Тема: Права несовершеннолетних.
план-конспект занятия

Кутаев Расамбек Хусенович

Методическая разработка занятия на тему: права несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_prava_nesovershennoletnih.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Права несовершеннолетних.

Цели:

  • познакомить обучающихся с международными документами о правах ребёнка;
  • познакомить обучающихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;
  • развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;
  • воспитывать у обучающихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент.

Тема нашего занятия – права несовершеннолетних. Вы знаете, о ком идёт речь? (Дети отвечают, учитель корректирует, если есть необходимость). Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? Дети отвечают. (Да, так как растёт детская беспризорность, преступность, всё больше детей при живых родителях предоставлены сами себе, увеличивается и число детей беженцев из новых независимых государств, с каждым годом всё меньше процент новорожденных детей с заключением врача “здоров”). Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске:

  1. Познакомится с международными документами о правах ребёнка.
  2. Познакомиться с правами ребёнка, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка, в Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ.

Я бы хотел предложить в качестве эпиграфа к нашему занятию слова великого русского писателя-гуманиста – Фёдора Михайловича Достоевского: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”. Как вы думаете, ребята, о чём хотел сказать нам писатель, какой смысл он вкладывает в эти строки?

Сегодня на занятии мы будем использовать групповую форму работы. Поэтому в конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам: (записаны на доске)

  1. Международные документы по правам ребёнка.
  2. Конвенция о правах ребёнка 1989 г. 
  3. Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ и ГК РФ.
  4. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. 

Алгоритм работы в группе.

Каждая группа получит свой алгоритм работы и тему, которую должны изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу.

Алгоритм работы в группе.

  1. Выбрать командира группы.
  2. Выбрать помощника командира.
  3. Выбрать хранителя времени.
  4. Все участвуют в обсуждении.
  5. Время работы в группе – 12 минут.
  6. Подготовка ответа на вопрос урока (соответственно своей теме).
  7. Составить план ответа, схему, таблицу (если есть необходимость).
  8. Ответить на практическое задание.
  9. Оценить работу каждого в группе.
  10. При знакомстве с новым материалом необходимые сведения записывать себе в тетрадь.

Критерии оценивания.

“10” – ответ полный, последовательный, логически выстроенный; речь лексически богатая, правильная; умение применить знания на практике.

“7” – полное владение содержанием вопроса, но есть небольшие недочёты, неточности; рассказ полный, но отсутствует логика (и т.д.).

“4” – ответ по образцу.

Работа в группах.

Учитель: следит за работой групп, в случае необходимости оказывает помощь, направляет деятельность ребят, организует и контролирует деятельность обучающихся.

Каждая группа по окончанию ответов может задать свои вопросы отвечающей группе и внести свои дополнения. Время работы в группах – 12 минут, время выступлений – 3-4 минуты.

Выступление групп.

Закрепление нового материала (практическая работа по ситуациям).

Ситуации

1. Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взгляну на неё, сказала: “Помолчи, не доросла ещё”.

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

2. Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от дедушки и бабушки в подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит рисовать, то непременно на все деньги накупит краски.

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

3. Мать пятнадцатилетнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.

Правомерно ли требование матери?

Подарки Александры и Владимира. (конфликтная ситуация)

Саша и Володя были довольны новогодними подарками. Володя, как и хотел, получил в подарок новую музыкальную колонку, сразу же включил и начал пользоваться. Саша тоже была рада – ей подарили гитару, и она наконец-то могла играть не только в любимом фан-клубе, спрашивая разрешение на гитару руководителя, но и дома. Саша немедленно стала наигрывать мелодию.

Сначала брат и сестра были очень довольны, но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не смогут. Прекратив играть, Александра попросила Володю сделать перерыв в прослушивании и подпевании песен, играющих в колонке, и дать возможность поиграть ей на гитаре. Володя сказал, что её “бренчание” на “балалайке” не беспокоит, и он может усилить звук. Его ответ рассердил Александру, она стала перебирать в беспорядке струны гитары, не в такт подпевая какие-то отрывки из песен. Тогда Володя усилил звук колонки. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

Вопросы к ситуации:

  1. Как произошёл этот конфликт? Почему?
  2. Что чувствовали действующие лица?
  3. Счастливый ли был конец?
  4. Как это конфликт был предотвращён?
  5. Какие ещё могли быть варианты его завершения?
  6. Какие и чьи права были проигнорированы?

Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы познакомились с правами ребёнка, закреплёнными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Теперь каждый из Вас знает, какие права предоставляются ребёнку от рождения и какие приобретаются со временем, и какая доля ответственности и обязанностей возникает в связи с правоспособностью.

Почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?

  1. Как мы это делали?
  2. Зачем мы это делали?
  3. Достигли мы сегодня тех целей, которые перед собой ставили?

Мы правильно определили беспомощность, беззащитность маленького существа – ребёнка, но его духовный мир и защищённость очень важны для нас, так как он с детства закладывает в своём сознании тот образ поведения, с которым будет жить дальше, идти по дороге жизни. И мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: “Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд”.

Домашнее задание.

Прошу вас сдать оценочные листы и запишите задание на дом:

Д/з: смоделировать ситуации, в которых ущемлены права несовершеннолетних и выписать разные пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка на тему «Ответственность несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения»

Памятка разработана с целью формирования правовой грамотности обучающихся и предотвращения совершения административных правонарушений в области дорожного движения....

Презентация урока по ОБЖ по теме "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера"

Цели урока. Познакомить студентов с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций; совершенствовать навыки безопасного поведения и де...

Разработка классный час на тему : "Правила общения"

Разработка классный час на тему : "Правила общения" для студентов....

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

Методическая разработка урока по дисциплине "Право" на тему "Право в системе социального регулирования"

Урок позволяет учащимся познакомиться с существующими социальными нормами; формирует знания  о понятиях: «социальная норма», «право»;  развивает умение проводить сравнительный анализ...

Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»

Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...