МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урока усвоения новых знаний по дисциплине ОХРАНА ТРУДА Тема урока: «ОПАСНОСТЬ ПОРАЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ЧЕЛОВЕКА. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ».
учебно-методический материал
Урок усвоения новых знаний - это урок, на котором преподаватель объясняет новый материал. Он строится в соответствии с требованиями ФГОС несколько иначе, нежели прежде.
- Вначале следует провести этап мотивации, который, впрочем, немногим отличается от прежнего организационного момента.
- Затем следует этап актуализации изученного (повторения) с попыткой решить проблемную задачу, опираясь лишь на уже известную информацию.
- Вывод о необходимости еще какого-то знания и получение его тем или иным способом (например, в процессе наблюдения или эксперимента). Это так называемое первичное усвоение материала.
А далее:
- Этап самостоятельного осмысления. В его ходе обучающиеся выполняют работу самостоятельно.
- Проверка. Обсуждение вопроса, какое место занимает новое знание в общей системе знаний, каковы возможности его практического применения.
- Инструктаж по домашнему заданию;
- Рефлексия.
При этом решаются различные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Виды уроков этого типа могут быть тоже разными: традиционными и нетрадиционными (урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-презентация, экспедиция, инсценировка, лекция, беседа, встреча, комбинированный и многое другое); Нетрадиционный вид урока требует несколько иной композиции, но основные черты должны сохраняться.
Для своего урока я выбрала комбинированный вид урока – такие уроки являются одной из активных форм организации учебной деятельности обучающихся. Эти уроки позволяют развивать познавательную активность обучающихся, воздействуют на эмоциональное состояние обучающихся, взывая к его мыслям и чувствам. Имеют огромное воспитательное значение, так как ставят акценты в раскрытии перспектив и совершенствований технологии штукатурных работ:
- Развивают у обучающихся интеллектуальные общетрудовые способности, целенаправленность, умение анализировать, сравнительное умение, контроль и самоконтроль;
- Создают условия психологической готовности к труду и индивидуального творчества;
- Развивают у обучающихся способности заботиться о здоровье, выполнять правила техники безопасности при работе и производстве, заниматься спортом, уметь вести себя в экстремальных условиях;
- Развивают умение общаться с однокурсниками, взрослыми, руководителями умение самостоятельно решать и выполнять порученные задачи, работу; во всех ситуациях вести себя соответственно общепринятым правилам, нормам и этикету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урока усвоения новых знаний по дисциплине ОХРАНА ТРУДА
Тема урока: «ОПАСНОСТЬ ПОРАЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ЧЕЛОВЕКА. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ».
Разработчик:
Садыкова Тамара Исламовна, преподаватель профессионального цикла, ВКК
ЛИСКИ
2024-2025 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- Пояснительная записка 3
- Цели урока 4
- Структура урока 5
- Ход урока 6-15
- Заключение 16
- Используемая литература 17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Урок усвоения новых знаний - это урок, на котором преподаватель объясняет новый материал. Он строится в соответствии с требованиями ФГОС несколько иначе, нежели прежде.
- Вначале следует провести этап мотивации, который, впрочем, немногим отличается от прежнего организационного момента.
- Затем следует этап актуализации изученного (повторения) с попыткой решить проблемную задачу, опираясь лишь на уже известную информацию.
- Вывод о необходимости еще какого-то знания и получение его тем или иным способом (например, в процессе наблюдения или эксперимента). Это так называемое первичное усвоение материала.
А далее:
- Этап самостоятельного осмысления. В его ходе обучающиеся выполняют работу самостоятельно.
- Проверка. Обсуждение вопроса, какое место занимает новое знание в общей системе знаний, каковы возможности его практического применения.
- Инструктаж по домашнему заданию;
- Рефлексия.
При этом решаются различные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Виды уроков этого типа могут быть тоже разными: традиционными и нетрадиционными (урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-презентация, экспедиция, инсценировка, лекция, беседа, встреча, комбинированный и многое другое); Нетрадиционный вид урока требует несколько иной композиции, но основные черты должны сохраняться.
