проектно-исследовательская работа "Куликово поле - поле ратной славы"
презентация к уроку по теме

Белобородова Наталья Валерьевна

 

Проект  я решила посвятить очень серьезной теме, можно сказать даже памятной теме, теме двух войн которые стали суровым испытанием для русского народа. Более 70 лет отделяет нас от трагических дней, когда на долю советских воинов выпало нелегкое испытание – оборона Москвы, а от Куликовской битвы 1380 года – более 600 лет. В обеих войнах от мужества и стойкости людей зависела жизнь целой страны, многих народов. Освобождение Руси от татаро-монгольского ига и Отечественная война, когда Родина находилась в смертельной опасности, прокатились по одному клочку земли. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для победы, за свободу нашей Родины. 70-летию Победы над фашизмом посвящается эта работа. Войны заканчиваются, а память о них  живет до сих пор. И будут жить всегда. Пока мы будем о них говорить, и чтить память о погибших в этих сражениях. 

Над проектом совместно со мной работали группы детей по 2-4 человека. Было выбрано одно оформление презентаций, все презентации делали на одном компьютером разные люди, поэтому они похожи. Самая большая общая презентация не загрузилась из-за большого объема. Жаль, мы старались, работа была проделана огромная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.75 МБ
Файл презентация831.01 КБ
Файл презентация2.22 МБ
Файл презентация1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Куликово поле – поле ратной славы» Автор: Преподаватель - организатор ОБЖ Белобородова Наталья Валерьевна Проектно-исследовательская работа АФОГБПОУ «ТПТ»

Слайд 2

Содержание: Автор проекта Предмет, группа Оборудование проекта Цель проекта Вопросы, направляющие проект План проекта Презентация, продукт проектной деятельности обучающихся Полезные ресурсы

Слайд 3

Автор проекта: Преподаватель – организатор ОБЖ Белобородова Наталья Валерьевна Предмет, группа: Предмет – Основы безопасности жизнедеятельности Группа – «Повар, кондитер» (П-17) Оборудование проекта: диаграмма опроса обучающихся о Куликовской битве, участвующих в сражении, карта битвы, мультимедийный проектор с экраном, компьютер, презентации.

Слайд 4

Цель проекта: К концу работы над проектом обучающиеся будут знать: теоретический материал по теме: «Куликовская битва или Мамаево побоище», «Сражение на Куликовом поле 1941.», «Оборона Тулы 1941 г»; уметь: создавать, оформлять проект, анализировать информационный материал и сохранять материалы проекта при помощи информационных технологий. Иметь представление: о проектной деятельности и способе создания проектов. В ходе работы над проектом способствовать: формированию навыков логического мышления, навыков исследовательской работы; формированию творческого подхода к изучаемой теме: «Дни воинской славы». В ходе работы над проектом содействовать: воспитанию дисциплинированности, проявлению толерантности, умению работать в коллективе, с партнером, умению уважать чужое мнение.

Слайд 5

Вопросы направляющие проект: 1. Основополагающий вопрос: Куликово поле Куликовская битва 1380 г Битва на Куликовом поле 1941 г 2. Проблемные вопросы: Оборона Куликова поля, оборона Тулы (Контрнаступление под Москвой). Размеры куликовского поля, Артефакты с Куликова поля. Численность войск на Куликовом поле в 1380 г. 3. Учебные вопросы: Флаг дружины Дмитрия Донского Дни воинской славы

Слайд 6

План проекта Подготовительный этап: Организация групп обучающихся. Обсуждение темы, цели проекта. Определение конечного результата. Составление расписания занятий и консультаций. Основной этап: Разработка плана действий для каждой группы. Первая группа – проводит социологическое исследование, составляет диаграмму опроса, собирает материал о Куликовом поле; презентация «Куликово поле». Вторая группа – собирает материал и оформляет презентацию «Войско Мамая» и общей численности армий на Куликовом поле. Третья группа – собирает материал и оформляет презентацию «Войско Дмитрия Донского, информацию о русских знаменах.

Слайд 7

План проекта (продолжение): Четвертая группа - собирает материал о предыстории битвы и подготовке к «Куликовской битве». Пятая группа – собирает материал о ходе битвы и потерях с обеих сторон, о историческом значении Куликовской битвы . Шестая группа – собирает материал о событиях осени 1941 г, защите Тулы и начале контрнаступления под Москвой. Разработка вопросов анкетирования. Тема анкетирования: «Что вы знаете о Куликовской битве?» Сбор материала (социологическая, аналитическая, поисковая и графическая деятельность). Этап социологического исследования – опрос в АФОГБПОУ «ТПТ» («Что Вы знаете о Куликовской битве?"), беседа с обучающимися по теме, выход – диаграмма с результатами.

