Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
проект на тему

Рахматуллина Лейсан Альбертовна

"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере  уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Теоретическая часть проекта81 КБ
Файл Презентация207.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА   НА ТЕМУ  

 «Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере  уроков истории и обществознания»

Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую

 деятельность студентов

Автор проекта: Рахматуллина Л.А.

Колледж малого бизнеса и предпринимательства

Казань, 2015


Введение.

Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Ни для кого не секрет, что в наш век информатизации студенты пресыщены потоком информации, обладают широким кругозором, и это позволяет сказать, что не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного учебного  материала современными студентами  техникумов. Основная задача педагога заключается не только в том, чтобы снабдить студентов определенным набором знаний, но и в необходимости научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.  В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.

Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Здесь под компетенцией понимается готовность субъекта, в данном случае,  студента колледжа,  эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Как никогда этому может помочь исследовательская деятельность на уроках в рамках изучения программного материала. В качестве главного результата в модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у студента формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции. 

Актуальность обусловлена требованиями, предъявляемыми новыми экономическими условиями к специалистам технического, дизайнерского, парикмахерского и социально-экономического профиля, которые должны не только владеть системой профессиональных знаний, но и быть способными к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию и повышению своего интеллектуального и культурного уровня.

Цель проекта: рассмотреть способы достижения современных требований через  исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания.

Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:

- выяснить, что такое исследовательские компетенции;

- выявить роль уроков истории и обществознания в их формировании;

- перечислить некоторые формы исследовательской деятельности.

Объект исследования: уроки истории и обществознания в условиях введения ФГОС.

Предмет исследования: исследовательская деятельность студентов.

  1. Исследовательские компетенции в современном образовании.

Модернизация Российского образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения.

Отличительной особенностью нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Стандарт называет реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

  Какие изменения нужны в первую очередь?

1. Ценностное переосмысление профессионального взгляда на свою специальность.

2. Ориентация на повышение уровня своей компетентности.

3. Принятие ответственности за результаты работы.

Стандарт общего образования включает в себя:

- новые цели образования;

- новые средства обучения;

- новые технологии обучения;

- новое содержание образования;

- новое целеполагание для учителей и обучающихся;

- новые требования к подготовке учителя.

Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС, это тенденция усиления роли компетенций в образовании. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

Из уже сложившихся теоретических позиций следует отметить, что ключевые компетентности многофункциональны, или по определению Хуторского Александра Васильевича (д.п.н., академика Международной педагогической академии), метапредметны. 

Основная мировоззренческая идея метапредметного подхода в образовании – образовательное учреждение должно в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения. Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся, прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомство со знаниями человечества о нём, вне зависимости от преподаваемого предмета.  

Новый стандарт образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, предметным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные) 

Исходя из идеи метапредметного подхода в образовании педагог должен сформулировать цели и отобрать эффективные средства их успешной реализации.

Средствами формирования метапредметных компетенций учащихся являются исследовательский метод, метод проектов, методика опорного конспекта, работа с интернет ресурсами (поиск и обработка информации), подготовка презентационного материала, проведение нестандартных уроков.

Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. 

В данном проекте мы останавливаемся на пункте новых технологий обучения, а именно на исследовательской деятельности студентов. Исследовательская деятельность формирует, в свою очередь, исследовательские компетенции.

Исследовательские компетенции – способности и умения, связанные с анализом и оценкой ситуаций:

- умение правильно формировать цель исследования

- умение выдвигать и обосновывать гипотезу

- умение находить  эффективные  методы решения проблемы

- умение делать выводы

- умение публично представлять результаты своей работы

2. Роль  истории и обществознания  в формировании исследовательских компетенций на современном этапе.

Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника. Готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения истории должны отражать:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, и многоконфессиональном Российском государстве.

Предметные результаты изучения  обществознания должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.  

В процессе перехода к ФГОС происходит обновление не только  целей и содержания школьного обществоведческого образования, но и приоритетов его развития.

Новый стандарт обучения предусматривает формирование ключевых компетенций:

- информационной;

- социальной;

- коммуникативной;

- когнитивной;

- предметной.

3. Некоторые формы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.

1.Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка.

2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий. (Приложение 1)

3.Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.

(При изучении Великой Отечественной войны предложить рассмотреть биографии Героев ВОВ).

4.Анализ исторических источников (документов). (Приложение 2).

5.Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, презентации. (Презентация 2)

6.Задания на образную реконструкцию исторических фактов: изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков. (Фрагмент из открытого мероприятия, посвящённого 70-летию Победы, показ документов и фото, предоставленных студентом, принадлежащие деду-фронтовику).

7.Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Заключение.

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а учителю – успешно подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само- и - взаимооценки учебной деятельности.

Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Заключение.

Наиболее прогрессивными моделями обучения и воспитания в условиях перехода на ФГОС выступают личностно-ориентированные педагогические методики, направленные на расширение мотивационно - ценностной сферы личности в процессе познания, на развитие способностей самоорганизации, на формирование умения самостоятельно решать как учебные задачи, так и жизненные проблемы,          используя приобретенные знания. В стандарты образования уже сегодня заложена модель будущего, т.к. в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда. На сегодняшний день массовая школа остается «школой знаний» и основной акцент ставиться на информированность личности, а не на ее культурное развитие. При сохранении классно - урочной системы невозможно полноценное внедрение личностно - ориентированного образования, поэтому наша задача сегодня- внедрение и использование преимуществ личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Переход к личностно- ориентированному образованию зависит от учителя: его стремлений и личностных качеств.

