методическая разработка: практический урок по ОБЖ на тему ИСЗ и оказание ПМП при ЧС
методическая разработка на тему

Шевцов Андрей Викторович

конспект урока по ОБЖ. нетрадиционная форма урока (соревнование) на тему: индивидуальные средства защиты и оказание первой медицинской помощи при ЧС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_25.09.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Чернянский агромеханический техникум»

Методическая разработка

урока по ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности

на тему: «Средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи при ЧС»

с использованием

системно-деятельностного подхода

Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Разработал

Преподаватель-организатор ОБЖ:

Шевцов А.В.

Чернянка 2015г.

   

РАССМОТРЕНО:

на заседании МК

Протокол № ____

От «     » ________ 2015г.

председатель  ______ Гонженко А.В.

Раздел. Государственная система обеспечения безопасности населения и основы медицинских знаний

Тема. Средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи при ЧС

Дата проведения:25.09.2015г.

Время: 25 мин

Метод проведения: практика

Тип урока: соревновательный

Место проведения: стадион

Цели и задачи урока:

Обучающие: дать учащимся представление о проведении мероприятий по гражданской обороне. По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.

Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса студентов, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

Оборудование урока: таблички, противогазы, респиратор, ВМП, тканевая маска, ОЗК, аптечки, шины, жгуты, носилки.

1.Организационный момент.

2. Подготовка к закреплению изученного материала.

Построение.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о средствах индивидуальной защиты, из того что вам более интересно мы с вами попрактикуемся в применении средств индивидуальной защиты населения при ЧС, действий санитарных отделений.  

3. Усвоение и проверка изученного материала.

Преподаватель: В начале нашего урока разберем средства индивидуальной защиты предназначенных для защиты человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Итак, на дом было дано задание изучить ИСЗ. На столе предоставлены эти экспонаты. Начнем со средств защиты органов дыхания: Из чего они состоят и чем отличаются?

(Ученик рассказывает и показывает  строение ИСЗ)

  1. Противопыльная тканевая маска – состоит из корпуса и крепления. Корпус изготавливается из четырех-пяти слоёв ткани. В корпусе маски предусмотрены смотровые отверстия, в которые вставляются пластины из какого-либо прозрачного материала или стекла. Плотное прилегание маски к голове обеспечивается с помощью: пришитых к нижнему шву крепления; поперечной резинки, прикрепляемой к верхним узлам корпуса маски.
  2.  Респиратор – это облегченное СИЗ органов дыхания, защищающее их от попадания аэрозолей (пыли, дыма, тумана) и вредных газов. Респиратор У-2К представляет собой полумаску, изготовленную из двух слоёв фильтрующего материала. Имеется клапан выдоха, расположенный в центре маски. При входе воздух проходит через всю поверхность респиратора, через клапан вдоха попадает в органы дыхания. При выдохе воздух через клапан выдоха выходит наружу, не попадая в фильтрующий материал. Поэтому защитные свойства материала не снижаются.

- В каких случаях одевают респиратор? (Ответы учащихся)

  1. Потивогазы надежно защищают от аэрозолей, газов и паров многих отравляющих веществ (хлора, сероводорода, синильной кислоты, фосгена, спиртов, эфиров). Фильтрующий Противогаз ГП-5 – в настоящее время используется для взрослого гражданского населения. В его комплект входят: фильтрующе-поглощающая коробка, присоединяющая непосредственно к лицевой части шлема-маски, шлем-маска, сумка и незапотевающие пленки.
  2. Противогаз ГП-7– представляет собой одну из наиболее совершенных современных моделей. В комплект этого противогаза входят: фильтрующе-поглощающая коробка, лицевая часть шлема-маски, незапотевающие пленки, уплотнительные манжеты (обтюраторы), защитный чехол, сумка. Его преимущества перед ГП-5, уменьшение сопротивления фильтрующе-поглощающей коробки облегчает дыхание, манжеты обеспечивают надежную гермитизацию и уменьшают давление лицевой части на голову.

- Как определить требуемый размер шлем-маски противогаза?

(Ученик делает замер головы для определения размера шлем-маски)

  1.  Изолирующие средства защиты кожи шьют из прорезиненной ткани. Они применяются при длительном нахождении на зараженной местности, при выполнении различных работ в очагах поражения и зонах заражения. К ним относятся: общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1, защитные комплекты КИХ-4,КИХ-5

Преподаватель: У нас образец ОЗК. Нам продемонстрирует как он используется любой желающий студент.  А пока он одевает кто расскажет о его назначении? (рассказывает студент) ОЗК– используется при нахождении на зараженной местности, для ведения радиационной и бактериологической разведки. Комплект состоит из защитного плаща с капюшоном из специальной прорезиненной ткани, защитных чулок, подошвы которых усилены брезентовой или резиновой основой, и защитных перчаток.

 Главным элементом системы обучения является планомерные учения и штатные тренировки для всех категорий населения. Заблаговременное выполнение требований ГО позволяет значительно снизить людские и материальные потери при ЧС. Сейчас отработаем норматив использования противогаза ГП-5.