Слайд 8

План проекта (продолжение): Этап поисковый и графический – посещение библиотеки. Этап статистический – поиск и изучение информации о Куликовской битве и сражениях ВОв через Интернет, энциклопедии и другие источники, выход – обработка информации и получение информации в сжатом виде для презентации. Этап "Памяти павших будем достойны" – подбор стихотворений, о героях Куликовской битвы, о сражениях 1941-1942 годов на Куликовом поле. Этап – презентация . Заключительный этап Самооценка проекта. Соблюдение критериев оценки проекта Презентация и защита проекта.

Слайд 9

Вопросы для опроса: Какое сражение проходило в месте слияния рек Непрядвы и Дона возле села Монастырщино? 1)Куликовская бита; 2) Ледовое побоище; 3) Оборона Москвы. Назовите участников сражения 1380 года. 1) Дмитрий Донской и Мамай; 2) Александр Невский и шведы; 3) Мамай и Тохтамыш. Куликовская битва, Мамаево побоище, Побоище на Дону – это одно и тоже сражение или разные битвы? 1) да; 2) нет; 3) не знаю.

Слайд 10

Вопросы для опроса: Кто одержал победу на Куликовом поле? 1) русское войско с Дмитрием Донским; 2) татаро-монголы с Мамаем; 3) не знаю. Является ли Куликово поле полем исторического сражения? 1) да; 2) нет; 3) не знаю. Является ли Куликово поле музейным комплексом боевой славы? 1) да; 2) нет; 3) не знаю. Проходили ли боевые действия второй мировой войны на Куликовском поле? 1) да; 2) нет; 3) не знаю.

Слайд 11

Диаграмма опроса обучающихся

Слайд 13

Полезные ресурсы: «Битва за Тулу». Сост.: В. Е. Ильин, И. П. Тарасов. Воспоминания старожилов. «Очерки из истории Куркинского народа». Тула: Левша, 2004 г. Статья «Испытание на крепость» - газета «Вперёд» № 76, 1884 г. Статья «Я помню декабрь 1941 года» - газета «Вперёд» № № 48, 49, 2001 г. Статья «Время не властно» - газета «Вперёд» № 20 , 2005 г. «Тульский край». Документы и материалы. Сост.: А. М. Аполлонов и др. Приокское книжное издательство. Тула 1968 г. «Тула – город- герой». Сост.: А. А. Елькин, Н. И. Бортякова. Тула. Приокское книжное издательство 1981г. Проектно-исследовательская работа ученика 10 кл. Лабзина Ю. «Куликово поле год 1941»

Слайд 14

Полезные ресурсы (продолжение): www.kulpole.ru › НОВОСТИ www.btula.ru/fullbrend_67.html http://www.calend.ru/holidays/0/0/543/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Куликовская_битва www.inmoment.ru/holidays/kulikovsky-fight.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ Куликово_поле https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мамай Сайт Тульской областной универсальной научной библиотеки http://www.tulalibrary.blogspot.ru/2011_12_01_archive.html Википедия Государственный музей-заповедник «Куликово поле» Е- mail: kulpole@kulpole.tula.net Презентация: 444272 Куликовская битва Презентация: kulikovskaya bitva

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куликово поле Подгруппа обучающихся № 1

Слайд 2

Куликово поле — историческая местность на водоразделах Окско-Донского междуречья, представляющая собой протяжённый географический объект со степной растительностью, на участке которого находится место битвы 8 сентября 1380 года между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Димитрия Ивановича и войском золотоордынского беклярбека Мамая, окончившейся поражением в этой битве стороны татаро-монгольского войска. Площадь места непосредственного боевого столкновения по новейшим реконструкциям около 2 — 3 км².

Слайд 3

Место исторического сражения, начиная с конца XVIII — начала XIX века, было традиционно локализовано местом слияния Непрядвы и Дона возле села Монастырщино ( Кимовский район Тульской области).

Слайд 4

Поля исторических сражений – это особый тип исторической территории, для которой основным является сохранение ландшафта, связанного с конкретным сражением, вошедшим в историю государства. Для них характерно разнообразие находящихся на территории памятников и сложность пространственного состава. В Российской Федерации официально признаны музеями-заповедниками только три поля исторических сражений: Куликово поле, Бородинское поле и поле Прохоровского танкового сражения на Курской дуге.

