Классный час на тему: «Вредные привычки и их профилактика»
методическая разработка
Классный час на тему: «Вредные привычки и их профилактика»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Вредные привычки и их профилактика»
Цели:
- Актуализация знаний учащихся о здоровом образе жизни
- Предупреждение формирования у детей вредных привычек
- Развитие у детей осознанной неприязни к вредным привычкам
- Формирование у учащихся потребности в здорово образе жизни и ответственности за своё здоровье.
Раздаточный материал;
Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);
компьютерный класс;
карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок
опережающее задание – цитаты, рисунки;
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя.
Сообщения обучающихся.
Работа в группах.
Конкурс пословиц (командное соревнование).
Игра «Буриме» (командное соревнование).
Экспресс-опрос (командное соревнование).
Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК).
Подведение итогов урока.
Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят: «Здравствуйте!», какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!
Сообщения обучающихся «Из истории табака», «Из истории алкоголя».
Из истории табака. (1 обучающийся)
До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла «трубка мира».
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.
Из истории алкоголя. (2 обучающийся).
А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла. Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.
Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.
Учитель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?
Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?
На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:
причины курения;
последствия курения;
меры для предупреждения курения;
причины употребления алкоголя, пива;
последствия употребления алкоголя, пива;
меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.
Работаем 5 минут.
Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).
Примерные ответы обучающихся:
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:
- любопытство,
- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,
- быть “крутым”; “легкое” общение,
- заниженная самооценка
Наиболее характерные последствия табакокурения:
Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
Раковые заболевания легких, гортани.
Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.
Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
Последствия употребления алкоголя:
Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
Сердечно - сосудистые заболевания, инфаркт.
Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
“Синдром хронической усталости”.
Снижение иммунитета.
Раннее старение (особенно девушек).
Меры для предупреждения:
Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
Запретить рекламу сигарет.
Запрет со стороны родителей.
Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
Получать достоверную информацию о вреде.
Принятие самостоятельного решения: да или нет!
Учитель: А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать гостям урока. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.
Итак, первый конкурс пословиц.
В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.
Пословицы:
Хмель шумит, | а ум молчит.
Дали вина, | так и стал без ума.
Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
И худой квас лучше | хорошей водки.
Кто вино любит, | тот сам себя губит.
Работа денежки копит, | хмель их топит.
Вино полюбил – | семью разорил.
Водка и труд | рядом не идут.
Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
Невинно вино, | но проклято пьянство.
Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов.
Учитель: А сейчас поиграем в игру, которая называется «буриме». Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут.
_____________________ годы
_____________________ пьешь
_____________________ невзгоды
_____________________ пропадешь
Пример:
Если хочешь долго жить,
Умей не пить и не курить!
Здоровый образ жизни моден,
От куренья стань свободен.
Алкоголь нам всем опасен,
Без него наш мир прекрасен.
Давайте люди всех планет
Вредным привычкам скажем: «Нет!»
Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах.
Учитель: Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. Жюри фиксирует результаты. (Раздаточный материал – карточки с цифрами).
1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:
Френсис Дрейк – 16 век.
Христофор Колумб – 15 век.
Васко да Гама – 15 век.
2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:
Царь Михаил Федорович.
Иван Грозный.
Петр I.
3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:
Экономика.
Из-за частых пожаров.
Для сохранения здоровья.
4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:
Петр I.
Екатерина II.
Александр III.
Учитель: А теперь проведем индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК «В мире мудрых мыслей»). Задание следующее – все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:
О причинах пьянства. (2, 5, 13).
Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).
Алкоголь и труд (4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).
Пьянство и семья. (3, 10, 15).
Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (7, 8, 17, 21).
За каждый правильный ответ 1 балл. Баллы каждого члена команды суммируются и добавляются к общекомандному результату. Работаем 5 минут.
1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.
2. Начинается пьянство с легкомыслия.
3. Без ума пьет - без угла живет.
4. Водка и труд рядом не идут.
5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
6. Веселая голова живет спустя рукава.
7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.
8. Пей за столом, а не пей за столбом.
9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.
10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.
Учитель: Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги. А мы пока с вами подведем итоги нашего урока.
Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: «Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!».
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...
Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.
Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Замечательно! И еще. Есть такая фраза: «Ум и руки – на пользу обществу!».
Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.
Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» – сказал Конфуций.
Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.
Выставление оценок по группам, выявление наиболее активных учащихся в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: "Вредные привычки. Профилактика профессиональных заболеваний и вредных привычек".
Обсудим вредные привычки и их влияние на организм человека. Разберем как можно предотвратить профессиональные заболевания у парикмахеров....

Методическая разработка по теме "Вредная привычка или подари себе жизнь"
Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной и пищеварительной системы. Что же негативно влияет на здоровье человека?Совет общежития попытался выяснить негативное влияние табака н...

Презентация урока по ОБЖ по теме "Вредные привычки"
Влияние факторов привычек на организм человека....

Материал для классного часа по теме:"Вредные привычки и как бороться с ними"
Материал создан для проведения классного часа с применением здоровьесберегающей технологии....
Классный час на тему: Вредные привычки 6 класс
Цели: провести беседу о пагубном влиянии вредных привычек и их последствиях; расширять кругозор учащихся; развивать чувство ответственности, творческие способности учащихся; утверждать здоровый образ ...

Классный час: " Скажи "нет" вредным привычкам"
Материал к классному часу. Возможно использование для проведения занятий по теме....

Методическая разработка классного часа Тема: "Вредные привычки"
Методическая разработка: «Вредные привычки» предназначена для организации классного часа, направленного на формирование общей культуры здоровья и ведения здорового образа жизни среди обуча...
