Москва 2022
Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка)
Автор-составитель: Бельнева Е.Н., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка: «Вредные привычки» предназначена для организации классного часа, направленного на формирование общей культуры здоровья и ведения здорового образа жизни среди обучающихся. Содержание классного часа позволяет определить вредные факторы, влияющие на здоровье человека, наметить пути их преодолении и сформировать советы по ведению здорового образа жизни. Актуальность данной темы вызвана тревожными данными медицинской статистики, фиксирующей состояние здоровья населения, а также нацеленностью современной медицины на увеличение продолжительности жизни людей. Обучающимся по медицинскому профилю обращение к данному вопросу позволит также закрепить профессиональные знания, получаемые на занятиях. Методическая разработка содержит следующие блоки: методический блок с описанием хода занятия, информационный, блок материалов для контроля, блок приложений. Данная методическая разработка создана для помощи кураторам курсов при подготовке и проведении классных часов и внеаудиторных мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка | 3-4 |
|
| 2. Методический блок 2.1 Технологическая карта урока
| 5-14
| 3. Информационный блок | 15-22
|
|
|
|
| 4. Список используемой литературы | 23
|
2.1 Технологическая карта занятия - Дисциплина – внедисциплинарное мероприятие
2. Курс 2 Семестр 4 3.Тема раздела по плану ВР: Физическое развитие и культура здоровья 4. Тема занятия: «Вредные привычки» 5. Вид занятия: теоретическое занятие 6. Тип урока: классный час 7. Место проведения занятия и время проведения занятия: учебная аудитория 8. Мотивация темы: «Если мы не победим вредные привычки, то они победят нас». Согласны ли вы с изречением 9. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции | Общие компетенции | ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Через постановку проблемного задания, проведений аналогий. | ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Через решение проблемных заданий, выполнение индивидуальных заданий, при составлении графических схем, памяток. | ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | при проведении практической части занятия. | ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| Подготовка презентаций группами | ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| Через решение проблемных заданий, исследовательскую деятельность | ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
| Через групповую работу и самоанализ проводимый на уроке.. |
Конкретные цели (задачи): Дидактические цели: с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать: - понятия: вредные привычки -факторы, влияющие формирование вредных привычек -факторы, негативно влияющие на состояние здоровья населения - рекомендации специалистов по отказу от вредных привычек с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь: - иметь представление о вреде зависимостей - мотивировать себя к отказу от вредных привычек -следить за состоянием своего здоровья целях профилактики заболеваемости
Развивающие цели: - способствовать умению анализировать конкретные ситуации - развивать умение сравнивать, сопоставлять - участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы - актуализировать ранее изученное - составлять диаграммы, схемы, таблицы; - проводить самоанализ - проводить аналогии с жизнью. - -работать в группе Воспитательные цели: - содействовать формированию культуры питания, режима труда и отдыха - способствовать складыванию правильных санитарно-гигиенических представлений -содействовать отказу от вредных привычек -создавать благоприятные условия для формирования общей культуры ЗОЖ 10.Уровень освоения Продуктивный (2) 11. Обеспечение занятия: А. Методическое обеспечение: Б. Материально- техническое обеспечение: 1.проектор, мультимедийная система В.Раздаточный материал: - Анкеты, для проведения анонимного анкетирования
- Листы бумаги, карандаши, фломастеры и др канцелярские принадлежности для рисования памяток о вреде пагубных привычек
12. Хронологическая карта занятия (ход занятия) № п/п | Этап занятия | Вре мя в мин. | Методы, приемы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | 1. | Организационный момент | 1 |
| Здоровается! Проверяет присутствие студентов на местах. | Подготовка к началу классного часа. | 2. | Сообщение цели занятия, мотивация изучения темы | 5 | Постановка целей занятия.
