Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД.13 Экология
рабочая программа на тему

Турсунова Наталья Витальевна

Программа была составлена для специальности ФГОС СПО 13.02.05 «Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_tv.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное  государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина:  ОУД. 13 Экология

Специальность ФГОС СПО: 13.02.05 «Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях»

Курс:                                              1

Количество часов:                      54 часа

 

2015 г.


Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций (Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования Протокол
  3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») по специальности ФГОС СПО 13.02.05 Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 826 от 28 июля 2014 г., зарегистрированный Министерством юстиции РФ Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2014 г. Регистрационный № 33773).

                 

Составитель:____________Турсунова Наталья Витальевна, преподаватель СОГБПОУ «Десногорский энергетический колледж»

Рецензент: ____________ Подинкова Л.Г, председатель предметной цикловой комиссии общеобразовательного и ОГСЭ циклов.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по специальности ФГОС СПО 13.02.05 «Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

 Программа направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных  ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
  • метапредметных:
  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
  • предметных:
  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

18

     контрольные работы

     курсовая работа (проект)                                     не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

- Создание мультимедийных презентаций

- Подготовка к аудиторным учебным занятиям

- Работа с Интернет-ресурсами

- Составление и заполнение таблиц по теме «Типы организаций, способствующих охране природы»

- подготовка к промежуточной аттестации (в форме дифференцированного зачета)

8

4

1

1

4

Итоговая аттестация в форме          дифференцированного зачета    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОЛОГИЯ.

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Теор.

ЛПЗ

Сам.р.

18

18

18

Введение

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

2

2

Раздел 1.

Экология как научная дисциплина

12

Содержание учебного материала

4

2

6

Тема 1.1.

Общая экология

Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

1

2

Тема 1.2.

Социальная экология.

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды».

1

2

Тема 1.3.

Прикладная экология

Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

2

2

Практическое занятие:

№1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

2

2

Самостоятельная работа студентов:

1. Создание мультимедийных презентаций на тему «Экологические проблемы: региональные и глобальные»

2. Подготовка к аудиторным учебным занятиям

4

2

Раздел 2.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

14,5

Содержание учебного материала

4

6

4,5

Тема 2.1.

Среда обитания человека.

1

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

1

2

Тема 2.2.

Городская среда.

1

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

1

2

2

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

1

Тема 2.3.

Сельская среда.

1

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

1

2

Практическое занятие

№2 Описание жилища человека как искусственной экосистемы (городской и сельской местности)

№3 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

4

2

2

Самостоятельная работа студентов:

1. Создание мультимедийных презентаций на темы «Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений», «Шум и вибрация в городских условиях», «Сельское хозяйство и его экологические проблемы», «Контроль за качеством строительства», « Естественная и искусственная среды обитания человека»

2. Работа с Интернет-ресурсами

4

0,5

Раздел 3.

Концепция устойчивого развития

10,5

Содержание учебного материала

4

4

2,5

Тема 3.1. Возникновение концепции устойчивого развития.

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

2

2

Тема 3.2. «Устойчивость и развитие»

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экологические след и индекс человеческого развития.

2

2

Практическое занятие

№4 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

4

2

Самостоятельная работа студентов:

1.Подготовка к аудиторным учебным занятиям

2. Работа с Интернет-ресурсами

2

0,5

Раздел 4.

Охрана природы

13

Тема 4.1. Природоохранная деятельность.

Содержание учебного материала

2

6

5

1

Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.

1

2

Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана.

1

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов)

1

2

Практическое занятие

№ 5 Экологические кризисы и экологические ситуации.

Экскурсия

Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося

2

4

2

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и заполнение таблиц по теме «Типы организаций, способствующих охране природы»

2. Подготовка к промежуточной аттестации (в форме зачета или дифференцированного зачета)

1

4

Дифференцированный зачет

2

Всего за 1 курс

18

18

18

Всего:

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «Экология» требует наличия учебного кабинета «Биологии и географии. Экологических основ природопользования»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект контроля освоения  ЗУН по дисциплине  «Экология»;

- информационные стенды;

- компьютерные презентации по основным разделам программы.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- средства мультимедиа (проектор, экран).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Валова В.Д. Экология. — М., 2012.
  2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.
  3. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 —11 классы. — М., 2014.
  5. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
  6. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  7. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10 — 11 классы. — М., 2014.
  9. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А. Ягодина. — М., 2011.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.

Интернет-ресурсы:

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

Раздел 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Общая экология

Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере

Социальная экология

Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека

Прикладная экология

Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду

Раздел 2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Среда обитания человека

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу

Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды

Городская среда

Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.

Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.

Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города

Сельская среда

Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности

Раздел 3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Возникновение концепции устойчивого развития

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.

Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

Устойчивость и развитие

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Природоохранная

деятельность

Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.

Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу

Природные ресурсы и их охрана

Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

4.1. ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ.

  1. Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем
  2. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
  3. Значение экологии в освоении профессий и специальностей СПО.
  4. Среда обитания и факторы среды
  5. Общие закономерности действия факторов среды на организм.
  6. Популяция. Экосистема. Биосфера
  7. Предмет изучения социальной экологии.
  8. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.
  9. Экологические проблемы: региональные и глобальные
  10. Причины возникновения глобальных экологических проблем.
  11. Окружающая человека среда и ее компоненты.
  12. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
  13. Естественная и искусственная среды обитания человека.
  14. Социальная среда.
  15. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
  16. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
  17. Экологические требования к организации строительства в городе.
  18. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность
  19. Контроль за качеством строительства.
  20. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
  21. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
  22. Возникновение концепции устойчивого развития.
  23. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».
  24. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
  25. Экологические след и индекс человеческого развития.
  26. Определение экологической устойчивости.
  27. Определение экологического развития.
  28. Природоохранная деятельность.
  29. Типы организаций, способствующих охране природы.
  30. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
  31. Экологические кризисы и экологические ситуации
  32. Природные ресурсы и их охрана.
  33. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
  34. Охрана лесных ресурсов в России.
  35. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Природа и экология родного края"

Программа учебной дисциплины  одр. 09  Природа и экология родного края  разработана на основе примерной программы учебной дисциплины (рекомендована распоряжением Министерства образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Рабочая программапо учебной дисциплинеОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности CПО43.02.11 «Гостиничный сервис»...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 15.02.09 «Аддитивные технологии»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...