы) являются:

- обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;

- основы комплексной безопасности;

- обеспечение военной безопасности государства (по тематическому плану № 1 для юношей);

- основы медицинских знаний (по тематическому плану № 2 для девушек).

Завершается изучение дисциплины комплексным практическим занятием «Действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Отработка умений взаимодействия с разными службами по обеспечению безопасности населения».

  • Программа содержит критерии оценивания учебных достижений обучающихся, разработанные на основе Методических рекомендаций по организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 31июля 2019 г. № 223/18.1-31).

Программой предложен перечень источников информации, в котором перечислена соответствующая законодательная база Донецкой Народной Республики, рекомендуемая учебная литература и имеющиеся Интернет-ресурсы.

Таким образом, рабочая программа предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся умений самостоятельно и целенаправленно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности.

        1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

        Жизнь человека всегда связана с его активной деятельностью в различных сферах общества: природной, социальной, бытовой, производственной. И каждая сфера деятельности направлена на повышение комфортного существования человека. Одновременно с повышением комфортности жизни каждая деятельность становится и потенциально опасной. Это связано с объективными и субъективными факторами, не позволяющими достичь абсолютной безопасности функционирования создаваемых человеком технических, биологических и других объектов и систем.

В повседневной жизни человека появляются такие понятия, как «опасность», «угроза», «риск», «чрезвычайная ситуация». При высоком уровне развития технологических процессов в обществе появилась потребность научиться управлять процессом реализации опасности, а значит, изучить процесс развития опасности, определять условия, при которых она может реализоваться и привести к нежелательным последствиям. Обеспечивая допустимый уровень риска путем предварительного прогнозирования опасности, можно разработать комплекс соответствующих организационных и технических мероприятий, направленных на защиту человека и среды обитания.

        Таким образом, безопасность определяется как состояние объектов деятельности человека, при котором с определённой степенью риска исключается появление опасности. Соответственно, безопасность жизнедеятельности – это область научно-практической деятельности, направленной на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, влияния их на организм человека, изучение основ защиты от опасностей здоровья и среды проживания человека, а также на разработку и реализацию мероприятий по созданию и поддержке здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека.

        Один из принципов государственной политики в сфере образования является принцип «гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»  отвечает цели изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

        Цель: 

- приобретение студентом знаний и компетенций для осуществления профессиональной деятельности с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) природного и техногенного характера, социальных опасностей в обществе и на объектах хозяйствования;

- повышение уровня защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз путём формирования у студентов ответственности за личную и коллективную безопасность.

Задачи:

- овладение умениями и навыками решать профессиональные задачи, оценивая ситуации, опасные для жизни и здоровья населения;

- грамотно действовать в ЧС мирного и военного времени;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

- формирование мотивации по усилению личной ответственности за обеспечение гарантированного уровня безопасности функционирования объектов промышленности, материальных и культурных ценностей.

        

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС;

- предпринимать превентивные и профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от конвенциональных средств вооружения и оружия массового уничтожения;

- правильно действовать при тушении пожара;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности ДНР;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от конвенциональных средств вооружения и от оружия массового уничтожения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- правила пожарной безопасности в быту;

- назначение и правила применения первичных средств пожаротушения;

- пожарную опасность производственных процессов и правила пожарной безопасности для конкретных технологических процессов по видам профессиональной деятельности;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам деятельности:

        ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

        ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

        ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

        ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

        ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. 

        ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

        ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

        ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

        ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

        ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

        1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной учебной дисциплиной, которая изучается в образовательных учреждениях СПО. Планирование занятий по дисциплине выполняется в соответствии с Типовыми учебными планами.

Типовым учебным планом на изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» отводится 102 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов, из которых 26 часов отводится на выполнение практических занятий;

- самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

        Вид учебной работы

Объём

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

лекции

42

практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

проработка конспектов лекций, учебной, специальной технической литературы, интернет – источников

34

    поиск информации по заданной теме из различных источников

    подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя

    выполнение индивидуальных заданий, рефератов

Итоговая аттестация в форме экзамена                                         

2.2. Тематический план № 1 (юноши) и содержание учебной дисциплины

ОП.14 Безопасность жизнедеятельности

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические задания, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

ауд./всего

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

18/30

ТЕМА 1.1

Обеспечение безопасности в повседневной жизни

8/12

ВВЕДЕНИЕ 

ТЕМА 1.1.1

Обеспечение безопасности в быту.

Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности.

Основные понятия безопасности жизнедеятельности: безопасность, угроза, опасность, чрезвычайная ситуация (далее ЧС), риск.

Культура безопасности как элемент общей культуры.

Виды опасностей: биологическая, взрывопожарная, гидродинамическая, пожарная, радиационная, физическая, химическая, экологическая.

 

Безопасное поведение в повседневной жизни.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых и производственных ситуациях.

Правила обращения с электроприборами и инструментами, бытовым

газом, средствами бытовой химии, источниками огня.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 1.1.2

Пожарная безопасность.

Практическое занятие № 1:

Пожарная безопасность.

Основные причины пожаров в быту и в общественных местах.

Правила действий при обнаружении пожара.

Правила безопасного поведения при пожаре в быту и общественных местах.

Пожарная опасность производственных процессов (по профессиям обучающихся).

Правила пожарной безопасности для конкретных технологических процессов по видам профессиональной деятельности.

Назначение и правила применения первичных средств пожаротушения. 

Выполнение практического задания № 1: «Использование пожарного инвентаря и подручных средств на начальной стадии развития пожара».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 1:

Закон ДНР «О пожарной безопасности».

2

ТЕМА 1.1.3

Обеспечение безопасности в повседневной жизни.

Обеспечение личной безопасности в природной среде.

Автономное пребывание человека в природной среде.

Общие правила поведения на воде во время купания, купания в незнакомых водоёмах, режимы купания, пребывание на воде в различное время года.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 2:

Гранично-допустимые сроки автономного пребывания человека в природной среде в различное время года.  

2

ТЕМА 1.1.4

Правила поведения в местах повышенной социальной опасности.

Социальные опасности: толпа и её виды, паника, массовые погромы,  

преступность.

Безопасность  в  условиях  криминальной  преступности.

Практическое занятие № 2:

Правила безопасного поведения в местах повышенной социальной опасности: во время массовых праздников и гуляний, спортивных и иных зрелищ, на рынке, стадионе, вокзале и других местах массового скопления людей.

Выполнение практического задания № 2: «Отработка правил безопасного поведения в местах повышенной социальной опасности».

Обеспечение безопасности на дорогах.

Обязанностями пассажира, пешехода и водителя.

Действия пассажира, пешехода  и  водителя  для  предотвращения  дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП).

Выполнение практического задания № 3: «Действия участников дорожного движения в опасных ситуациях:

- отвлечение внимания от дороги;

- автобус на противоположной стороне дороги;

- переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе;

- правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 1.2

Экологическая и производственная безопасность

4/8

ТЕМА 1.2.1

Экологическая безопасность.

Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу.

Утилизация отходов в промышленности (на примере хозяйственной

деятельности региона).  

Меры по оптимизации хозяйственной деятельности и охране  окружающей природной среды в Донбассе.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 3:

Экологическое и природоохранное законодательство ДНР:

- Закон ДНР «О перевозке опасных грузов»,

- Закон ДНР «Об охране окружающей среды»,

- Закон ДНР «Об особо охраняемых природных территориях»,

- Закон ДНР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,

- Закон ДНР «Об экологической экспертизе»,

- Закон ДНР «Об отходах производства и потребления».

2

ТЕМА 1.2.2 

Производственная безопасность.

Физиологические условия труда.

Производственный климат и его факторы: температура воздуха,

повышенное атмосферное давление, электромагнитное и инфракрасное излучения, влажность воздуха, тепловой обмен организма.

Создание оптимального производственного климата на рабочем месте.

Санитарно-гигиенические нормы рабочего пространства, чередования режима труда и отдыха, проведение производственной гимнастики для снятия утомляемости глаз и всего        организма с целью профилактики профессиональных заболеваний.

Правила безопасности при работе с машинами и механизмами.

Вредные вещества в рабочей зоне и их основные источники.

Защита человека от действий опасных факторов техногенной среды.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 4:

Закон ДНР «Об охране труда». 

Работа  с персональными компьютерами.