Проблемное задание | Знакомит обучающихся с целью занятия. Постановка мотивационной составляющей. «Если мы не победим вредные привычки, то они победят нас»
| Знакомятся с темой, целями занятия и сутью проблемного мотивационного задания. | 3. | Первичное усвоение новых знаний | 55
|
Мозговой штурм
Анализ
Опережающее задание для групп (в формате презентации, подготовленной дома)
Групповая работа
Групповая работа
Анализ рекомендаций медицинских специалистов
Проект «Памятка ЗОЖ» Групповая работа | Организует изучение новой темы: 3.1 Понятие вредные привычки Предлагает студентам предложить свои варианты трактовки вредные привычки Названные ассоциации записывает на доске Проводит совместный анализ поданных вариантов и сравнение с трактовкой ВОЗ.
Вредные привычки 3.2 Факторы, влияющие на ЗОЖ: 3.2.1 Негативно влияющие Анализирует, дополняет и комментирует презентацию группы При содействии преподавателя подводятся общие итоги, негативных факторов, и составляется часть схемы на доске.
3.2.2 Позитивно влияющие. Анализирует, дополняет и комментирует презентацию группы При содействии преподавателя подводятся общие итоги позитивновлияющих на здоровье факторов, и составляется другую часть схемы на доске Рекомендации специалистов. Организует анализ инфографических источников по вопросу ЗОЖ. 3.3 Подведение итогов. Составление памятки по ведению ЗОЖ Куратор организует финальную групповую работу по составлению памятки ЗОЖ.
Просмотр презентаций и видеороликов подготовленных студентами |
Называют преподавателю ассоциации с понятием здоровье и ЗОЖ, которые раскрывают суть понятий.
Анализируют поданные ответы и под руководством преподавателя исключают лишнее. Знакомятся с определением здоровья и ЗОЖ, признанном в документации ВОЗ.
Группа 1 демонстрирует заранее составленную в соответствии с опережающим заданием презентацию «Негативные факторы, влияющие на здоровье» Подводят итоги сказанного, выделяют ключевые факторы, негативно влияющие на здоровье, и дополняют схему.
Выступление группы 2 с презентацией о факторах, позитивно влияющих на здоровье. Анализируют выступление 2 группы, заполняют схему. Читают, комментируют и обсуждают инфографику, составленную по рекомендациям медицинских специалистов. В рамках группы рисуют свою памятку по ЗОЖ и представляют ее
| 4. |
| 15
| Рефлексия Самоанализ
| Преподаватель предлагает в порядке тайного голосования выбрать лучшую памятку. Преподаватель организует подсчет баллов мини-конкурса памяток ЗОЖ
| Участвуют в голосовании на лучшую памятку.
Каждый студент выставляет оценку группе противника по 5 балльной системе. | 5. | Итоги занятия | 14 | Решение проблемного вопроса. Дискуссия
Формулировка выводов в формате рекомендаций | Куратор организует дискуссию по проблемному вопросу занятия: «Лечить болезнь, когда вы уже заболели, все равно что капать колодец, когда вам захотелось пить» Дэвид Перлмутер Согласны ли вы с изречением философа?
Преподаватель предлагает студентам назвать слагаемые ЗОЖ, которыми они порекомендовали бы следовать не только себе, но и окружающим. | Студенты предлагают свои модели решения проблемного вопроса.
