Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"
классный час на тему

Радченко Оксана Викторовна

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотреть проблему нравственного понимания семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого из нас.

 

Задачи:

Ø  рассмотреть понятия «семья»;

Ø  определить характерные черты семьи прошлого и настоящего;

Ø  выяснить, знают ли студенты свои генеалогические корни;

Ø  проанализировать мнение студентов и их родителей о взаимоотношениях в их семьях с помощью метода анкетирования;

Ø  определить возможные пути сохранения благоприятного микроклимата в семье.

 

Оборудование:

§  мультимедиапроектор, ватманы, маркеры, тексты песен, анкеты, магнитофон.

 

План кураторского часа:

1.      Вступительное слово куратора.

2.      Упражнение на установление ассоциаций.

3.      Презентации: «Истоки: генеалогические корни».

4.      Воспоминание детства.

5.      Блиц-опрос.

6.      Анализ анкет.

7.      Защита мини проектов: «Пойми меня».

8.      Мини конкурс «Пословица не просто молвится».

9.      Круг «Благодарная память моей семьи».

10.Подведение итогов, заключительное слово куратора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassyy_chas_lyubimyh_okon_negasimyy_svet.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Зерноградский педагогический колледж

 

 РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

                                     ОТКРЫТЫЙ КУРАТОРСКИЙ ЧАС

                 

                           

    Курс, группа:   4 «В» группа

    Тема занятия:  «Любимых окон негасимый свет»

    Форма проведения: круглый стол

    Продолжительность: 1 ч. 20 мин.

    Дата проведения: 2 ноября 2007 г.

    Куратор: Радченко О.В.

                                                                     

 

                                           Зерноград

                                                                  2007

Цель кураторского часа: рассмотреть проблему нравственного понимания семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого из нас.

Задачи:

  1. рассмотреть понятия «семья»;
  2. определить характерные черты семьи прошлого и настоящего;
  3. выяснить, знают ли студенты свои генеалогические корни;
  4. проанализировать мнение студентов и их родителей о взаимоотношениях в их семьях с помощью метода анкетирования;
  5. определить возможные пути сохранения благоприятного микроклимата в семье.

Оборудование:

  1. мультимедиапроектор, ватманы, маркеры, тексты песен, анкеты, магнитофон.

План кураторского часа:

  1. Вступительное слово куратора.
  2. Упражнение на установление ассоциаций.
  3. Презентации: «Истоки: генеалогические корни».
  4. Воспоминание детства.
  5. Блиц-опрос.
  6. Анализ анкет.
  7. Защита мини проектов: «Пойми меня».
  8. Мини конкурс «Пословица не просто молвится».
  9. Круг «Благодарная память моей семьи».
  10. Подведение итогов, заключительное слово куратора.

                                                 Ход кураторского часа

(студенты исполняют песню «Московские окна» с измененными словами)

  1. Вступительное слово куратора:

Добрый день, уважаемые гости. Мы не случайно начали наш кураторский час этими замечательными словами о доме, семье, ведь для каждого из нас это самое главное, ценное, незаменимое в жизни. Цель нашего воспитательного мероприятия – рассмотреть проблему нравственного понимания семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого из нас. В ходе кураторского часа мы попытаемся:

  1. рассмотреть понятие «семья»;
  2. определить характерные черты семьи прошлого и настоящего;
  3. выяснить, знают ли студенты свои генеалогические корни;
  4. проанализировать мнения студентов и их родителей о взаимоотношениях в их семьях с помощью метода анкетирования;
  5. определить возможные пути сохранения благоприятного микроклимата в семье.

Думаю, что выбранная проблема никого не оставит равнодушной в этой аудитории. Итак, всех приглашаем за наш круглый стол.

  1. Упражнение на установление ассоциаций.

Слово «семья» каждый из нас произносит с детства. Какие ассоциации у вас с этим словом? (студенты по цепочке выражают свое мнение.)

В научной литературе «семья» определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Обратимся к истории слова «семья», какой была первая семья, какие стадии развития прошла семья до наших дней, какие бывают семьи?

(высказывания студентов)

  1. Презентация: Истоки: генеалогические корни».