2

ТЕМА 1.3

Основы здорового образа жизни

6/10

ТЕМА 1.3.1

Основы здорового образа жизни.

Факторы,  обеспечивающие  здоровье  человека: биологические

(наследственность), окружающая среда, индивидуальный образ жизни,

государственная служба охраны и поддержания здоровья.  

Индивидуальная система поведения и привычек человека.

Правила личной гигиены.

Нравственность и здоровый образ жизни.

Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья:

 - способность человека управлять своими поступками и

поведением под влиянием различных эмоций;

- адекватное реагирование на различные жизненные обстоятельства;

- принятие взвешенных решений и т.д.;

- способность бесконфликтно общаться.

Средства профилактики и предотвращения конфликтов.  

Способы бесконфликтного общения и саморегуляции  в повседневной деятельности.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 5:

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека в течение суток и времени года.

2

ТЕМА 1.3.2

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Меры профилактики ВИЧ - инфекции и СПИДа.  

Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 6:

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

2

ТЕМА 1.3.3

Режим дня, труда и отдыха.  

Практическое занятие № 3:

Режим дня, труда и отдыха.

Чередование различных режимов труда и отдыха в течение дня.

Выполнение практического задания № 4: «Составить режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

РАЗДЕЛ 2

ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

22/32

ТЕМА 2.1

Опасные и чрезвычайные ситуации,

их влияние на сферы деятельности человека

8/12

ТЕМА 2.1.1

Классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные   ситуации (далее ЧС),   причины   их   возникновения,

территориальное   распространение, объёмы ожидаемого ущерба.

Влияние ЧС на сферы деятельности человека.

Краткая  характеристика ЧС наиболее вероятных для данной местности  и  района  проживания.

Характер их проявлений и действий на людей, окружающую среду и

объекты  экономики.  

Основные виды потенциальных опасностей природного и техногенного характера для данной местности и района проживания

и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Способы защиты населения и территорий от ЧС.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 7:

Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий

при техногенных ЧС и стихийных явлениях.

2

ТЕМА 2.1.2

Основы противодействия экстремизму и терроризму.

Социальные опасности: терроризм, революции, войны.

Терроризм как общественное явление на современном этапе.

Основные понятия, правовая основа, принципы и направления в области противодействия экстремизму и терроризму. Сущность явлений экстремизма и терроризма.

Общегосударственная система противодействия экстремизму:

- основы законодательства ДНР, РФ в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;

- органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в ДНР  и РФ;

- права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность.

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность.

Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 8:

Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

2

ТЕМА 2.1.3

Алгоритм действий в случае возникновения ЧС.

Практическое занятие № 4:

Правила безопасного поведения:

- при угрозе террористического акта,

- при захвате в качестве заложника,

- при обнаружении подозрительных  предметов  или  подозрительных  действий людей.

Выполнение практического задания № 5: «Составить и записать алгоритм действий в случае возникновения ЧС (на выбор)».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 2.1.4

Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях ЧС.

Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость объектов экономики.   Мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики и промышленных комплексов.

Мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС, в т.ч. по повышению устойчивости объектов экономики.

Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 2.2

Государственные службы

по обеспечению безопасности населения

2/4

ТЕМА 2.2

Государственные службы по обеспечению безопасности населения.

Структура  и  органы  управления гражданской  обороной (далее ГО) в ДНР.

Задачи МЧС.

Служба скорой медицинской помощи – система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи.

Полиция ДНР и её предназначение: защита жизни и здоровья, прав и свобод граждан, обеспечение общественной безопасности.

Роль государства в обеспечении безопасности участников дорожного движения.

ГАИ – орган государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Министерство государственной безопасности (далее МГБ) по обеспечению национальной безопасности во всех сферах деятельности.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 9:

Аварийно-спасательные службы.

2

ТЕМА 2.3

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.

12/16

ТЕМА 2.3.1

Принципы оказания первой помощи.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь (далее ПП).

Признаки жизни пострадавшего.

Оказание ПП  людям  с  различными  заболеваниями, приводящими   к   острым   нарушениям   дыхания   и кровообращения (диабет, инсульт, эпилепсия, инфаркт и др.).

Современные перевязочные средства и раневые покрытия.

