Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
рабочая программа по теме

Пыхова Марина Михайловна

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

Директор  ГБПОУ «УИЭТ»

____________Л.И. Комарова

«28» августа 2015 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины

ДУД.01 Экология родного края

для специальности 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

г. Урень

2015 г.


Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Уренский индустриально-энергетический техникум».

Разработчики:

Пыхова М.М.- мастер производственного обучения

Рассмотрено:                                                                    

МО  педагогических работников

общеобразовательных дисциплин

№___от______________2015 г.

Руководитель МО _________                                      

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДУД.01 Экология родного края

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины  «Экология родного края» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Экология  относится к общеобразовательному циклу дополнительных учебных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  •  Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Нижегородской области;
  • Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Нижегородской области;
  • Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Нижегородской области;
  • Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;
  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
  • Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания

В результате освоения дисциплины студент должен знать: 

  • Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
  • Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
  • Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
  • Взаимодействие компонентов экосистем Нижегородской области;
  • Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;
  • Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
  • Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 час, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часа;
  • самостоятельной работы обучающегося 45  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:

Сообщение о великих русских экологах;

Подготовить   сообщения  по   теме: « Круговорот веществ в природе»;

Подготовить сообщение об одной из экологических проблем;

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося;

Составить концепт идеальной городской квартиры;

Краткое описание экологических проблем;

Подготовить сообщение об ООПТ Нижегородской области;

Составить кроссворд на тему природных ресурсов;

Сообщение об экологических проблемах Нижегородской области

Рассказать об основных измерителях загрязнения воздуха, воды

Сообщение о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями

Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке

Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО

Сообщение о Повестке дня на 21 век

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Природные особенности родного края

Тема1.1

История освоения Нижегородской области

Содержание учебного материала

56

1

Этапы и вехи в освоении природы Нижегородской области. Первые остроги. Становление Нижнего Новгорода как административно- хозяйственного и торгового центра. Административно- территориальные преобразования Нижегородской области. Образование Нижегородской области. Устав, флаг и герб Нижегородской области.

6

2

2

История освоения Уренской земли.

Самостоятельная работа студента

Сообщение об образовании какого-либо населенного пункта Нижегородской области

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы, гербы Нижегородской области и Уренского района,  карта Нижегородской области

Тема 1.2

Эколого- географическая характеристика родного края

Содержание учебного материала

8

2

1

Природные  эколого-географические особенности Нижегородской области.  Расположение Нижегородской области, её крайние точки, протяженность, площадь границ. Формирование климата и природных условий. Природные комплексы Нижегородской области.

2

Определение по карте географического положения Нижегородской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты.

3

Демография Нижегородской области и её районов.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы,  карта России, карта Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Объяснить демографическую ситуацию в области

Объяснить демографическую ситуацию в районе

4

Тема 1.3 Характеристика природных ресурсов и природопользования в Нижегородской области.

Содержание учебного материала

18

2

1

Природно-ресурсный потенциал области и его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика.

2

Минерально-сырьевые ресурсы Нижегородской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана. Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

3

Водные ресурсы Нижегородской области. Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно-гигиеническое состояние его источников

4

Растительный и животный мир Нижегородской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Негативные воздействия на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.

5

Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.

6

Земельные ресурсы. Почвенные ресурсы.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы, карта Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Сообщение или презентация об одной из рек Нижегородской области

Сообщение или презентация об одном из  месторождений полезных ископаемых Нижегородской области

Объяснить причины облесения Нижегородской области

Составить почвенную карту Нижегородской области

10

Тема 1.4

Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.

Содержание учебного материала

4

2

Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. Характеристика наиболее распространенных представителей животного и растительного мира Нижегородской области. Характеристика растений и животных занесенных в Красную книгу региона

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы, карта Нижегородской области, красная книга Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Сообщение или презентация о видах животных или растений занесенных в красную книгу Нижегородской области

4

Раздел 2. Природа Нижегородской области, её использование и охрана

53

Тема 2.1

Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана.

Содержание учебного материала

18

2

1

Формы взамодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем

Взаимодействие человека с природой, её охрана. Природно-территориальные комплексы. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

2

Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающую среду. Радиационная ситуация в Нижегородской области. Загрязнение диоксинами и ртутью.

3

Шумовое и электромагнитное загрязнение, отходы производства и потребления.

4

Транспорт Нижегородской области. Влияние автотранспорта на окружающую среду.

