Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность
статья

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности, проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности. В обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь также помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это - проектирование, которое решает различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать оптимальным выбор способа решения проблемы.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, осуществляемую через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

1. Первая группа - это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы как условие высокого качества знаний «на выходе» диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются ис-следовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на изучение проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания по изучаемым предметам, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как они формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.

2. Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей: гражданской, информационной, коммуникативной и других. Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология, обществознание, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не мень-шую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Удачными «продуктами» уроков-проектов, на мой взгляд, являются:

маршруты экскурсий («По следам царской семьи», «По местам сражений»);

учебные планы («План новой пролетарской школы»);

Интернет-сайт;

интервью иностранной телекомпании;

сценарий фильма.

Для того чтобы в старших классах учащиеся могли самостоятельно формулировать цели, задачи, гипотезу при подготовке масштабных проектов, необходимо внедрять в учебную деятельность мини-проекты. Мини-проекты являются краткосрочными и могут быть реализованы в 1 -2 урока.

В 5-6 классах школьники учатся представлять учебный материал в различной форме творческих мини-проектов, составляя кроссворды, филворды, творчески переосмысливая материал (например, представить описательный текст с помощью рисунка или поделки).

Ролевой проект ставит перед учениками проблему: используя графику, текст, рисунки, схемы, составить рассказ на темы: «В Сенате Древнего Рима», «На ярмарку в Шампань» и др.

На уроке обществознания в 7 классе после изучения темы «Виновен - отвечай!» (раздел «Человек и закон» детям предложено разработать Кодекс законопослушного гражданина, выполнить творческое задание.

После изучения темы «Экономика семьи» на уроке предлагается составить бюджет своей семьи. Дети в своих работах используют схемы, таблицы, кластеры.

В 7 классе по теме «Реклама — двигатель торговли» дети разрабатывают свой рекламный буклет или листовку того или иного товара. Результатом такого мини-проекта станет мини-баннер рекламы товара с названием товара, лозунгом, рисунками.

В 8 классе при изучении темы «Экологические проблемы современности» разработан проект на тему «Пути выхода из экологического кризиса».

Применение метода мини-проектов на уроках способствует более глубокому осмыслению учащимися учебного материала, ведёт к формированию собственных оценок тех или иных явлений, событий, развитию критического мышления.

Каждый мини-проект предполагает наличие какой- либо проблемы, поиска её решения и представления результатов в творческой форме.

Таким образом, использование проектно-исследовательской технологии для создания мини-проектов на уроках способствует развитию творческой деятельности учащихся.

В процессе обучения экономике в школе предлагается тема исследовательского проекта «Свое дело». В этом проекте учащиеся могут создать свою фирмы, проанализировать ее доходы и расходы, рассчитать прибыль, найти оптимальные решения проблем экономии в современном бизнесе. Бизнес-планы своих фирм ребята представляют на уроках в виде презентаций. Они сами выбирают вид производимого товара или услуги, продумывают рекламные слоганы, афиши, а также названия для своих фирм.

Назовем достоинства проектного метода обучения:

ученик активно принимает участие в решении проблемы, применяет приобретённые в процессе жизненного опыта знания, умения и навыки, а также добывает их самостоятельно;

сотрудничество между учителем и учениками, между учащимися внутри группы является фактором развития и самоопределения личности;

у учащихся формируются исследовательские умения: ребята сами проводят необходимые исследования, расчеты, анкетирования, обрабатывают информацию, используя новые информационные технологии;

сотрудничество с одноклассниками позволяет учащимся говорить, слушать и слышать, а также высказывать

свою точку зрения о проблеме, исследуемой в проекте;

проекты нацелены на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий: дети учатся оценивать результаты своей деятельности, а также высказывать своё мнение о тех или иных проблемах современной экономики.

Список использованных источников

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 237 с.

2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, с.

3. Гибатдинов М.М. Роль исторического образования в формировании личности в условиях гетерогенного российского социума. URL:

4. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2001. -№ #1057;. 71-72.

5. Игнатович Е. В. Предпосылки готовности к продолжению обучения: результаты диагностики учащихся 5-х и 9-х классов II Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 2 (6). С. 92-98.

6. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9. - С. 69-75.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. - Москва. 2002. - С. 15

8. Короткеева М, В,, Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах и таблицах. М.: Просвещение, 1997. 187 с.

9. Леонтович, А. В. Учебноисследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. — № 10. - 1999.

10. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. 64 с.

11. Лернер, ИЯ. Дидактические основы методов обучения / ИЯ. Лернер. - М.: Педагогика, 1981.

12. Лихачев Д.С. Раздумья о России. URL: chev/bibliografiya/nauka/kulturologiya/1933/

13. Народные игры // Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько [и др.] - М., 1999 - С. 223.

14. Обухов, А.С. Проблема оценки качества образования / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. — №2. - 2008. — С 17-23.

15. Овсянникова, Е. А.Якунина, Е. А. Использование интерактивной среды краеведческого музея в образовательном процессе / Е. А. Овсянникова, Е. А. Якунина // ScienceTime. - 2015. - № 4 (16). - С. 574-577.

16. Подлиннее, О.Л. Эффективная память / Подлиннее О.Л. - Учебное посо-бие: Изд. 7-е, испр. и доп. - Иркутск: ФГБОУВПО «ИГУ», 2014.

17. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 47-55.

18. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков. - URL: http://www. researcher ru/methodics/teor/a_1

19. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Библиотека учителя истории. - М.: Владос, 2007.

20. Тверская, Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение / Д. И. Тверская // Поспелова И. М. Музейное дело в СССР : сб. ст. - М., 1974. - С. 5-17.

21. ФГОС / Под ред. Сафронова И.А. - М.: Просвещение, 2014.

22. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. - М. : М-во культуры, 2001 - 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "

"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере  уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА

Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...

Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...

Формирование познавательных интересов учащихся на уровках физики. Методическая разработка

Рассмотрены проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и методы оптимизации учебного процесса...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩЕГОСЯ

Традиционные методы и формы обучения в современном мире не всегда отвечают запросам и учителей, и учащихся. Появилась необходимость  внедрения новых форм обучения, требующих от учителя компетенци...