Для своего урока я выбрала комбинированный вид урока – такие уроки являются одной из активных форм организации учебной деятельности обучающихся. Эти уроки позволяют развивать познавательную активность обучающихся, воздействуют на эмоциональное состояние обучающихся, взывая к его мыслям и чувствам. Имеют огромное воспитательное значение, так как ставят акценты в раскрытии перспектив и совершенствований технологии штукатурных работ:
- Развивают у обучающихся интеллектуальные общетрудовые способности, целенаправленность, умение анализировать, сравнительное умение, контроль и самоконтроль;
- Создают условия психологической готовности к труду и индивидуального творчества;
- Развивают у обучающихся способности заботиться о здоровье, выполнять правила техники безопасности при работе и производстве, заниматься спортом, уметь вести себя в экстремальных условиях;
- Развивают умение общаться с однокурсниками, взрослыми, руководителями умение самостоятельно решать и выполнять порученные задачи, работу; во всех ситуациях вести себя соответственно общепринятым правилам, нормам и этикету.
- ЦЕЛИ УРОКА.
Предмет: Охрана труда
Раздел: Электробезопасность.
Тема урока: Опасность поражения и действие электрического тока на человека. Доврачебная помощь при поражении электрическим током.
Вид урока: Усвоение новых знаний
Тип урока: Комбинированный.
Метод обучения:
По источнику передачи и восприятия знаний: беседа, объяснение.
По решению дидактических целей и задач: просмотр DVD – фильма, работа с учебным элементом.
По степени самостоятельности в познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод
Цели урока:
Обучающая:
Сформировать у обучающихся понятия об опасности поражения электрическим током;
Сформировать умения и навыки применения средств защиты;
Научить оценивать опасность ситуации в производственных условиях.
Воспитательная:
Сформировать чувство ответственности за соблюдение техники безопасности на производстве;
Умение оказать доврачебную помощь.
Развивающая:
Развить умение оценивать опасные ситуации в производственных условиях.
Методическое обеспечение дидактическими средствами:
Учебные пособия на печатной основе – учебный элемент по теме «Опасность поражения и действие электрического тока на человека Категории электробезопасности».
Карточки-задания, карточки самоконтроля, инструкционно-технологические карты, контрольные вопросы.
Технические средства обучения:
Компьютер
DVD фильм «Оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током».
- СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент.
1.1. Приветствие обучающихся.
1.2. Проверка присутствующих и их готовность к работе.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация опорных знаний и умений.
4. Изучение нового материала «Опасность поражения и действие электрического тока на человека. Доврачебная помощь при поражении электрическим током».
Действие электрического тока на организм человека;
Правила электробезопасности при выполнении работ;
Основные симптомы при поражении электрическим током;
Доврачебная помощь при поражении электрическим током;
5.Выводы и обсуждения.
6.Рефлексия.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1.1. Приветствие обучающихся.
1.2. Проверка присутствующих и их готовность к работе.
Сегодня у нас с вами обычный урок. На уроке мы с вами обсудим вопросы:
- Какое место занимает новое знание в общей системе знаний;
- Каковы возможности его практического применения;
В результате работы сформулируем выводы, интерпретируем результат своей деятельности.
Для определения темы нашего сегодняшнего урока я зачитаю вам стихотворение:
Если где то заискрит,
Или что - нибудь дымит,
Время попросту не трать
Нужно, побыстрей, электрика позвать.
Ведь из искры, знаем сами
Получить мы сможем травмы.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Предмет: Охрана труда
Раздел: Электробезопасность.
Тема урока: «Опасность поражения и действие электрического тока на человека
Доврачебная помощь при повреждении электрическим током».
Вид урока: Усвоение новых знаний
Тип урока: Комбинированный.
Метод обучения:
По источнику передачи и восприятия знаний: беседа, объяснение.
По решению дидактических целей и задач: просмотр DVD – фильма, работа с учебным элементом.
По степени самостоятельности в познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод
Цели урока:
Обучающая:
Сформировать у обучающихся понятия об опасности поражения электрическим током;
Сформировать умения и навыки применения средств защиты;
Научить оценивать опасность ситуации в производственных условиях.
Воспитательная:
Сформировать чувство ответственности за соблюдение техники безопасности на производстве. Умение оказать доврачебную помощь.
Развивающая:
Развить умение оценивать опасные ситуации в производственных условиях.
