Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
рабочая программа по теме

Пыхова Марина Михайловна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа58.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Уренский индустриально-энергетический техникум»

                                                                    Утверждаю:

                                                                                         Директор ГБПОУ УИЭТ

.

                                                                                  « 28 » августа 2015 г.

______________________

Л.И. Комарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

г. Урень,

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум».

Разработчик: Пыхова Марина Михайловна – преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум».

Рассмотрено:                                                                    

МО  педагогических работников

специальных дисциплин

№   1 от 28 августа 2015 г.                                  

Руководитель МО _________                                       

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в сельскохозяйственной деятельности;
  • использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • принципы рационального природопользования;
  • источники загрязнения окружающей среды;
  • государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
  • экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48  часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Составление таблиц по основным компонентам среды

Экологическая ситуация моего города или села

Сравнение типов взаимоотношений в экосистеме

Составить монолог на тему «Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы»

Сообщение на тему «Севообороты и их экологическая роль».

Сообщение на тему «Сельское хозяйство без химии».

 Изучение экологического состояния территории Уренского техникума

Оценка состояния водных объектов, состояния воздушной среды города Урень

Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места

Рассказать о редких вида растений и животных на территории Нижегородской области.

Сообщение на тему ООПТ территории Нижегородской  области

Сообщения по теме «Глобальные экологические катастрофы. Их причины и последствия»

20

Итоговая аттестация в форме зачета     

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Формирование компетенции ОК/ПК

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

10

Тема 1.1. Международное значение экологических основ природопользования

Предмет природопользования, связь с экологией, основные задачи, история развития. Всемирные организации

2

ОК 1-7

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 1.2. Компоненты окружающей среды

Основные понятия физических компонентов, социально-экономических и социальных компонентов

2

ОК 1-7

1

Самостоятельная работа

Составление таблиц по основным компонентам среды

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 1.3. Экологические проблемы России

Нерациональное природопользование и причины тяжелого экологического положения России

2

ОК 1-7

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Экологическая ситуация моего города или села

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Раздел 2. Естественные экосистемы

7

Тема 2.1. Экологическое равновесие естественных экосистем

Признаки экологического равновесия в экосистеме. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения. Что такое суксенции экосистем

2

ОК 1-7

2

Самостоятельная работа

Сравнение типов взаимоотношений в экосистеме

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 2.2. Причины нарушений стабильности экосистем. Разнообразие экологических систем Земли

Причины нарушения стабильности, исчезновение популяций. Влияние промышленности и сельского хозяйства на флору и фауну, на человека

Виды экосистем. Их использование человеком. Основные причины нарушения экологических систем.

2

ОК 1-7

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение на тему «Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы»

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Раздел 3. Агроэкосистемы

6

Тема 3.1 Ресурсы агроэкосистемы

Почвы. История образования и обработки, контроль сорняков, вредителей и болезней. Севооборот

2

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 3.2 Сельскохозяйственные загрязнения

Типы загрязнений. Опасность загрязнения нитратами. Пути уменьшения загрязнения

2

ОК 1-7

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение на тему «Севообороты и их экологическая роль».

Сообщение на тему «Сельское хозяйство без химии».

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Раздел 4. Городские экосистемы

5

Тема 4.1 Особенности городских экосистем

Уровень урбанизации. Построение демографических графиков. Изменение качеств окружающей среды в крупном городе. Характеристика городской среды.

2

ОК 1-7

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 4.2. Виды загрязнений городской экосистемы

Радиоактивное загрязнение. Шумовое загрязнение. Пылевое загрязнение. Проблема утилизации отходов. Пути решения проблем городской экосистемы.

2

ОК 1-7

1

Самостоятельная работа

 Изучение экологического состояния территории Уренского техникума

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Раздел 5. Промышленные экологии

8

Тема 5.1. Система взаимодействия производство - окружающая среда

Взаимодействие производства и окружающей среды. Поддерживание экологического равновесия

1

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 5.2. Малоотходные, энерго и ресурсосберегающие технологии

Основные принципы безотходных и малоотходных технологий, коэффициент безотходности. Инновационные технологии

2

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 5.3. Загрязнение окружающей среды

Таблица загрязнений окружающей среды. Проблемы озонового слоя. Диоксид углерода и парниковый эффект. Энергетическое загрязнение окружающей среды.