Слайд 5

В 1848 г. на Куликовом поле, на красном холме, где была ставка Мамая, был воздвигнут величественный монумент в честь великой победы.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Войско Мамая Подгруппа обучающихся №2 Куликовская битва

Слайд 2

Мамай В 60-е годы XIV века усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси и темника Мамая в Золотой Орде шло практически одновременно, причём объединению Орды под властью Мамая способствовали русские князья своими победами над Тагаем у Шишевского леса в 1365 году, над Булат-Темиром на р. Пьяна в 1367 году и походом на среднюю Волгу в 1370 году .

Слайд 3

Мама́й ( ок . 1335 — 1380, Кафа ( совр . Феодосия) — беклярбек и темник Золотой Орды. С 1361 по 1380 год, в период «Великой замятни », от имени марионеточных ханов из династии Батуидов , управлял западной частью (временами также столицей) Золотой Орды. Происходил из монгольского племени кият ( кыйят ). Был женат на дочери хана Бердибека (правившего в 1357—1359 годах), со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов на престоле Золотой Орды и началась эпоха «Великой замятни », продолжавшаяся вплоть до 1380 года. В течение этого периода Мамай , находясь на посту беклярбека , стремился возвратить династию Батуидов на общеордынский престол.

Слайд 4

Войско Мамая По сообщению Московского летописного свода конца XV века, Мамай шёл со всеми князьями Ординскими и со всею силою Татарскою и Половецкою. Ещё же к тому понанимал рати, Бесермены и Армены , Фрязы и Черкасы и Буртасы , с ним же вкупе в единой мысли и князь великий Литовский Ягайло Ольгердович со всею силою Литовскою и Лятьскою , с ними же вместе и князь Олег Иванович Рязанский. темник Мамай из Золотой Орды

Слайд 5

По одной из версий, весь центр боевого порядка золотоордынцев на Куликовом поле составляла наёмная генуэзская пехота, конница стояла на флангах. золотоордынцы

Слайд 6

«Сказание о Мамаевом побоище» называет число 800 тыс. человек. Современные учёные дали свою оценку численности золотоордынского войска: историк Б . У. Урланис считал, что у Мамая было 60 тыс. человек ., а ученые М. Н. Тихомиров , Л . В. Черепнин и В. И. Буганов полагали, что русским противостояло 100—150 тысяч татар . Татарская конница

Слайд 7

В монголо-татарское войско кроме самих монголов и татар входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, а также наемные отряды крымских генуэзцев: примерно 100-150 тысяч человек. Мамай же утверждал, что он собрал 703 000 воинов.

Слайд 8

Общая численность войск на Куликовом поле Из летописных источников известно, что битва происходила «на Дону на усть Непрядвы ». Учёные установили, что «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес.

Слайд 9

Принимая во внимание, что в описаниях битвы упоминается конница, учёные выделили безлесный участок близ слияния рек на правом берегу Непрядвы , который ограничен с одной стороны реками Доном, Непрядвой и Смолкой, а с другой — оврагами и балками, вероятно, существовавшими уже в те времена. Место битвы

Слайд 10

В соответствии с размерами локализованного участка пришлось скорректировать и гипотетическую численность участвующих в битве войск. Была предложена концепция об участии в битве конных формирований по 5—10 тысяч всадников с каждой стороны (такое количество, сохраняя способность маневрировать, могло бы разместиться на указанном участке). В московском войске это были в основном княжьи служилые людии городовые полки.

Слайд 11

Спасибо з а внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русское войско Подгруппа обучающихся № 3 Куликовская битва

Слайд 2

Дмитрий Иванович Донской Великий князь Московский. Первый из русских великих князей, который поднял страну на борьбу с Ордой, за свержение татаро-монгольского ига.

Слайд 3

Перед началом битвы Дмитрий Донской стал в рядах ратных людей, поменявшись одеждой со своим любимцем Михаилом Бреноком (или Бряноком ). Эта хитрость, вероятно, обратила на Бренока внимание татар, которые всячески старались его уничтожить, в то время как сам князь получил больше свободы и возможности для ведения битвы. После генерального сражения Бренока нашли убитым, а близ него лежало множество русских князей и бояр, защищавших «князя».

Слайд 4

Князь Дмитрий Иванович, участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Слайд 5

Дружина (войско) Дмитрия Донского Сбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белозерских , ярославских и ростовских князей.

Слайд 6

Также прибыли войска из Суздальского и Смоленского великих княжеств. Согласно некоторым источникам (более поздняя Никоновская летопись и принявший её версию Соловьёв С. М.), в сборе участвовали также тверской полк, приведённый племянником Михаила Александровича Иваном Всеволодовичем, и присоединившиеся непосредственно перед битвой новгородцы, но историки подвергают сомнениям достоверность этих сведений.

Слайд 7

Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий возглавил большой полк; Владимир Андреевич с ярославцами — полк правой руки; в полк левой руки был назначен командующим Глеб Брянский ; передовой полк составили коломенцы . « Задонщина » (летописный источник) упоминает, что в числе погибших на Куликовом поле также было и 70 рязанских бояр. Хотя великий князь Рязанский хотел объединиться с Мамаем против Москвы.

Слайд 8

На пути к Дону, в урочище Березуй , к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей . Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий — в Переяславле -Залесском, однако, по некоторым версиям, они привели и войска из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского — соответственно Полоцка, Стародуба и Трубчевска.

Слайд 9

Русские летописи приводят следующие данные о численности русского войска: «Летописная повесть о Куликовской битве» — 100 тыс. воинов Московского княжества и 50—100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника — 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись — 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тысяч белозерцев , 7 или 30 тысяч новгородцев, 7 или 70 тысяч литовцев, 40—70 тысяч в засадном полку). Однако следует учитывать, что цифры, приводимые в средневековых источниках, обычно крайне преувеличены.

Слайд 10

Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др.), подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним), останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50—60 тысяч воинов (это сходится с данными В. Н. Татищева о 60 тысячах), из них лишь 20—25 тысяч — войска непосредственно Московского княжества.

Слайд 11

Значительные силы пришли с территорий, контролировавшихся Великим княжеством Литовским, но в период 1374—1380 годов ставших союзниками Москвы (Брянск, Смоленск, Друцк , Дорогобуж, Новосиль, Таруса, Оболенск , предположительно Полоцк, Стародуб,Трубчевск ).

Слайд 12

С. Б. Веселовский (историк) считал, что на Куликовом поле было около 200—400 тысяч человек, но с течением времени пришёл к мнению, что в битве русская армия могла насчитывать только 5—6 тыс. человек. По мнению А. Булычёва, русское войско (как и золотоордынское) могло составлять около 6—10 тысяч человек при 6—9 тысячах лошадей (то есть в основном это было кавалерийское сражение профессиональных всадников ).

Слайд 13

С его точкой зрения согласны и руководители археологических экспедиций на Куликовом поле: О. В. Двуреченский и М. И. Гоняный . По их мнению, Куликовская битва была конным сражением, в котором с обеих сторон приняло участие около 5—10 тысяч человек, причём это было кратковременное сражение: около 20—30 минут вместо летописных 3 часов. В московском войске были как княжьи дворы, так и городовые полки Великого княжества Владимирского и Московского.

Слайд 14

Русские знамена «Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что русские войска шли в битву под чёрмным , то есть, тёмно-красным или багровым, знаменем с изображением золотого образа Иисуса Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени красный стяг с православным крестом.

Слайд 15

Артефакты с Куликова поля Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки и археологи объясняют тем, что в средние века эти вещи были весьма дорогими, поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны.

Слайд 16

Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7-10 вёрст, практически с южной ориентацией русского войска, когда полуденное солнце должно было светить в глаза воинам, была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров. Использование для сплошного обследования этой площади современных электронных металлодетекторов позволило за каждый полевой сезон собирать представительные коллекции из сотен и тысяч бесформенных металлических обломков и осколков.

Слайд 17

В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни; панцирная пластина (по классификации, разработанной Тодерманом на основании уникальной коллекции из 24-х комплектных пластинчатых доспехов из Висбю , аналогов не имеет), которая крепилась на основе из кожаного ремешка.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Бородинское поле - поле русской славы"

Генеральное сражение под Бородино, которого так долго ждал император Франции, завершилось для него бесславно. Не было ни трофейных знамен, ни пленных. В лагере Наполеона царило уныние и беспокой...

Проектно – исследовательская деятельность как средство организации подготовки к сдаче ЕГЭ

Одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит, и возможность каждого выпускника ...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...

Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии

Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалис...

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Методическая разработка кураторского часа «Прохоровское поле – ратное поле России»

Очень важно продолжать знакомство студентов с историческими событиями малой и большой Родины, с подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны, приобщать к истории своей семьи, своей Родин...