Формулируют и называют слагаемые ЗОЖ |
| ИТОГО: | 90 |
|
|
|
В методической разработке представлена методика проведения классного часа на тему «Вредные привычки». Цель данного классного часа: показать важность здорового образа жизни, добиться понимания того, что здоровье – это вершина на которую постоянно нужно взбираться самому. Методическая разработка предназначена классным руководителям при проведении классных часов. Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия вредных привычек на здоровье и жизнь человека. 2. Показать учащимся, что духовно- нравственное падение человека — это путь к самоуничтожению 3. Профилактика вредных привычек в техникуме 4. Дать учащимся представление о возможных способах отказа от вредных привычек. Оборудование: компьютер с проектором, презентация. Подготовительный этап • Провести предварительную работу по пропаганде здорового образа жизни. • Подобрать совместно с учащимися материал о вредных привычках, вреде алкоголя на организм человека. • Провести анкетирование среди учащихся разных курсов. План внеурочного мероприятия № | Набор модулей | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Средства, используемые на мероприятии | 1 | Организационный момент | Приветствие студентов | Слушают, воспринимают | Наглядные (записи на доске), словесные | 2. | Актуализация внимания обучающихся | Озвучивание целей мероприятия и порядка действий | Слушают, воспринимают | словесные | 3 | Основная часть | 1. Вводная беседа, проведение анкетирования
3. Рефлексия 4. Повторная работа с анкетой | Письменно отвечают на вопросы анкеты Обсуждение увиденного Вредного, ответы на вопросы кл руководителя Дополнения или изменение ответов на вопросы анкеты | Материалы анкеты, ручки Проектор. Колонки Словесные Материалы анкеты, ручки | 4 | Обобщение | Подведение итогов классного часа | Слушают, воспринимают | словесные |
Ход классного часа Актуальность. Человек - живая система, представляющая единство природного и социального, телесного и духовного, наследственного и приобретенного в процессе жизни. Только учитывая все эти характеристики, можно понять целостность человека. Путь к Красоте, Истине, Добру находится всегда в самом человеке. Наш современный мир полон факторов, пагубно влияющих на наше здоровье: плохая экология, стрессы на работе, СМИ, пестрящие плохими новостями, отсутствие экологически чистых продуктов. Вдобавок ко всему этому есть еще такое понятие как вредные привычки, набор которых есть практически у каждого человека. Разумеется, они никак не укрепляют наше без того слабое здоровье. Каково же влияние вредных привычек на организм и здоровье человека? В жизни человека есть действия, которые со временем становятся автоматическими. Привычка — действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. Следует различать - привычки полезные и привычки вредные Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу. Это связано с тем, что попадая в организм, они становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья. Каждый человек имеет свой набор вредных привычек, сегодня практически не существует людей, кто лично бы не столкнулся с пагубными привычками на своем личном опыте или на примере своих родных и друзей. Роль вредных привычек в формировании здоровья целых поколений уже нельзя игнорировать. Ведь каждый год они уносят жизни более полумиллиона человек по всей планете – а ведь это население достаточно крупного города! Самыми распространенными вредными привычками являются курение, алкоголизм, наркомания. Влияние каждой из них на организм человека рассмотрим отдельно, в подробностях. Вред курения Сегодня никотиновая зависимость – одна из страшнейших проблем человечетва в мире. Данная вредная привычка стоит в одном ряду со СПИДом и эболой, табакокурение убивает несколько тысяч человек каждую неделю – ни одна эпидемия со времен чумы, холеры не пестрит такой статистикой! Более того, сегодня табак – это не только вредная привычка, зависимость, уносящая миллионы жизней, но еще крайне прибыльный бизнес. Люди богатеют на отравлении других. Ни для кого не секрет что никотин – это яд. Человек, считающийся заядлым курильщиком, проживает в среднем на четверть века меньше, чем тот, кто не выкуривает ни одной сигареты в сутки. Более конкретно о том, как никотин