Рабочая программа по учебной дисциплине "Природа и экология родного края"
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины одр. 09 Природа и экология родного края разработана на основе примерной программы учебной дисциплины (рекомендована распоряжением Министерства образования Иркутской области №903 от 08.08.2011г) по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
От « » 201 г. №222
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДР.09 Природа и экология родного края
Профессия
15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Срок обучения - 2 года 10 месяцев
Профессии (ОК 016) - Машинист трелевочной машины
- Тракторист на подготовке лесосек,
трелевке и вывозке леса
Усть-Илимск, 2016
Программа учебной дисциплины ОДР. 09 Природа и экология родного края (далее программа) разработана на основе примерной программы учебной дисциплины (рекомендована распоряжением Министерства образования Иркутской области №903 от 08.08.2011г) по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»
Разработчик:
Зоркольцева Альбина Казисовна – мастер производственного обучения, преподаватель первой квалификационной категории.
Рассмотрена и одобрена на заседании Методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам.
Протокол № 1 от 31. 08. 2015 года
Рекомендована Методическим советом образовательного учреждения
Заключение Методического совета от ____ _____ 2016 года
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 8 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;
- давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;
- объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;
- анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использования и охраны;
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- эколого-географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
- преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
- характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
- взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области;
- формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;
- использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
- заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен развивать компетенции:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
- OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
Практические занятия | 12 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Описание особенностей природы Иркутской области; подготовка рефератов, докладов и презентаций о природе и экологии Иркутской области, растениях и животных, занесенных в Красную книгу региона; оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области, анализ ситуаций и решение задач; анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг», подготовка схем и таблиц, раскрывающих их сущность. | 8 6 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | № урока | Уровень освоения | Формы, методы обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел 1. Природные особенности родного края | 22 | |||||||
Тема 1.1. История освоения Сибири | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
1 | Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление Иркутска как административно-хозяйственного и торгового центра Восточной Сибири. Административно-территориальные преобразования Сибири. Образование Иркутской области. Устав, флаг и герб Иркутской области. | 1 | 1 | КСО ИКТ, обзор учебного материала по презентации | ||||
Тема 1.2. Эколого-географическая ха-рактеристика родного края | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
1 | Природные эколого-географические особенности Иркутской области. Расположение Иркутской области, ее крайние точки, протяженность, площадь, границы. Формирование климата и погодных условий региона. Сложность и многообразие геологического строения, полезных ископаемых, рельефа. Природные ресурсы как результат совместного влияния геологического строения, географического положения и особенностей территории. Природные комплексы Иркутской области. Уникальность сочетания ресурсов – благоприятные предпосылки развития промышленности. | 2 | 2 | ИКТ, обзор учебного материала по презентации | ||||
Практические занятия Определение по карте географического положения Иркутской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты. Просмотр видеофильма «Природа Иркутской области» с подготовкой ответов на вопросы. | 2 | 3-4 | Работа в малых группах | |||||
Тема 1.3. Характеристика природных ресурсов и природополь-зования в Иркутской области. | Содержание учебного материала | 8 | ||||||
1 | Природно-ресурсный потенциал области и особенности его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. Роль в экономике региона отраслей ресурсопользования, работающих на основе местных природных ресурсов. | 5-6 | 2 | КСО ИКТ Просмотр фильма | ||||
2 | Минерально-сырьевые ресурсы Иркутской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование запасов древесины их охрана. Лесная промышленность – одна из ведущих отраслей Иркутской области, ее перспектива, влияние на окружающую среду. Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особеннности загрязнение почв пестицидами, токсинами промышленного происхождения. | 7-8 | 2 | КСО Изучение учебного материала по докладу за 2013 год | ||||
4 | Водные ресурсы Иркутской области. Поверхностные воды, подземные воды, их освоение и использование. Озеро Байкал – одно из крупнейших озер планеты, его характеристика. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно – гигиеническое состояние его источников. | 9-10 | 2 | КСО ИКТ Просмотр фильма | ||||
