МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ самостоятельных внеаудиторных работ по ОБЖ 110800.02 (35.01.13) «Тракторист-машинист с/х производства» 110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве»
методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по проведению

самостоятельных внеаудиторных работ

по дисциплине

       «Основы безопасности жизнедеятельности»         

 

 для профессии

 

110800.02 (35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

 

      110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_o_nsr_obzh_tr_el.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

   

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Одобрена на заседании ПЦК

Протокол №____  от «___»__________20__г.        

Председатель ПЦК

___________  Г.В. Топоровская

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________ А.В. Алешина

«_____»____________20___

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по проведению

самостоятельных внеаудиторных работ

по дисциплине 

«Основы безопасности жизнедеятельности»          

для профессии

110800.02 (35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

Составлена: преподавателем – Землянская А.А

Южно-Сахалинск

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….3

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа № 1,2,4………………….....6
  2. Внеаудиторная самостоятельная работа № 3………………………..11
  3. Внеаудиторная самостоятельная работа № 5………………………..12
  4. Список литературы……………………………………………………...13

Пояснительная записка

Данные методические указания по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ являются частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» и предназначены для эффективной организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессиям  110800.02 (35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»; 110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • развития исследовательских умений;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

   ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

   ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

   ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Методические указания включают в себя:

  1. Темы и цели самостоятельных внеаудиторных работ
  2. Перечень заданий
  3. Алгоритм действий
  4. Критерии оценки
  5. Формы контроля
  6. Литературу, необходимую для выполнения самостоятельной работы.

                                                                                                           

Таблица 1

Перечень самостоятельных внеаудиторных работ

Работы

Разделы и темы

Название работы

Часы

1

Алкоголь- серьезная проблема  или временное влечение?

Написание реферата

6

2

«Хит парад наркотиков» ( о разновидностях наркотиков и их действие на организм)

Написание реферата

6

3

Классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой характеристики каждого класса ЧС, последствия для населения

Выполнение таблицы

2

4

Техногенные аварии и правила поведения при ней

Написание реферата

6

5

 Правила поведения в условиях угрозы террористического акта

Написание конспекта

1

Итого:

21

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1, 2, 4

Методические указания к реферату

Тема: «Алкоголь - серьезная проблема  или временное влечение?»

Цель:  Краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме.

Задание:

 Подготовить реферат по теме: « Алкоголь- серьезная проблема  или временное влечение?»

Алгоритм действий:

  1. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
  2. Структура реферата:
  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и

актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой

литературы).

Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  • Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников. Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве

приложений.

Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил:

  • набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;
  • заголовки следует набирать 14 шрифтом ( выделять полужирным) ;
  • межстрочный интервал полуторный;
  • разрешается интервал между абзацами;
  • отступ в абзацах 1-2 см.;
  • поле левое 2,5 см., остальные 2 см.;
  • нумерация страницы снизу или сверху посередине листа;
  • объем реферата 20-24 страницы.

Образец оформления содержания

Содержание

Введение ……..…………………………………………………………..3

Глава 1.

1.1. …………………………………………………………………….….5

1.2. ………………………………………………………………………..7

1.3. ………………………………………………………………………..9

Глава 2.

2.1. ….……………………………………………………………………11

2.2. ……………………………………………………………………….13

Глава 3.

3.1. ………………………………………………………………………15

3.2. ………………………………………………………………………18

3.3. .……………………………………………………………………...21

Заключение ……………………………………………………………..22

Приложение …………………………………………………………….23

Список используемой литературы …………………………………....24

Образец оформления титульного листа к реферату

ГБПОУ «Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства»

Реферат по ОБЖ

Тема реферата:

Выполнил:

 Проверил: преподаватель

г. Южно- Сахалинск

2014г.

Правила оформления библиографических списков

 Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.

 Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

  • автор (фамилия, инициалы);
  •  название, подзаголовок;
  •  выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Анфимова Н.А. Кулинария. Учебник. М.: Просвещение, 2009.

 Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

  • название сборника, журнала, газеты;
  • место издания и год издания (если сборник);
  • год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: Пленков О.Ю. Ресторанный бизнес в России // Ресторанные ведомости. – 2012. - №1. – С.10-16.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.).

Названия остальных городов пишутся без сокращений.

Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.

Подготовка к защите и порядок защиты реферата

 Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).

Порядок защиты реферата:

1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные

результаты, вывод и предложения.

2. Ответы студента на вопросы преподавателя.

Советы студенту при защите реферата:

 На всю защиту реферата отводится чаще всего около 15 минут. При защите постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.

  • Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут, же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 15 минут и не раскрыть существа вопроса.

Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.

  • Вступление должно быть очень кратким. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов
  • Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
  • Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
  • Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.
  • Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.

Критерии оценки:

 - Оценка «5» -выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

 - Оценка «4» -выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

- Оценка «3» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.

Контроль: Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3

Методические указания к составлению таблицы

Тема: Характеристика ЧС природного и техногенного характера.

Цель: отработка практических навыков работы с текстом учебника, развитие  умения анализировать материал, уметь продумывать  «конструкцию» таблицы.

Задание:

Составить таблицу,  классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой характеристики каждого класса ЧС, последствия для населения.

Алгоритм действий:

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и  прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.

критерии оценки:

- Оценка «5» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры

номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.

- Оценка «4» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.

- Оценка «3» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.

Контроль: Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5

Методические указания к подготовке конспекта

Тема:  «Правила поведения в условиях террористического акта».      

Цель:  отработка практических навыков работы с текстом учебника, развитие  умения анализировать материал, составлять конспект.

Задание:

  • На основе текста учебника  составить конспект по теме: «Правила поведения в условиях террористического акта».      
  • Сформулировать и записать вывод.

Алгоритм действий:

  1. Внимательно прочитайте текст учебника. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника.
  2. Весь текст разделите на абзацы. В каждом абзаце заключите отдельную  мысль.
  3. В каждом абзаце выделите главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.
  4. Каждый абзац пишите с красной строки.
  5. В конце конспекта сделайте вывод, обобщив самые главные мысли, начиная словами «итак» или «таким образом».

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников.

Таким образом конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.

Критерии оценки:

- Оценка «5» - задание выполнено в полном объеме;  сделан правильный вывод.

- Оценка «4» - задание выполнено с незначительными недостатками, сделан вывод.

- Оценка «3» - конспект составлен, но не сделал вывод.

Контроль выполнения самостоятельной работы осуществляется письменно.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2016.

Дополнительные источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2016.
  2. Безопасность жизнедеятельности :  учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Касолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов:  Издательский центр "Академия", 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" 110800.03 (35.01.15) "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы безопасности жизнедеятельности   Профессии110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"110800.03 (35...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий 10800.02 (35.01.13) "Тракторист - машинист с/х производства»110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине                    «Основы безопасности жизнедеятельности&ra...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ самостоятельных внеаудиторных работ по ОБЖ 35.02.07 « Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению самостоятельных внеаудиторных работпо дисциплине            «Основы безопасности жизнедеятельности»...

ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО дисциплине ОБЖ 110800.02 (35.01.13) "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства" 110800.03 (35.01.15) Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

ПАСПОРТКОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы безопасности жизнедеятельностипо профессии110800.02 (35.01.13) Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства;110800.03...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОХРАНА ТРУДА по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  дисциплине Охрана труда для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрообор...

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе учебной дисциплины ОП.02 Электротехника профессия СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и  под руководством преподавателя, но без его непосредств...