МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению самостоятельных внеаудиторных работ «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02 (35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»
методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по проведению

самостоятельных внеаудиторных работ

по дисциплине

        «Безопасность жизнедеятельности»         

 

для профессии

        110800.02 (35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_o_nsr_bzh_traktorist_-_mashinist_docx.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Одобрена на заседании ПЦК

Протокол №____  от «___»__________20__г.

Председатель ПЦК

___________  Г.В. Топоровская

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________ А.В. Алешина

«_____»____________2021г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по проведению

самостоятельных внеаудиторных работ

по дисциплине 

«Безопасность жизнедеятельности»          

для профессии

110800.02 (35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

Составлена: преподавателем - Землянская А.А

Южно-Сахалинск

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………3

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа № 1, 2…………………………..7
  2. Внеаудиторная самостоятельная работа № 3…………………………….12
  3. Cписок литературы………………………………………………………….13

Пояснительная записка

Данные методические указания по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ являются частью учебно-методического комплекса по дисциплине « Безопасность жизнедеятельности » и предназначены для эффективной организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям  110800.02 (35.01.13) Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства;

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • развития исследовательских умений;

Развитие навыков самостоятельной внеаудиторной работы призвано способствовать формированию у студентов следующих общих и профессиональных компетенций, в соответствии с которыми студенты должны:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей).

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами вех видов на предприятиях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

ПК 2.2. Проводить ремонт, накладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

ПК 3.1. Управлять автомобилями категории «С».

ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

 Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

В результате изучения учебной дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся, 

Уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • оказывать первую помощь пострадавшим.

Методические указания включают в себя:

  1. Темы и цели самостоятельных внеаудиторных работ
  2. Перечень заданий
  3. Алгоритм действий
  4. Критерии оценки
  5. Формы контроля
  6. Литературу, необходимую для выполнения самостоятельной работы.

                                                                                                            Таблица 1

Перечень самостоятельных внеаудиторных работ

Работы

Разделы и темы

Название работы

Часы

1

Воздействие вредных веществ производственной среды на организм человека.

Написание реферата

6

2

Профессиональные заболевания от воздействия шума, вибрации.

Написание реферата

6

3

Классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой характеристики каждого класса ЧС, последствия для населения

Выполнение таблицы

2

Итого:

14

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1, 2

Методические указания к реферату

Тема: «Воздействие вредных веществ  производственной среды на организм человека»

Цель:  Краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме.

Задание:

 Подготовить реферат по теме: «Защита человека от воздействия электрического тока, электромагнитных полей».

Алгоритм действий:

  1. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
  2. Структура реферата:
  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и

актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой

литературы).

Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  • Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников. Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве

приложений.

Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил:

  • набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;
  • заголовки следует набирать 14 шрифтом ( выделять полужирным) ;
  • межстрочный интервал полуторный;
  • разрешается интервал между абзацами;
  • отступ в абзацах 1-2 см.;
  • поле левое 2,5 см., остальные 2 см.;
  • нумерация страницы снизу или сверху посередине листа;
  • объем реферата 20-24 страницы.

Образец оформления содержания

Содержание

Введение ……..…………………………………………………………..3

Глава 1.

1.1. …………………………………………………………………….….5

1.2. ………………………………………………………………………..7

1.3. ………………………………………………………………………..9

Глава 2.

2.1. ….……………………………………………………………………11

2.2. ……………………………………………………………………….13

Глава 3.

3.1. ………………………………………………………………………15

3.2. ………………………………………………………………………18

3.3. .……………………………………………………………………...21

Заключение ……………………………………………………………..22

Приложение …………………………………………………………….23

Список используемой литературы …………………………………....24

Образец оформления титульного листа к реферату

ГБПОУ «Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства»

Реферат по БЖ

Тема реферата:

Выполнил:

 Проверил: преподаватель

г. Южно- Сахалинск

2014г.

Правила оформления библиографических списков

 Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.

 Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

  • автор (фамилия, инициалы);
  •  название, подзаголовок;
  •  выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Анфимова Н.А. Кулинария. Учебник. М.: Просвещение, 2009.

 Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

  • название сборника, журнала, газеты;
  • место издания и год издания (если сборник);
  • год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: Пленков О.Ю. Ресторанный бизнес в России // Ресторанные ведомости. – 2012. - №1. – С.10-16.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.).

Названия остальных городов пишутся без сокращений.

Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.

Подготовка к защите и порядок защиты реферата

 Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).

Порядок защиты реферата:

1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные

результаты, вывод и предложения.

2. Ответы студента на вопросы преподавателя.

Советы студенту при защите реферата:

 На всю защиту реферата отводится чаще всего около 15 минут. При защите постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.

  • Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут, же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 15 минут и не раскрыть существа вопроса.

Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.

  • Вступление должно быть очень кратким. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов
  • Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
  • Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
  • Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.
  • Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.

Критерии оценки:

 - Оценка «5» -выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

 - Оценка «4» -выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

- Оценка «3» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.

Контроль: Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями

.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3

Методические указания к составлению таблицы

Тема: Характеристика ЧС природного и техногенного характера.

Цель: отработка практических навыков работы с текстом учебника, развитие  умения анализировать материал, уметь продумывать  «конструкцию» таблицы.

Задание:

Составить таблицу,  классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой характеристики каждого класса ЧС, последствия для населения.

Алгоритм действий:

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и  прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.

критерии оценки:

- Оценка «5» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры

номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.

- Оценка «4» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.

- Оценка «3» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.

Контроль: Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1.Безопасность жизнедеятельности :  учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Касолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов:  Издательский центр "Академия", 2016.

Дополнительные источники:

1. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2016.

2. Безопасность жизнедеятельности :  учебник для учреждений начальное. и среднее   профессиональное  образования / Ю.Г. Сапронов : Издательский центр "Академия", 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов и подготовки к практическим занятиям МДК 02.01. Технология обработки текстильных изделий 29.01.08 Оператор швейного оборудования

Настоящие указания составлены для студентов профессии 262019.04 (29.01.08) Оператор швейного оборудования  и содержат информацию о требованиях, предъявляемых к выполнению практических работ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02(35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине         «Безопасность жизнедеятельности »...

ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02 (35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

ПАСПОРТКОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02 (35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства&r...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Техническая графика 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

Задачи самостоятельной работы:- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;- углубление и расширение теоретических знаний;- формирование умений исполь...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Основы электротехники 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

Задачи самостоятельной работы:- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;- углубление и расширение теоретических знаний;- формирование умений исполь...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ОП 02 Техническая механика с основами технических измерений 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

Задачи самостоятельной работы:- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;- углубление и расширение теоретических знаний;- формирование умений исполь...