Приложение 1

Практическая работа.

При изучении раздела «Россия и мир на рубеже XX  и XXI века » можно предложить заполнение следующей таблицы.

Заполнить таблицу «Экономическое развитие России».

Конец 90-ых годов 20 века

Начало 21 века

1.

2.

3.

По обществознания при изучении темы «Типы общества» предлагается выполнить сравнительный анализ

Доиндустриальное

аграрное

традиционное

Индустриальное

западное

Постиндустриальное

информационное

Тема «Мировые религии»

Сравнение

Буддизм

Христианство

Ислам

1. Происхождение слова

2. Время и место зарождения

3. Территория, на которой проповедуют

4. Источники вероучения

5. Основы учения

6. Количество последователей религии

 

Приложение 2.

Работа с источником.

При рассмотрении крестьянского вопроса раздать студентам выдержки из исторического документа с заданием.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.

Вопросы к документам по отмене крепостного права.

1.Какие причины побудили Александра II отменить крепостное право в России?

2. Какими личными правами наделялось крестьянство?

3. Как решался вопрос с крестьянскими наделами?

4. Что такое «времяннобязанное» состояние крестьян?

5. Как повлияла реформа на положение дворян? Какие меры были приняты в ходе отмены крепостного права для защиты интересов дворянства?

6. Как реформы 1861 года сказались на внешней политике России?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС. ТЕМА: Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов. Автор проекта: Рахматуллина Л.А. Колледж малого бизнеса и предпринимательства.

Слайд 2

Актуальность обусловлена требованиями, предъявляемыми новыми экономическими условиями к специалистам технического, дизайнерского, парикмахерского и социально-экономического профиля , которые должны не только владеть системой профессиональных знаний, но и быть способными к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию и повышению своего интеллектуального и культурного уровня. Цель проекта: рассмотреть способы достижения современных требований через формирование исследовательские компетенций на уроках истории и обществознания.

Слайд 3

Формирование исследовательских компетенций в условиях модернизации. Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС, это тенденция усиления роли компетенций в образовании. Ключевые компетентности многофункциональны и метапредметны.

Слайд 4

Средства формирования метапредметных компетенций: исследовательский метод, метод проектов, методика опорного конспекта, работа с интернет ресурсами (поиск и обработка информации), подготовка презентационного материала.

Слайд 5

Исследовательские компетенции – способности и умения, связанные с анализом и оценкой ситуаций: - умение правильно формировать цель исследования - умение выдвигать и обосновывать гипотезу - умение находить эффективные методы решения проблемы - умение делать выводы - умение публично представлять результаты своей работы

Слайд 6

Предметные результаты изучения истории должны отражать: Формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, овладение базовыми историческими знаниями, формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять.

Слайд 7

Предметные результаты изучения обществознания должны отражать: Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, понимание основных принципов жизни общества, освоение приемов работы с социально значимой информацией, развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Слайд 8

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы «Экономическое развитие России». Некоторые формы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания: Конец 90-ых годов 20 века Начало 21 века 1. 1. 2. 2. 3. 3.

Слайд 9

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ТИПЫ ОБЩЕСТВА» ПРЕДЛОЖИТЬ ПРОВЕСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Доиндустриальное аграрное традиционное Индустриальное Постиндустриальное (информационное) 1

Слайд 10

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. При рассмотрении крестьянского вопроса раздать студентам выдержки из исторического документа с заданием. Вопросы к документам по отмене крепостного права. 1.Какие причины побудили Александра II отменить крепостное право в России? 2. Какими личными правами наделялось крестьянство? 3. Как решался вопрос с крестьянскими наделами? 4. Что такое « времяннобязанное » состояние крестьян? 5. Как повлияла реформа на положение дворян? Какие меры были приняты в ходе отмены крепостного права для защиты интересов дворянства? 6. Как реформы 1861 года сказались на внешней политике России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Сборник дидактических материалов (внеклассные мероприятия, игры на уроках истории и обществознания)

Сборник может быть полезен преподавателям истории и обществознания при проведении внеклассных мероприятий. Подобраны методические приёмы для  активизации интереса обучающихся к изучению истории и...

Статья. Выполнение новых требований ФГОС в уроке математики6.

Как разработать урок математики6, отвечающий новым требованиям ФГОС на примере урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я.Виленкина ? При составлении урока учтен компетентностный подход в обучении.Пр...

Творческий отчет «Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».

Творческий отчет«Оптимизация преподаванияистории и обществознания через применение ИКТ»....

Статья "Инновационные технологии в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания"

В данной статье рассмотрены примеры инновационных технологий, которые имеют важное значение в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания....

статья "О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования"

Описаны основные требования современного ФГОС на уроках физики и особенности учебного процесса в системе СПО.Отмечены возникающие в учебном процессе проблемы и предложены пути их разрешения....

Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....