Правила использования табельных и подручных средств для

оказания ПП пострадавшим.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 2.3.2

Сердечно-лёгочная реанимация.

Практическое занятие № 5:

Сердечно-лёгочная реанимация.

Мероприятия по восстановлению и поддержанию жизни человека при клинической смерти или потере сознания.

Выполнение практического задания № 6: «Выполнить отработку приёмов в проведении сердечно-лёгочной реанимации».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 2.3.3

Виды травм и ранений.

Травмы,  их виды.

Виды ран.

Виды кровотечений.

ПП при травмах различных областей тела.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 10:

Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа.

2

ТЕМА 2.3.4

Первая помощь при ранениях

и кровотечениях.

Практическое занятие № 6:

ПП при ранениях и кровотечениях.

ПП при травмах различных областей тела.

Остановка кровотечения разными способами.

Наложение повязок на различные участки тела (голова, грудь, рука, нога, живот).

Выполнение практического задания № 7:

«Осуществить последовательные действия по оказанию ПП при ранении».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 2.3.5

Первая помощь при переломах и вывихах.

Практическое занятие № 7:

ПП при сотрясениях и ушибах головного мозга.

ПП при синдроме длительного сдавливания.

Отличительные признаки переломов, растяжений и ушибов.

ПП при переломах, вывихах и ушибах.  

Наложение  медицинских  шин  и  подручных средств на место перелома.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Транспортировка пострадавших при переломе.

Способы выноса раненого с поля боя.

Выполнение практического задания № 8: «Выполнить иммобилизацию верхних и нижних конечностей, переноску пострадавшего различными способами».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 2.3.6

Первая помощь при ЧС.

Понятие, основные виды и степени ожогов.

ПП при термических ожогах.

ПП при химических ожогах.

Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

ПП при отморожениях.

ПП при отравлениях.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 11:

Способы эвакуации и транспортировки пострадавших с различными травмами.

2

РАЗДЕЛ 3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

28/40

ТЕМА 3.1

Гражданская оборона

- составная часть обороноспособности государства.

8/12

ТЕМА 3.1.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации  ЧС.

Задачи гражданской обороны, основные понятия и определения.

Закон ДНР «О гражданской обороне».

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 12: 

Закон ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2

ТЕМА 3.1.2

Защита населения и территорий от ЧС.

Основные направления деятельности организаций, учреждений и ведомств ДНР по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- прогнозирование природной и техногенной опасности;

- мониторинг опасностей;

- оповещение населения;

- инженерная, радиационная, химическая и медицинская защита;

- эвакуация и рассредоточение населения из зоны ЧС;

- аварийно-спасательные работы;

- обучение населения.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 13: 

Понятие «конвенциональные средства вооружения».

Оружие массового поражения (далее ОМП) и его поражающие факторы.

2

ТЕМА 3.1.3

Инженерная защита населения.

Практическое занятие № 8:

Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты.  

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов  конвенциональных средств вооружения и ОМП.

Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной (далее СИЗ) и коллективной защиты.

Выполнение практического задания № 9: «Использование СИЗ от поражающих факторов при ЧС».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 3.1.4

Организация гражданской  обороны в образовательном учреждении.

Практическое занятие № 9:

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

Выполнение практического задания № 10: «Отработать правила поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану образовательного учреждения».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 3.2

Вооружённые Силы ДНР

для поддержания мира и безопасности

10/14

ТЕМА 3.2.1

Основы обороны ДНР.

Характер современных войн и вооружённых конфликтов.

Основы и организация обороны ДНР.

Основы  военной  службы  и  обороны  государства.

Понятие про воинскую обязанность.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 14: 

Закон ДНР «Об обороне».

2

ТЕМА 3.2.2

Подготовка граждан к военной службе.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Подготовка граждан по военно-учётным специальностям.

Мероприятия по военно-профессиональной ориентации призывников.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 3.2.3

Организация воинского учёта.

Организация воинского учёта и его предназначение.

Процедура постановки на первоначальный воинский учёт.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 15: 

Закон ДНР «О воинской обязанности и военной службе».

2

ТЕМА 3.2.4

Медицинское освидетельствова-ние. Профессиональный

психологический отбор.

Практическое занятие № 10:

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. 

Выполнение практического задания № 11: «На основе медицинского осмотра определить основные причины, оказывающие отрицательное влияние на ваше здоровье, и определить возможные пути укрепления вашего здоровья».

Профессиональный психологический отбор и его предназначение.  Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Категории профессиональной пригодности граждан для службы в ВС.

Выполнение практического задания № 12: «Исходя из основных требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определить для себя более приемлемое направление военной специальности».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 3.2.5

Призыв граждан на военную службу.

Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке (по контракту).

Условия прохождения альтернативной гражданской службы.

Поступление на военную службу в ВС ДНР иностранных граждан.

Виды воинской деятельности и их особенности.

Учебно-боевая подготовка.

Служебно-боевая деятельность.

Реальные боевые действия.

Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения воинских подразделений ВС ДНР, в которых готовятся  военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО.

Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 3.3

Военнослужащий - защитник Отечества.

10/14

ТЕМА 3.3.1

Основные качества личности военнослужащего.

Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность встать на защиту Отечества.  

Требования к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам личности военнослужащего и  призывника.

Личностные качества военнослужащего: устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жёсткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.

Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива: распределение функций и эффективное взаимодействие с другими членами воинского коллектива (отделения, расчёта, экипажа, взвода), способность работать в коллективе и согласованность действий в процессе боевой работы, внутренняя направленность на коллективизм, умение жить бесконфликтно.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 16: 

Боевые традиции Вооружённых Сил ДНР.

Военная Присяга и Боевое Знамя части.

2

ТЕМА 3.3.2

Героизм и его влияние на морально-психологические качества военнослужащих ДНР.

Практическое занятие № 11:

Героические примеры русского воинства, советских воинов в Великую Отечественную войну и их влияние на морально-психологические качества военнослужащих ДНР, которые позволили воинам выполнить свой священный долг по защите Отечества в современных условиях ведения боевых действий.

Выполнение практического задания № 13: «Узнать, какие военные мемориалы находятся в вашем регионе. Указать, в память о каких героических подвигах воинов они были воздвигнуты».

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 3.3.3

Военнослужащий - специалист.

Практическое занятие № 12:

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием  и военной техникой.

Должностные обязанности военнослужащих в рядах ВС ДНР.

Должностные обязанности военнослужащих, от которых требуется

определённый уровень профессиональной подготовки.

Приобретение профессиональных знаний, навыков и качеств,

необходимых в жизни после службы.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 17: 

Современные виды вооружения, основанные на новых физических принципах.

1

ТЕМА 3.3.4

Военнослужащий - подчинённый.

Военнослужащий - подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Порядок отдания и выполнения приказов.

Воинская дисциплина.

Принцип единоначалия.

Поощрения и взыскания, применяемые к солдатам и сержантам.

Уставные взаимоотношения между военнослужащими, которые

складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни.

Требования к военнослужащему, несущему боевое дежурство.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

ТЕМА 3.3.5

Комплексное практическое занятие.

Практическое занятие № 13:

Комплексное практическое занятие «Действие населения в условиях ЧС».

Отработка умений взаимодействия с разными службами по обеспечению безопасности населения.

2

ОК.1-09,

ПК.1.1-1.5,

ПК.2.1-2.3,

ПК.3.1-3.2

Самостоятельная работа № 18: 

Организация подготовки офицерских кадров для ВС ДНР.

Правила приёма в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в т.ч. ДНР.

Донецкое высшее общевойсковое командное училище.

1

2.3. Список практических заданий

Практическое задание № 1

Пожарная безопасность

«Использование пожарного инвентаря и подручных средств на начальной стадии развития пожара».

Практическое задание № 2

Социальные опасности

«Отработка правил безопасного поведения в местах повышенной социальной опасности».

Практическое задание №3

Дорожные ситуации

«Действия участников дорожного движения в опасных ситуациях:

- отвлечение внимания от дороги;

- автобус на противоположной стороне дороги;

- переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе;

- правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода».

Практическое задание № 4

Распорядок дня

«Составить режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным».

Практическое задание № 5

Чрезвычайные ситуации военного характера

«Составить и записать алгоритм действий в случае возникновения ЧС (на выбор)».

Практическое задание № 6

Сердечно-лёгочная реанимация

«Выполнить отработку приёмов в проведении сердечно-лёгочной реанимации».