5 | Растительный и животный мир Иркутской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Лесовосстановление. Негативные воздействия деятельности человека на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе. | 11-12 | 2 | КСО ИКТ Просмотр фильма | ||||
Практические занятия Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообепеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов. | 4 | 13-14 15-16 | Работа в малых группах | |||||
Тема 1.4. Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
1 | Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области. Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу региона. Взаимодействие компонентов экосистем. | 17-18 | 2 | КСО Изучение учебного материала по докладу за 2013 год | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Описание особенностей природы Иркутской области по итогам экскурсии в краеведческий музей. Подготовка реферативных обзоров, докладов, презентаций. раскрывающих характеристику растений и животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области. | 6 | Индивидуальная работа | ||||||
Раздел 2. Природа Иркутской области, ее использование и охрана. | 24 | |||||||
Тема 2.1. Взаимодействие человека с природой, ее использование и охрана | Содержание учебного материала | 13 | ||||||
1 | Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем. Взаимодействие человека с природой, ее охрана. Природно-территориальные комплексы. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. | 19 | 1 | КСО ИКТ, обзор учебного материала по презентации | ||||
2 | Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающую среду. Радиационная ситуация в Иркутской области. Загрязнение диоксинами, ртутью. Эколого-эпизоотическая обстановка и ее характеристика: шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления. | 20 | 2 | КСО Изучение учебного материала по докладу за 2013 год | ||||
3 | Региональные экологические проблемы. Состояние окружающей среды в Иркутской области. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения. Демографическая ситуация в Иркутской области.. | 21 | 2 | КСО Изучение учебного материала по докладу за 2013 год | ||||
Практические занятия Определение основных источников загрязнения окружающей среды Иркутской области. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды на территории образовательного учреждения, в близлежащих территориях. | 4 | 22, 23, 24, 25 | Практикум. Работа в малых группах | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выявление и оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области. Анализ ситуаций и решение задач. | 3 | Индивидуальная работа | ||||||
Тема 2.2. Заповедные места и памятники природы родного края | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||
Государственные природные заповедники и заказники Иркутской области и их характеристика. Витимский, Байкало-Ленский заповедники. Государственные природные заказники республиканского и областного значения. Прибайкальский национальный парк. Природные памятники. Озеро Байкал. | 26-27 | КСО, ИКТ Просмотр презентаций | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов, сообщений, презентаций (на выбор), отражающих характеристику охраняемых территорий, памятников природы Иркутской области, Байкала как жемчужины Сибири и др. | 6 | |||||||
Тема 2.3. Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае. | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Иркутской области и их деятельность. Природоохранительное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. Государственные экологические программы. | 28 | 2 | КСО Изучение материала по информационным карточкам | ||||
2 | Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и др. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. Иркутская региональная система экологического мониторинга. | 29-30 | 2 | КСО Изучение учебного материала по докладу за 2013 год | ||||
3 | Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание. | 31 | 2 | КСО Лекция | ||||
Практические занятия Определение степени изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Иркутской области с цель охраны природы. | 2 | 32-33 | Работа в малых группах | |||||
Контрольная работа по темам дисциплины «Природа и экология Иркутской области» | 1 | 34 | Самостоятельная работа | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность. | 6 | Индивидуальная работа | ||||||
Всего: | 54 | 34 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетов истории, географии, лаборатории информатики и информационных технологий
Оборудование учебного кабинета:
- карта Иркутской области;
- атлас по географии Иркутской области;
- портреты ссыльных декабристов;
- экспонаты и демонстрационные плакаты, таблицы, схемы, раскрывающие особенности природы и экологии Иркутской области.
- раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.
Технические средства обучения:
- компьютер с мультимедийным проектором и аудио-системой;
- подборка учебных фильмов, по дисциплине («Тайны подводного мира», «Экология и охрана окружающей среды», «Растения Прибайкалья», «Животные Прибайкалья», «Природа Прибайкалья»).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Атлас Иркутской области [Текст]. – Иркутск, 2000.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Иркутской области за 2013 г[Текст].
