Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.
статья на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно конструировать свои знания, а результат можно применить в реальной практической деятельности, в частности создание курсовых и дипломных проектов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Иванова Т.Н., преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики   «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Подготовка конкурентоспособного специалиста в учреждениях среднего профессионального образования – одна из ключевых задач современного образования.  В условиях реализации ФГОС процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению студентами  новых знаний и умений. Одной из разновидностей такого подхода является проектно - исследовательская деятельность. На уроках дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов по профессии «Парикмахер» формируются основы будущей профессиональной деятельности. Задача педагога при изучении дисциплин найти оптимальные пути для повышения уровня профессиональной мотивации студентов. Одним из таких направлений является включение студентов в проектно - исследовательскую деятельность. Проектно - исследовательская деятельность направлена на окончательное становление профессиональной мотивации студентов, формирование фундаментальной теоретической базы профессиональных знаний. Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности студентов  на результат, который  получается при решении практической и теоретической проблемы. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль  координатора, эксперта, консультанта. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического  и творческого мышления. Проектно-исследовательская деятельность студентов – это совместная учебно-познавательная,  творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

        Профессиональное образование позволяет расширить использование Интернет - ресурсов в образовательном процессе и учебно-исследовательской деятельности студентов посредством тематических сайтов, что  дает преподавателям и студентам возможность подбора материала по различным темам. В Интернете существует большое количество  посвященных парикмахерскому искусству виртуальных изданий, что предоставляет в распоряжение преподавателей и обучающихся по специальности "Парикмахерское искусство" и профессии "Парикмахер" достаточное количество актуальной информации для работы над проектами. Профессия «Парикмахер» - профессия творческая, интересная.  Парикмахер - это художник, парикмахер – это скульптор, модельер, дизайнер, психолог, и даже экономист. Объектов  для исследования  множество: это,  и  влияние красителей,  химических препаратов, ухаживающих средств на структуру волос и  проекты по открытию виртуальных парикмахерских ( бизнес -планы) т.д.

Студенты, начиная с первого курса на уроках дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов по профессии «Парикмахер» выполняют  мини проекты в группах по темам  «Профессия  парикмахер», «История причесок», «Понятие красоты у разных народов в разные эпохи»,  «История  парикмахерских инструментов»,  «Тренды сезона  в окрашивании волос (в стрижках, в укладках волос, в прическах)» и т.д и защищают их на уроках – конференциях. При подготовке к  конференциям выполняют исследовательские и творческие проекты.  При освоении профессии «Парикмахер» необходимы знания по химии, математике, экономике,  поэтому студенты выполняют межпредметные исследовательские проекты, например, «Влияние процедуры кератинирования на структуру волос», «Влияние обесцвечивающих красителей на структуру волос»; «Влияние бытовых и профессиональных красителей на структуру волос; «Влияние препаратов  для химической завивки на структуру волос»  и т.д., где исследуются состав препаратов и красителей,  а также прочность  волос после использования этих препаратов и красителей.

Межпредметные проекты эффективны и на этапе профессионального становления парикмахеров при изучении специальных дисциплин. При этом проектная деятельность успешно решает задачу подготовки парикмахера к полноценной профессиональной деятельности, к самостоятельным профессиональным  действиям и  формируют профессиональные компетенции.

Проект – это групповая или индивидуальная творческая работа. Во время организационного этапа происходит выполнение проекта: студенты работают с информацией: собирают из дополнительных источников, исследуют, выбирают; т.е. проводят поисковую деятельность и творчески оформляют свою проектную работу.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно конструировать свои знания, а результат можно применить в реальной практической деятельности, в частности создание курсовых и дипломных проектов. На выходе каждый  студент   выполняет курсовые и  дипломные проекты. При выполнении проектов и защите курсовых или дипломных проектов, наряду профессиональными компетенциями формируются  и все общие компетенции.

Таким образом, идеи проектного обучения в настоящее время приобретают большую популярность, решая двоякую функцию: с одной стороны, проектирование является методом обучения, с другой – средством  владения усвоенными знаний. Проектная деятельность обеспечивает высокий уровень профессионализма выпускников. Работа над исследовательскими проектами формирует их готовность к инновационной деятельности. Проектно-созидательная деятельность повышает их заинтересованность к работе на предприятии, сокращает срок их профессиональной адаптации на производстве.

            Литература:

1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.

2. Перлина Л.А.  Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках [Электронный ресурс]/Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/617668/

3. Третьякова О.В. Организация учебно - исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. [Электронный ресурс]/Учительский портал. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3593