Практическое задание № 7

Первая помощь при ранении

«Осуществить последовательные действия по оказанию первой помощи при ранении».

Практическое задание № 8

Первая помощь при переломах и вывихах

«Выполнить иммобилизацию верхних и нижних конечностей, переноску пострадавшего различными способами».

Практическое задание № 9

Средства индивидуальной защиты

«Использование СИЗ от поражающих факторов при ЧС».

Практическое задание № 10

Сигналы оповещения

 «Отработать правила поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану образовательного учреждения».

Практическое задание № 11

Медицинское освидетельствование

«На основе медицинского осмотра определить основные причины, оказывающие отрицательное влияние на ваше здоровье, и определить возможные пути укрепления вашего здоровья».

Практическое задание № 12

Профессионально-психологический отбор

«Исходя из основных требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определить для себя более приемлемое направление военной специальности».

Практическое задание № 13

Героизм защитников Отечества

«Узнать, какие военные мемориалы находятся в вашем регионе.

Указать, в память о каких героических подвигах воинов они были воздвигнуты».

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».

        Оборудование учебного кабинета:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя.

        Технические средства обучения:

- не стационарный мультимедиапроектор;

- проекционный экран.

До утверждения нормативных документов о материально-техническом оснащении классов (кабинетов) в образовательных организациях рекомендуется использовать требования к минимальному материально-техническому обеспечению кабинета учебной дисциплины «Начальная военная и медико-санитарная подготовка».

3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники для обучающихся:

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Дополнительные источники:

3. Воронов Г.О., Гром Е.А., Короговский П.П., Сотников Б.Н., Шульга В.И. Основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории Донецкой области: уч.пособ. – Донецк: Учебно-методический центр гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности Донецкой области, 2013.

4. Краткий справочник спасателя (одобрен методическим советом Учебно-методического центра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ДНР МЧС ДНР; протокол №6 от 03.05.2016).

Основные источники для преподавателей:

5. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений СПО на базе основного образования с получением среднего общего образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 5-е изд., стер. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Академия, 2018. – 320 с.

6. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.П. Мельников, А.И. Куприянов, А.В. Назаров; под ред. проф. В.П. Мельникова – М.: КУРС, НИЦ ИНФРА - М, 2017. - 368 с.

7. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по всем педагогическим специальностям / [Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов]. – 17-е изд., стер. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Академия, 2018. – 173 с.

Законодательная база:

8. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета №1-233П-НС от 19.06.2015).

9. Закон Донецкой Народной Республики «О воинской обязанности и военной службе» (Постановление Народного Совета N 08-ІНС от 13.02.2015; с изменениями, внесёнными Законами от 20.03.2015 г. № 21-ІНС, от 11.09.2015 г. № 91-ІНС).

10. Закон Донецкой Народной Республики «Об обороне» (Постановление Народного Совета № 84-IНС 14.08.2015; с изменениями, внесёнными Законом от 11.12.2015 г. № 97-ІНС).

11. Закон Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне» (Постановление Народного Совета № 07- ІНС от 13.02.2015; с изменениями, внесёнными Законами от 14.08.2015 № 74-ІНС; от 30.04.2016 № 127-IНС).

12. Закон Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Постановление Народного Совета № 11-ІНС от 20.02.2015).

13. Закон Донецкой Народной Республики «О пожарной безопасности» (Постановление Народного Совета № 06-IНС от 13 февраля 2015 года).

14. Закон «О перевозке опасных грузов» (Постановление Народного Совета № 06-IНС 12.02.2016).

15. Закон «Об охране окружающей среды» (Постановление Народного Совета № 38-IНС 30.04.2015).

16. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (Постановление Народного Совета № 43-IНС 30.04.2015).

17. Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Постановление Народного Совета № 54-IНС 05.06.2015).

18. Закон «Об экологической экспертизе» (Постановление Народного Совета

      № 81-IНС 09.10.2015).

19. Закон «Об отходах производства и потребления» (Постановление

      Народного Совета № 82-IНС 09.10.2015).

20. Закон  «О  противодействии  терроризму»  (Постановление  Народного

      Совета №46-IНС от 15.05.2015).