 Преподаватель: Порядок надевания противогаза следующий:

  1. По команде «Газы» закрыть глаза, задержать воздух;
  2. Левой рукой достать из сумки противогаз, придерживая её правой рукой;
  3. Выдернуть клапан из фильтра;
  4. Перед надеванием противогаза расположить боьшие пальцы рук снаружи, а остальные пальцы внутри;
  5. Приложить нижнюю часть шлем-маски к подбородку;
  6. Резко надеть противогаз на голову по направлению снизу вверх;
  7. Выдохнуть;
  8. Необходимо, чтобы после не образовалось складок, очковый узел был расположен на уровне глаз;
  9. Перевести сумку на бок.

 Контрольный норматив 8-12 сек.

Преподаватель: Команда - «Газы» (ученики выполняют, после проверяется правильность, исправляются ошибки, выставляются оценки)

Преподаватель: Сейчас мы с вами будет совершенствовать полученные знания на практике по оказанию ПМП. В работе вы будете  использовать следующее: медицинская сумка, бинт, жгут, индивидуальный противохимический пакет, индивидуальная аптечка, шину, носилки.

Сейчас вы будете соревноваться в командах,  вам необходимо разделиться на 2 команды. Построение, расчет на 1,2. Задания-инструкции группам:

  1. Поочередно даются задания, которые они выполняют на скорость (Приложение1).
  2. В каждой группе есть медицинский пост и эваукационный пост.
  3. Группы по команде выполняют задание.
  4. Успешность выполнения работы зависит от правильности действий группы.

3. Закрепление знаний.

Преподаватель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты от ЧС студенты?

(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).

4. Подведение итогов урока (рефлексия).

Преподаватель: Итак, сегодня на уроке вы, познакомились с ИСЗ, средствами пожаротушения, медицинской помощи.

  1. Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
  2. Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
  3. Мне понравились ваши ответы, я доволен вашей работой в группах.

Спасибо за урок!


Приложение №1

Задания для групп

  1. Определить пострадавшего и направить в зону поражения, где он получил условно травму закрытый перелом голени (его привалило камнями, досками) и  он получил отравление газами. Задача оказать первую медицинскую помощь и эвакуировать из зоны поражения.

(для выполнения задания нужно одеть противогазы всей группе, подбежать к потерпевшему, освободить от завала, одеть на него противогаз, окуратно под руки и за ноги положить на спину на носилки, наложить шину фиксируя стопу, голень, колено и бедро снаружи и из внутренней части и привязать и вынести из зоны заражения, снять противогазы, обработать открытые участки кожи индивидуальным противохимическим пакетом, дать обезболивающие и направить к медикам)

  1. Определить пострадавшего и направить в зону поражения, где он получил условно травму – закрытый перелом кисти  и  он получил отравление газами. Задача оказать первую медицинскую помощь и эвакуировать из зоны поражения.

(для выполнения задания нужно одеть противогазы всей группе, подбежать к потерпевшему, одеть на него противогаз, наложить шину на кисть, предплечье, плечо, привязать косынку, лестничной шиной связать бинтами, поднять под руки положить на спину на носилки, и вынести из зоны заражения снять противогазы, обработать открытые участки кожи индивидуальным противохимическим пакетом, дать обезболивающие и направить к медикам)

  1. Определить пострадавшего и направить в зону поражения, где он получил условно травму – повреждение артерии плеча и  он получил отравление газами. Задача оказать первую медицинскую помощь и эвакуировать из зоны поражения.

(для выполнения задания нужно одеть противогазы всей группе, подбежать к потерпевшему, одеть на него противогаз, обернуть область наложения жгута мягким материалом наложить жгут на область плеча, сделать запись, скрестить руки усадить пострадавшего, и вдвоем  вынести из зоны заражения снять противогазы, обработать открытые участки кожи индивидуальным противохимическим пакетом, дать обезболивающие и направить к медикам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия для студентов по теме: «Сестринский процесс при нарушении потребности в нормальном дыхании»

Данная методическая разработка предназначена для  проведения практического занятия в рамках междисциплинарного курса «Теория и практика сестринского дела»  и содержит необходимый методически...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".

В разработке указаны  пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых  проводится заня...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для студентов по теме: «Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» Курс 2

Методическая разработкаПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля студентовпо теме:«Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» содержит теоритеческий материал и практические алгоритмы....

методическая разработка практического занятия по биологии по теме "Решение задач на сцепленное с полом наследование"

                 Методическая разработка практического занятия по  «Биологии» по теме «Решение задач на сцепленное с полом наследование» направ...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: " Безопасная больничная среда. Дифференцированный зачёт."

В методической разработке представлены вопросы к фронтальному опросу, проблемно-ситуационные задачи, тестовые задания для оценки знаний студентов  по МДК 04.01 " Участие в организации безопа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: «Путешествие - лучший отдых».

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме: «Путешествие – лучший отдых»,  в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГ...