Практическая работа: Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении
методическая разработка на тему

Кривоносова Людмила Леонидовна

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасности), эвакуация населения в условиях ЧС, аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. В ходе практической работы студенты закрепляют изученный ранее материал, изучают назначение, устройства и принципы действия первичных средств тушения пожаров, правила пожарной безопасности и эвакуации при угрозе пожара в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Практическая работа

с обучающимися  ГБПОУ БТПТСУ по учебной  дисциплине

«Основы безопасности  жизнедеятельности»

ТЕМА:

 «Общая характеристика опасных ЧС  техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий  при использовании различных видов  огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении».

Инструкция по выполнению практической работы, бланк отчета.

Разработчик:

                                                                     Кривоносова Л.Л., преподаватель -        

                                                                     организатор   ОБЖ  ГБПОУ   БТПТСУ             

г. Брянск

       Дата:

       Место проведения: кабинет ОБЖ.

       Количество часов: 1 час.

     Тип учебного занятия: самостоятельная  практическая работа;

     Форма работы:  групповая, индивидуальная.

     Цель учебного занятия: 

     Образовательные:  изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы  борьбы  с пожарами, усвоить   правила соблюдения  пожарной безопасности,  правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при  ЧС при пожаре в помещениях  согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).

     Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации);  развитие познавательных интересов.

Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

     Задачи учебного занятия:        

  • научиться определять  виды ЧС;
  • знать  правила противопожарной безопасности;
  • знать  основные правила поведения при  пожаре;
  • познакомиться  с методами, средствами, способами  борьбы  с  пожарами;
  • познакомиться с потенциальными    опасностями      техногенного    происхождения, характерными для региона проживания;
  • рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
  • научиться  пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения  в техникуме;
  •          научиться работать  с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.

  • (2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС  техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий  при использовании различных видов  огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».

        Преподаватель:  (раздает инструкции по выполнению  практической работы,

 бланки отчетов,

при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))

 В ходе  беседы и представляет  презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»  

         объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами  первичных средств пожаротушения,  изучает последовательность действий  при использовании различных видов  огнетушителей; последовательность действий  при эвакуации в случае пожара. 

      Обучающиеся выполняют  по инструкции практическую  работу.

ОБЖ Тема:  Практической работы .

Общая характеристика опасных ЧС  техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий  при использовании различных видов  огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.

Цель работы :

Получить представление

  • о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
  • о пожаро- и взрывоопасных объектах;

- о правилах пожарной безопасности.

Познакомиться:

  •  со способами  тушения пожаров;
  •  с правилами  эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;

-  с правилами  использования видов огнетушителей  для  тушения возгораний.

Научиться:

-        защищать себя  и окружающих в случае  стихийного бедствия природного, техногенного характера;

-        классифицировать чрезвычайные ситуации;

- пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

1 этап: (применения теоретических знаний)

Задание 1  (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2  (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1.  Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2.  Порошкового огнетушителя  ОП-2;
  3.  Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3  (уровень С):

Укажите  ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое  применение  знаний)

Задание 4

Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.

Цель экскурсии — ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.

Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;
  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
  • порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
  • план эвакуации;
  • места расположения эвакуационных выходов.

     Задание 5

  (дополнительное задание ) Тестовый контроль.

     Вывод по практической работе.

Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.

          9. Домашнее задание (записано на доске).

Составить:

- инструкцию по ликвидации пожара в квартире;

- план эвакуации из своей квартиры;

-  план эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.

      10. Подведение итогов:

Преподаватель: отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки  за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..

   При наличии времени демонстрируется видеофильм 3: «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».

      Преподаватель:  предлагает  обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).

Инструкция по выполнению

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

     Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий  при использовании различных видов  огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.

