Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
классный час по теме

Сидорова Галина Андреевна

 

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное влияние табакокурения на организм челове­ка и раскрывает необоснованность аргументов сторонников табакокурения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_sidorova_g.a..doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский государственный колледж управления

и профессиональных технологий»

Методическая разработка классного часа на тему:

«Курение: иллюзия и реальность»

Сидорова Галина Андреевна

                                                          мастер производственного обучения

2011г.

Классный час на тему:

«Курение: иллюзия и реальность»

Цели:

  1. Пропаганда здорового образа жизни;
  2. Показать вред и пагубное влияние табакокурения на организм челове ка;
  3. Раскрыть необоснованность аргументов сторонников табакокурения.

План конспект

  1. Написать на доске название классного часа;
  2. Оформить на стенде наглядный материал по борьбе с курением;
  1. Повесить плакаты «Курить - здоровье дурить» (современная муд рость), «Курение и труд - несовместимы», «Силен тот, кто может по бедить свои слабости» (Бенджамин Франклин);
  2. Расположить четыре стола полукругом, установить на них таблички с названием групп «историческая», «медицинская», «статистическая», «ботаническая». На столе «ботанической» группы стоит микроскоп, лежат лупы, листья табака, томатов, перца, баклажана; «исторической» - литература, освещающая историю распространения табака; «меди цинской» - рентгеновские снимки легких курильщика;
  3. Участники «медицинской» группы одеты в белые халаты, у участников «ботанической» группы повязаны зеленые галстуки, у участников «ис торической» группы надеты шапочки магистра.

Ведущий: Тема нашего классного часа «Курение: иллюзия и реаль ность». Провести его нам помогут команды участников.

Из года в год число курильщиков возрастает, а такие фразы, как «Мин здрав предупреждает» и «Курение опасно для здоровья» вызывают только насмешки.

        Я не буду вас ни в чем убеждать, я думаю, вы сами сможете сделать правильный выбор.

        Для начала предоставим слово группе «историков» и узнаем, как же табак завоевал мир.

Историческая группа

        Участник № 1. Мнения о табаке очень противоречивы. Например, в Англии был издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площади для всеобщего обозрения».

        Участник № 2. О, ужас! Казнить! И из-за чего? Из-за табака! В Швейцарии даже лекари пользовались табаком и давали к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль, усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы».

        Участник № 3. А в Париже табак быстро вошел в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнес табак французской королеве Ека терине Медичи в качестве средства, способного изгонять и уничтожать бо лезни головы и мозга, число курильщиков в городе значительно возросло.

             Участник № 4. А в России считали, что это богомерзкое зелье слу жит развращению нравов и губительно для здоровья. Так, в Москве в 1634 году произошел пожар по вине курильщиков. Царь Михаил Романов сразу же издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и табаком не торгова ли. И за то тем людям чинить большое наказание». Но царь Петр Алексеевич пристрастился к курению и отменил указ. А в царствовании Екатерины II стали специально разводить табак.

           Участник № 1. Не спорьте! Так или иначе, но табак завоевал Европу.

Ведущий. Ребята, разрешите наш спор. Для этого проведем опрос и взвесим все «за» и «против».

«за» курение

«против» курения

Ведущий. Давайте посмотрим, где же здесь иллюзии и  какова реальность.

Иллюзия № 1 – возможность сохранить здоровье. А так ли это?

Представим слово Медицинской группе

        Участник № 5.  Под влиянием никотина развивается спазм мышц желудка, пищевода, кишечника, что приводит к раку этих органов.        

Участник № 6.  Температура тлеющего табака составляет ≈ 300 С, а  во время затяжки увеличивается до 900°С - 1000°С, температура табачного, дыма ≈ 40-60°С. Это тепловое воздействие, многократно повторяющееся, повреждает зубную эмаль, слизистую оболочку полости рта, гортани, глотки, дыхательных путей, создавая прямой путь для микробов.

Участник № 7. Вы знаете, у курильщиков желто-землистый цвет ли ца. Кожа у курильщиков теряет эластичность, упругость, меняется ее цвет (девушки, задумайтесь!!!), появляется желтизна, серый колорит, расширяют ся кровеносные сосуды, придающие лицу синюшный цвет

Ведущий. Иллюзия № 2 - преодолеть трудности реальной жизни пу тем соответствующего поведения.

Помогает ли вам в этом сигарета?

Иллюзия № 3 - фактор независимости и престижа.

A  что, так независимы, если курите?

                  Ведущий. Мы все говорим: табак, табак. А что это за такое растение табак?

Предоставляем слово Группе ботаников

               Участник № 8. Табак - многолетнее травянистое растение из семей ства пасленовых. Ближайшие родственники табака - картофель, баклажаны, перец, ядовитые растения - белена, дурман, белладонна. Родина табака - тро пическая Америка. Высота 50-100 см, с желто-белым отвесным и ветвистым корнем. Стебель цилиндрический, прямостоячий. Листья очередные, крупные. Цветки обое полые. Цветет в июле-сентябре.

            Участник № 9. В табаке и табачном дыме содержится около 50 вред ных для организма человека веществ. Один из них - никотин, а также эфир ные масла, смолы.

Медицинская группа

             Участник № 5. Когда был открыт никотин и изучено его пагубное действие на животных, врачи решили испытать его воздействие на себе. Два молодых доктора приняли по 2 мг никотина. Сохранилось описание этого опыта: «Уже небольшая доза никотина вызывала резкое раздражение, жже ние в горле. Затем возникло ощущение, как будто в желудке и пищеводе скребут железной щеткой. Через 10 минут наступила сильная слабость и вя лость. Не было сил держать прямо голову, лицо побледнело, черты его иска зились, руки и ноги стали холодными как лед. Оба врача были на грани об морока. В начале второго часа начались судороги во всем теле. Особенно сильно была поражена дыхательная мускулатура: каждый выдох складывался из ряда коротких судорожных движений. Воздух из грудной клетки выходил буквально толчками. Врачи с трудом могли дышать. Последствия экспери мента ощущались еще неделю спустя.

               Участник № 6.  В табачном дыме содержатся бензапрен, синильная кислота, радиоактивный полоний-210, сажа, сероводород, аммиак, окись углерода, т.е. сигарета - это миниатюрный химический завод.

Ведуший. Это говорят медики. Что же говорят Статисты

            Участник № 10. По статистике у людей, выкуривающих в месяц 30-40 пачек сигарет, поражена одна коронарная артерия, 45 пачек - две, 60 пачек – три.

           Участник №11. У некурящих после преодоления 100 метров пульс достигает 120-130 ударов в минуту, у курящих - до 180 и более. Сердце ку рильщиков сокращается в сутки, лишних 20-25 тысяч раз.

           Участник № 12. Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут. У курящих рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

            Участник № 1. В Ницце (французский курортный город) проводи лось соревнование среди отдыхающих - кто больше выкурит сразу сигарет. Победитель - он выкурил 52 сигареты - похоронен на местном кладбище, второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.

           Участник № 5. Я хочу сказать, что курящие девушки уже с первых месяцев беременности наносят существенный вред здоровью своих будущих детей. Рожденные дети чаще заболевают эпилепсией, отстают в умственном развитии, болеют аллергией, заболевают расстройствами пищеварения, ма локровием.

            Ведущий. Почему же столь постоянна эта «первобытная» привыч ка? Специалисты считают «табакоманию» одним из видов наркомании, ведь для большинства курильщиков - это привычка. И не смотря ни на что, вы с раннего утра тянетесь к сигарете.

Давайте с помощью специально разработанного теста (который, кстати, сегодня используют в своей практике врачи) попробуем разобраться, какова степень вашей никотиновой зависимости. Ну, а знание - это уже первый шаг к избавлению от дурной привычки.

Е.Тарасов. «Популярная психотерапия».

Тест «Зачем вы курите?»

А.

Это помогает мне держать себя в «рабочей» форме.

Б.

Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках.

В.

С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности.

Г.

Закуриваю, если чем-то расстроен.

Д.

Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты.

Е.    

Курю автоматически, не задумываюсь о причинах.

Ж.

Курю, чтобы собраться, сосредоточиться.

З.

Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие.

И.

Мне приятен запах табака.

К.

Закуриваю, когда волнуюсь.

Л.

Когда я не курю, мне будто чего-то не хватает.

М.

У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая этого, прикуриваю новую.

Н.

Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее.

О.

 Мне доставляет удовольствие смотреть на дым сигареты.

П.

Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен.

Р.

Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать.

С.

Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это.

Т.

Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно.

Надеюсь, вы были искренни в своих ответах.

А теперь посмотрим, в какую группу можно собрать ваши ответы.

Первая группа мотивов

А+Ж+Н - мотивы стимулирования (вы курите «для поднятия тонуса»).

Б+З+О - вы получаете удовольствие от самого процесса курения.

В+И+П - расслабление, удовольствие, поддержка.

