Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
методическая разработка

Перевалов Андрей Анатольевич

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam-ya_bzh_pr.inf_.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

             «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»  

Методические указания
для внеаудиторной самостоятельной работы
«Безопасность жизнедеятельности»

по специальности:

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

 

Ачинск, 2019

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»  является частью основной профессиональной образовательной программы АКОТБ по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), разработанной в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом.  


Пояснительная записка.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена внеаудиторная самостоятельная работа, составляющая 50% от общего числа часов, отведенных на изучение курса.

В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Среди внутренних факторов, способствующих активизации самостоятельной работы выделяют следующие:

Полезность выполняемой работ заключается в том, что результаты самостоятельной работы могут быть использованы на семинарских и практических занятиях. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

Творческая деятельность. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе. Участие в олимпиадах по учебной дисциплине, творческих конкурсах.

В настоящем пособии приведены самостоятельные работы по «Основам безопасности жизнедеятельности» с указанием количества часов, отводимых на изучение темы, указано, в какой последовательности надо выполнять задания и краткие методические указания.

Учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 34 часа.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • Обучающие цели:

-обеспечить повторение студентами изученного материала, наиболее общих и существенных понятий, теорем и алгоритмов;

-предоставить студентам возможность использовать приобретенные знания;

-обеспечить проверку усвоения студентами изученного материала.

  • Воспитательные цели:

-создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

-обучать объективной оценке своих возможностей и успехов

-формировать навыки работы в заданном темпе;

-способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;

-осознание большой практической значимости дисциплины в жизни человека.

  • Интеллектуально-развивающие цели:

-создать условия для развития наблюдательности, памяти и внимания студентов;

-способствовать развитию навыков работы с большими объемами информации: поиску, отбору, анализу, оформлению необходимого материала;

-создать условия для проявлений творческого подхода к учебным задачам, выдвижению гипотез, постановке проблем и поиску путей их решения;

-обучать методам научного познания - анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала.

Виды внеаудиторной  самостоятельные работы студентов  по БЖ:

1.           Подготовка и написание, сообщений на заданные темы, причём  студенту предоставляется право выбора темы.

2.           Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

3.         Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.    

Данная внеаудиторная деятельность сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней    устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование  нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать  пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций,  других  выплат, а также  мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат,  используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий,  пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам  пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и  осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями,  нуждающимися в социальной поддержке и защите.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1.  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и    населения от негативных воздействий   чрезвычайных ситуаций;
  2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей  различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;  
  4. применять первичные средства пожаротушения;  
  5. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
  6. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;            
  7. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;  
  8. оказывать первую помощь пострадавшим;                

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной  безопасности России;  
  2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;    
  3. основы военной службы и обороны государства;  
  4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  5. способы защиты населения от оружия массового поражения;  
  6. меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  7. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;      
  8. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;  
  9. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;    
  10. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.                            

Внеаудиторная самостоятельная работа по БЖ выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов распределена по разделам и темам.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя: сообщение цели задания, раскрытие его содержания, сроков выполнения, определение ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа студентов осуществляется индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента является уровень освоения студентами учебного материала;

умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; умение студента находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями. Полнота выполнения внеаудиторной самостоятельной работы характеризует качества знаний студентов и оценивается по пятибалльной системе:
"Отлично"
- письменное задание выполнено полностью;
- материал оформлен в соответствии с требованиями;
- четкое и обоснованное изложение ответа.
"Хорошо"
- письменное задание выполнено полностью;
- в целом материал оформлен в соответствии с требованиями, но могут быть незначительные отклонения от требований;
- не совсем четкое и обоснованное изложение ответа.
"Удовлетворительно"
- письменное задание выполнено не полностью;
- оформление материала не соответствует требованиям;
- изложение ответа краткое и содержит некоторые неточности.
"Неудовлетворительно"
- письменное задание не выполнено.

Задания, выполняемые студентами самостоятельно, углубляют знания, полученные на лекции, позволяют пробудить и укрепить интерес к изучаемой дисциплине. Самостоятельная деятельность при выполнении заданий развивает умение работать с текстом учебника, вычленять главное, структурировать материал, обобщать и делать выводы.
Ниже по каждой теме представлены методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ и критерии оценки.

                ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Номер и название темы

Форма самостоятельной работы

Количество часов

Формируемые компетенции

Раздел 1. Гражданская оборона

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Составить схему.

3

ОК-3,4,7

ПК-1.1

2

Гражданская оборона

Письменная работа

5

ОК-6 ПК1.1,2.3

3

Современные средства поражения и их поражающие факторы

Составление кроссворда.

3

ОК-6 ПК1.1,2.3

4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Письменная работа

3

ОК-6 ПК1.1,2.3

5

Защитные сооружения гражданской обороны.

Письменная работа

3

ОК-6 ПК1.1,2.3

Раздел 2. Основы военной службы

6

Состав и организационная структура

Вооружённых Сил. Система руководства и

управления Вооружёнными Силами.

Письменная работа

7

ОК8, ОК9

7

Уставы ВС РФ

Подготовка сообщения.

4

ОК8, ОК9

8

Строевая подготовка

Практическая деятельность

3

ОК8, ОК9

9

Первая медицинская помощь

Презентация в PowerPoint.

4

ОК3


Методические указания по выполнению
внеаудиторных самостоятельных работ

Самостоятельная работа № 1

Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Цель: облегчение усвоения теоретического материала.

Пояснения к работе:

Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;

Перед составлением схемы прочтите текст целиком.

Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте.

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия.

При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.

Задание: Составление схемы «Структура РСЧС»

Список рекомендуемых источников:

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Схема. Критерии оценки: правильность составления схемы, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка выполненного задания.

Самостоятельная работа № 2

Тема:  Гражданская оборона

Цель: облегчение усвоения теоретического материала.

Пояснения к работе:

Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;

Перед составлением схемы прочтите текст целиком.

Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте.

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия.

При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.

Задание: Составление схемы «Задачи ГО»

Список рекомендуемых источников:

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Схема. Критерии оценки: правильность составления схемы, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка выполненного задания.

Самостоятельная работа № 3

Тема:  Современные средства поражения и их поражающие факторы

Цель: закрепление знаний, умение четко и грамотно сформулировать задание по нахождению адекватного профессионального термина.

Пояснения к работе:

 Кроссворд – это пересечение слов.

Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме.

Выпишите 25-30 терминов по данной теме.

Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.

Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.

Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.

Оформите кроссворд.

а) каждое слово, помещенное в кроссворд, должно не менее двух раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении;

б) если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой;

в) слова, идущие в одном направлении не должны соприкасаться более, чем одной буквой.

Задание: Составление кроссворда

Список рекомендуемых источников:

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: 

1. Соответствие заданной теме.

2.Количество примененных терминов.

3.Корректность при формулировке заданий.

4.Отсутствие ошибок.

5.Соответствие правилам составления кроссвордов.

6.Эстетичность.

Самостоятельная работа №4

Тема: Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Цель: самостоятельно изучить тему.

Пояснения к работе:

Конспект представляет собой относительно подробное, последовательное изложение содержания прочитанного. В самом начале конспекта указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год и место издания.

1. Ознакомьтесь с текстом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части
2. Составьте план: сформулируйте его пункты, подпункты; определите, что именно следует включить в план для раскрытия каждого пункта
3. Наиболее существенные положения текста (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и конкретные факты и примеры (без подробного описания)

При цитировании обязательная ссылка на страницу книги. Если цитата взята из собрания сочинений, то необходимо указать соответствующий том. Следует помнить, что четкая ссылка на источник – непременное правило конспектирования. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана.

Задание: Составление конспекта.

Список рекомендуемых источников:

1. «О гражданской обороне» http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4426 
2. «О безопасности»
http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=8251 
3. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4433 
4. « О пожарной безопасности»
http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4432 
5. «О безопасности дорожного движения»
http://www.gibdd.ru/documents/ 
6. Периодические издания.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: При выставлении оценки учитывается системность и целостность подобранной информации.

Самостоятельная работа №5

Тема:  Защитные сооружения гражданской обороны.

Цель: проверка умений применять полученные знания.

Пояснения к работе:         

Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;

Перед составлением схемы прочтите текст целиком.

Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте.

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия.

При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.

Задание: Составление схемы «Защитные сооружения гражданской обороны»

Список рекомендуемых источников:

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: При выставлении оценки учитывается красочность, аккуратность оформления схемы, системность и целостность подобранной информации.

Самостоятельная работа № 6

Тема:  Состав и организационная структура Вооружённых Сил. Система руководства и управления Вооружёнными Силами.

