Рабочая программа по учебной дисциплине "Природа и экология родного края"
рабочая программа на тему

Зоркольцева Альбина Казисовна

Программа учебной дисциплины  одр. 09  Природа и экология родного края  разработана на основе примерной программы учебной дисциплины (рекомендована распоряжением Министерства образования Иркутской области №903 от 08.08.2011г)  по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»

                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                                                                      приказом директора

                                                                           От  «   »                 201 г. №222  

               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                  учебной дисциплины

ОДР.09 Природа и экология родного края

Профессия

15.01.09  Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

                       

                           

                 Срок обучения -  2 года 10  месяцев

                 Профессии (ОК 016)   - Машинист трелевочной машины

                         - Тракторист на подготовке лесосек,

                            трелевке и вывозке леса

                                 

                         

        

Усть-Илимск, 2016

Программа учебной дисциплины  ОДР. 09  Природа и экология родного края (далее программа) разработана на основе примерной программы учебной дисциплины (рекомендована распоряжением Министерства образования Иркутской области №903 от 08.08.2011г)  по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»

Разработчик:

Зоркольцева Альбина Казисовна – мастер производственного обучения, преподаватель первой квалификационной категории.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании Методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам.

Протокол № 1 от  31. 08.  2015 года

Рекомендована Методическим советом образовательного учреждения

Заключение Методического совета от ____  _____  2016 года


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.

   

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный  цикл основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;
  • давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;
  • объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;
  • анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использования и охраны;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • эколого-географическую характеристику родного края, его  географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
  • преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
  • характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
  • взаимодействие компонентов  экосистем Иркутской области;
  • формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;
  • использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
  • заповедные места  и памятники природы родного края, их охраны.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен развивать компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять        поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
  • ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     Практические занятия

12

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

Описание особенностей природы Иркутской области;  

подготовка рефератов, докладов и презентаций о природе и экологии Иркутской области,   растениях и животных, занесенных в Красную книгу региона;

оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области, анализ ситуаций и решение задач;

анализ основных понятий и  определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг», подготовка схем и таблиц, раскрывающих их сущность.    

8

6

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

   


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины   

                         

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

№ урока

Уровень освоения

Формы, методы обучения

1

2

3

4

Раздел 1.

Природные особенности  родного края

22

Тема 1.1. 

История освоения  Сибири

Содержание учебного материала

1

1

  Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление  Иркутска как административно-хозяйственного и торгового центра Восточной Сибири.  Административно-территориальные преобразования Сибири. Образование Иркутской области. Устав, флаг и герб Иркутской области.

1

1

КСО

ИКТ, обзор учебного материала по презентации

Тема 1.2. 

 Эколого-географическая ха-рактеристика родного края

Содержание учебного материала

1

1

Природные эколого-географические особенности Иркутской области. Расположение Иркутской области, ее крайние точки, протяженность, площадь, границы. Формирование климата и  погодных условий региона. Сложность и многообразие геологического строения,  полезных ископаемых, рельефа. Природные ресурсы как результат совместного влияния геологического строения, географического положения и   особенностей  территории. Природные комплексы Иркутской области. Уникальность сочетания ресурсов – благоприятные предпосылки развития промышленности.

2

2

ИКТ, обзор учебного материала по презентации

Практические занятия  

Определение по карте географического положения Иркутской области, координат  крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты.

Просмотр видеофильма «Природа Иркутской области» с подготовкой ответов на вопросы.  

2

3-4

Работа в малых группах

Тема 1.3.   Характеристика природных ресурсов и  природополь-зования в Иркутской области.

Содержание учебного материала

8

1

Природно-ресурсный потенциал области и особенности его использования человеком.   Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. Роль в экономике региона отраслей ресурсопользования, работающих на основе местных природных ресурсов.

5-6

2

КСО

ИКТ

Просмотр фильма

2

Минерально-сырьевые ресурсы Иркутской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование запасов древесины  их охрана. Лесная промышленность  – одна из ведущих отраслей Иркутской области, ее перспектива, влияние на окружающую среду. Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особеннности загрязнение почв пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

7-8

2

КСО

Изучение учебного материала по докладу за 2013 год

4

Водные ресурсы Иркутской области. Поверхностные воды, подземные воды, их освоение и использование. Озеро Байкал – одно из крупнейших озер планеты, его характеристика. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно – гигиеническое состояние его источников.