Методическое обеспечение дидактическими средствами:
- Учебные пособия на печатной основе – учебный элемент по теме «Опасность поражения и действие электрического тока на человека».
- Категории электробезопасности».
- Карточки-задания, карточки самоконтроля, инструкционно-технологические карты, контрольные вопросы.
Технические средства обучения:
Компьютер DVD фильм «оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током».
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
3.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Какие виды производственных факторов вы знаете, и в чём их различие?
ОТВЕТ: Опасный производственный фактор и вредный производственный фактор.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего, в определённых условиях, приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья.
Вредный производственный фактор-фактор, воздействие которого на работающего в определённых условий приводит к заболеванию, или снижению работоспособности.
2. По природе действия опасные и вредные производственные факторы подразделяются на…
ОТВЕТ: физические, химические, биологические и психофизиологические.
3. На какие основные группы, по физиологическому воздействию на организм человека, подразделяются вредные вещества?
ОТВЕТ: раздражающие-действуют на поверхностные ткани дыхательного тракта и слизистые оболочки(аммиак, хлор, ацетон и.т.д.);удушающие –нарушают процесс усвоения кислорода тканями(окись углерода, седоводорода); наркотические-действуют как наркотик (азот,бензин, ацетилен); соматические- вызывают нарушение деятельности всего организма или его отдельных органов (свинец, ртуть, олово, марганец).
4. Назовите одно из условий, которое необходимо для нормальной производственной деятельности. При отсутствие таких условий появляется зрительное утомление, снижение внимательности, что может привести к несчастному случаю.
ОТВЕТ: Качественное освещение.
5. Какие два вида освещения применяют в помещениях? Какое из них более благоприятно для зрения?
ОТВЕТ: Естественное освещение и искусственное .Естественное освещение более благоприятно для зрения.
6.Каким, по проникновению в помещение, может быть естественный свет?
ОТВЕТ: Боковое-через оконные проёмы. Верхнее-световые проёмы в потолке и комбинированное, когда используется боковое и верхнее освещение.
- Какие требования необходимы для создания нормальных условий труда в производственных помещениях?
ОТВЕТ: давать достаточную освещённость рабочих поверхностей на каждом рабочем месте; обеспечивать равномерное освещение; не вызывать слепящего действия; не образовывать резких теней, быть экономичны.
3.2.РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ:
Каждому из вас я раздала карточки. В карточках с таблицами, не заполнена одна колонка. Вам необходимо заполнить её, основываясь на заполненную колонку.
На других карточках необходимо определить вид естественного освещения.
КАРТОЧКА № 1
Фамилия, имя_________________________________
№группы_________________________
Опасный и вредный производственный фактор | Источник воздействия, ведущий к опасным и производственным факторам. |
физический | Недостаточная освещённость. Повышенный уровень вибрации, излучений, ультразвука и шума. Пониженная или повышенная температура рабочих помещений, влажность воздуха. |
химический | Токсичность, канцерогенность, мутагенность |
биологический | Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибки). Макроорганизмы(растения и животные) |
психофизиологический | Физические перегрузки, умственное переутомление, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). |
КАРТОЧКА № 2
Фамилия, имя_________________________________
№группы__________________________
Вредный производственный фактор | Проявление травматических факторов. |
Производственный шум | Действует на нервную систему. Затрудняет восприятие звуковых предупредительных сигналов, при этом возможны травмы. |
Чрезмерная влажность помещения | Приводит к профессиональным заболеваниям дыхательной системы, суставов. Способствует поражению электротоком. |
Недостаточная освещенность | Приводит к ухудшению зрения. Способствует наездам, травмам. |
Нервно-психическая перегрузка | Отрицательно действует на нервную систему, слух, зрение. Приводит к ошибочному включению оборудования, травмам. |
КАРТОЧКА № 3
Фамилия, имя_________________________________
№группы__________________________
Какой вид естественного освещения, в производственном помещении вы видите на рисунке?
ОТВЕТ:________________________________________
КАРТОЧКА № 4
Какой вид естественного освещения, в производственном помещении вы видите на рисунке?
ОТВЕТ:________________________________________
КАРТОЧКА № 5
Какой вид естественного освещения, в производственном помещении вы видите на рисунке?
Фамилия, имя_________________________________
№группы__________________________
ОТВЕТ:________________________________________
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Опасность поражения и действие электрического тока на человека. Доврачебная помощь при поражении электрическим током.
