Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
рабочая программа

Плешакова Салтанат Турсуновна

Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности

23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_spetsialnost_tord_2021_prof_napr.docx86.36 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МСМТ

__________________Е.А.Малыхина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУДБ 01 Русский язык и литература. Литература

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей

2022г.

Одобрена и рекомендована

Предметной цикловой комиссией

Социально-гуманитарного профиля

Протокол № 10 от 17 июня 2022г

Председатель ПЦК

_________________ Карташова Г.В.

Согласовано:

Зам. директора по УР

________________Е.С. Засова

Организация–разработчик ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 

Разработчики

Плешакова С.Т., преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 

Рецензент внутренний:

Кенарь Е.И., зам. директора по НМР ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 

Рецензент внешний:

Яковлева В.Н., преподаватель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения профессиональной образовательной организации "Магнитогорский технологический колледж" имени В.П. Омельченко;

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине «Литература» (Приказ № 413 от 17.05.12 МОиН РФ), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература»,  одобренной ФГАУ «ФИРО» (Протокол №_3 от 21» июля 2015 года для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей


  1. СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. 4

  1. 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

  1. 5

  1. 3 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП:

  1. 6

  1. 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. 6

  1. 5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. 12

  1. 6 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. 32

  1. 7 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. 34

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т.п.), учитывая специфику программ подготовки специалистов среднего звена, осваиваемой специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования -программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования

Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, формировании представления о литературной эпохе, творчестве писателя, расширении тематики сочинений, увеличении различных форм и видов творческой деятельности. В содержании учебной дисциплины дополнительный материал для углубленного изучения выделен курсивом.

Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся.

Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».

Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.

Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.

Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.).

Литературные произведения для повторения позволяют отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.

Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы – изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.

Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

  1. 3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП:

Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В ГБПОУ МСМТ, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

  1. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую         тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть общими  (общеучебными) компетенциями по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки (раздел V, п. 5.1. ФГОС по профессии).

Для профессий СПО:

Код

компетенции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Умения: описывать значимость своей профессии (специальности)

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

ОК 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты


5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки, в том числе:

117

теоретическое обучение

97

лабораторно-практических занятий

20

Промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой

5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДБ 01 «Русский язык и литература. Литература»

№ учебного занятия

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1

Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Русская литература Х1Х века.

2

Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков.

Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

Для чтения и обсуждения. В.А.Жуковский «Песня», «Море», «Невыразимое».

Зарубежная литература (обзор с чтением фрагментов по выбору преподавателя). Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король».

Повторение. Основные тенденции развития литературы в конце XVIII — начале XIX века. Творчество М. В. Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина.

Теория литературы. Художественная литература как вид искусства. Периодизация русской литературы XIX—XX веков. Романтизм, романтический герой. Реализм.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари)

Контроль: устный опрос в парах

3

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

 Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аналитическая работа с текстами художественных произведений.

Контроль: устный опрос

4

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. 

Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А.С.Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: прочитать главу учебника

Контроль: устный опрос. Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).

5

Практическое занятие № 1

Анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Род занятий Евгения.

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания 

6

М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь.

Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов.

Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы,

чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений

Контроль: проверка аналитических материалов Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).

7

Н.В. Гоголь. 

Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие.

Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая работа по заданиям учебника; аналитическая работа с текстами художественных произведений;

Контроль: Аудирование; составление вопросов к тексту, ответы на вопросы

8

Практическое занятие № 2

Анализ повести Н.В.Гоголя «Портрет».

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

9

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе;

 написание различных видов планов;

Контроль: проверка планов, устный опрос

10

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского

Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; конспектирование; чтение; составление образной характеристики героев

Контроль: устный опрос.

11

Драма «Гроза». Творческая история драмы.

Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей).

Теория литературы. Драма. Комедия

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом художественного произведения

Контроль: устный опрос.

12

Самобытность замысла пьесы.

 Оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом  художественного произведения

Контроль: тест на знание содержания пьесы «Гроза»

13

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль:проверка опорного конспекта, устный опрос

14

Практическое занятие № 3

Катерина в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

15

Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова

Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление хронологической таблицы.

Контроль: проверка результатов  заполнения хронологической таблицы

16

Практическое занятие № 4

Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов». Реформы труда крепостных.

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

17

Своеобразие сюжета и жанра произведения.

Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа.

Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  Оценка романа «Обломов» в критике (тезисное конспектирование статьи Д.Писарева)

Контроль: проверка конспектов

18

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева

Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; конспектирование, устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе;

Контроль: проверка конспектов, устный опрос

19

Роман «Отцы и дети».

 Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: работа с текстами художественных произведений и критических статей

Контроль: тест

20

Базаров в системе образов романа.

Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Человек труда в образе Евгения Базарова.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстами художественного произведения, составление тезисного плана.

Контроль: проверка тезисов

21

Базаров и Одинцова. Базаров и родители.

Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстами.

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы.

22

Конфликт «отцов» и «детей».

Сущность споров. Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстами.

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы.

 Наизусть. Одно стихотворение в прозе (по выбору обучающихся).

23-24

Практическое занятие № 5

Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2

3

Контроль в форме оценивания сочинения

25

Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор)

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; конспектирование; чтение.

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы.

26

Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества.

Художественный мир писателя. Праведники Н.С.Лескова. Творчество Н.С.Лескова в 1870-е годы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление тезисного плана

Контроль: проверка конспекта

27

Повесть «Очарованный странник».

Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова.  Профессия Ивана Флягина.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом

Контроль: устный опрос

28

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы :Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение.

Контроль: проверка конспектов, устный опрос

29

Роман «История одного города».

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: конспект главы учебника: « Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы».

Контроль: проверка конспекта, устный опрос

30

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.

Мировоззрение писателя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль: проверка опорного конспекта

31

Роман «Преступление и наказание»

Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом.

Контроль: устный опрос

32

Теория Родиона Раскольникова. 

Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.

Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление тезисного плана

Контроль: проверка конспектов

33

Наказание преступника.

Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение

Контроль: проверка конспектов, устный опрос.


34

Петербург Достоевского.

Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение

Контроль: проверка конспектов, устный опрос.

35-36

Практическое занятие № 6

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2

3

37

Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография.

Духовные искания писателя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта.

Контроль: проверка опорного конспекта, устные ответы на вопросы

38

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа.

Символическое значение понятий «война» и «мир».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Чтение, комментированное чтение, составление тезисного плана.

Контроль: Проверка конспектов, устный опрос, карточки-задания для письменных ответов.

39

Особенности композиционной структуры романа. 

Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Чтение, комментированное чтение, составление тезисного плана.

Контроль: проверка тезисного плана, устный опрос.

40

Духовные искания Андрея Болконского. Реформы труда крепостных.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом художественного произведения

Контроль: устный опрос.

41

Духовные искания Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Реформы труда крепостных.

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом художественного произведения

1

2

Контроль: устный опрос.

42

Светское общество в изображении Толстого.

Художественное выражение взгляда Толстого на представителей светского общества

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:   устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе

Контроль: оценка устных и письменных вопросов

43

Авторский идеал семьи в романе.

Модель счастливой семьи в романе

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: Работа в группах  «Портрет семьи»

Контроль:  защита проектов


44

Правдивое изображение войны и русских солдат.

Толстовский принцип изображения войны  в романе.«Дубина народной войны»

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: чтение, комментированное чтение, составление опорного конспекта.  

Контроль: устный опрос, проверка опорного конспекта.

45

Партизанская война в романе.

Отношение Л.Н. Толстого к партизанской войне 1812 года

Роль и значение партизанского движения в победе над французами

Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: чтение, комментированное чтение, составление опорного конспекта.  

Контроль: устный опрос, проверка опорного конспекта.

46

Представитель народной войны. Образ Наполеона в романе.

Проблема русского национального характера  Народный полководец Кутузов. Авторская позиция в изображение войны. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: чтение, комментированное чтение,  составление сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона по предложенному плану

Контроль: устный опрос,  проверка сравнительной характеристики

47

«Севастопольские рассказы». 

Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н.Толстого.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта, конспектирование главы учебника  «Мировое значение творчества Толстого Л.Н.»

Контроль: проверка конспекта

48-49

Практическое занятие № 7

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

2

3

Контроль в форме оценивания сочинения

50

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. 

Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов A.П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта.

Контроль: проверка конспекта

51

Юмористические рассказы А.П.Чехова.

Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: конспектирование; чтение; комментированное чтение;

Контроль: проверка конспектов, устные ответы

52

Драматургия Чехова.

Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: конспектирование; чтение; комментированное чтение;

Контроль: проверка конспектов, устные ответы

53

Практическое занятие № 8 Анализ пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»». Реформы труда крепостных.

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

54

Обзор русской поэзии второй половины XIX века.

Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль: проверка опорного конспекта

55

Ф. И. Тютчев. Жизненный и творческий путь. Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

Философская и общественно-политическая лирика. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Контроль: проверка конспектов, сдача текстов наизусть

56

А. А. Фет. Жизненный и творческий путь.

Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А.Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Контроль: проверка конспектов, сдача текстов наизусть

57

А. К. Толстой. Жизненный и творческий путь.

Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Контроль: проверка конспектов, сдача текстов наизусть

58

Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь.

Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. Трудовой путь писателя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Контроль: проверка конспектов, сдача текстов наизусть

59

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция.

Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Реформы труда крепостных.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Контроль: проверка конспектов,

60

Практическое занятие № 9

Сравнение многообразия крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».  Человек труда в образах поэмы

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Русская литература ХХ века

61

Серебряный век как культурно-историческая эпоха.

Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.

Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, A.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.

Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль: проверка опорного конспекта

62

И. А. Бунин. Очерк жизни и  творчества.

Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Контроль: проверка конспектов,

63

Проза И.А.Бунина.

«Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.  Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Контроль: проверка конспектов,

64

А.И. Куприн. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся».

Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Трудовой путь писателя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление тезисного плана; участие в беседе;

Контроль: проверка тезисного плана

65

Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм.  

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление тезисного плана; участие в беседе;аудирование.

Контроль: проверка тезисного плана, контроль аудирования

66

Футуризм. Новокрестьянская поэзия.

 Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак).

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление тезисного плана; участие в беседе; аудирование.

Контроль: проверка тезисного плана контроль аудирования

67

М. Горький. Очерк жизни и творчества

Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль».

Творчество М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Трудовой путь писателя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: конспектирование; чтение; комментированное чтение;

Контроль: проверка конспектов, устные ответы

68

Практическое занятие № 10

Анализ пьесы М.Горького «На дне». Профессия, род занятий главных героев произведения

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

69

А. А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать»

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление тезисного плана, аудирование

Контроль: проверка тезисных планов, контроль аудирования

70

Литературный процесс 1920-х годов.

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам,

В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль: проверка опорного конспекта

71

В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества.

 Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Критика бюрократизма. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль: проверка опорного конспекта

72

Тема поэта и поэзии. Образ поэта-гражданина.

Новаторство поэзии Маяковского.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование, составление тезисного плана.

Контроль: проверка аудирования и тезисного плана

73

С.А. Есенин.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование, составление тезисного плана.

Контроль: проверка аудирования и тезисного плана

74

Развитие темы родины как выражение любви к России.

Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование, составление тезисного плана.

Контроль: проверка аудирования и тезисного плана

75

А.А. Фадеев.  Роман «Разгром».

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка плана-конспекта

76

Обзор литературы 30-х – начала 40-х годов

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка плана-конспекта

77

Отражение индустриализации и коллективизации в литературе 30-40 годов.

Поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.

Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

Развитие драматургии в 1930-е годы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка плана-конспекта

78

М.И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. «Если душа родилась крылатой…»

Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности.  Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка плана-конспекта

79

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Поиски духовных опор в искусстве и природе.

Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Теория поэтического слова О. Мандельштама.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: работа с текстом учебника,  аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная)

Контроль: проверка конспекта

80

Андрей Платонов. Сведения из биографии. Традиции русской сатиры в творчестве А.Платонова

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка плана-конспекта

81

И. Э. Бабель. Жизнь и творчество.  Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля.

Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

82

М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества.

Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям

романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

83

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.

Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Любовь и судьба Мастера.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений

Контроль: проверка аналитических материалов

84

Практическое занятие № 11

Сравнение фантастического и реалистического в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания


85

А.Н.Толстой. Очерк жизни и творчества.

Тема русской истории в творчестве писателя

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

86

Роман «Петр Первый».

 Художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстом

Контроль: проверка аналитических материалов

87

М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя

Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

88

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

89

Практическое занятие № 12

Оценка образа Григория Мелехова как путь поиска правды в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

90

Практическое занятие № 13

Сопоставительная характеристика женских образов в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (Наталья Мелехова и Аксинья Астахова)

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания


91

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

1

2

Публицистика военных лет.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А.Твардовский).

Публицистика военных лет (М.Шолохов, И. Эренбург, А.Толстой).

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В. Ажаева и др.

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

92

А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. «Я была тогда с моим народом».

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции,  индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами.

Контроль: проверка конспекта и  аналитических материалов.

93

Б.Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества. 

Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.

Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа. Героика труда в произведениях о ВОВ

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

94

Развитие литературы 1950—1980-х годов. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы.

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина.

Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

95

Творчество В.М. Шукшина. Герои - «чудики» в рассказах В.Шукшина

Художественное своеобразие прозы. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Человек труда в образе Егора Прокудина.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции,  индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами.