Итак, мы выяснили, что семья – это сложный организм, это не только родители, это предки рода, которыми гордится каждая семья, это люди, жизнь которых – вечное служение другим поколениям. Представьте себе, что 219 ныне живущих потомков А.С.Пушкина гордятся своим великим предком. Многие из нас также гордятся, что знают историю своего рода, что никто не может назвать их -  Иванами, не помнящими родства. Какие они, наши родословные? Сколько в них имен? К какому веку они относятся?  

(студенты по желанию рассказывают о своих предках, можно сделать презентацию «Истоки: мои генеалогические корни»)

  1. Воспоминание детства.

Один из известных современных поэтов сказал: «Я вспоминаю каждый день своего детства с радостью и тихой грустью. Как бы я хотел вернуться в него!». Давайте представим, что у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам изобразить воспоминания своего детства в виде коллажа и затем поделиться ими с аудиторией.

(студенты в группах выполняют задание, звучит песня «Куда уходит детство»)

Подводя итог, можно сказать, что все ваши воспоминания детства имеют много общего, они связаны с чем-то очень светлым, радостным, изучают тепло.

  1. Блиц-опрос.

Проведем блиц-опрос «Воспоминания детства».

  1. Какие впечатления своего детства вы хотели бы перенести в свою взрослую жизнь?
  2. Была ли у вас в детстве любимая игрушка, сохранилась ли она до сих пор?
  3. С какими людьми связаны для вас самые светлые воспоминания о детстве вы хотели бы/не хотели бы перенести в будущее собственных детей?

(подводится небольшой итог)

  1. Анализ анкеты.

Годы пролетели, вы повзрослели. Появились новые проблемы: выбор профессии, карьера, создание собственной семьи и т.д. Но иногда самой большой и серьезной проблемой остается проблема взаимоотношений родителей с детьми. По мнению многих психологов и социологов отношения детей и родителей в течение последних десятилетий претерпели значительные изменения, они стали более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей в жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает, а лишь усложняет взаимоотношения между детьми и родителями. Давайте подумаем, в чем причины сложных взаимоотношений детей и родителей.

(студенты делятся своими предположениями)

На подготовительном этапе к кураторскому часу студентам 4 «В» группы и их родителям была предложена анкета, с помощью которой нам удалось получить представление о взаимоотношениях в их семьях, насколько мнения студентов и родителей совпадают.

(анализ анкеты)

  1. Большинство родителей и детей считают отношения в семье доброжелательными и доверительными.
  2. Большинство студентов считают свою семью дружным семейным коллективом, и только у 50% родителей мнение то же.
  3. Единодушно дети и родители полагают, что празднование семейных торжеств, поездки, совместное проведение отпусков и каникул способствуют укреплению семьи.
  4. Семья собирается вместе по выходным.
  5. Приятно, что общение с родными и у студентов и у родителей вызывает радость.
  6. Приятно отметить, что в большинстве семей родственники стараются не уединиться, а сообща решают проблемы, занимаются совместным трудом, делятся своими успехами и неудачами.
  7. Конечно же, в семьях иногда возникают конфликты, которые обусловлены, по мнению родителей, непониманием членами семьи друг друга, по мнению студентов, разногласиями в вопросах воспитания.
  8. Также отрадно отметить, что и студенты, и родители оптимальным путем решения конфликтов считают обсуждение ситуаций и принятие обоюдного решения.
  9. Студенты отмечают, что иногда бывают свидетелями или участниками конфликтов между взрослыми.
  10. Большинство студентов стараются помирить родителей.

        

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть студентов и родителей придает важное значение семье, семейным традициям, считают семью неотъемлемой частью своей жизни, в которой есть как радости, так и проблемы, которые можно и нужно решать.

  1. Мини-проекты «Пойми меня»

(студенты получают ватманы и маркеры)

Сейчас вам предлагается в группах составить «золотые правила, следуя которым можно достичь гармонии в отношениях с родителями. Это могут быть правила или рекомендации для вас самих и для родителей.

Затем мы сравним ваши рекомендации с теми, что дали ваши родители под номером 12 в анкете.

Сравнение результатов, вывод по данному этапу. Можно сравнить результаты с заповедями семейного воспитания по Фридман Л.М.