влияет на организм и здоровье человека, могут рассказать следующие факты: Курящий человек болеет вчетверо чаще, сложнее, чем некурящий. Это обусловлено тем, что никотин подрывает иммунитет, ослабляет защитные системы организма. Человек болеет больше и дольше; Заядлые курильщики отнимают у себя минимум 6-15 лет жизнь, так как изнашиваются основные системы жизнеобеспечения здоровой работы организма; Курение является провокатором и катализатором развития таких заболеваний как различные язвы ЖКТ, опухоли в легких, спазмы сосудов, инфаркт, инсульт; Курение у мужчин может привести к импотенции; Курение у мужчин и женщин может привести к бесплодию, у женщин – к трудностям в зачатии, вынашивании ребенка; Курение может привести к врожденным заболеваниям детей; Никотиновая зависимость влечет за собой нездоровый цвет лица, зубов. Неприятный запах от тела. На заметку женщинам: если при грудном вскармливании женщина курит, это крайне пагубно сказывается на здоровье ребенка, его будущем развитии. Более того, по всему миру сегодня снижается возраст, с которого молодые люди, а теперь уже дети, начинают курить. Беря пример со взрослых, дети с малого возраста начинают губить свое здоровье, укорачивают себе жизнь, не осознавая последствия баловства сигаретами. Пассивное курение Курильщики часто забывают о том, что их вредная привычка наносит вред не только им самим и их будущему потомству, но и некурящим окружающим. Пассивные курильщики, вдыхающие дым от сигарет, могут сначала не отмечать для себя каких-то изменений, происходящих в их организме, однако, изменения происходят, и они очень губительны для здоровья, особенно если дело касается детей. Ученые во всем мире изучают влияние пассивного курения на организм человека. В ходе различных наблюдений и исследований медики выявили, что вдыхание табачного дыма некурящими людьми изменяет состав крови, мочи, пагубное влияние оказывается на нервную систему пассивного курильщика. Каждый пассивный курильщик получает такой вред, какой он бы получал, выкуривая 5 сигарет в сутки! Находясь в густом табачном дыму (в курилке, клубе, баре) четверть часа, человек наблюдает у себя проявления слезотечения, более 10% отмечают ухудшение зрения, более 20% говорят о выделении слизи из носа, как при простуде. Если пассивный курильщик находится в накуренном пространстве уже 8 часов, вред сравним с реальных выкуриванием более 5 сигарет. Исследования доказывают, что пассивное курение может спровоцировать даже раковое заболевание легких, так как в побочном дыме содержание некоторых канцерогеном гораздо выше, чем в основном дыме, который вдыхает обычный курильщик. Ввиду данных, полученных в ходе медицинских исследований, можно понять все меры, связанные с запретом на курение в общественных местах – закон защищает здоровье тех людей, которые сами для себя итак сделали выбор в пользу отсутствия вредных привычек или отказа от таковых. Если наша нация когда-нибудь вымрет, причиной тому станет — алкоголь Алкоголизм Не менее частой вредной привычкой, чем курение, является алкоголизм. И влияние на организм в одном очень похоже – алкоголь, как и никотин, оказывает разрушительное воздействие на весь организм, под угрозой находятся все жизненно-важные органы, увеличивается риск серьезных заболеваний. Более того, основная разрушительная сила спиртного направлена на кору головного мозга, гибнет репродуктивная система и психика человека. Приняв небольшую дозировку спиртного, каждый может потерять самообладание, позабыть о манерах, после ему может быть стыдно – но это лишь поведенческая стыда вопроса, сторона, скажем так, совести. В современной России ежегодное потребление алкоголя на душу населения – 18 литров, тогда как по расчетам Всемирной организации здравоохранения уже при употреблении боле 8 литров начинается процесс вырождения нации. 