Контроль: проверка конспекта и  аналитических материалов

96

В. В. Быков. Жизнь и творчество.  Повесть «Сотников».

Художественное своеобразие прозы В.Быкова. Новое осмысление проблемы человека на войне. Образ Сотникова и Рыбака. Художественное своеобразие прозы В.Быкова. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции, выразительное чтение эпизода. Сравнение  образов  Сотникова и Рыбака.

Контроль: проверка конспекта,  выразительного  чтения эпизода , сравнения  образов  Сотникова и Рыбака.

97

В. Г. Распутин. Очерк жизни и творчества.  Актуальные и вечные проблемы в повести «Живи и помни». 

Художественное своеобразие прозы В.Распутина. Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность.  Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. Человек труда в образах повести.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: прочитать главу учебника,  анализ эпизодов произведения.

Контроль: фронтальный опрос,  анализа эпизодов произведения.

98

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество.  История создания книги «Колымские рассказы».

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве В.Т. Шаламова. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: прочитать главу учебника,  анализ эпизодов произведения.

Контроль: фронтальный опрос,  анализа эпизодов произведения.

99

Практическое занятие № 14

Сравнение творчества поэтов в 1950—1980-е годы. Поэзия Р. Гамзатова, Б.Окуджавы. Производственная тематика в поэзии

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

100

Драматургия 1950-1980-х годов.

Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А.Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А.Вампилова. «Поствампиловская драма».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

101

А.Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества.

Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир». Развитие жанра производственной (социологической) драмы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

102

Тема войны и памяти в лирике А.Т. Твардовского.

Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

103

А. И. Солженицын. Обзор жизни и творчества.

Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына (с обобщением ранее изученного). Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Публицистика А.И.Солженицына.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

104

Практическое занятие № 15

Анализ повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» по вопросам и заданиям.

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания .

105

А.В.Вампилов. Обзор жизни и творчества.

Проза А.Вампилова. Нравственная проблематика пьес А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

106

Драма «Утиная охота» 

Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

107

Три волны эмиграции русских писателей.

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

108

Три волны эмиграции русских писателей.

Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

109

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. «Задержанная» и «возвращенная» литература. 

Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-конспекта лекции

Контроль: проверка конспекта

110

Основные направления развития современной литературы.

Проза А. Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля, В.Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л. Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

111

Развитие разных традиций в поэзии.

Творчество  Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н. Горбаневской, А.Жигулина, В. Соколова, О.Чухонцева, А. Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

112

Драматургия постперестроечного времени.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

113

Обзор зарубежной литературы.

 Э. Хемингуэй «Старик и море».  П.Коэльо «Алхимик»

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами

Контроль: проверка аналитических материалов.

114-115

Практическое занятие № 16

Сочинение на тему «Мое любимое произведение».

2

3

Контроль в форме оценивания сочинения

116-117

Контрольно-проверочный урок

2

3

Уровни освоения знаний

1 уровень - Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 уровень - Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 уровень - Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

6. ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХВИДОВДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание

Поэзия второй половины XIX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы 1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом

Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

7.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного оборудования. Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству студентов;

 - рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Литература 10-11»

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

 Технические средства обучения: 

- компьютер

 - мультимедийный проектор

- экран

7.2 Информационное обеспечение обучения 

Основные источники:

  1. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) –М.,2016.
  2. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2-х частях-М.,2015.

Дополнительные источники:

1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2006.

2. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2007

3. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. 41 Лысого. – М., 2008.

4. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2006

5. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2006.

 6. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2007.

7. Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2006.

 8. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2007.

 9. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др.

Интернет – ресурсы:

www.gramota.ru 

rus.1september.ru

 www.alleng.ru 

ruslit.ioso.ru

 www.gramma.ru 

www.slovari.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.07 – «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Место дисциплины в структуре основной образовательной профессиональной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин:ПМ 01- техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОД.05 Информатика 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине  ОД.05 Информатика 23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей,  систем и агрегатов автомобилей»...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Литература» для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Комплект контрольно-оценочных средствпо учебной дисциплине   «Литература» для  специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОД 02. «ЛИТЕРАТУРА» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.07 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Литература» по специальности  23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей составлена с уче...

Рабочая программа по дисциплине «Экология» для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» разработанную преподавателем ГАПОУ КК «Новороссийский колледж строительства и экономики»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика» Базовый уровень программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Содержание программы общеобразовательной дисциплины "Математика"  направлено на достижение результатов её изучения в соответствии с требованиями  ФГОС СОО с учётом профессиональной...