Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
рабочая программа по теме

Пыхова Марина Михайловна

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа Экология206 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

Директор  ГБПОУ «УИЭТ»

____________Л.И. Комарова

«28» августа 2015 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.17 Экология

для специальности 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

г. Урень

2015 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Уренский индустриально-энергетический техникум».

Разработчики:

Пыхова М.М.- мастер производственного обучения

Рассмотрено:                                                                    

МО  педагогических работников

общеобразовательных дисциплин

№___от______________2015 г.

Руководитель МО _________                                      

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.17 Экология

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины  «Экология» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Экология  относится к общеобразовательному циклу общих учебных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  • методы экологического регулирования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории;
  • принципы производственного экологического контроля;
  • условия устойчивого состояния экосистем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
  • самостоятельной работы обучающегося  36  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

Сообщение о великих русских экологах;

Подготовить   сообщения  по   теме: « Круговорот веществ в природе»;

Подготовить сообщение об одной из экологических проблем;

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося;

Составить концепт идеальной городской квартиры;

Краткое описание экологических проблем;

Подготовить сообщение об ООПТ Нижегородской области;

Составить кроссворд на тему природных ресурсов;

Сообщение об экологических проблемах Нижегородской области

Рассказать об основных измерителях загрязнения воздуха, воды

Сообщение о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями

Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке

Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО

Сообщение о Повестке дня на 21 век

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

3

2

Самостоятельная работа студента

Сообщение о великих русских экологах

2

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы.

Раздел 1.  Экология как научная дисциплина

21

Тема 1.1 Общая экология

Содержание учебного материала

4

2

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы, схемы круговоротов веществ

Самостоятельная работа студента

Подготовить   сообщения  по   теме: « Круговорот веществ в природе»

2

  Тема1.2.

Социальная экология

Содержание учебного материала

5

2

1

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.

2

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

3

Демография и проблемы экологии.

4

Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы.

Самостоятельная работа студента

Подготовить сообщение об одной из экологических проблем.

2

Тема1.3. Прикладная экология

Содержание учебного материала

4

2

1

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.

2

Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, комплект литературы.

Самостоятельная работа студента

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося.

Сообщение об экрологических проблемах Нижегородской области

4

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

36

Тема 2.1

Среда обитания человека

Содержание учебного материала

4

2

1

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

2

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Рассказать об основных измерителях загрязнения воздуха, воды

2

 Тема 2.2

Городская среда

Содержание учебного материала

4

2

1

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.

2

Шум и вибрация в городских условиях.

3

Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Составить концепт идеальной городской квартиры

Сообщение о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями

4

Тема 2.3.

Экологические вопросы строительства в городе

Содержание учебного материала

4

2

1

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе.

2

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке

2

Тема 2.4.

Дороги и дорожное строительство в городе

Содержание учебного материала

4

2

1

Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе.

2

Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

-

Тема 2.5.

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.

Содержание учебного материала

4

2

1

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации.

2

Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО

2

Тема 2.6.

Сельская среда

Содержание учебного материала

4

2

1

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

2

Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Краткое описание экологических проблем

2

Раздел 3. Концепция устойчивого развития

22

Тема 3.1.

Возникновение концепции устойчивого развития

Содержание учебного материала

4

2

1

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

2

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Сообщение о Повестке дня на 21 век

2

Тема 3.2.

Эволюция взглядов на устойчивое развитие.

Содержание учебного материала

4

2

1

Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

2

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Высказать свое мнение о концепции устойчивого развития

2

Тема 3.3

Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

Содержание учебного материала

4

2

1

Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

2

Экологические след и индекс человеческого развития.

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

4

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа студента

Придумать экологическую задачу

2

Раздел 4. Охрана природы

24

Тема 4.1.

Природоохранная деятельность.

Содержание учебного материала

4

2

1

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы.

2

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, книга ООПТ Нижегородской области.

Самостоятельная работа студента

Подготовить сообщение об ООПТ Нижегородской области

2

Тема 4.2.

Экологические кризисы и экологические ситуации.

Содержание учебного материала

6

2

1

Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана.

2

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Самостоятельная работа студента

Составить кроссворд на тему природных ресурсов

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России.

Тема 4.3.

Природные ресурсы и способы их охраны.

Содержание учебного материала

6

1

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России.

2

2

Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России.

Самостоятельная работа студента

 Сообщения на тему «Особо охраняемые природные территории России»

Презентации  на тему «Особо охраняемые природные территории Нижегородской области»

4

Всего

54

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета: 

  • рабочая доска;
  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты).

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук; компьютер
  • интерактивная доска;
  • колонки.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2006
  2. Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
  3. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2007
  4. Чернова, Н.М., Глушин, В.М., Константинов, В.М. Основы экологии: Учеб. Для  10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – М.: Дрофа, 2002

Дополнительные источники: __

  1. Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007
  2. Алексеев С.В. Экология СПб,2008
  3. Будыкл М. И. Глобальная  экология.М,2008
  4. Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009
  5. Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема  твёрдых  бытовых  отходов М.,2007
  6. Шилов И.А. Экология .М.,2009
  7. Путилов А.В. Охрана  окружающей  среды .М,2006
  8. Уатт К. Экология  и  управление  природными  ресурсами .М,2007

Интернет  ресурсы :

1. hi-edu.ru › e-books/xbook101/01/part-007.htm

2. otherreferats.allbest.ruЭкология и охрана природы00086315_0.html 

3. p0d.ru › news/data_html/aaaaacaaa.html

4. voronova-on.ru › prirodopolzovanie…index.html


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • условия устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  • методы экологического регулирования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории;
  • принципы производственного экологического контроля;
  • условия устойчивого состояния экосистем.

Тесты;

 

Самостоятельная работа;

Зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...