4.1. ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.
Электрический ток и статическое электричество являются опасными производственными факторами. Человек является проводником электрического тока, поэтому при непосредственном соприкосновении с оголёнными токоведущими частями, электроустановками и линиями электропередач возникает опасность поражения электрическим током. Электрический ток, проходя через организм человека, производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое воздействие. Такое многообразие действий электрического тока на организм человека приводит к различным электротравмам.
Электротравмы условно подразделяют на:
- местные электротравмы;
- общие электротравмы(электрические удары);
- смешанные электротравмы.
4.2. МЕСТНЫЕ, ОБЩИЕ И СМЕШАННЫЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ
Местные электротравмы представляют собой чётко выраженные повреждения тканей организма. Это:
- электрические ожоги;
- электрические знаки;
- металлизация кожи;
- механические повреждение;
- электроофтальмия.
Электрические ожоги
Электрический ожог бывает двух видов:
- токовый(контактный) электрический ожог;
- дуговой электрический ожог.
Мы видим тяжёлый токовый (контактный) ожог руки IV степени переменным током в сети напряжением от 220, до 380 вольт.
Дуговой ожог, носит, как правило, тяжёлый характер. Электрическая дуга, обладающая высокой температурой около 5000 градусов Цельсия может вызвать обширные ожоги тела, выгорание тканей на большую глубину. Так, как показано на слайде. Этот дуговой ожог относится так же, как и предыдущий, к IV степени ожога.
Электрические знаки, называемые так же знаками тока, или электрическими метками представляют собой резко очерченные пятна, серого, или бледно жёлтого цвета на поверхности тела человека, подвергшегося действию тока. Обычно знаки имеют круглую, или овальную форму и размеры от 1 до 5 мм, с углублением в центре. Иногда, форма электрического знака соответствует форме участка токоведущей части, которого коснулся пострадавший. Перед нами электрический знак в виде фигуры молнии на ноге человека, поражённого молнией.
Металлизация кожи – это проникновение в верхние слои кожи мельчайших частиц металла расплавившегося под действием электрической дуги. Это явление возникает при коротких замыканиях, отключениях рубильников под нагрузкой и.т.д. Мельчайшие частицы металла разлетаются во все стороны с большой скоростью, высокой температурой, но с малым запасом теплоты и поэтому не способны прожечь одежду. Перед нами человек, который работая в защитных очках и диэлектрических перчатках, получил травму лица, в виде металлизации кожи.
Механические повреждения - это следствия в основном сильных непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего через тело человека. Что может вызвать разрывы сухожилий, вывихи суставов, а также поломки костей.
Электроофтальмия - это поражение глаз в результате облучения мощным потоком ультрафиолетовых лучей. Такое облучение возможно от электрической дуги, которая является источником интенсивного излучения не только яркого видимого света, но и ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Обычно элетроофтальмия развивается через 4-8 часов после облучения. При этом возникает воспаление и покраснение слизистой оболочки глаз, а так же кожи открытых участков лица, слезотечение, частичная утрата зрения. При работах в электроустановках, когда возможно возникновение электрической дуги, для предупреждения электроофтальмии применять защитные очки с обычными стёклами, которые почти не пропускают ультрафиолетовые лучи и одновременно защищают глаза от теплового облучения и брызг расплавленного металла. При сварочных работах, когда сварщик вынужден длительно смотреть на дугу, должны применяться тёмные стёкла- светофильтры, которые защищаю глаза от чрезмерной яркости дуги.
ОБЩИЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ.
Под общими электротравмами, или электрическими ударами следует понимать возбуждение живых тканей организма проходящим через него электрическим током. При этом поражается весь организм, из - за нарушения деятельности жизненно важных органов и систем.
СМЕШАННЫЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ, это одновременно местные и общие.
4.3. СТЕПЕНЬ ПОРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УДАРОМ.
В зависимости от исхода воздействия организм человека электрические удары можно условно разделить на V степеней.
