Практическая работа: Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении
методическая разработка на тему
В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасности), эвакуация населения в условиях ЧС, аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. В ходе практической работы студенты закрепляют изученный ранее материал, изучают назначение, устройства и принципы действия первичных средств тушения пожаров, правила пожарной безопасности и эвакуации при угрозе пожара в учебном заведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rabota_obzh_tehnogennye_chs.pravila_pozharnoy_bezopasnosti.doc | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практическая работа
с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»
ТЕМА: | «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении». Инструкция по выполнению практической работы, бланк отчета. |
Разработчик:
Кривоносова Л.Л., преподаватель -
организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ
г. Брянск
Дата:
Место проведения: кабинет ОБЖ.
Количество часов: 1 час.
Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель учебного занятия:
Образовательные: изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).
Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.
Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.
воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет
усвоения новых понятий.
Задачи учебного занятия:
- научиться определять виды ЧС;
- знать правила противопожарной безопасности;
- знать основные правила поведения при пожаре;
- познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
- познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
- рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
- научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
- научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.
- (2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».
Преподаватель: (раздает инструкции по выполнению практической работы,
бланки отчетов,
при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))
В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»
объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.
Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.
ОБЖ Тема: Практической работы .
Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.
Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.
Цель работы :
Получить представление
- о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
- о пожаро- и взрывоопасных объектах;
- о правилах пожарной безопасности.
Познакомиться:
- со способами тушения пожаров;
- с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;
- с правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
Научиться:
- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;
- классифицировать чрезвычайные ситуации;
- пользоваться простейшими средствами пожаротушения.
1 этап: (применения теоретических знаний)
Задание 1 (уровень А):
1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.
2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.
Задание 2 (уровень В):
Определить порядок действия при использовании:
- Пенного огнетушителя ОХВП-10;
- Порошкового огнетушителя ОП-2;
- Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.
Задание 3 (уровень С):
Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:
2 этап: (практическое применение знаний)
Задание 4
Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.
Цель экскурсии — ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.
Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.
Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:
- вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
- место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
кабинету ОБЖ, и его комплектацию; - место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
- порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
- план эвакуации;
- места расположения эвакуационных выходов.
Задание 5
(дополнительное задание ) Тестовый контроль.
Вывод по практической работе.
Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.
9. Домашнее задание (записано на доске).
Составить:
- инструкцию по ликвидации пожара в квартире;
- план эвакуации из своей квартиры;
- план эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.
10. Подведение итогов:
Преподаватель: отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..
При наличии времени демонстрируется видеофильм 3: «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».
Преподаватель: предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).
Инструкция по выполнению
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3
Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.
Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.
Цель:
получить представление:
- о стихийных бедствиях природного характера.
- о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
- о пожаро- и взрывоопасных объектах.
- о правилах пожарной безопасности
знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;
- причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
- способы тушения пожаров;
- правила эвакуации по сигналам оповещения;
- правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
уметь:
- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного
характера.
- классифицировать чрезвычайные ситуации.
- пользоваться простейшими средствами пожаротушения.
Литература:
1.ОБЖ : учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.
2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –
5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.
Вопросы для самоконтроля:
Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).
Аварийные ситуации на транспорте:
Аварии на радиационно опасных объектах.
Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.
Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.
Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:
- углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).
Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:
- Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
- Правой направьте струю огнетушителя в сторону
очага возгорания. - Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,
пустить струю углекислоты на огонь. - В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
беритесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.
Устройство углекислого огнетушителя:
1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;
5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.
Устройство порошкового огнетушителя:
- порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).
Принцип действия порошкового огнетушителя:
Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха.
Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:
1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку
2. Откройте вентиль газового баллончика
3. Направьте струю порошка в очаг горения.
- пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).
Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:
- Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
- Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
- Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
- Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой — за боковую
ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
огонь. - Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.
Ход работы:
1 этап: (применения теоретических знаний)
Задание 1 (уровень А):
1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.
2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.
Задание 2 (уровень В):
Определить порядок действия при использовании:
- Пенного огнетушителя ОХВП-10;
- Порошкового огнетушителя ОП-2;
- Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.
Задание 3 (уровень С):
Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:
2 этап: (практическое применение знаний)
Вывод:
Приложение 1
Бланк отчета
Пр. раб. № 3
Ф.И.О. _____ ______ __ Гр. _________
Тема:
Цель работы:
1 этап: (применения теоретических знаний)
Задание 1 (уровень А):
1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.
2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.
Задание 2 (уровень В):
Определить порядок действия при использовании:
- Пенного огнетушителя ОХВП-10;
- Порошкового огнетушителя ОП-2;
- Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.
Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:
1.Ситуация: Возгорание в квартире
Ваши действия:
2. Ситуация: Запах дыма (гари) на лестничной площадке
Ваши действия:
3.Ситуация: Загорелся телевизор (любой другой электроприбор)
Ваши действия:
4. Ситуация: Загорелась одежда на человеке Ваши действия:
2 этап: (практическое применение знаний)
Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.
Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;
Цель экскурсии — ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.
Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:
- вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
- место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
кабинету ОБЖ, и его комплектацию; - место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
- порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
- план эвакуации;
- места расположения эвакуационных выходов.
Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).
При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.
Правильно | Неправильно |
- При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
- Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
- Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
- Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
- Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
- Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
- Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
комнату. - Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.
9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.
- Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
- При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
- При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
- Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
- При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.
Вывод:
Самооценка.
Я могу объяснить, как … | |
Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач | |
В паре помогал(а) отвечать на ситуационные задачи | |
Внимательно слушал преподавателя и одногруппников
| |
Активно работал на учебном занятии и правильно и отвечал(а) на вопросы | |
Фамилия Имя, группа | Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила поведения при пожаре
Правила поведения при пожаре...
ТЕСТ Правила пожарной безопасности при газопламенных работах
ТЕСТ Правила пожарной безопасности при газопламенных работахМДК 02.02. Технология газовой сваркиПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во ...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Муниципальное право"по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
Освоение дисциплины "Муниципальное право" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональ...
Практическая работа Общие сведения о метрологии
Практическая работа содержит теоретические вопросы, практические задачи и пример решения этих задач...
Практическая работа «ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Охранр труда"Цель работы: Используя противопожарные нормы проектирования ознакомиться с методикой оценки пожаробезопасности здани...
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.
Знать правила поведения при пожаре....
Практическая работа «Общая характеристика воздействия человека на Природу»
В ходе практической работы обучающиеся изучат виды воздействия человека на окружающую среду...