9-10

2

КСО

ИКТ

Просмотр фильма

5

Растительный и животный мир Иркутской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Лесовосстановление. Негативные  воздействия деятельности человека на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.

11-12

2

КСО

ИКТ

Просмотр фильма

Практические занятия

Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообепеченности региона по основным видам сырья.

Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.  

4

13-14

15-16

Работа в малых группах

Тема 1.4. 

Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.

Содержание учебного материала

2

1

Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области. Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу региона. Взаимодействие компонентов экосистем.

17-18

2

КСО

Изучение учебного материала по докладу за 2013 год

Самостоятельная работа обучающихся  

Описание особенностей природы Иркутской области по итогам экскурсии в краеведческий музей. Подготовка реферативных обзоров, докладов, презентаций. раскрывающих характеристику растений и животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области.

6

Индивидуальная работа

Раздел 2. 

Природа Иркутской области, ее использование и охрана.

24

Тема 2.1. Взаимодействие человека с природой, ее использование и охрана

Содержание учебного материала

13

1

Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем. Взаимодействие человека с природой, ее охрана. Природно-территориальные комплексы. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

19

1

КСО

ИКТ, обзор учебного материала по презентации

2

Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающую среду.  Радиационная ситуация в Иркутской области. Загрязнение диоксинами, ртутью. Эколого-эпизоотическая обстановка и ее характеристика: шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления.  

20

2

КСО

Изучение учебного материала по докладу за 2013 год

3

Региональные экологические проблемы. Состояние окружающей среды в Иркутской области. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных  и  техногенных факторов на здоровье населения.   Демографическая ситуация в Иркутской области..

21

2

КСО

Изучение учебного материала по докладу за 2013 год

Практические занятия

Определение основных источников загрязнения окружающей среды Иркутской области. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды на территории образовательного учреждения,  в близлежащих территориях.  

4

22, 23, 24, 25

Практикум. Работа в малых группах

Самостоятельная работа обучающихся  

Выявление  и оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области.  Анализ ситуаций и решение задач.

3

Индивидуальная работа

Тема 2.2. Заповедные места и памятники природы родного края

Содержание учебного материала

2

1

Государственные природные заповедники и заказники Иркутской области и их характеристика.  Витимский, Байкало-Ленский заповедники. Государственные природные заказники республиканского и областного значения. Прибайкальский национальный парк. Природные памятники. Озеро Байкал.

26-27

КСО,

ИКТ

Просмотр презентаций

Самостоятельная работа обучающихся  

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций (на выбор), отражающих  характеристику охраняемых территорий, памятников природы Иркутской области, Байкала как  жемчужины Сибири и др.

6

Тема 2.3. Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.

Содержание учебного материала

1

Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Иркутской области и их деятельность. Природоохранительное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. Государственные экологические программы.

28

2

КСО

Изучение материала по информационным карточкам

2

Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы.  Виды источников загрязнения  природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и др. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. Иркутская региональная система экологического мониторинга.

29-30

2

КСО

Изучение учебного материала по докладу за 2013 год

3

Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание.  

31

2

КСО

Лекция

Практические занятия

Определение степени изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Анализ и оценка эффективности  мер и  мероприятий, проводимых в Иркутской области с цель охраны природы.

2

32-33

Работа в малых группах

Контрольная работа по темам дисциплины «Природа и экология Иркутской области»

1

34

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ основных понятий и  определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность.    

6

Индивидуальная работа

Всего:

54

34


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетов истории, географии, лаборатории информатики и информационных технологий

Оборудование учебного кабинета:

- карта Иркутской области;

- атлас по географии Иркутской области;

- портреты ссыльных декабристов;

- экспонаты и  демонстрационные плакаты, таблицы, схемы, раскрывающие особенности природы и экологии Иркутской области.    

- раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.

Технические средства обучения:

- компьютер с мультимедийным проектором и аудио-системой;

- подборка учебных фильмов, по дисциплине («Тайны подводного мира», «Экология и охрана окружающей среды», «Растения Прибайкалья», «Животные Прибайкалья», «Природа Прибайкалья»).   

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Атлас Иркутской области [Текст]. – Иркутск,  2000.
  2. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Иркутской области за 2013 г[Текст].
  3. Савченко, Н.Д. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области [Текст]: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ Н.Д. Савченко, А.С.  Леонтьева –Иркутск, 2006.