21. Закон «Об охране труда» (Постановление Народного Совета № 31-IНС

      03.04.2015).

22. Закон «О здравоохранении» (Постановление Народного Совета № 42-IНС от 24.04.2015).

23. Правила дорожного движения Донецкой Народной Республики (Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики № 3-12 от 12.03.2015).

24. Постановление Совета Министров ДНР № 3-22 от 12.03.2015 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

25. Приложение к приказу МОН ДНР № 13 от 20.01.2015 «Критерии оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования».

26. Приказ Министерства здравоохранения ДНР № 012.1/501 от 03.11.2015 «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями наборов для оказания первой помощи».

        

Интернет-ресурсы:

27. Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.ru/.

28. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su/.

29. Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/.

30. Официальный сайт Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики http://dnmchs.ru/.

31. Официальный сайт Министерства государственной безопасности http://mgb-dnr.ru/.

32. Официальный сайт Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики http://mzdnr.ru/.

33. Официальный сайт Донецкого высшего общевойскового командного училища http://donvoku.com/.

34. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации http://stat.mil.ru/.

35. Информационное агентство «Оружие России» http://www.arms-expo.ru/.

36. Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» www.pobediteli.ru.

37. Единое окно доступа к образовательным ресурсам www.window.edu.ru.

38. Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность www.school.edu.ru/default.asp.

39. Официальный сайт Базарного В.Ф. – автора здоровьесберегающих технологий в школе и детском саде http://www.bazarny.ru/.

40. Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности http://www.obzh.ru/.

41. Сайт «ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности» http://обж.рф.

42. БЖД - каталог онлайн курсов, видеоуроков и тестов https://www.kursoteka.ru/.

43.  Культура безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий: сайт // Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.  

44. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL:http://bzhde.ru.

45. Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.

46. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/.

47. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем на основе оценки умений и знаний, оценки  выполнения контрольных нормативов в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и нормативов.

Формы контроля обучения:

- традиционные (опрос устный и письменный, тестирование, контрольная работа, комплексное практическое занятие);

- домашние задания проблемного характера;

- практические  задания  по  работе  с  литературой,  интернет-ресурсами, документами;

- составление памяток по действиям в ЧС;

- подготовка и защита индивидуальных и коллективных проектов;

- составление кроссворда по теме «…».

        Формы оценки результативности обучения:

- оценка выполнения практического задания №__;

- оценка выполнения реферата по теме «…»;

- оценка  качества  выполнения  самостоятельной  работы  по  теме «…»;

- оценка составления конспектов лекций;

- итоговая аттестация в форме зачёта (дифференцированного зачёта, экзамена).

        Методы контроля результативности обучения:

- выполнение задания на высоком уровне с аргументацией собственной позиции;

- осознанный выбор способов действий в ЧС из ранее известных с учётом предложенного алгоритма;

- коррекция ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- выполнение воинской обязанности гражданина в соответствии с Конституцией ДНР;

- создание безопасных условий в повседневной жизни и профессиональной деятельности, соблюдение правил безопасного поведения с учётом риска ЧС техногенного характера.

При оценивании знаний и умений обучающихся при освоении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимо учитывать такие аспекты:

1. Владение теоретическими знаниями предусматривает, что обучающийся отвечает на такие вопросы:

        - Что произошло? (может описать ситуацию и определить уровень опасности).

        - Как необходимо действовать? (может описать последовательность или алгоритм своих действий).

        - Какие средства защиты имеются? (может определить, есть ли средства защиты и как их использовать).

        - Какой результат необходимо получить? (может оценить степень своей безопасности и отсутствие угрозы своей жизни).

Воспроизведение темы полностью или частично, её анализ и отстаивание своей точки зрения в разных ситуациях свидетельствует об уровне теоретических знаний.

2. Владение практическими умениями в различных ситуациях, в которых применяются полученные знания.

Владение практическими умениями зависит от правильного (неправильного, частичного) выполнения последовательности действий в различных ситуациях, согласно принятым инструкциям или алгоритму действий.

3. Самостоятельная работа студента.

Уровень самостоятельности оценивается в ответах, в выполнении практических заданий, в использовании дополнительных источников информации во внеаудиторное время.

4. Количество и характер ошибок, допускаемых в ответах и выполнении практических заданий.

