Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа на тему

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 270000 Архитектура и строительство для специальностей:

22.02.06 Сварочное производство.

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr2.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФОКИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
»

                                                                                                     

                                                                                                           Утверждаю                      

зам. директора по УР

_______С.Г. Васина

   «_____» ___________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы  безопасности жизнедеятельности

для специальностей:

22.02.06 Сварочное производство.

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

                                     Рассмотрена и одобрена на заседании

цикловой комиссии общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № 10 от «13» июня 2012 г.

Председатель  _____________ Мирошкина Н.И.

2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 270000 Архитектура и строительство для специальностей:

  22.02.06 Сварочное производство.

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Организация-разработчик:  

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Фокинский индустриальный техникум»

Разработчик:

Фетисова О.В.,  преподаватель ГБОУ СПО «ФИТ»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования  (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).

Заключение Экспертного совета № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                        номер

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»  в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего  общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Программа составлена на основе примерной  программы учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей:

22.02.06 Сварочное производство.

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-  владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техно-

  генного характера;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределе-

  ние по отношению к военной службе.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

        - основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизне-

           деятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

          - потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,

           характерные для региона проживания;

          - основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвы-

          чайных ситуаций природного и техногенного характера;

         - основы Российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности

  граждан;

  - порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствова-

  ния, призыва на военную службу;

  - состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  - основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  - основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения

   военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  - требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  - предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  - предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать

 знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  - для ведения здорового образа жизни;

  - оказания первой медицинской помощи;

  - развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  - вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы

    экстренной помощи.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 70 час, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

        самостоятельной работы  обучающегося 35 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                   2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника (1), конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов)

подготовка рефератов по темам:

35

Форма аттестации – дифференцированный зачет.



                  2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы безопасности жизнедеятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности.

2

1

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

 Содержание учебного материала                                                                                                                    

20

1.

Здоровье и здоровый образ жизни.

2

2.

Общие понятия о здоровье.

2

3.

Факторы, способствующие укреплению здоровья.  Двигательная активность  и закаливание.  

2

4.

Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

2

5.

Курение и его влияние на здоровье человека. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

2

6.

Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия. Профилактика наркомании.

2

7.

Профилактика вредных привычек.

2

8.

Репродуктивное  здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.  

2

9.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.  

2

10

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и

инсульте, при остановке сердца.                                                                                                               

2

 Лабораторные работы  

-

 Практические работы

          -

  Контрольные работы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

          -

Самостоятельная работа студентов: подготовка рефератов по темам: «Основные инфекционные заболевания», «Вредные привычки», «Алкоголь и его влияние на здоровье человека», «Курение и его влияние на здоровье человека», «Наркомания и токсикомания».

15

        Раздел 2.

Государственная система обеспечения безопасности населения.

Содержание учебного материала                                                                                                                

24

1.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2

2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2

3.

ГО, основные понятия и определения, задачи  ГО. Структура и органы  управления ГО.

2

4.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите

населения.

2

         2

5.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих  в  чрезвычайных

ситуациях  военного и мирного времени.

6.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных

ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в помещениях.

2

7.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

2

8.

Организация ГО в образовательном учреждении, ее предназначение.

2

9.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2

10

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

2

11

Правовые основы организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени.

2

12

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС, полиция, служба скорой медицинской помощи, другие государственные службы в области безопасности.

2

       

Лабораторные работы  

        -

Практические работы

        -

Контрольные работы

        -

Самостоятельная работа студента: составление кроссвордов по темам «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите

населения», «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

         10

     

      Раздел 3.

Основы обороны государства и воинская обязанность.

Содержание учебного материала

      26

 1.

История создания Вооруженных Сил России. Создание  советских Вооруженных сил. ВС РФ.

2

 2.

Виды ВС РФ, рода ВС РФ, рода войск. ВВС, ВМФ: история создания, предназначение,

структура.

2

 3.

Ракетные войска стратегического назначения, космические войска, ВДВ: история создания, предназначение, структура.

2

 4.

Другие войска: пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, Войска ГО МЧС России. Их состав и предназначение.

2

 5.

Воинская обязанность. Организация воинского учета, постановка на учет, обязанности граждан.

Организация медицинского освидетельствования граждан.

2

 6.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

         2

         2

7.

Призыв на военную службу. Обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по

 контракту.

       

       

8.

Альтернативная  гражданская служба. Условия прохождения, требования к гражданам для прохождения альтернативной гражданской службы.

        2

9.

Права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности. Качества личности военнослужащего. Военнослужащий-специалист. Требования воинской деятельности.

        2

10

Виды воинской деятельности и их особенности в различных видах ВС и родах войск.

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Воинская дисциплина. Уголовная ответственность за преступления против воинской службы.

        2

11

Как стать офицером Российской армии.

         2

12

Боевые традиции  Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

         2

13

Ритуалы Вооруженных  Сил Российской Федерации.

         2

Лабораторные работы

        -

Практические занятия

        -

Контрольные работы

        -

       

Самостоятельная работа студента: составление докладов по темам: «История создания Вооруженных Сил России. Создание  советских Вооруженных сил. ВС РФ», «Виды ВС РФ, рода ВС РФ, рода войск. ВВС, ВМФ: история создания, предназначение, структура», «Ракетные войска стратегического назначения, космические войска, ВДВ: история создания, предназначение, структура», «Другие войска: пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, Войска ГО МЧС России. Их состав и предназначение».

        10

                                                                                                                                               Всего:

       70

 Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности; мастерских не требует; лабораторий не требует.

        Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия. учебники,  стенды.

        Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, интерактивная доска.

        Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено.

        Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий.

 Для обучающихся.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности Учебник – М. «Академия» 2013.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2013.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2009.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2008.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2013.

100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.

Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2010.

Для преподавателей.

Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. – М., 2013.

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2009.

Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2009.

Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2008. – № 5.

Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2009.

 Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.

Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 2.

Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2013.

Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2007.

Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2013.

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных  занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы, методы контроля и оценки
результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Итоговый контроль: дифференцированный зачет.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» образовательной программы среднего профессионального образования по профессии  072500.01 Исполнитель художественно-оформитель...

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

                   Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:•    освоение знаний о безопасном поведении чел...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по профессии СПО: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

1. Область применения примерной программыРабочая  программа учебной дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в с...

Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.06"Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики"

Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 26.02.06...

Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05. вве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.03 "Судовождение"

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  26.0...