5

Региональные экологические проблемы. Состояние окружающей среды Нижегородской области. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения. Демографическая ситуация в Нижегородской области.

6

Определение основных источников загрязнения окружающей среды Нижегородской области.

7

Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды в близлежащих территориях.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта Нижегородской области, карта Нижнего Новгорода

Самостоятельная работа студента

Пути решения экологических проблем

8

Тема 2.2

Заповедные места и памятники природы родного края.

Содержание учебного материала

10

2

Государственные природные заповедники и заказники Нижегородской области и их характеристика.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, книга ООПТ Нижегородской области, карта Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Сообщение или презентация об ООПТ Нижегородской области

2

Тема 2.3

Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.

Содержание учебного материала

10

2

1

Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Нижегородской области и их деятельности. Природоохранное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды.  Государственные экологические программы.

2

Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и другие. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. Нижегородская региональная система экологического мониторинга.

3

Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание.

4

Определение степени изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Нижегородской области с целью охраны природы.  

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Сообщение или презентация об экологических движениях

Рассказать о государственных экологических программах

5

Глава 3. Промышленность Нижегородской области

26

Тема 3.1.

Промышленные центры Нижегородской области

Содержание учебного материала

8

2

1

Нижний Новгород. Влияние промышленности, расположенной в городе.

2

Дзержинск. Влияние промышленности, расположенной в городе.

3

Кстово, Павлово. Влияние промышленности, расположенной в городе.

4

Бор, Кулебаки, Заволжье. Влияние промышленности, расположенной в городе.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Сообщение или презентация по одному из крупных промышленных центров Нижегородской области

2

Тема 3.2.

Полигоны ТБО Нижегородской области

Содержание учебного материала

4

2

Полигоны ТБО Нижегородской области и их влияние на окружающую среду.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО в Нижегородской области

2

Тема 3.3.

Сельское хозяйство

Содержание учебного материала

4

2

Крупные поставщики сельскохозяйственной продукции. Влияние на окружающую среду.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта Нижегородской области

Самостоятельная работа студента

Краткое описание экологических проблем, связанных с сельским хозяйством

Состояние окружающей среды Нижегородской области

Карта загрязнения окружающей среды города Урень

6

Всего

135

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета: 

  • рабочая доска;
  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты).

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук; компьютер
  • интерактивная доска;
  • колонки.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Свет в моей судьбе. Уренский район: дорогами истории / Т.Чернышова. -  Урень, 2002.
  2. Поветлужье. Природа, население, хозяйство, экология. Выпуск 1 / Науч. ред. Ф.М. Баканина, Б.И. Фридман. – Н. Новгород: Ассоциация «Поветлужье», 2004. – 384 с.
  3. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень / Бакка С.В. Киселева Н.Ю. - Н. Новгород, 2008. - 560 с.
  4. Родники Нижегородской области /  Баканина Ф.М., Пияшова С.Н., Юртаев А.А. - Н.Новгород: БИКАР, 2009. - 112 с.
  5. Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2006
  6. Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
  7. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2007
  8. Чернова, Н.М., Глушин, В.М., Константинов, В.М. Основы экологии: Учеб. Для  10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – М.: Дрофа, 2002

Дополнительные источники:

  1. Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007
  2. Алексеев С.В. Экология СПб,2008
  3. Будыкл М. И. Глобальная  экология.М,2008
  4. Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009
  5. Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема  твёрдых  бытовых  отходов М.,2007
  6. Шилов И.А. Экология .М.,2009
  7. Путилов А.В. Охрана  окружающей  среды .М,2006
  8. Уатт К. Экология  и  управление  природными  ресурсами .М,2007

Интернет  ресурсы :

1. hi-edu.ru 

2. otherreferats.allbest.ru 

3. p0d.ru 

4. voronova-on.ru 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  •  Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Нижегородской области;
  • Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Нижегородской области;
  • Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Нижегородской области;
  • Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;
  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
  • Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания

В результате освоения дисциплины студент должен знать: 

  • Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
  • Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
  • Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
  • Взаимодействие компонентов экосистем Нижегородской области;
  • Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;
  • Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
  • Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.

Тесты;

 

Самостоятельная работа;

Зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Экология и автомобиль"

Содержит тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала для профессий автомеханик....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по ...

Рабочая программа учебной дисциплины "История родного края"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Рабочая программа учебной дисциплины   «История родного края» разработана в соответствии с ФГОС по профессии 13450 «Маляр», с учетом ряда требований Федерального госу...