Цель:

получить представление:

  • о стихийных бедствиях природного характера.
  • о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
  • о пожаро- и взрывоопасных объектах.
  • о правилах пожарной безопасности
    знать:

- потенциальные    опасности    природного,    техногенного    происхождения, характерные для региона проживания;

  • причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
  • способы тушения пожаров;
  •  правила эвакуации по сигналам оповещения;
  • правила использования видов огнетушителей  для  тушения возгораний.
    уметь:

-        защитить себя  и окружающих в случае  стихийного бедствия природного
характера.

-        классифицировать чрезвычайные ситуации.

- пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:

   1.ОБЖ : учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.

  2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –

5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).

Аварийные ситуации на транспорте:

Аварии на радиационно опасных объектах.

Аварии  на пожаро – и взрывоопасных объектах.

Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте,   на  автомобильном транспорте,   на воздушном транспорте, на водном транспорте.  Аварии и пожары в метро.

           Изучение первичных средств пожаротушения. Правила  использования огнетушителей для тушения возгораний:

- углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за  рукоятку.
  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону
    очага возгорания.
  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,
    пустить струю углекислоты на огонь.
  4. В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
    беритесь рукой за раструб, т.к.  температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:

1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;

 5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.

                             Устройство порошкового огнетушителя:

- порошковые  ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).

                             Принцип действия порошкового огнетушителя:

     Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха.

ОП-041

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за  рукоятку

2. Откройте вентиль газового баллончика

3. Направьте струю порошка в очаг горения.

- пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой — за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.
  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Ход работы:

1 этап: (применения теоретических знаний)

Задание 1  (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2  (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1.  Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2.  Порошкового огнетушителя  ОП-2;
  3.  Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3  (уровень С):

Укажите  ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое  применение  знаний)

Вывод:

Приложение 1

Бланк отчета   

 Пр. раб. № 3                                                          

Ф.И.О. _____  ______ __                                                                    Гр. _________                                        

Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний)

Задание 1 (уровень А):

 1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1.  Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2.  Порошкового огнетушителя  ОП-2;
  3.  Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3  (уровень С). Укажите  ваши действия в перечисленных ситуациях:

1.Ситуация:    Возгорание в квартире

Ваши действия:

 2. Ситуация: Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3.Ситуация: Загорелся телевизор (любой другой электроприбор)

Ваши действия:

4. Ситуация:  Загорелась   одежда   на человеке        Ваши действия:

2 этап: (практическое  применение  знаний)

Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;

Цель экскурсии — ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;
  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
  • порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
  • план эвакуации;
  • места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.

Правильно

Неправильно

  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
  1. Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
  2. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой,  шваброй или метлой.
  3. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для  человека.
  4. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь  лифтом.
  5. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.
  6. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  1. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
  2. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить  электричество.
  3. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет   дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
  4. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
  5. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.

Вывод:

Самооценка.

Я могу объяснить, как …

Использовал(а)    определения  понятий, термины, чтобы  не  ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке   целей и задач

В паре помогал(а) отвечать на ситуационные задачи

Внимательно слушал преподавателя и одногруппников

 

Активно работал на учебном занятии и правильно и отвечал(а) на вопросы

Фамилия Имя,                                          группа

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения при пожаре

Правила поведения при пожаре...

ТЕСТ Правила пожарной безопасности при газопламенных работах

ТЕСТ Правила пожарной безопасности при газопламенных работахМДК 02.02. Технология газовой сваркиПМ.02.  Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Муниципальное право"по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Освоение дисциплины "Муниципальное право" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональ...

Практическая работа Общие сведения о метрологии

Практическая работа содержит теоретические вопросы, практические задачи и пример решения этих задач...

Практическая работа «ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Охранр труда"Цель работы: Используя противопожарные нормы проектирования ознакомиться с методикой оценки пожаробезопасности здани...

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.

Знать правила поведения  при пожаре....

Практическая работа «Общая характеристика воздействия человека на Природу»

В ходе практической работы обучающиеся изучат виды воздействия человека на окружающую среду...