30% населения России – бытовые пьяницы. Не менее 10% населения страны больны алкоголизмом. Алкоголизм, как вы знаете, это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его потребления, в результате человек как личность деградирует духовно и физически. Викторина «Влияние алкоголя на организм человека» Хмель шумит — ум молчит. Русская пословица 1. Почему такая прицельная избирательность алкоголя направлена именно на нервные клетки? При поступлении в организм алкоголя в первую очередь страдает нервная система. Сначала нарушается деятельность клеток коры полушарий головного мозга, а затем его действие распространяется на клетки спинного мозга. Ученые установили, что липиды (жировые образования), содержащиеся в большом объеме в нервных клетках, легко растворяют спирт. Алкоголь, проникший в нервную клетку, снижает ее реактивность и работоспособность. Систематическое употребление алкоголя ведет к перерождению, а затем и к гибели нервных клеток. 2. Сколько погибает нервных клеток при сильном опьянении человека? Известно, что при сильном опьянении гибнет сразу около 20 000 нервных клеток. Это очень много, даже, если учесть, что их у нас около 14 млрд. 3. На какие процессы нервной клетки направлено угнетающее действие алкоголя? Известно, что деятельность нервной клетки включает процессы возбуждения и торможения. Алкоголь угнетающе действует на процессы торможения. 4. Почему после принятия спиртного человек находится в состоянии возбуждения? Вследствие угнетения процессов торможения в коре головного мозга происходит растормаживание подкорковых центров нервной системы. 5. Как изменяются состояние, настроение, мышление человека при легкой степени опьянения? При легкой степени опьянения у человека возникает чувство бодрости, желание общаться с окружающими, мышление ускоряется, но нарушаются его последовательность и логичность, снижаются глубина и живость восприятия. 6. По каким внешним признакам можно определить степень легкого опьянения у человека? У такого человека движения становятся порывистыми, подчеркнуто экспрессивными, речь нарочито громкая. Наблюдаются излишняя размашистость движений, снижение точности координации. Как правило, появляются покраснение, реже — побледнение кожных покровов, учащение пульса, повышение аппетита, нередко — усиление полового влечения. 7. Как действует алкоголь на нервную систему человека при средней степени опьянения? При средней степени опьянения угнетение распространяется не только на кору головного мозга, но и на подкорковые центры головного мозга. 8. Как изменяются состояние, настроение человека при средней степени опьянения? При средней степени опьянения повышенное настроение сменяется состоянием раздражения и придирчивости, недовольства окружающими, обидой. 9. По каким внешним признакам можно определить степень среднего опьянения человека? В таком состоянии человек утрачивает способность оценивать ситуацию в целом, свое место в ней и взаимоотношения с окружающими, что может привести к неадекватным поступкам, в том числе представляющим угрозу для него самого и окружающих. В таком состоянии речь становится нечеткой, смазанной, нарушается артикуляция. Усугубляется нечеткость в движениях, походке, что объясняется расстройством функций вестибулярного аппарата, регулирующего равновесие. Затрудняется восприятие окружающего — увеличивается порог слухового и зрительного восприятия, расстояния, скорости. 10. Как себя чувствует человек после средней степени опьянения? Средняя степень опьянения обычно сменяется глубоким сном, после которого человек испытывает разбитость, слабость, вялость, апатию, отсутствие аппетита, сухость во рту, повышенную жажду. Настроение, психическая и физическая работоспособность снижены. 11. Почему прием алкоголя приводит к нарушению деятельности различных систем организма? Прием алкоголя, воздействуя на нервную срютему и нарушая ее функции, приводит к дисбалансу различных систем организма. 12. Как действует алкоголь на желудочно-кишечный тракт? Алкоголь стимулирует секрецию желудочного сока, однако выделяемый при этом сок содержит значительно меньше нормы пищеварительных ферментов, сильно снижается пищеварительная способность. 13. Правы ли те, кто говорит о согревающем действии алкоголя? Алкоголь, воздействуя на подкорку, вызывает поражение сосудодвигательного центра, регулирующего, в частности, тонус сосудов кожи. Расширение этих сосудов после приема алкоголя субъективно воспринимается как ощущение тепла. Отсюда широко бытующее заблуждение о согревающем действии алкоголя. На самом деле расширение кожных сосудов приводит к повышенной теплоотдаче. 14. Почему пьяный человек подвержен быстрому обмораживанию? Чем сильнее опьянение, тем токсичнее эффект алкоголя в отношении сосудодвигательного центра, тем выше теплоотдача и тем быстрее понижается температура тела. Это может привести к замерзанию пьяного человека, поскольку он не контролирует свои действия. 15. Почему прием алкоголя приводит к дрожанию рук, тела, судорогам, повышению артериального давления? Алкоголь быстро всасывается в кровь, и действие его распространяется на все органы. Фильтруясь из крови через почечные канальцы, алкоголь не только раздражает их, но и вместе с ним выделяются многие ценные и необходимые для нормальной жизнедеятельности организма вещества. В частности, нарушается содержание в крови калия, натрия, кальция, магния. Недостаток в крови магния приводит к раздражительности, дрожанию рук, тела, судорогам, повышению давления. Избыток натрия обусловливает задержку и накопление в организме жидкости. 16. Можно ли употреблять алкоголь кормящей матери? Ни в коем случае нельзя! Алкоголь очень быстро проникает в молочные железы. После принятия 50 г спиртного содержание алкоголя в молоке достигает 25%, а у ребенка после такого кормления содержание в крови алкоголя составляет 0,1%. При хрупкости нервной системы новорожденного такой концентрации достаточно, чтобы нанести ей необратимые повреждения. 17. Как алкоголь влияет па обменные процессы в организме? Алкоголь приводит к нарушению белкового, углеводного, жирового и витаминного обмена веществ не только на уровне систем органов, но и на клеточном и молекулярном уровне. Это способствует изменению активности дыхательных ферментов, что тесно связано с состоянием коры надпочечников и функционированием такой сложной системы, как гипоталамус — гипофиз — надпочечники. Нарушение тканевого дыхания клеток печени ведет к изменению углеводного обмена, а это в свою очередь сильно снижает иммунологические реакции, обеспечивающие защитные свойства организма. Пьянство — употребление алкогольных напитков в таких количествах, что это наносит вред здоровью, препятствует физической, общественной, интеллектуальной и профессиональной деятельности или же проявляется в опасном для окружении поведении. Ребята, давайте разберем еще некоторые вопросы и проблемы, связанные с алкоголем. Примерный перечень вопросов к обсуждению: 1. Является ли алкоголь наркотиком? В 1985 г. Международное общество здравоохранения официально признало алкоголь наркотическим средством. 2. Нарушают ли работники торговли закон, продавая детям 15—16 лет спиртное? Молодые люди начинают выпивать раньше, чем им разрешают покупать спиртные напитки или их допускают в бары и рестораны. Взрослые забывают об этих возрастных ограничениях или не придают им значения. Даже в ночные заведения широко открыт доступ тем, кому нет еще 18. 3. С какого возраста зафиксировано употребление детьми алкоголя? С чем это связано? Пьянство и алкоголизм невероятно помолодели, даже 8—9-летние дети с восторгом заявляют о том, что на праздник родители дали попробовать настоящее шампанское. Алкоголь — наиболее распространенный среди молодых людей наркотик! Многие подростки употребляют алкогольные напитки. 86% молодых в возрасте до 17 лет уже их попробовали. Поскольку у нас в стране алкоголь весьма популярен, то нет ничего удивительного в том, что молодежь в этом отношении не отстает от старшего поколения. Большинство начинают употреблять алкоголь дома, не встречая возражений со стороны родителей. Как правило, это происходит по праздникам, выходным дням, в дни семейных торжеств и по иным поводам. По мере того как молодые люди подрастают, они начинают выпивать вне дома, обычно в компании без родителей. Среди них даже стала проявляться тенденция, что приходить на дискотеку или другое увеселительное мероприятие трезвым — признак дурного тона. Веселиться и чувствовать себя непринужденно без алкоголя они уже не могут. В этом тоже проявляется алкогольная зависимость, что таит в себе большую опасность, так как снижается самоконтроль, что ведет к совершению правонарушений и несчастным случаям. 4. Почему пьют, подростки? Частое употребление алкоголя, чтобы расслабиться и снять психологическое напряжение, происходит из-за серьезных личных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений. Способы и манеры употребления молодыми людьми алкогольных напитков, как правило, отражают соответствующее поведение взрослых. У пьющих или поощряющих употребление алкоголя родителей дети скорее всего тоже будут злоупотреблять спиртным. У родителей, чей уровень колеблется от умеренного до высокого, дети скорее всего тоже будут употреблять алкоголь в этих пределах. Хронический алкоголизм, как правило, развивается в семье. Примерно у 1/3 опрошенных алкоголиков один из родителей был алкоголиком. К счастью, не все дети, которые постоянно видят пьянство родителей, становятся алкоголиками. Филипп Раис выявил три важных фактора, которые способствуют развитию алкоголизма у несовершеннолетних: • отклонения от общепринятых норм поведения (а также терпимость к таким отклонениям со стороны взрослых) и поиски необычных ощущений; • факторы влияния сверстников (употребление алкоголя ровесниками и одобрение с их стороны); • факторы, связанные с отношениями в семье, такие как употребление алкоголя родителями или протест против власти родителей. Немногие из подростков в городе пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в поведении большинства из них видна психологическая неуравновешенность, которая заставляет выражать протест, самоутверждаться или уходить от проблем с помощью спиртного. 5. Почему мы говорим о том, что алкоголь приводит к распаду личности, его деградации? Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений. Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств. Это главный фактор жестокого обращения с детьми, насилия в семье, преждевременных смертей едва успевших родиться детей. 6. Знаете ли вы признаки, указывающие на развитие алкогольной зависимости? Вот некоторые из них: • Вы пьете больше, чем обычно, и стараетесь выпивать рюмку одним глотком. • После того как вы выпьете с кем-либо из друзей или в компании, вам всегда хочется добавить еще. • Вы начали выпивать в одиночестве. • Во время каких-то важных, с вашей точки зрения, событий вы всегда сильно напиваетесь. • У вас появилась привычка опохмеляться после вчерашних возлияний. • Вы пьете, чтобы освободиться от душевной скуки, депрессии, тревоги или неудовлетворенности. • Вы начали пить в определенные моменты времени, в трудных ситуациях или когда у вас возникают проблемы. • Вы много пьете в выходные и опохмеляетесь в понедельник. • Вы начинаете терять контроль над количеством выпитого; вы выпиваете больше, чем планировали, и напиваетесь тогда, когда этого не желаете. • Вы обещаете пить меньше, но не выполняете своего обещания. • Вы сожалеете о том, что сказали или сделали в состоянии опьянения. • У вас появляется чувство вины от того, что вы пьете. • Вас очень раздражает, когда другие люди обсуждают ваше пьянство. • Вы начали отрицать, что вы пьете, или говорите об этом неправду. • У вас появляются провалы в памяти после того, как вы напиваетесь. • Ваше пьянство сильно влияет на ваши отношения с друзьями или семьей. • Вы прогуливаете работу или учебные занятия из- за пьянства. • Вы избегаете общества непьющих людей. Заключение Преподаватель: Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя — свой Мозг, свою Печень, Почки, свое Сердце — они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек! В каждом человеке есть что-то положительное и что-то отрицательное. (возможно ли иметь только положительные черты характера) От вредных привычек каждого человека страдают окружающие его люди. (кто страдает от наших вредных привычек?) Вредные привычки можно исправить, хоть это и очень трудно. При работе над собой можно обратиться за помощью к близким людям. (можно ли справиться с вредными привычками?) Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. Древнеримский оратор и писатель Цицерон говорил: «Человек часто сам себе злейший враг». Ведь кто чаще всего не заставляет людей попробовать сигареты, алкоголь или наркотики. Человек пробует все это из любопытства, из нежелания отличаться от своих друзей. Сейчас пусть каждый из вас сделает для себя вывод: стоит ли пробовать? Любой наркоман, курильщик или алкоголик скажет вам, что лучше не начинать. В жизни мы встречаем очень много людей. Некоторые предлагают что-то хорошее, некоторые- плохое. Нужно уметь сказать «нет» Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?” В конце концов, человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь? “С людьми живи в мире, а с пороками сражайся” Латинская пословица |