Методическая разработка классного часа "В начале было слово"
классный час по теме

Куренкова Наталья Кирилловна

 

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих богослужебных книг), по происхождению южнославянский, лег в основу русского литературного языка, поскольку он никогда не воспринимался как «чужой». Разница между славянскими языками в IX веке была крайне незначительной. С тех пор русский язык претерпел изменения, и эту идею исторической изменчивости языка крайне важно донести до студентов.

Славянизм – это понятие не столько генетическое, сколько стилистическое, положенное в основу «высокого слога». Язык, первоначально предназначенный для выражения высоких христианских истин, облагораживал народную душу, настраивал человека на возвышенный лад. Первой учебной книгой для наших предков на протяжении столетий были переведенные еще «солунскими братьями» Часослов и Псалтырь. Действительно, любой текст, независимо от того, ставится или нет при этом какая-то воспитательная задача. Можно много говорить о том, что утраченная языковая традиция свидетельствует об истощении духовных сил нации, но язык развивается независимо от пожеланий филологов, и уже было высказано опасение, что некоторые стихи А.С.Пушкина в скором времени окажутся недоступными для подростков из-за «языкового барьера» Так целый пласт русской культуры рискует перейти в разряд «археологических ценностей».

Язык, как и всегда, выступает в культурном контексте. Но и культура не конечная точка, далее все замыкается на личности человека, сознающего, воспринимающего эту культуру, на системе его личных нравственных ценностей, его мировоззрении, его отношении к жизни. И в этом тоже урок славянских просветителей – cвв. равнопрестольных Мефодия и Кирилла.

К.Г.Паустовский много раз размышлял о значении языка, обращал наше внимание на то, что «многие русские слова излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск», и что «русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает – «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли»

Среди многочисленных российских праздников свое почетное место занял Праздник славянской письменности, который отмечается 24 мая. Этот праздник напоминает нам об истоках нашей культуры, о ее славянской основе, о том, что наша культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.

Корни родословного древа нашей письменности уходят в глубь столетий. Чтобы стать по-настоящему образованным человеком, нужно знать не только общую историю, но и историю нашей письменности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_nachale_bylo_slovo.doc352 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования.

«ХАБАРОВСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

        

Методическая разработка

Тема: В начале было слово (Дни славянской письменности и культуры)

Дисциплина: Литература

Специальности:

030504 «Право и организация социального обеспечения»;

080110 «Экономика и бухгалтерский учет в торговле»;

260502 «Технология продукции общественного питания».

г. Хабаровск 2012

Рассмотрено на заседании ПЦК                         Одобрено научно-методическим  

общих гуманитарных и социально-            советом КГБОУ СПО

 экономических дисциплин                          «Хабаровский торгово-

                                                      экономический техникум»

Протокол ___________                                 Протокол ____________

от __________________                                от ___________________

Председатель ПЦК                                        Заместитель директора по НМР

__________(Н.К.Куренкова)                              ______________Т.В.Кириленко

Разработала:

Н.К. Куренкова, преподаватель русского языка и литературы

Рецензенты:      

Л.Б. Стожок, методист заочного отделения ХТЭТ

О.Ю.Кадобная, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №23.

.

Пояснительная записка.

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и од исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих богослужебных книг), по происхождению южнославянский, лег в основу русского литературного языка, поскольку он никогда не воспринимался как «чужой». Разница между славянскими языками в 9 веке была крайне незначительной. С тех пор русский язык претерпел изменения, и эту идею исторической изменчивости языка крайне важно донести до студентов.

Славянизм – это понятие не столько генетическое, сколько стилистическое, положенное в основу «высокого слога». Язык, первоначально предназначенный для выражения высоких христианских истин, облагораживал народную душу, настраивал человека на возвышенный лад. Первой учебной книгой для наших предков на протяжении столетий были переведенные еще «солунскими братьями» Часослов и Псалтырь. Действительно, любой текст, независимо от того, ставится или нет при этом какая-то воспитательная задача. Можно много говорить о том, что утраченная языковая традиция свидетельствует об истощении духовных сил нации, но язык развивается независимо от пожеланий филологов, и уже было высказано опасение, что некоторые стихи А.С.Пушкина в скором времени окажутся недоступными для подростков из-за «языкового барьера» Так целый пласт русской культуры рискует перейти в разряд «археологических ценностей».