- Савченко, Н.Д. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области [Текст]: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ Н.Д. Савченко, А.С. Леонтьева –Иркутск, 2006.
Дополнительные источники:
- Бояркин, В.М. География Иркутской области [Текст]: учебное пособие/ В.М.Бояркин.- Иркутск: Вост.- Сиб. книжное изд-во. 1997г.
- Материалы для проведения мероприятий к 65-летию Иркутской области [Текст]: сборник кафедры отечественной истории и общественно-политических дисциплин ИПКРО. – Иркутск, 2002.
- Мой мир. Пособие для учителя [Текст]. – Иркутск: Байкальская Экологическая Волна, 2002.
- Красная книга Иркутской области [Текст] / под редакцией О.Ю. Гайкова. - Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010
Интернет-ресурсы:
1. Иркутская область. Географический обзор Иркутской области [Электронный ресурс]// сайт «География». – режим доступа http://www.geografia.ru/irkut.html
2. Иркутская область [Электронный ресурс]// Википедия. – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F0%EA%F3%F2%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь:
|
|
Должен знать: -эколого-географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды; - преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем; - характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира; - взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области; - формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны; - использование природных ресурсов в хозяйстве региона; - заповедные места и памятники природы родного края, их охраны. | – Устные опросы. – Оценка реферата, письменных, лабораторных работ. – Изучение продуктов образовательной деятельности. – Наблюдение за выполнением работ на теоретических и практических занятиях. – Оценка результатов выполнения письменных контрольных работ и тестов. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Владение знаниями, умениями по профессии в соответствии с ФГОС; | Наблюдение на занятиях |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Своевременность и качество выполнения учебных заданий; рациональность планирования и организации деятельности по изучению учебной дисциплины; соответствие выбора методов выполнения заданий; обоснованность постановки цели, выбора и применения способа решения заданий в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами; рациональное распределение времени на все этапы выполнения задания; Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для организации деятельности аргументированность оценки эффективности и качества решения поставленных задач. | Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы; оценка преподавателем материалов самостоятельной работы, конспектов; наблюдение, оценка преподавателем выполнения практического задания. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта; | Оценка преподавателем обоснования собственной деятельности; анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки деятельности на уроках. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии); задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи; пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п.; определяет соответствие информации поставленной задаче; классифицирует и обобщает информацию; оценивает полноту и достоверность информации. | Наблюдение, оценка на занятиях. |
OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях; использует средства ИТ для обработки и хранения информации; представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения; создает презентации в различных формах. | Наблюдение, оценка на занятиях. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Умеет позитивно общаться; признает чужое мнение; грамотно и этично выражает мысли; отстаивает собственное мнение в соответствии с ситуацией; формулирует и аргументирует свою позицию; выполняет письменные и устные рекомендации; общается по телефону в соответствии с этическими нормами; включается в коллективное обсуждение рабочей ситуации. | Наблюдение, оценка на занятиях. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Участие в мероприятиях военно – патриотической направленности, прохождение военнополевых сборов, посещение стрелкового тира. | Анализ портфолио. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137504-1352062482.jpg)
Экология родного края. номинация "экологическая культура"
Значение регионального литературно-художественного журнала «Отчий край» в культурной, общественной и литературной жизни Волгоградской области (на конкурс научно-исследовательских работ "Экология родно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-347044-1385479529.jpg)
Экология родного края.
В этой работе отражена работа учащихся по сохранению родников нашей местности. Какую помощь мы с учащимися оказываем по сохранению чистоты вод рек....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-267406-1463414003.jpg)
Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"
Тема урока "Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-267406-1463414003.jpg)
Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"
Тема урока "Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Ульяновской области"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713145-1448091581.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-973751-1510678469.jpg)
Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД.13 Экология
Программа была составлена для специальности ФГОС СПО 13.02.05 «Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-739762-1607061581.jpg)
рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"
рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"...