Электрический удар I степени - это судорожное, едва ощутимое сокращение мышц;
Электрический удар II степени - это судорожное сокращение мышц, сопровождающееся сильными, едва переносимыми болями, но без потери сознания;
Электрический удар III степени - это судорожное сокращение мышц, с потерей сознания, но с сохраняющимся дыханием и работой сердца;
Электрический удар IV степени – это потеря сознания и нарушение сердечной деятельности, или дыхания, либо того и другого вместе;
Электрический удар V степени - это клиническая, или как её ещё называют мнимая смерть. То есть кратковременное переходное состояние организма от жизни к смерти, наступающая с момента прекращения деятельности сердца и лёгких. У человека, находящегося в состоянии клинической смерти отсутствуют все признаки жизни: он не дышит, сердце его не работает, болевые раздражения не вызывают никаких реакций, зрачки глаз не реагируют на свет.
4.4. СОПРОТИВЛЕНИЕ ТЕЛА.
Тело человека является проводником электрического тока. Наше тело имеет способность сопротивляться и каждый из нас имеет индивидуальность в этом сопротивлении.
Факторы, влияющие на сопротивление тела:
- состояние кожи;
- место приложения электрода к телу человека;
- значение и род тока;
- время прохождения тока;
- частота тока;
- величина напряжения.
Состояние кожи оказывает большое влияние на значение сопротивления тела человека:
Микротравмы, могут понизить сопротивление тела. При этом опасность поражения электрическим током возрастает. Такое же влияние оказывает увлажнение кожи водой, или потом. При длительном увлажнении роговой слой кожи разрыхляется, насыщается влагой, в результате этого сопротивление кожи почти полностью утрачивается. Следовательно, работа с электроустановками сырыми, грязными руками, или в условиях вызывающих увлажнение участков кожи, а так же при повышенной температуре воздуха, вызывающее усиленное потовыделение повышает опасность поражение человека электрическим током.
Загрязнение кожи различными веществами, особенно хорошо проводящие электрический ток, например угольной, или металлической пылью, окалиной сопровождаются снижением сопротивления кожи. Люди с грязными руками подвержены поражению электрическим током больше, нежели люди с чистыми пуками.
Место приложение электрода к телу человека, так же имеет значение. Так как сопротивление кожи, на разных участках тела не одинаково. Это объясняется различной толщиной рогового слоя кожи, неравномерным распределением потовых желез на теле человека, неодинаковой степенью наполнения кровью сосудов кожи на разных участках тела. Наименьшим сопротивлением обладает кожа лица, шеи и рук на участке выше ладони. А вот загрубевшая, мозолистая кожа ладони обладает сопротивлением во много превышающим сопротивлением других участков тела.
4.5. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ.
Показ фильма.
4.6. ВЫВОД И ОБСУЖДЕНИЯ.
Сейчас я проверю, как вы усвоили новую тему.
1. О каких электротравмах вы сегодня узнали?
ОТВЕТ: местные электротравмы; электротравмы(электрические удары); электротравмы.
2. Перечислите местные электротравмы?
ОТВЕТ: электрические ожоги; электрические знаки; металлизация кожи; механические повреждение; электроофтальмия.
3.В зависимости от исхода воздействия организм человека электрические удары можно условно разделить на….
ОТВЕТ: Электрические удары V степеней.
4. Перечислите факторы, которые влияют на сопротивление тела?
ОТВЕТ: состояние кожи; место приложения электрода к телу человека; значение и род тока; время прохождения тока; частота тока;величина напряжения.
4.7. РЕФЛЕКСИЯ.
Каждому из вас я раздала чистые листы бумаги. Нарисовав на нём один из предложенных смайликов, вы оцените свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. И поможет мне в подведении итогов сегодняшнего урока.
Мне было интересно на Мне было не очень Мне было не
уроке, я узнал много нового интересно. Было то, интересно на уроке.
что я не понял. Я ничего не понял.
4.8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
По итогам опроса и по результатам нарисованных смайликов можно сделать вывод, что материал занятия был усвоен. За урок получают оценки следующие обучающиеся…
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- §21 С.62-64
2.Заполните таблицу: Найдите межпредметную связь с темой нашего урока: «Опасность поражения и действие электрического тока на человека. Доврачебная помощь при поражении электрическим током».