Язык, как и всегда, выступает в культурном контексте. Но и культура не конечная точка, далее все замыкается на личности человека, сознающего, воспринимающего эту культуру, на системе его личных нравственных ценностей, его мировоззрении, его отношении к жизни. И в этом тоже урок славянских просветителей – cвв. равнопрестольных Мефодия и Кирилла.

К.Г.Паустовский много раз размышлял о значении языка, обращал наше внимание на то, что «многие русские слова излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск», и что «русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает – «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли»

Среди многочисленных российских праздников свое почетное место занял Праздник славянской письменности, который отмечается 24 мая. Этот праздник напоминает нам об истоках нашей культуры, о ее славянской основе, о том, что наша культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.

Корни родословного древа нашей письменности уходят в глубь столетий. Чтобы стать по-настоящему образованным человеком, нужно знать не только общую историю, но и историю нашей письменности.

Рецензия на открытый классный час «В начале было слово»,  посвященный празднованию Дней славянской письменности.

В день памяти равнопостольских Кирилла и Мефодия во всем мире проходят празднования Дней славянской письменности и культуры. 24 мая во всех странах, где живут славяне, отмечают этот праздник.

Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Кирилл и Мефодий стали основоположниками славянской письменности

День славянской письменности имеет очень много общего не только с культурой славян, но и с религией. Ведь Кирилл и Мефодий были православными христианскими монахами. Этот уклад жизни позволил им внести столь существенный клад в историю становления славянской культуры.

24 мая каждый год православная церковь чествует святых апостолов Кирилла и Мефодия, Эти монахи при своей жизни служили Господу в греческом монастыре, разработали и запечатлили на века славянскую азбуку, позволившую нам передавать знания и накопленный опыт из поколения в поколения.

Датой рождения славянской азбуки считают 9  век, 863год.

Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла, в мирском мире имевшего имя Константин. Кирилл и Мефодий переработали греческую азбуку и существенно видоизменили ее, чтобы в совершенстве передать  потомкам.

Предложенная методическая разработка расширит представления студентов об истории славянской письменности, будет способствовать воспитанию уважительного и бережного  отношения к языку как к гениальному достижению человечества. А слова великого русского писателя  И.С.Тургенева станут орудием за сохранение чистоты и богатства родной русской речи: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Тема: В начале было слово (Дни славянской письменности и культуры).

Эпиграф: Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвижен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшать будет

(М.В. Ломоносов)

Слово преподавателя: Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

"В начале было слово:"

Было это очень давно - в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына - Константин и Мефодий. Население там было - наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец - болгарином, и поэтому с детства у них - солунских братьев - было 2 родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: "Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены.

Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (София по-гречески мудрость)". Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии - Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии - все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

В то время, когда жили Константин и Мефодий - во II половине IX века - славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами). Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год. Император: "Константин, ты закончил учебу, предлагаю тебе занять высокую и почетную должность управляющего провинцией." Константин: "Кроме просвещения разума, я ничего не желаю. Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства".

Студент 1: Отказался Константин и занялся работой в библиотеке и дальнейшей учебой, самообразованием, прошли годы, однажды пришли к императору послы из далекой славянской Моравии, что самом центре Европы (ныне Чехо-Словакия). Они приехали просить учителей, которые научили бы их вести церковную службу на славянском - родном языке, а не на латинском. Посол: "Добрый владыко! - обратился посол к императору. - Пошли нам, славянам-христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие. Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, и их язык, и их веру". Ведущий: Тогда вызвал Михаил Константина Философа и сказал ему: Император: "Слышишь ли, Философ, речи сии? Знаю я, ты утомлен, но никто этого не сделает, кроме тебя. Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь вы оба - солуняне, а солуняне по-славянски разумеют'. Константин: "Я немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка. Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде".