3

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 5.4. Нормирование качества окружающей среды

Экологическое нормирование: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН. Суть экологического резерва системы.

2

ОК 1-7

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Оценка состояния водных объектов, состояния воздушной среды города Урень

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, пример экологической документации на предприятии

Раздел 6. Экология человека

6

Тема 6.1. История развития экологии человека

Основные понятия экологии человека. Что является объектом, предметом и целью данного направления. Становление экологии человека

1

ОК 1-7

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 6.2. Механизм приспособления к окружающей среды

Механизм гомеостаза, основной механизм приспособления. Роль стресс-реакции в механизме приспособления. Роль иммунной системы

1

ОК 1-7

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 6.3. Влияние антропогенных факторов на здоровье человека.

Виды комбинированного действия химического вещества на живые организмы. Влияние ксенобиотиков, веществ-мутогенов.

2

ОК 1-7

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Раздел 7. Охрана окружающей среды рациональное природопользование

8

Тема 7.1. Популяционно-видовой уровень охраны

Что такое Красная книга? Уровни охраны. Генные банки. Охрана отдельных видов.

2

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, Красная книга Нижегородской области

Тема 7.2. Охрана экосистемы.

Основные понятия – заповедник, заказник, национальный парк. Памятники природы. Известные ООПТ в Нижегородской области, в России.

4

ОК 1-7

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Рассказать о редких вида растений и животных на территории Нижегородской области.

Сообщение на тему ООПТ территории Нижегородской  области.

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области, Красная книга Нижегородской области, книга ООПТ Нижегородской области

Раздел 8. Использование и мониторинг окружающей среды

16

Тема 8.1. Основные виды мониторинга. Системы и средства мониторинга

Определение мониторинга. Задачи и методы мониторинга. Классификация мониторинга. Поэтапное изучение окружающей среды.

2

ОК 1-7

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 8.2. Использование и мониторинг атмосферного воздуха

Рациональное использование и охрана атмосферы. Использование радиозондов, аэролабораторий, метеоракет, аэроспутниковых систем. Акустические и радиоакустические методы контроля.

2

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области

Тема 8.3. Использование и мониторинг поверхностных вод

Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Изучение спектра волн в широком диапазоне. Изучая толщину покрытия, химические виды загрязнений

2

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области

Тема 8.4. Радиационный мониторинг

Естественный радиационный фон, искусственный радиационный фон. Радиационная обстановка России, Нижегородской области. Методы изучения.

2

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области

Тема 8.5. Использование и мониторинг почвы

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. Аэрокосмические исследования, радиофизические средства контроля, пассивный радиометрический метод контроля

2

ОК 1-7

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области

Тема 8.6. Использование и мониторинг животного и растительного мира.

 

Рациональное использование и охрана животного и  растительного мира. Мониторинг биоразнообразия, работы по учету редких и исчезающих видов, негативном влиянии, а так же защите от пожаров. Мониторинг наблюдает за изменениями лесного фонда, за лесовосстановлением.

2

ОК 1-7

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме «Глобальные экологические катастрофы. Их причины и последствия»

4

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области

Всего:

68

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тема 2.2 Ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала

1

Воздухоохранная деятельность на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

2

Водоохранная деятельность на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

3

Обращение с отходами на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

4

СЗЗ предприятий, водоохранные зоны и зоны санитарной охраны. Нормирование и ОВОС.

2

ОК 2-4, 6-8

2

5

Экологическая документация на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

Всего:

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска,  наглядные пособия (учебники, опорные конспекты), компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области, Красная книга Нижегородской области, книга ООПТ Нижегородской области

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.  Константинов В. М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2014.

2.  Трушина Т. П. Экологические основы природопользования – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

1.  Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009;

2.  Вильчинская О. В., Воробьев А. Е. , Дьяченко В. В. , Корчагина А. В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.

3.  Козачек А. В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2008.

4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – М.: Академия, 2014.

Интернет ресурсы:

1. http://ecology-portal.ru/

2. http://mineco-nn.ru/

3. http://www.priroda.su/

4. http://ecologico.ru/

5. http://ecologysite.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в сельскохозяйственной деятельности;
  • использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • принципы рационального природопользования;
  • источники загрязнения окружающей среды;
  • государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
  • экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности

Тесты

Самостоятельная работа

Зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОП.04 Экологические основы природопользования разработана для внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...