Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"
опыты и эксперименты по теме

Сомова Елена Александровна

 

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдельно взятой страны или региона, так и мира в целом. В современном мире человек не может находиться вне экономических отношений, и потому, даже не занимаясь хозяйственной, т.е. предпринимательской, деятельностью или не работая в финансовой сфере, он все равно постоянно включен в экономическую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksp_deyat.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдельно взятой страны или региона, так и мира в целом. В современном мире человек не может находиться вне экономических отношений, и потому, даже не занимаясь хозяйственной, т.е. предпринимательской, деятельностью или не работая в финансовой сфере, он все равно постоянно включен в экономическую активность.

Экономическое образование необходимо всем выпускникам ОУ в целях успешной их социализации в условиях динамично изменяющейся реальности. Экономический компонент образования позволяет личности освоить средства взвешенной оценки ресурсов и ценностей человеческого капитала, а также способы компетентного выбора ею жизненного пути. Поэтому совершенствование экономического образования сегодня становится не только потребностью, но и мощнейшим фактором общественного прогресса.

Сегодня все выпускники ОУ попадают в мир рыночных отношений. От уровня сформированности их экономической компетенции, независимо от рода деятельности, во многом будут зависеть решение проблем экономической стабильности общества, их успешная социализация и адаптация, что неизменно приведет и к политической стабильности в нашей стране. Однако, как показывает анализ психолого-педагогической экономической литературы, если в общеобразовательных школах уже имеются значительные успехи в области экономического образования, то в вузах на факультетах неэкономических специальностей эта проблема практически не решается.

Подготовка специалистов, способных хорошо работать в условиях рыночной экономики, имеющих определенный уровень экономической компетенции, становится первой по актуальности и не менее острой по решению. 

Экономическая компетенция студентов  является, на мой взгляд, интегративной характеристикой их личности и представляет собой готовность к участию в экономической деятельности, включающей: знание теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание природы экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации. Экономическая компетенция личности имеет целостный характер и формируется экономическим опытом личности в процессе экономической деятельности. 

Экономические знания и умения, а точнее, знания и умения функционального характера, – новая и особая область знаний молодежи, столь необходимых для развития экономического мышления и экономической компетенции. Я полагаю, что они должны составить основу экономического воспитания, являясь одним из важнейших условий комфортного жизнеобеспечения в будущем. Полагаю, что функциональные экономические знания – это знания о том, как и что следует делать в повседневной жизни с экономической точки зрения, и поэтому – полно-правный конкурентный элемент современного образовательного рынка.

Формирование экономической компетенции студентов связано как с овладением основными компонентами экономической компетенции, так и с воспитанием личностных качеств, таких как ответственность, бережливость, экономность, трудолюбие, творческий подход к делу, инициативность, предприимчивость, целеустремленность. Степень их развитости является показателем уровня экономической компетенции личности.

Необходимость формирования экономической компетенции студентов в процессе образовательной деятельности позволила мне сделать вывод о том, что наиболее эффективно формирование рассматриваемого вида компетенции идет при вовлечении студентов в проектно-творческую деятельность. Поэтому в качестве основного средства формирования экономической компетенции студентов я выбрала учебный проект.

Целью данной статьи является оценка возможности учебного проекта быть средством формирования экономической компетенции. Для этого мною была проведена опытно-экспериментальная работа, доказывающая эффективность данного средства. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Большеберезниковского филиала ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «РАТ», на специальности «Хозяка усадьбы». Всего в эксперименте приняли участие 50 студентов.

Я выбрала в качестве средства формирования экономической компетенции учебный проект, но мне представляется наиболее эффективным использование комплекса учебных проектов: учебно-творческих, учебно-исследовательских и учебных телекоммуникационных проектов.

Учебно-творческие проекты предполагают соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Характерными признаками творческого проекта являются: творческий характер работы, наличие проблемных ситуаций, требуемых решения. В то же время это своеобразное учебно-трудовое задание, определенное совместно преподавателем и студентами.