Студент 2: Узнав, что  азбуки у  моравов нет, Константин начал ее создавать, он долго молился и "открыл ему Бог, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: "В начале

было слово и слово было Бог ..." Император: "Бог. увидев веру твою

и старание, сотворил и ныне в наши годы - объявив буквы для языка вашего, чтобы и вы были причислены к великим народам, что славят Бога на своем языке. Прими же дар, что ценнее и больше всего серебра и золота, и драгоценных камней, и всего переходящего богатства ... Подвижи всех, чтобы не ленились и ступили на путь истины..."

Студент 3: Началась большая работа - братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку, некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами.

Обратите внимание на стенд, перед вами - АЛФАВИТ КИРИЛЛИЦЫ.

Азбука названа в честь Кирилла. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет свое название, похожее на обычные слова: а - азъ, б -буки, в - веди, г- глаголь, д - добро, ж-живете, з-земля и т.д. Азбука - само название образовано от названия двух первых букв. (Примеры: л-люди, м-мыслите, п-покой, с-слово), др.

Чтец:

"КИРИЛЛИЦА" Так вот они - наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно-строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрел у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твердость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, "Я есмь!" - заявила Вселенной, "Я есмь!" - заявила векам.

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном - латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание. До наших времен дошла копия первого очерка истории славянского письма, которое написал Черноризец Храбр, монах, древнеболгарский писатель IX-X веков.

Слово преподавателя: Послушайте отрывок из сказания "О письменах":

Чтец: "... Прежде у славян не было книг, но чертами и знаками читали и гадали, когда были язычниками ... Потом же человеколюбец Бог помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, прозванного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал для них 38 букв: одни по образцу греческих букв, другие славянские". Всю свою жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, а старший Мефодий был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий - "издавал" книги, руководил школой учеников.

Слово преподавателя: Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии. Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой.

Чтец:

"СМЕРТЬ КИРИЛЛА"

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло ...

И мудрый сеятель изрек: "Взошли на ниве семена

И стала полем целина, рукой засеянная щедрой"

Перевод Ирины Пановой

Славянскому алфавиту и славянской литературе более 1 ООО лет. Созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам всем славянским народам и нам -русским.

"Откуда пошла есть книга русская"

"От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем". Такие прекрасные слова из древнерусской летописи о книгах дошли до нас из глубокой старины. В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов или других книг. Но после принятия христианства на Руси - в 988 году - письменность начала распространяться быстрее.

Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, то они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных): "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Житие Александра Невского" и многие другие.

О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. На первом месте стоит "Повесть временных лет"', написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

Чтец:

В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ.

Чтец: В одной летописи 1037 года говорилось: "Велика бо бывает польза от ученья книжного". Там же записано, что великий князь Ярослав "книги любил, читал их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык и написали они книг множество". Среди этих книг были летописи, написанные монахами, старыми и молодыми, светскими людьми, это "жития", исторические повести, "поучения", "послания". В то время на Руси учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы -(поучительные песнопения). Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слова и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА: како, наш, иже -КНИ, глаголь, аз - ГА. , В 7 классе вы будете читать повесть А.М.

Горького "Детство", а сейчас посмотрите сценку, как мальчика обучали грамоте.

Слово преподавателя:

Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука:

Дед: "Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь

фигуру? Это-аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, - это что? Внук: Добро. Дед: Попал! Это? Внук: Глаголь Дед: Верно! А это? Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей! Внук: Земля! Люди!

Дед: "Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?" Внук: Это вы кричите ...

Дед: "Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак..."

Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу "Азбуку учат, во всю избу кричат". Послушаем, какие еще есть пословицы об обучении грамоте: "Кончил курс науки, а знает аз да буки" и др.

А теперь мы с вами позанимаемся. "Так говорили наши предки".

