Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности"
методическая разработка

Перевалов Андрей Анатольевич

методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samost-ya_obzh.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

             «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»  

Методические указания
для внеаудиторной самостоятельной работы
«Основы безопасности жизнедеятельности»

по специальности:

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

13.02.11Техническая и эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

22.02.12 Металлургия цветных металлов

15.02.01Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

11.02.02. Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

Ачинск, 2019

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»  является частью основной профессиональной образовательной программы АКОТБ по специальностям:

 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

13.02.11Техническая и эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

22.02.12 Металлургия цветных металлов

15.02.01Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

11.02.02. Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

40.02.01 Право и организация социального обеспечения;

разработанной в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом.  


Пояснительная записка.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена внеаудиторная самостоятельная работа, составляющая 50% от общего числа часов, отведенных на изучение курса.

В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Среди внутренних факторов, способствующих активизации самостоятельной работы выделяют следующие:

Полезность выполняемой работ заключается в том, что результаты самостоятельной работы могут быть использованы на семинарских и практических занятиях. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

Творческая деятельность. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе. Участие в олимпиадах по учебной дисциплине, творческих конкурсах.

В настоящем пособии приведены самостоятельные работы по «Основам безопасности жизнедеятельности» с указанием количества часов, отводимых на изучение темы, указано, в какой последовательности надо выполнять задания и краткие методические указания.

Учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 32 часа.

Виды внеаудиторной  самостоятельные работы студентов  по ОБЖ:

1.  Подготовка и написание, сообщений на заданные темы.

2.  Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

3.  Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.    

4.  Выполнение презентаций

Данная внеаудиторная деятельность сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

Л1- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

Л2- готовность к служению Отечеству, его защите;

Л3-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

Л4-исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

Л5-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

Л6-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

         • метапредметных:

М1-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

М2-овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

М3-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

М4-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

М5-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 М6-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

М7-формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

М8-развитие умения применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

М9-формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

М10-развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

М11-освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных  ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

М12-формирование установки на здоровый образ жизни;

М13-развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

• предметных:

П1-сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненноважной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

П2-получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

П3-сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

П4-сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

П5-освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

П6-освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

П7-развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

П8-формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

 П9-развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 П10-получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:

 П11-законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

 П12-освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

 П13-владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

Внеаудиторная самостоятельная работа по ОБЖ выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов распределена по разделам и темам.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя: сообщение цели задания, раскрытие его содержания, сроков выполнения, определение ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа студентов осуществляется индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента является уровень освоения студентами учебного материала;

умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; умение студента находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.

Полнота выполнения внеаудиторной самостоятельной работы характеризует качества знаний студентов и оценивается по пятибалльной системе:
"Отлично"
- письменное задание выполнено полностью;
- материал оформлен в соответствии с требованиями;
- четкое и обоснованное изложение ответа.
"Хорошо"
- письменное задание выполнено полностью;
- в целом материал оформлен в соответствии с требованиями, но могут быть незначительные отклонения от требований;
- не совсем четкое и обоснованное изложение ответа.
"Удовлетворительно"
- письменное задание выполнено не полностью;
- оформление материала не соответствует требованиям;
- изложение ответа краткое и содержит некоторые неточности.
"Неудовлетворительно"
- письменное задание не выполнено.

Задания, выполняемые студентами самостоятельно, углубляют знания, полученные на лекции, позволяют пробудить и укрепить интерес к изучаемой дисциплине. Самостоятельная деятельность при выполнении заданий развивает умение работать с текстом учебника, вычленять главное, структурировать материал, обобщать и делать выводы.
Ниже по каждой теме представлены методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ и критерии оценки.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Номер и название темы

Форма самостоятельной работы

Количество часов

Формируемые компетенции

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

1

Здоровье и здоровый образ жизни.

Подготовка сообщения.

3

Л1,М12, П4

2

Факторы, способствующие укреплению здоровья

Письменная работа

3

Л3,М11, П6

3

Вредные привычки и их профилактика

Презентация в PowerPoint.

4

Л4,М7, П4

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.

4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Письменная работа

1

Л6,М8, П7

5

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Составить схему.

1

Л1,М6,П1

6

Гражданская оборона

Письменная работа

1

Л1,М4, П7

7

Современные средства поражения и их поражающие факторы

Составление кроссворда.

3

Л1,М12, П7

8

Защитные сооружения гражданской обороны.

Письменная работа

2

Л1,М12, П7

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

9

История создания Вооруженных сил

Письменная работа

6

Л2,М3, П1

10

Воинская обязанность

Практическая деятельность

2

Л2,М3, П1

11

Военнослужащий – защитник своего Отечества

Подготовка сообщения.

2

Л2,М3, П1

Раздел 4. Основы медицинских знаний

12

Первая медицинская помощь

Презентация в PowerPoint.