Выполнение учебно-творческих проектов потребовало от студентов проявления их творческих способностей. Студентам предлагались следующие темы проектов: «Роль денег в рыночной экономике», «Открываем ресторан», «Фирма на рынке», «Семья и доходы» и др. При выборе тем я учитывала возрастные и личностные интересы студентов, актуальность для практической жизни и систематизацию знаний не только из области экономики, но и других областей. Ниже приведу пример одного из учебно-творческих проектов, предлагаемых студентам.

Название проекта: «Роль денег в рыночной экономике».

Проблема: Какова роль денег в нашей жизни?

        Цель проекта: познакомиться с природой и функциями денег; обеспечить понимание студентами отдельных экономических понятий (покупательная способность денег, денежный рынок, спрос на деньги); формировать самостоятельную познавательную активность студентов; формировать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации.
Планируемый результат: студенты оформляют собранный материал в виде слайдов с краткими пояснениями. 
Ход проекта (по этапам):

  • Обсуждение проблемы и постановка задачи проекта. (Актуализация знаний студентов о происхождении и сущности денег).
  • Выдвижение идей и выбор лучшей идеи, её обоснование и проработка как последовательное решение следующих взаимосвязанных проблем.
  • Определение требований (критериев), предъявляемых к результатам выполненного проекта.
  • Планирование проектного задания: распределение обязанностей среди членов группы по сбору информации о природе и функциях денег, денежном рынке, видах денег и т.д.
  • Непосредственное изготовление проекта: оформление собранной информации всеми членами группы (изготовление слайдов).
  • Проверка и оценка проекта, а также процесса проектирования. Подготовка к презентации.
  • Презентация проекта.

Учебно-исследовательский проект – проект исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем.

Основной задачей учебно-исследовательской деятельности является углубление и закрепление студентами знаний содержания учебных программ, увеличение доли самостоятельной работы студентов, которая по своему характеру является исследовательской, формирование навыков самостоятельного и ответственного решения исследовательских и практических задач, а также проведение ими научно-практических конференций по различным направлениям. Этим исследовательская деятельность ценна и этим отличается от традиционного учения. Исследовательская деятельность с первых шагов приучает студентов намечать план действий, что помогает им проводить исследования, вырабатывает серьезное отношение к организации своего труда. Более тесное и неформальное общение с руководителем имеет для студентов большое воспитательное значение. У них формируется чувство принадлежности к научной школе, а также развивается культура методологического мышления.

В исследовательской работе доминируют вербальные формы представления результатов. Можно условно разделить все словесные презентации на устные и письменные. Среди устных форм представления преобладают доклады, собеседования. Собеседование позволяет неформально организовать общение автора и слушателей, дает возможность получить разъяснения по интересующим вопросам, уточнить детали и сформировать наиболее полную и объективную оценку фактического уровня владения материалом. Традиционной формой письменной презентации результатов исследований является написание реферата.

В ходе опытно-экспериментальной работы я предложила студентам подготовить рефераты и доклады по следующим темам: «Банки в России: исторический экскурс», «Проблема бедности в России и пути её решения», «Неравенство доходов и формирование среднего класса», «ВВП как основной показатель эффективности национальной экономики» и др.

Мною была разработана поэтапная схема представления учебно-исследовательского проекта по экономике.

        Этапы представления учебно-исследовательского проекта по экономике

  • Название проекта, его исполнители.
  • Формулировка цели и задач выполнения проекта.
  • Краткое изложение проекта (теоретического материала).
  • Представление графиков, вычислений с полным пояснением (если имеются в проекте).
  • Практическая значимость проекта.
  • Оформление проекта.

Как показывает эксперимент, реализация учебно-исследовательских проектов приучает студента серьезнее относиться к организации своего труда, быть более самостоятельными, дает им наиболее полную и объективную оценку фактического уровня владения материалом.

Ниже представлю критерии, по которым оценивались результаты исследовательской деятельности студентов, осуществляемой в ходе реализации проекта экономической направленности.

Критерии взаимооценки качества защищаемого исследовательского проекта по экономике:

  • обоснованность актуальности ключевой проблемы проекта;
  • новизна и оригинальность проекта;
  • логика и последовательность изложения материала;
  • сопровождение излагаемого материала наглядностями (графики, формулы, таблицы);
  • качество доклада по защите проекта;
  • качество ответов на вопросы по проекту, эрудиция выступающего;
  • понимание практической значимости проекта.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается деятельность студентов и преподавателей, имеющая общие цели, задачи и методы совместной работы, направленные на достижение общего результата деятельности, в ходе которой основным средством обмена информацией между участниками проекта (которые могут находиться на разных континентах) являются телекоммуникации.

