Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
рабочая программа по теме

Пыхова Марина Михайловна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.08 Электрификация и автоматизации сельского хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа43.04 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

Директор ГБПОУ УИЭТ

_________Комарова Л.И

«__» сентября 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ЕН.02 «Экологические основы природопользования»

для специальности 35.02.08  Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

г. Урень

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.08 Электрификация и автоматизации сельского хозяйства.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Уренский индустриально-энергетический техникум»   (ГБПОУ УИЭТ)

Разработчики:

Пыхова М.М - преподаватель

Рассмотрено:                                                                                                                        

МО  общеобразовательных дисциплин                                                                                

________________ 2015 г.                                                                          

Руководитель МО___________                                                                                                  


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08  «Электрификации и автоматизации сельского хозяйства».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является дисциплиной естественно-научного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  • методы экологического регулирования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории;
  • принципы производственного экологического контроля;
  • условия устойчивого состояния экосистем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40  часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Подготовить сообщение на тему «Современное состояние окружающей среды любого региона России»

Выписать законы, регулирующие охрану и использование атмосферы

Выписать законы, регулирующие использование и охрану водных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану недр

Выписать законы, регулирующие использование и охрану земельных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану животного мира

Выписать законы, регулирующие использование и охрану растительного мира

Подготовить сообщение об одной из международных экологических организаций

Подготовить сообщение об истории Российского природоохранного законодательства

Подготовить сообщение о международных связях, взаимоотношениях Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды

20

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Формирование компетенции ОК/ПК

Уровень освоения

1

2

3

5

4

Введение.

Введение. Цели и задачи дисциплины.

2

ОК 2-4, 6-8

1

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, электронная презентация «Дисциплина экологические основы природопользования».

Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества

36

Тема 1.1. Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

Современное состояние окружающей среды. Воздействие экологических факторов на человека.

2

ОК 2-4, 6-8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение на тему «Современное состояние окружающей среды любого региона России»

2

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, электронная презентация «Экологические факторы».

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

1

Использование и охрана атмосферы

2

ОК 2-4, 6-8

2

2

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

2

ОК 2-4, 6-8

2

3

Использование и охрана недр

2

ОК 2-4, 6-8

2

4

Использование и охрана земельных ресурсов

2

ОК 2-4, 6-8

2

5

Использование и охрана растительности

2

ОК 2-4, 6-8

2

6

Использование и охрана животного мира

2

ОК 2-4, 6-8

2

7

Охрана ландшафтов

2

ОК 2-4, 6-8

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор,  комплект литературы, электронные презентации: «Почвы России», «Охрана земельных ресурсов», «Рациональное использование водных ресурсов», видео «Недра земли», Красная книга Нижегородской области, книга «ООПТ Нижегородской области».

Самостоятельная работа обучающихся:

Выписать законы, регулирующие охрану и использование атмосферы

Выписать законы, регулирующие использование и охрану водных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану недр

Выписать законы, регулирующие использование и охрану земельных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану животного мира

Выписать законы, регулирующие использование и охрану растительного мира

12

2

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материала

1

Загрязнение атмосферы

2

ОК 2-4, 6-8

2

2

Загрязнение водных ресурсов

2

ОК 2-4, 6-8

2

3

Загрязнение почвы

2

ОК 2-4, 6-8

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, электронные презентации: «Охрана водных ресурсов», «Охрана земельных ресурсов», «Загрязнение атмосферы».

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

22

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по охране природы. Природоохранный надзор.

Содержание учебного материала

1

Организация рационального природопользования и охраны природы в РФ

2

ОК 2-4, 6-8

2

2

Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы

2

ОК 2-4, 6-8

2

3

Экономические аспекты охраны окружающей среды

2

ОК 2-4, 6-8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение об одной из международных экологических организаций

Подготовить сообщение об истории Российского природоохранного законодательства

Подготовить сообщение о международных связях, взаимоотношениях Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды

6

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, электронные презентации: «Природопользование», «Рациональное природопользование».

Тема 2.2 Ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала

1

Воздухоохранная деятельность на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

2

Водоохранная деятельность на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

3

Обращение с отходами на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

4

Плата за загрязнение окружающей среды на предприятиях

2

ОК 2-4, 6-8

2

5

СЗЗ предприятий, водоохранные зоны и зоны санитарной охраны. Нормирование и ОВОС.

2

ОК 2-4, 6-8

2

6

Экологическая документация на предприятии

2

ОК 2-4, 6-8

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор, образцы экологической документации, электронные презентации «Защита окружающей среды на предприятии»,  «Санитарно-защитные зоны».

Всего:

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.  Константинов В. М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2010.

2.  Трушина Т. П. Экологические основы природопользования – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

1.  Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009;

2.  Вильчинская О. В., Воробьев А. Е. , Дьяченко В. В. , Корчагина А. В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.

3.  Козачек А. В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2008.

Интернет ресурсы:

1. http://ecology-portal.ru/

2. http://mineco-nn.ru/

3. http://www.priroda.su/

4. http://ecologico.ru/

5. http://ecologysite.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  • методы экологического регулирования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории;
  • принципы производственного экологического контроля;
  • условия устойчивого состояния экосистем.

Тесты

Самостоятельная работа

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и  бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для специальности О8.02.01 «Строительство и экс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионально...