рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"
рабочая программа

Южакова Татьяна Ивановна

рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        ОДБ.12.         РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2019 г.


Согласовано
на заседании цикловой комиссии
протокол № 1 от 30 августа2019 г.

_____________/ С.А. Яковенко                              

Утверждаю
заместитель директора по УВР

__________  И.В. Накладнова

«___»____________2019 г.

Программа учебной дисциплины «Родная литература» для профессии «Повар-кондитер».

Программа разработана на основе примерной программы «Русский язык и литература. Литература», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол№3 от 21 июля 2015 г.).                                                

Автор: Южакова Татьяна Ивановна, преподаватель.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………….4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ                   ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………….5                                                                                                                                                            

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....................................................................9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..10


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родная литература»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

Учебная дисциплина «Родная литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла (базового) основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Повар-кондитер».

Учебная дисциплина «Родная литература» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.

Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися.

Адаптированная программа разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха, нарушения двигательной активности, нарушения зрения, соматические заболевания), обучающихся совместно с другими обучающимися в учебной группе по профессии.

Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.                                                                                  

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01,

ОК 02,

ОК 03,

ОК 05,

ОК 06;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- эстетическое отношение к миру;

- умение учитывать исторический, историко-культурный         − контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.

- устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношения к ним;

- навыки различных видов анализа литературных произведений;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- представление о системе стилей языка художественной литературы.

 - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

 - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

- уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в том числе:

теоретическое обучение

36

лабораторные работы (если предусмотрено)

0

практические занятия (если предусмотрено)

0

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа

Итоговая аттестация

0*

*Примечание: Предусмотрен комплексный экзамен по русскому языку,  литературе и родной литературе.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Тема 1.1.

Русская литература второй половины XIX века. А.Н. Островский.

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК. 02

ОК.03

ОК.05

ОК 06

Русская литературно-критическая и философская мысль. Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60-90-х годов XIX века. Тематика пьесы «Бесприданница». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. Обличение самодурства, невежества и грубой силы. Душа Лрисы пытается вырваться наружу из железных тисков «правды».

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.2.

И.А. Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества

 

Содержание учебного материала

6

ОК.01

ОК. 02

ОК.03

ОК.05

ОК 06

Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. «Обрыв». Психологический роман, описывающий внутренний мир и его изменения под влиянием происходящих событий. Основной конфликт романа – конфликт старого с новым. Роман «Обрыв» и современность.

В том числе,  практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.3.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

Содержание учебного материала

6

ОК.01

ОК. 02

ОК.03

ОК.05

ОК 06

Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы в России в 60 - 70 г. XIX века. Конфликт дворянских либералов и разночинцев - демократов. Смысл название романа. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа (А.И. Герцен, М.А. Антонович, Д.И. Писарев и др.). Художественное своеобразие романа. Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа. Мировое значение творчества И.С. Тургенева.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.

Тема 2.1.

А.И. Куприн. Краткий очерк жизни и творчества

Традиции русской литературы. «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. Смысл споров о сильной бескорыстной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры.

6

ОК.01

ОК. 02

ОК.03

ОК.05

ОК 06

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 3.  ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ.

Тема 3.1. М.А. Булгаков.

Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Булгакова. Роман «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - роман о братоубийственной войне, о судьбе людей в революционные годы. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив романа. Главный вопрос автора: кто заплатит за напрасно пролитую кровь? Роман «Мастер и Маргарита». Отражение в романе советской действительности и глубина философской проблематики. Проблема слова и дела в романе. Тема искусства. Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения. Проблема любви и жизни. Вечные и приходящие ценности (свет и покой, проповедь и насилие). Зыбкость человеческого существования. Тема подвига, самопожертвования и предательства. Христианские мотивы в романе. Высокий гуманистический пафос в произведении. Общечеловеческая ценность творчества М.А. Булгакова.

6

ОК.01

ОК. 02

ОК.03

ОК.05

ОК 06

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.2. М.А. Шолохов

«Донские рассказы». Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Описание жизни донских казаков. Воспитание нового поколения на традициях старшего

6

ОК.01

ОК. 02

ОК.03

ОК.05

ОК 06

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Курсовой проект (работа) - не предусмотрен учебным планом

-

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)- не предусмотрено учебным планом

-

Промежуточная аттестация

-

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-рабочее место преподавателя;

-рабочие места студентов;

Средства обучения:

- комплект учебно-методической документации.

- плакаты, портреты поэтов и писателей

Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно – психические нарушения, соматические заболевания).

Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).

Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Печатные издания

  1. Роговер Е.С. Русская литература I половины XIX в: Учебное пособие. - СПб., М.:САГА: ФОРУМ, 2015. - (Профессиональное образование).
  2. Роговер Е.С. Русская литература II половины ХIХ века: Учебное пособие. -СПб., М.:САГА: ФОРУМ, 2015. - (Профессиональное образование).

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

http://soshinenie.ru/proza-v-russkoj-literature-vtoroj-poloviny-xix-veka/Жанры литературы в русской литературе второй половины XIX века

http://sochland.ru/sub2/?id=25Русская литература второй половины XIX века

http://www.kalitva.ru/153103-russkaya-literatura-pervoj-poloviny-xix-veka.html Русская литература первой половины XIX века

http://11klasov.ru/literature/27-analiz-proizvedeniy-russkoy-literatury-xx-veka-11-klass-ivanova-ev.htmlАнализ произведений русской литературы XX века. 11 класс - Иванова Е.В.

3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)

  1. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века. М., «Экзамен», 2016
  2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - М.: Айрис-пресс, 2015.
  1. Михайлова Е.В. Литература. Сдаём без проблем. М., Эксмо, 2015.
  2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./ Под ред. Тимофеева Л.И., Тураева СВ. - М.: Просвещение, 2015
  3. Русские писатели: Библиографический словарь в 2-х томах./ Под ред. Николаева П.А. - М: Просвещение, 2014.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношения к ним;

- навыки различных видов анализа литературных произведений;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- представление о системе стилей языка художественной литературы.

 - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

 - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

- уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Критерии оценки устного опроса:

Оценка 5(отлично): Студент должен глубоко и четко владеть учебным материалом по заданным темам. Составить по излагаемому вопросу, четкий ответ, ответить на вопросы.

Оценка 4(хорошо): Ставится в том случае, если обучающийся в полной мере освоил учебный материал, по форме и изложения ответа имеют отдельные неточности, некоторые недочеты и замечания. Оценка 3 (удовлетворительно): Ставится если, обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его не полностью, не последовательно, не отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка 2(неудовлетворительно): Ставится, если обучающийся имеет разрозненные бессистемные знания, искажает смысл, неверно отвечает на вопросы.

Оценка результата устного опроса

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - эстетическое отношение к миру;

- умение учитывать исторический, историко-культурный         − контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет -ресурсов и др.);

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.

Критерии оценки сочинения:

- «Соответствие теме»;- «Аргументация.

- Привлечение литературного материала»;

- «Композиция и логика рассуждения»;

- «Качество письменной речи»;

- «Грамотность».

Оценка 5(отлично):

Если соблюдены все пять основных критериев.

Оценка 4(хорошо):

Если критерии раскрыты, но не полностью.

Оценка 3 (удовлетворительно):

Если критерии раскрыты наполовину.

Оценка 2(неудовлетворительно):

Если критерии не раскрыты или раскрыты неверно

Оценка результатов

написания сочинения, сочинения – рассуждения.

Для осуществления мероприятий итоговой  аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.

С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.)  В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).

Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование и т.д.) При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.

В качестве внешних экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются председатель цикловой комиссии и (или) преподаватель смежной дисциплины.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 "ЛИТЕРАТУРА" создана для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьют...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУПБ.02 Литература

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Рабочая программа обязательного учебного предмета «Литература» разработана на основании и в соответствии с- Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СОО) ...

Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»...