Отметки

Уровни усвоения

Показатели оценки

2

Очень плохо

Обучающийся:

- не ответил ни на один вопрос;

- не выполнил задания.

Плохо

Обучающийся:

- не  раскрыл  содержания  вопроса;

- в ответе нарушена логика изложения;

- отсутствует аргументация в суждениях;

 - выполнил  практическое  задание  с грубыми ошибками;

- отсутствует самостоятельная деятельность.

3

Удовлетворительно

Обучающийся:

- показал основное усвоение темы, с отдельными нарушениями логики изложения, без выводов и аргументации;

- неполно ответил на вопросы;

- в основном выполнил практическое задание с помощью  инструкции  (алгоритма),  допустив существенные ошибки;

- частично действовал самостоятельно, при необходимости обращался за помощью к преподавателю.

4

Хорошо

Обучающийся:

- раскрыл содержание темы, правильно делая   выводы,   используя   определения, термины;  

- допустил  отдельные  неточности  в изложении, не влияющие на смысл;

- последовательно выполнил практические действия, допуская нечёткость в действиях  или

используя нерациональные способы действий;

- действовал самостоятельно;

- использовал дополнительные источники информации.

5

Отлично

Обучающийся:

- полно раскрыл содержание  темы в пределах  программы;

-  нашёл  альтернативные пути   решения   проблемы   в   ситуации;

- аргументировал свой ответ;

- правильно выполнил  практическое задание;

-  показал  способность  организовать свою деятельность и совместную деятельность с другими;  - аргументировал свои действия и действия  других;  - использовал  рациональные способы действий на основе дополнительных источников информации;

- действовал самостоятельно на основе составленного алгоритма действий, анализировал его.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

Демонстрирует знания нормативных документов в своей профессиональной деятельности, демонстрирует готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов, в том числе условиях противодействия терроризму;

Владеет информацией об государственных системах защиты национальной безопасности России.

Оценка решений ситуационных задач.

Тестирование.

Устный опрос.

Практические занятия.

Ролевые игры.

Экзамен.

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации.

Дает характеристику различным видам потенциальных опасностей и перечисляет их последствия.

Основы военной службы и обороны государства.

Демонстрирует знания основ военной службы и обороны государства.

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны.

Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечислять способы защиты населения от ОМП.

Способы защиты населения от оружия массового поражения.

Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечисляет способы защиты населения от ОМП.

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.

Демонстрирует знания эффективных превентивных мер для предотвращения пожароопасных ситуаций.

Умеет определять пожаро- и взрыво- опасность различных материалов.

Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке.

Владеет знаниями об организации и порядке призыва граждан на военную службу.

Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении(оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО.

Ориентируется в видах вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО.

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Демонстрирует знания в области анатомо-физиологических

последствий воздействия на

человека травмирующих, вредных

и поражающих факторов.

Демонстрирует знания порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим, в том числе при транспортировке.

Умения:

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Способен разработать алгоритм действий организовать и провести мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС.

Наблюдение в процессе практических занятий.

Оценка решений ситуационных задач.

Экспертная оценка

аудиторной и

внеаудиторной работы.

Экзамен

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Владеть мерами по снижению опасностей различного вида.

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения.

Демонстрирует умения использовать

средства индивидуальной защиты и оценивает

правильность их применения.

Применять первичные средства пожаротушения.

Демонстрирует  умения пользоваться

первичными средствами пожаротушения и

оценивает правильность их применения.

Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них  родственные полученной специальности.

Отличает виды вооруженных сил, ориентируется в перечне военно-учетных специальностей.

Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.

Демонстрирует владение особенностями бесконфликтного поведения в повседневной деятельности, в условиях ЧС мирного и военного времен.

Оказывать первую помощь пострадавшим.

Демонстрирует умения оказывать первую

помощь пострадавшим.

В правильной последовательности осуществляет манипуляции по оказанию первой

помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» образовательной программы среднего профессионального образования по профессии  072500.01 Исполнитель художественно-оформитель...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по профессии СПО: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

1. Область применения примерной программыРабочая  программа учебной дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в с...

Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.06"Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики"

Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 26.02.06...

Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05. вве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.03 "Судовождение"

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  26.0...

Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский уч...