Учебный телекоммуникационный проект выступает в качестве интегрирующего начала, объединяя такие различные, но внутренне взаимоувязанные компоненты, как: работа в группах сотрудничества, освоение
естественнонаучной методологии, использование новых информационных технологий и развитие коммуникативной письменной речи. Любой учебный телекоммуникационный проект неповторим и уникален, направлен на достижение конкретных целей, ограничен во времени и предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий и операций по приобретению определенных знаний, умений и навыков.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов, как показывает практика, должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные проекты оправданны педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и прочим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • предлагается совместное творческое создание проекта;
  • предполагается провести увлекательные совместные игры, состязания.

Тематика проектов была следующей: «Особенности экономического развития соседнего региона (страны)», «Уровень инфляции в Европе», «Проблема бедности за рубежом» и др. Для выполнения такого рода проектов студентам была предоставлена возможность использования информационных технологий: сеть Интернет, поисковые системы, электронная почта. Студенты смогли не только добыть интересующую их информацию, но и вели переписку с партнерами из других регионов, стран, вступали в виртуальное общение с ними. Целью выполнения учебно-телекоммуникационных проектов явились сбор, анализ и представление информации в виде доклада на занятии.

В ходе наблюдения за выполнением комплекса проектов студентами и результатами, представляемыми ими, мною было выявлено, что наиболее эффективно студенты выполняли учебно-творческие проекты и менее результативно – учебно-исследовательские проекты. Низкое качество выполненных студентами учебных исследовательских проектов обусловлено следующими причинами:

  • недостаточный уровень сформированности у студентов умений исследовательской деятельности;
  • неумение выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;
  • неумение находить необходимые источники, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • низкая мотивация студентов к участию в исследовательских проектах.

Таким образом, проведенная мною опытно-экспериментальная работа по формированию экономической компетенции посредством включения студентов в проектно-творческую деятельность позволила сделать некоторые выводы. Сравнительный анализ полученных данных нулевого и итогового срезов опытно-экспериментальной работы показывает значительные изменения в уровнях сформированности экономической компетенции в экспериментальной группе. На оптимальном уровне оказалось 27 % студентов (после нулевого среза таких студентов не было), на допустимом уровне – 58 % (после нулевого среза было 72 %), на критическом уровне – 15 % (после нулевого среза – 28 %).

 В контрольной группе, где обучение студентов проходило в обычном традиционном режиме высшей школы, также наблюдался рост, однако он был менее интенсивным и качественно отличался от показателей в экспериментальной группе. Это проявилось прежде всего в том, что снизилось количество студентов с критическим уровнем до 29 % (после нулевого среза – 37 %), допустимого уровня достигли 63 % (57 %), оптимального – 8 % (6 %). Этот прогресс не столь значителен по сравнению с тем, который достигнут студентами экспериментальной группы в результате вовлечения их в проектно-творческую деятельность.

В качестве вывода отмечу, что учебный проект является наиболее эффективным средством формирования экономической компетенции, использование которого позволяет студентам самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, «по кирпичикам» формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Использование учебного проекта в процессе экономической подготовки студентов  позволяет не только активизировать познавательную деятельность студентов, привлекать экономические умения и навыки и знакомить их с экономическими методами исследования, но и формировать необходимую экономическую компетенцию для непрерывного самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Область "Познания" Опытно - экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия необходимо...

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...

Формирование профессиональных компетенций с использованием проектно-исследовательской деятельности студентов СПО специальности 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» в Жатайском техникуме.

Аннотация: Проектно-исследовательская работа студентов по изучению принципа действия электрического генератора посредством преобразования асинхронного двигателя от стиральной машины в электричес...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций.

Данная статья предназначена для преподавателей английского языка  профессионального образования. В статье представлена информация о значимости участия студентов в проектно-исследовательской деяте...