(в течение нескольких минут студенты готовят мини-проекты)

  1. Принимайте друг друга такими, какие вы есть.
  2. Никогда не принимайте решения в одиночку.
  3. Собственное поведение родителей – самый решающий фактор во взаимоотношениях.
  4. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит.
  5. Объединитесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
  6. Держите двери дома открытыми.
  7. Предоставьте детям свободу в нужный момент, не опекайте их излишне.

Эти советы родителям и детям помогут сохранить благоприятный психологический климат в семье, взаимоотношение, уважение, теплые дружеские взаимоотношения.

  1. Мини-конкурс «Пословица не просто молвится»

Итак, мы убедились, что семья – это сложный организм, здоровье которого зависит от многих факторов. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты не всегда удается, не достает иногда житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним. Из данных слов на экране составьте пословицы и поговорки.

  1. Дом вести – не рукавом трясти.
  2. Когда семья вместе, и сердце на месте.
  3. Дети не в тягость, а в радость.
  4. Семейные нелады доведут до беды.
  5. В родной семье и каша гуще.
  6. На что клад, коли в семье лад?
  7. Каково на дому, таково и самому.
  8. В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
  9. В гостях хорошо, а дома лучше.
  10. Дочерями красуются, сыновьями в почете живут.
  11. Хозяйкою дом стоит.

9. Круг «Благодарная память моей семьи»

Думаю, что вы со мной согласитесь, что очень важным условием сохранения благополучия в семье, теплых отношений является умение быть благодарными. Давайте вдумаемся в это слово, из каких корней оно состоит? – Дарить благо другим.

Во многих странах в ноябре (в США 26 ноября) празднуется праздник, который называется днем благодарения. В этот день члены семьи собираются вместе, чтобы поблагодарить всех тех людей, которые сделали для них добро. В этот день добрые слова, улыбки, подарки адресуются также родителям и близким людям, которые делали и делают нашу жизнь добрее и счастливее, тем, кому мы благодарны за то, что живем. Мне бы хотелось, чтобы вы встали в круг, взялись за руки и сказали пусть даже заочно, слова благодарности своим родителям. Я думаю, что они на расстоянии почувствуют вашу любовь к ним.

 

  1. Заключительное слово куратора

Итак, сегодня мы попытались с вами проанализировать проблему нравственного понимания семьи, взаимоотношений в семье. Думаю, наше мероприятие помогло многим из вас пересмотреть свое отношение к родителям, понять, что вам необходимо для налаживания взаимоотношений с родными. Желаю, чтобы родительский дом всегда был для вас надежной пристанью.

(В заключении студенты исполняют песню «Родительский дом»).

                                                    Литература

  1. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в условиях профессионального обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 320 с.

  1. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 224 с.

  1. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита детства: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Издат. центр «Академия». 2003. – 192 с.

  1. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 304 с.

  1. Недбаева С.В. Службы практической психологии: теория и практика. – Армавир, 1997. – 334 с.

  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11 кл. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 – 186 с.

  1. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 480 с.

     

 

                              П  Р  И  Л  О  Ж  Е  Н  И  Е

                                   Родительский дом

                                                 Родительский дом

                                            1.  Где бы ни были мы, но по-прежнему

                                            Неизменно уверены в том,

                                            Что нас примет с любовью и нежностью

                                            Наша пристань – родительский дом.

                                            Припев: Родительский дом – начало начал,

                                            Ты в жизни моей надежный причал.

                                            Родительский дом, пускай много лет

                                            Горит в твоих окнах добрый свет!

                                            2.  И пускай наше детство не кончится,

                                            Хоть мы взрослыми стали людьми,

                                            Потому что родителям хочется,

                                            Чтобы мы оставались детьми.

                                            Припев.

                                            3.  Поклонись до земли своей матери

                                            И отцу до земли поклонись.

                                            Мы пред ними в долгу неоплаченном,

                                            Помни свято об этом всю жизнь.

                                            Припев.

                                                 Московские окна

 

                                      Вот опять небес темнеет высь

                                            Вот и окна в сумраке зажглись

                                            Здесь живут мои друзья и дыханье затая

                                            В родные окна вглядываюсь я

                                            Я могу под окнами мечтать

                                            Я могу как книги их читать

                                            И заветный свет храня и волнуя и маня

                                            Они как люди смотрят на меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа«Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней»

Методическая разработка классного часа о чудесах из металлов ,сотворенных  Мастерами   для  людей ....

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...