Вторая группа мотивов

Г+К+Р - снятие напряжения, придание бодрости.

Д+Л+С - неконтролируемое желание закурить, психологическая зави симость.

Е+К+Р - привычка.

               Ведущий. Если ваши ответы приходятся в основном на первую группу, то это значит, что ваша зависимость от табака, скорее психологического, чем физиологического характера. В принципе, занимая руки чем-либо более безопасным, нежели сигарета (ручкой, карандашом, четками), а рот - леден цами или жевательной резинкой, вы легко бы могли избавиться от курения (особенно в том случае, если владеете или начали овладевать навыками пси хической саморегуляции, и в первую очередь регуляцией своих эмоций). Шансы, что вам нетрудно будет сделать это и без помощи специалистов, у вас достаточно высоки.

           Во втором случае дело принимает более серьезный оборот. Если вы действительно захотите бросить курить, то вам будут необходимы недюжинная сила и готовность себя преодолеть (быть может, даже с помощью спе циалиста). В общем, вам придется нелегко. Но здоровье того стоит, не так ли?

              В гости к нам пришла вот такая «девушка» (экспонат для опыта). Она только начала курить.  Легкие её еще чистые. Посмотрите, что с ними про изойдет после одной выкуренной сигареты. (Проводится опыт).

            Какой же можно сделать вывод?.. Лучше не начинать! А уж если начал

-скорее бросить!

   Участник читает стихотворение

В.В.Маяковский

Я счастлив!

                       Граждане,

                          у меня

                                                     огромная радость.

                       Разулыбьте

                                сочувственные лица.

                       Мне

                        обязательно

                                           поделиться надо,

                          стихами

                                хотя бы

                                              поделиться.

                          Я

                               сегодня

                                            дышу как слон,

                          походка

                                моя

                                           легка,

                          и ночь

                                пронеслась,

                                             как чудесный сон,

                          без единого

                              кашля и плевка.

                          Неизмеримо

                               выросли

                                            удовольствий дозы.

                         Дни осени -

                              баней воняют,

                         а мне

                               цветут,

                                            звините, -

                                                                розы,

                         и я их,

                               представьте,

                                              обоняю.

                         И мысли

                               и рифмы

                                               покрасивели

                                                                и особенные,

                          аж вытаращит

                                           глаза

                                             редактор.

                         Стал вынослив

                                и работоспособен,

                         как лошадь

                              или даже-

                                               трактор.

                         Бюджет

                               и желудок

                                                абсолютно превосходен,

                        укреплен

                                  и приведен в равновесие.

                        Стопроцентная

                                  экономия

                                                      на основном расходе -

                        и поздоровел

                                 и прибавил в весе я.

                        Как будто

                          на язык

                                      за кусом кус

                       кладут воздушнейшие торта –

                                         такой

                              установился

                                                  феерический вкус

                        в благоуханных

                           апартаментах

                                                     рта.

                       Голова

                             снаружи

                                         всегда чиста,

                       а теперь

                        чиста и изнутри.

                       В день

                              придумывает

                                           не меньше листа,

                       хоть Толстому

                               ноздрю утри.

                      Женщины

                              окружили,  

                                           платья испестря,

                      все

                         спрашивают

                                     имя и отчество,

                      я стал

                           определенный

                                          весельчак и остряк -

                     ну просто -

                          душа общества.

                     Я

                   порозовел

                                и пополнел в лице,

                    забыл

                       и гриппы

                                        и кровать.

                    Граждане,

                         вы

                            утомились от жданья,

                   готовы

                            корить и крыть.

                  Не волнуйтесь,

                           сообщаю:

                                         граждане - я

                  сегодня -

                               бросил курить.

1929г.

ТЕСТ «Зачем вы курите?»

Е.А. Тарасов

A.        Это помогает мне держать себя в «рабочей» форме

Б.        Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках

B.        С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности

Г.        Закуриваю, если чем-то расстроен

Д.        Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты

Е.        Курю автоматически, не задумываюсь о причинах

Ж.        Курю, чтобы собраться, сосредоточиться

3.        Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие

И.        Мне нравится запах табака

К.        Закуриваю, когда волнуюсь

Л.        Когда я не курю, мне будто чего-то не хватает

М.        У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая этого, прикуриваю новую

Н.        Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее

О.        Мне доставляет удовольствие смотреть на дым сигареты

П.        Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен

Р.        Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать

C.        Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это

Т.        Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова".

Классный час способствует развитию познавательной активности, уважительного отношения к труду и продуктам питания....

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...