Дополнительные источники:

  1. Бояркин, В.М. География Иркутской области [Текст]: учебное пособие/ В.М.Бояркин.- Иркутск: Вост.- Сиб. книжное изд-во. 1997г.
  2. Материалы для проведения мероприятий к 65-летию Иркутской области [Текст]: сборник кафедры отечественной истории и общественно-политических дисциплин ИПКРО. – Иркутск, 2002.
  3. Мой мир. Пособие для учителя [Текст]. – Иркутск:  Байкальская Экологическая Волна, 2002.
  4. Красная книга Иркутской области [Текст] / под редакцией О.Ю. Гайкова. - Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010

Интернет-ресурсы:

1. Иркутская область. Географический обзор Иркутской области [Электронный ресурс]// сайт «География». – режим доступа http://www.geografia.ru/irkut.html 

2. Иркутская область  [Электронный ресурс]// Википедия. – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F0%EA%F3%F2%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

  • определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;
  •  давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;
  •  объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;
  •  анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использования и охраны;
  •  осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
  •  использовать информационно-коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.
  • Анализ   практических работ,  заданий к самостоятельной работе.
  • Анализ оценок за практические занятия, выполненные в рамках освоения разделов и тем и учебной  дисциплины.
  • Письменная проверочная  работа.
  • Анализ  выполнения заданий к самостоятельной работе, предполагающих поиск,  переработку и представление  учебной информации.
  • Оценка соответствия содержания географическим и естественнонаучным фактам, представленным обучающимися в подготовленных таблицах, схемах, презентациях.  
  • Анализ реферата  на соответствие изученному  географическому и естественнонаучному  материалу.

Должен знать:

-эколого-географическую характеристику родного края, его  географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;

- преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;

- характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;

- взаимодействие компонентов  экосистем Иркутской области;

- формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;

- использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

- заповедные места  и памятники природы родного края, их охраны.

– Устные опросы.

–  Оценка реферата, письменных, лабораторных   работ.

–   Изучение продуктов образовательной деятельности.

– Наблюдение за выполнением работ на теоретических и практических занятиях.

 – Оценка результатов выполнения  письменных   контрольных работ и тестов.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Владение  знаниями, умениями по профессии  в соответствии с ФГОС;

Наблюдение на занятиях

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Своевременность и качество выполнения учебных заданий; рациональность планирования и организации деятельности по изучению учебной дисциплины;

соответствие выбора методов выполнения заданий;

обоснованность постановки цели, выбора  и применения способа решения заданий  в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами;

 рациональное распределение времени на все этапы выполнения задания;

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для организации деятельности

аргументированность оценки эффективности и  качества решения поставленных задач.

Оценка преподавателем выполнения заданий   самостоятельной работы; оценка преподавателем  материалов самостоятельной работы, конспектов;                                          наблюдение, оценка преподавателем  выполнения практического задания.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность   коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта;

Оценка преподавателем обоснования собственной деятельности;

анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки деятельности на уроках.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии);

задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения  задачи;

пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п.;

определяет соответствие информации поставленной задаче;

классифицирует и обобщает информацию;

оценивает полноту и достоверность информации.

Наблюдение, оценка на занятиях.

OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях;

использует средства ИТ для обработки и хранения информации;

представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения;

создает  презентации в различных формах.

Наблюдение, оценка на занятиях.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Умеет позитивно  общаться;

признает чужое мнение;

грамотно и этично  выражает  мысли;

отстаивает собственное мнение в соответствии с ситуацией;

формулирует  и  аргументирует свою позицию;

выполняет письменные и устные  рекомендации;

общается по телефону в соответствии с этическими нормами;

включается в коллективное обсуждение рабочей ситуации.

Наблюдение, оценка на занятиях.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участие в мероприятиях военно – патриотической направленности, прохождение военнополевых сборов, посещение стрелкового тира.

Анализ портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология родного края. номинация "экологическая культура"

Значение регионального литературно-художественного журнала «Отчий край» в культурной, общественной и литературной жизни Волгоградской области (на конкурс научно-исследовательских работ "Экология родно...

Экология родного края.

В этой работе отражена работа учащихся по сохранению родников нашей местности. Какую помощь мы с учащимися оказываем по сохранению чистоты вод рек....

Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"

Тема урока "Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем"...

Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"

Тема урока "Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Ульяновской области"...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД.13 Экология

Программа была составлена для специальности ФГОС СПО 13.02.05 «Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях»...

рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"

рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"...