Цель: отработка навыков аналитического мышления

Пояснения к работе:

После изучения темы заполняют таблицу по шаблону:

Задание: составление таблицы.

Список рекомендуемых источников:

  1.  Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: при выставлении оценок учитывается полнота раскрытия вопроса и наглядность оформления.

Самостоятельная работа №7

Тема:  Уставы ВС РФ

Цель: отработка навыков аналитического мышления, работы с ресурсами.

Пояснения к работе:

Конспект представляет собой относительно подробное, последовательное изложение содержания прочитанного. В самом начале конспекта указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год и место издания.

1. Ознакомьтесь с текстом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части
2. Составьте план: сформулируйте его пункты, подпункты; определите, что именно следует включить в план для раскрытия каждого пункта
3. Наиболее существенные положения текста (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и конкретные факты и примеры (без подробного описания)

При цитировании обязательная ссылка на страницу книги. Если цитата взята из собрания сочинений, то необходимо указать соответствующий том. Следует помнить, что четкая ссылка на источник – непременное правило конспектирования. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана.

Задание: Составление конспекта « Уставы ВС РФ».

Список рекомендуемых источников:

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: при выставлении оценки учитывается количество проанализированных ресурсов, их актуальность, востребованность, аккуратность и наглядность оформления.

Самостоятельная работа №8

Тема:  Строевая подготовка

Цель: Проверка умений применять полученные знания.        

Пояснения к работе:

1.Вникните в формулировку, осмыслите тему, определите границы будущего сообщения, его основную мысль.

2.Подберите и изучите литературу по теме. Наиболее, важные фрагменты текста конспектируйте, сделайте выписки, цитаты, можно на отдельных карточках, чтобы во время сообщения пользоваться ими.

3.Составьте рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей.

4.Систематизируйте собранный материал в соответствии с планом, окончательно подберите соответствующие доказательства, факты, цифры.

5.Запишите текст сообщения; начало, основные тезисы, главные части, переходы - "мостики " между мыслями, концовку.

Задание: Подготовьте сообщение «Элементы строевой подготовки»

Список рекомендуемых источников:

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: при выставлении оценки учитывается полнота и четкость сообщения.

Самостоятельная работа №9

Тема:  Первая медицинская помощь

Цель: проверка умений применять полученные знания.

Пояснения к работе:

В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Запомните, тем, кто будет смотреть ваш проект интереснее рассматривать иллюстрации и слушать музыку или голос, озвучивающий слайд, чем читать написанное.

Презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения

Оптимальный объем. В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Доступность желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Рекомендуется оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Следует избегать обилия цифр: числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных, которые поддерживают остроту восприятия.

Научность необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам.

Учет особенности восприятия информации с экрана. Эстетичность

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Задание: Презентация в PowerPoint.

Список рекомендуемых источников:

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Арустамов, Э.А.  Издательский центр  «Дашков и К», 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. Учебное пособие. Логунов А.Б. – М.: Инфра-М. 2016
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю.  . – М.: Форум». 2015
  4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. для студентов сред.проф. учеб.заведений. Микрюков В.Ю. – М.: Форум. 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com
  5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: - учебник. Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: при выставлении оценки учитывается актуальность, системность и целостность подобранной информации.

Заключение

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Она проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; развития познавательных способностей и активности студентов; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студента и устанавливает сроки выполнения задания. Предлагаемая система методических указаний направлена на формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, отвечать на поставленные вопросы, умение структурировать изученное, решать качественные и количественные задачи.

Дидактические цели самостоятельных занятий:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
- овладение технологическим учебным инструментом.

Самостоятельная работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Студенты должны знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться. Могут применяться индивидуальные задания. Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля.

Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями осуществляю при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»

Самостоятельная работа является важной и обязательной частью современного образовательного процесса. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессиональн...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Электротехника»

Для полного овладения знаниями и умениями, предусмотренными  программой, обучающемуся  в течение учебного года необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой. Самостоятельная...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Право" по специальности "Социальная работа"

Методические указания содержат задания для обучающихся, методические рекомендаии для выполнения заданий различных видов, а также рекомендуемые источники информации....

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ФК.00 Физическая культура предназначены для студентов 3 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ФК.00 Физическая культура предназначены для студентов 3 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных стро...