7

Л1,М8М13, П13


Методические указания по выполнению
внеаудиторных самостоятельных работ

Самостоятельная работа № 1

Тема: Здоровье и здоровый образ жизни.

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Пояснения к работе:

1.Вникните в формулировку, осмыслите тему, определите основную мысль.

2.Подберите и изучите литературу по теме, сделайте выписки.

3.Составьте рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей.

4.Систематизируйте собранный материал в соответствии с планом.

5.Запишите текст.

Задание:

Подготовьте сообщение «Мой режим дня».

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Доклад. Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на семинарском занятии.

Самостоятельная работа № 2

Тема:  Факторы, способствующие укреплению здоровья

Цель: отработка навыков аналитического мышления, работы с ресурсами.

Пояснения к работе:

 Конспект представляет собой относительно подробное, последовательное изложение содержания прочитанного. В самом начале конспекта указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год и место издания.

1. Ознакомьтесь с текстом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части
2. Составьте план: сформулируйте его пункты, подпункты; определите, что именно следует включить в план для раскрытия каждого пункта
3. Наиболее существенные положения текста (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и конкретные факты и примеры (без подробного описания)

При цитировании обязательная ссылка на страницу книги. Если цитата взята из собрания сочинений, то необходимо указать соответствующий том. Следует помнить, что четкая ссылка на источник – непременное правило конспектирования. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана.

Задание:

Составить конспект

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Использование интернет-ресурсов.

Учебно-методический журнала «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://novtex.ru/bjd/ .

Образовательный портал по ОБЖ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.obzh.ru/ .

Знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.infoznak.ru .

Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://bzhde.ru/ .

Военная служба, законодательство, структура вооруженных сил [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.mil.ru/ .

Журнал «Военное право» [Электронный ресурс]- Режим доступа:                    http://www.voennoepravo.ru/ .

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.1st-aid.ru/ .

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Составление конспекта. Критерии оценки: правильность написания, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка конспекта, обсуждение на занятии.

Самостоятельная работа № 3

Тема: Вредные привычки и их профилактика

Цель: проверка умений применять полученные знания.

Пояснения к работе:

В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Запомните, тем, кто будет смотреть ваш проект интереснее рассматривать иллюстрации и слушать музыку или голос, озвучивающий слайд, чем читать написанное. Презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения

Оптимальный объем. В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Доступность желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Рекомендуется оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Следует избегать обилия цифр: числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных, которые поддерживают остроту восприятия.

Научность необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам.

Учет особенности восприятия информации с экрана. Эстетичность

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Задание:

Выполнение презентации в PowerPoint.

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Использование интернет-ресурсов.

Учебно-методический журнала «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://novtex.ru/bjd/ .

Образовательный портал по ОБЖ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.obzh.ru/ .

Знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.infoznak.ru .

Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://bzhde.ru/ .

Военная служба, законодательство, структура вооруженных сил [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.mil.ru/ .

Журнал «Военное право» [Электронный ресурс]- Режим доступа:                    http://www.voennoepravo.ru/ .

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.1st-aid.ru/ .

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Составление конспекта. Критерии оценки: правильность выполнения презентации, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка презентации.

Самостоятельная работа № 4

Тема: Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Пояснения к работе:

1.Вникните в формулировку, осмыслите тему, определите основную мысль.

2.Подберите и изучите литературу по теме, сделайте выписки.

3.Составьте рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей.

4.Систематизируйте собранный материал в соответствии с планом.

5.Запишите текст.

Задание:

Составление конспекта по теме.

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Конспект. Критерии оценки: правильность написания, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка конспекта, обсуждение на семинарском занятии.

Самостоятельная работа № 5

Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Цель: облегчение усвоения теоретического материала.

Пояснения к работе:

Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;

Перед составлением схемы прочтите текст целиком.

Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте.

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия.

При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.

Задание: Составление схемы «Структура РСЧС»

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Схема. Критерии оценки: правильность составления схемы, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка выполненного задания.

Самостоятельная работа № 6

Тема:  Гражданская оборона

Цель: облегчение усвоения теоретического материала.

Пояснения к работе:

Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;

Перед составлением схемы прочтите текст целиком.

Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте.

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия.

При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.

Задание: Составление схемы «Структура ГО»

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Схема. Критерии оценки: правильность составления схемы, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка выполненного задания.

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Самостоятельная работа № 7

Тема:  Современные средства поражения и их поражающие факторы

Цель: закрепление знаний, умение четко и грамотно сформулировать задание по нахождению адекватного профессионального термина.

Пояснения к работе:

 Кроссворд – это пересечение слов.

Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме.

Выпишите 25-30 терминов по данной теме.

Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.

Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.

Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.

Оформите кроссворд.

а) каждое слово, помещенное в кроссворд, должно не менее двух раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении;

б) если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой;

в) слова, идущие в одном направлении не должны соприкасаться более, чем одной буквой.

Задание:

Составление кроссворда.

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Кроссворд. Критерии оценки: правильность составления кроссворда, количество слов в кроссворде. Контроль выполнения: разгадывание кроссвордов однокурсников

Самостоятельная работа № 8

Тема: Защитные сооружения гражданской обороны.

Цель: облегчение усвоения теоретического материала.

Пояснения к работе:

Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;

Перед составлением схемы прочтите текст целиком.

Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте.

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия.

При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.

Задание:

 Составление схемы «Защитные сооружения гражданской обороны»

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2016.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Схема. Критерии оценки: правильность составления схемы, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка выполненного задания.

Самостоятельная работа № 9

Тема: История создания Вооруженных сил

Цель: отработка навыков аналитического мышления.

Пояснения к работе:

После изучения темы заполнить таблицу по шаблону.

Задание:

Составить таблицу.

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы:

Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в рабочей тетради, устное обоснование. Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов. Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос.

Самостоятельная работа № 10

Тема: Воинская обязанность

Цель: отработка навыков аналитического мышления, работы с ресурсами.

Пояснения к работе:

Конспект представляет собой относительно подробное, последовательное изложение содержания прочитанного. В самом начале конспекта указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год и место издания.

1. Ознакомьтесь с текстом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части
2. Составьте план: сформулируйте его пункты, подпункты; определите, что именно следует включить в план для раскрытия каждого пункта
3. Наиболее существенные положения текста (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и конкретные факты и примеры (без подробного описания)

При цитировании обязательная ссылка на страницу книги. Если цитата взята из собрания сочинений, то необходимо указать соответствующий том. Следует помнить, что четкая ссылка на источник – непременное правило конспектирования. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана.

Задание:

Составление конспекта

Список рекомендуемых источников:1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Составление конспекта. Критерии оценки: правильность написания, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка конспекта, обсуждение на занятии.

Самостоятельная работа № 11

Тема:  оеннослужащий – защитник своего Отечества

Цель: Проверка умений применять полученные знания.        

Пояснения к работе:

1.Вникните в формулировку, осмыслите тему, определите границы будущего сообщения, его основную мысль.

2.Подберите и изучите литературу по теме. Наиболее, важные фрагменты текста конспектируйте, сделайте выписки, цитаты, можно на отдельных карточках, чтобы во время сообщения пользоваться ими.

3.Составьте рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей.

4.Систематизируйте собранный материал в соответствии с планом, окончательно подберите соответствующие доказательства, факты, цифры.

5.Запишите текст сообщения; начало, основные тезисы, главные части, переходы - "мостики " между мыслями, концовку.

Задание: 

Подготовьте сообщение «Личность военнослужащего»

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Использование интернет-ресурсов.

Учебно-методический журнала «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://novtex.ru/bjd/ .

Образовательный портал по ОБЖ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.obzh.ru/ .

Знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.infoznak.ru .

Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://bzhde.ru/ .

Военная служба, законодательство, структура вооруженных сил [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.mil.ru/ .

Журнал «Военное право» [Электронный ресурс]- Режим доступа:                    http://www.voennoepravo.ru/ .

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.1st-aid.ru/ .

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Доклад. Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на семинарском занятии.

Самостоятельная работа № 12

Тема: Первая медицинская помощь

Цель: проверка умений применять полученные знания.

Пояснения к работе:

В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Запомните, тем, кто будет смотреть ваш проект интереснее рассматривать иллюстрации и слушать музыку или голос, озвучивающий слайд, чем читать написанное. Презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения

Оптимальный объем. В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Доступность желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимацией, фрагментами фильмов. Рекомендуется оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Следует избегать обилия цифр: числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных, которые поддерживают остроту восприятия.

Научность необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам.

Учет особенности восприятия информации с экрана. Эстетичность

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Задание:

Поиск и обработка информации. Презентация в PowerPoint.

Список рекомендуемых источников:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016

2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа:  http://znanium.com

3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:  учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний:  учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Использование интернет-ресурсов.

Учебно-методический журнала «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://novtex.ru/bjd/ .

Образовательный портал по ОБЖ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.obzh.ru/ .

Знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.infoznak.ru .

Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://bzhde.ru/ .

Военная служба, законодательство, структура вооруженных сил [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.mil.ru/ .

Журнал «Военное право» [Электронный ресурс]- Режим доступа:                    http://www.voennoepravo.ru/ .

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.1st-aid.ru/ .

Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: Формат выполненной работы: Составление конспекта. Критерии оценки: правильность выполнения презентации, выполнение рекомендаций, аккуратность, контроль выполнения: проверка презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (наименование дисциплины) Тема: Оказание первой медицинской помощи при: обморожении; ожогах; поражении электрическим током.

Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

Методические указания к выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Методические указанияк выполнению самостоятельных  работ  учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" для обучающихся по специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Методические указания по выполнению  практических работ обеспечивают реализацию  рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности.   Реализация программы обеспечит компетентност...