Литературный язык славян понятен всем славянским народам, но, конечно, старославянский язык отличался, и в первую очередь таким признаком, как "неполногласие". Например, говорили: град (город), брег (берег), млеко (молоко). Отличался и начальным "е" - един (один), есень (осень). Итак, игра "Назови слово". Я говорю старославянское слово, вы - исконно русское:

Старославянские слова Исконно русские слова Глад Голод

Здравие здоровый Здравый здоровый

Страж сторож Страна сторона

Драгоценный, драгой дорогой

Брег берег

Древо дерево

Хлад холод

Врата ворота

Злато золото

Владимир Володя

Власы волосы

А теперь практическое задание. АС. Пушкин использовал все богатство русского языка, в т.ч. и старославянизмы - слова, пришедшие в русский язык из старославянского. Происхождение таких слов можно найти в словаре - ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ - он дает ответы на разнообразные вопросы: из какого языка пришло к нам то или иное слово.

Давайте с вами найдем в этом словаре слова: колымага храм ланита благо праздник глава расточать демон (Идет работа со словарем) Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник, другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах - ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ:

Знать на ЯТЬ - знать досконально, знать на отлично. Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать. Стоять фертом (ферт - буква Ф) - "стоять руки в боки".

Сперва аз да буки, а потом и науки - т.е. сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.

Послушайте отрывок из стихотворения поэта С. Крыжановского "Старославянский язык":

Чтец: "Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд Сочетания "оло" и "оро" -

"Вран" и "ворон", "молод" и "млад"?

"Человек некий име два сына ..."

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия, Легендарная быль славян ...

Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык".

Славянское слово можно услышать везде - на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкала - в самых разных уголках земноио шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и многих других. Исторические предания, сказки, песни -все это общее славянское письменное богатство.

"Возрождение славянского праздника". Уже в IX-X веках на Родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым. В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками, т.е. безбожниками.

Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века. 1862 год. В древнем русском Новгороде чествование подвига солунских братьев вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России. На территории Новгородского Кремля состоялось открытие памятника "Тысячелетие России", рядом с другими выдающимися людьми изображены Кирилл и Мефодий.

Накануне торжеств 1885 года вышло свыше 20 книг, рассказывающих о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Особенно привлекает книга "В память 1000-летия блаженной кончины св. Мефодия, просветителя славян", выпущенная большим форматом в синем бархатном переплете и красочно оформленная лучшими петербургскими художниками.

Чтец:

Вставай, народ, вздохни своей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый - путь вперед!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живет.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия - Кирилла

В славянстве будут жить века!

I. Азбука:

буква

название (кир.)

название (рус.)

чтение

числовое значение

буква

название (кир.)

название (рус.)

чтение

числовое значение

азъ

аз

а

1

хьръ

хер

х

600

буки

буки

б

-

ωмєга

омега

о

800

вьди

веди

в

2

цы

цы

ц

900

глаголь

глаголь

г

3

чєрвь

червь

ц

90

добро

добро

д

4

ша

ша

ш

-

єсть

есть

е

5

ща

ща

щ

-

живєтє

живете

ж

-

єръ

ер

ъ

-

зьло

зело

з

6

єры

еры

ы

-

земля

земля

з

7

єрь

ерь

ь

-

i

и

и

10

ять

ять

е

-

ижє

иже

и

8

ю

ю

ю

-

какω

како

к

20

я

я

-

людїє

люди

л

30

е

е

-

мысльтє

мыслете

м

40

юсъ малыи

юс малый

е носовое (я)

-

нашъ

наш

н

50

юсъ большои

юс большой

о носовое

-

онъ

он

о

70

iотовъ юсъ малыи

йотированный юс малый

е

-

покои

покой

п

80

iотовъ юсъ большои

йотированный юс большой

ё

-

рцы

рцы

р

100

ξи

кси

кс

60

слово

слово

с

200

ψи

пси

пс

700

твєрдо

твердо

с

300

θита

фита

ф

9

оукъ

ук

у

400

υжица

ижица

и, в

-

фєртъ

ферт

ф

500

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова".

Классный час способствует развитию познавательной активности, уважительного отношения к труду и продуктам питания....

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...