№ п/п | Дисциплина | ТЕМА |
1. | Физика. | |
2. | Химия. | |
3. | БЖ. | |
4. | Биология | |
5. | Физическая культура |
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги проведенного урока можно сказать, что данный вид и тип урока актуален, изучение текущей темы дает возможность рационально подойти к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, я в первую очередь, учла уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся и их психологические особенности. Наиболее эффективны в данном случае наглядные средства: презентации, схемы, видеосюжеты.
Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество и совместная деятельность обучающихся и преподавателя, взаимодействие в системе «Учитель – ученик» на основе дружеского расположения на пути к общим целям. Есть возможность увидеть каждого студента и максимально использовать его потенциал, умело организовать и управлять учебным процессом, используя все возможности для развития личности студента.
Урок усвоения новых знаний - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуального взаимодействия.
Применяя в своей работе подобные уроки, мы даём студентам возможность анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способным к сотрудничеству. Эти качества участвуют в формировании образованного, нравственного и предприимчивого человека, которые так необходимы современному обществу.
- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
О.Н. Куликов. Охрана труда: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 9-е изд.– М.: Издательский центр «Академия», 2017.– 160с.
Дополнительные источники:
А.А. Раздорожный – «Охрана труда и производственная санитария» - Учебное пособие для нач. и сред. проф. образования М.: Издательский центр «Экзамен», 2006 г.
Интернет - ресурсы:
Иванов А.А. Открытый урок «Электробезопасность ». 2011. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://festival.allbest.ru /articles/55682, свободный Информационный портал «Охрана труда в России [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gost.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сообщение темы и цели урока. В результате работы сформулируем выводы, интерпретируем результат своей деятельности. Для определения темы нашего сегодняшнего урока я зачитаю вам стихотворение: Если где то заискрит, Или что - нибудь дымит, Время попросту не трать Нужно, побыстрей, электрика позвать. Ведь из искры, знаем сами Получить мы сможем травмы.
Тема урока: «Опасность поражения и действие электрического тока на человека Доврачебная помощь при поражении электрическим током».
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. 1. Какие виды производственных факторов вы знаете, и в чём их различие? ОТВЕТ: Опасный производственный фактор и вредный производственный фактор. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего, в определённых условиях, приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья. Вредный производственный фактор-фактор, воздействие которого на работающего в определённых условий приводит к заболеванию, или снижению работоспособности. 2. По природе действия опасные и вредные производственные факторы подразделяются на… ОТВЕТ: физические, химические, биологические и психофизиологические. 3. На какие основные группы, по физиологическому воздействию на организм человека, подразделяются вредные вещества? ОТВЕТ: раздражающие ; удушающие ; наркотические; соматические . 4. Назовите одно из условий, которое необходимо для нормальной производственной деятельности. При отсутствие таких условий появляется зрительное утомление, снижение внимательности, что может привести к несчастному случаю. ОТВЕТ: Качественное освещение.
5. Какие два вида освещения применяют в помещениях? Какое из них более благоприятно для зрения? ОТВЕТ: Естественное освещение и искусственное Естественное освещение более благоприятно для зрения. 6.Каким, по проникновению в помещение, может быть естественный свет? ОТВЕТ: Боковое-через оконные проёмы. Верхнее-световые проёмы в потолке и комбинированное, когда используется боковое и верхнее освещение. 7. Какие требования необходимы для создания нормальных условий труда в производственных помещениях? ОТВЕТ: давать достаточную освещённость рабочих поверхностей на каждом рабочем месте; обеспечивать равномерное освещение; не вызывать слепящего действия; не образовывать резких теней, быть экономичны.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Виды поражения электрическим током: местные электротравмы ; общие электротравмы (электрические удары); смешанные электротравмы .
МЕСТНЫЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ электрические ожоги; электрические знаки; металлизация кожи; механические повреждение; электроофтальмия .
электрические ожоги
МЕСТНЫЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ электрические ожоги
МЕСТНЫЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ электрические знаки
МЕСТНЫЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ электрические знаки электрический знак в виде фигуры молнии на ноге человека, поражённого молнией.
механические повреждения Сломана лучевая кость Разрыв ахиллова сухожилия
ЭЛЕКТРООФТАЛЬМИЯ
ЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ
ОБЩИЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ Под общими электротравмами , или электрическими ударами следует понимать возбуждение живых тканей организма проходящим через него электрическим током. При этом поражается весь организм, из - за нарушения деятельности жизненно важных органов и систем . СМЕШАННЫЕ ЭЛЕКТРОТРАВМЫ , это одновременно местные и общие .
СТЕПЕНЬ ПОРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УДАРОМ. Электрический удар I степени - это судорожное, едва ощутимое сокращение мышц; Электрический удар II степени - это судорожное сокращение мышц, сопровождающееся сильными, едва переносимыми болями, но без потери сознания; Электрический удар III степени - это судорожное сокращение мышц, с потерей сознания, но с сохраняющимся дыханием и работой сердца; Электрический удар IV степени – это потеря сознания и нарушение сердечной деятельности, или дыхания, либо того и другого вместе; Электрический удар V степени это клиническая, или как её ещё называют мнимая смерть.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ТЕЛА Факторы, влияющие на сопротивление тела: состояние кожи; место приложения электрода к телу; загрязнение кожи; время прохождения тока; частота тока; величина напряжения
Доврачебная помощь, при поражении электрическим током- (просмотр фильма)
ВЫВОД И ОБСУЖДЕНИЯ. 1. О каких электротравмах вы сегодня узнали? ОТВЕТ: местные электротравмы;общие электротравмы (электрические удары);смешанные электротравмы . 2. Перечислите местные электротравмы ? ОТВЕТ: электрические ожоги; электрические знаки; металлизация кожи; механические повреждение; электроофтальмия . 3.В зависимости от исхода воздействия организм человека электрические удары можно условно разделить на…. ОТВЕТ: Электрические удары V степеней. 4. Перечислите факторы, которые влияют на сопротивление тела? ОТВЕТ: состояние кожи;место приложения электрода к телу человека;значение и род тока;время прохождения тока;частота тока;величина напряжения.
РЕФЛЕКСИЯ Мне было интересно на уроке, я узнал много нового Мне было не очень интересно. Было то, что я не понял. Мне было не интересно на уроке. Я ничего не понял. Оцените свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности на уроке, нарисовав один из предложенных смайликов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: По итогам опроса и по результатам нарисованных смайликов можно сделать вывод, что материал занятия был усвоен. За урок получают оценки следующие студенты… Домашнее задание: §21 С.62-64 Межпредметные связи: № п / п предмет тема 1 физика 2 химия 3 биология 4 БЖ 5 Физическая культура 6 Производственное обучение
афоризмы электриков и энергетиков Между людьми возникает напряжение, если у них разный потенциал Kуда уходит детство, в какие провода… Нет постояннее соединения, чем временная скрутка! Фаза в общем-то полезная, но на ощупь неприятная... В электрике всего две неисправности: либо нет контакта там, где он нужен - либо он есть там, где совсем не нужен Каждый электрик желает знать, где сидит фаза. Если Вам перебежала дорогу чёрная кошка, а за ней черная Мышка, а за ней черная Жучка, а за ней черная Внучка, то Дедка выкопал не репку, а кабель! Совет молодому электрику: -Если ваши руки в диэлектрических перчатках, то неважно откуда они растут.
Берегите своё здоровье, здоровье своих родных и близких. До новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Освобождение человека от действия электрического тока» учебная дисциплина «Охрана труда»
Методическая разработка урока теоретического обучения по разделу «Основы электробезопасности» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии 13046.01 «Обогат...

Методическая разработка открытого урока "Первая помощь при поражении электрическим током" для специальности СПО 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА«Первая помощь при поражении электрическим током»По профессиональному модулю ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно...

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ по дисциплине «Охрана труда»
для специальностей 151901 «Технология машиностроения» 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (наименование дисциплины) Тема: Оказание первой медицинской помощи при: обморожении; ожогах; поражении электрическим током.
Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...
Урок "Электробезопасность.Действие электрического тока на организм человека.Средства защиты от поражения электрическим током. Меры индивидуальной защиты"
Конспект урока может быть использован для проведения занятия при подготовке обучающихся по следующим профессиям: мастер по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей, слесарь по ремонту автомобилей и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОХРАНА ТРУДА НА ТЕМУ: "СОСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА" (для СПО) (редакция от 18.06.2021)
@font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536870145 1073786111 1...

Презентация на тему : Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током
Презентация на тему : Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током...








