СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА
опыты и эксперименты на тему

Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_kychkinoy.docx173.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Предметно – цикловая комиссия преподавателей иностранных языков

Выпускная квалификационная работа

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА

Кычкина Туйаара Афанасьевна

Специальность: 050303

Иностранный язык

Курс III, 341 группа

Отделения английского языка

Форма обучения: очная

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………………………………………….7

  1. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности………………7
  2.   Сущность познавательного интереса, его структура и характеристика………………………………………………………………14
  3. Сюжетно – ролевая игра как средство формирования познавательного интереса на уроке английского языка……………………………………..17

Выводы по первой главе………………………………………………………...25

ГЛАВА II. ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ……………………..27

  1.  Описание опытно-экспериментальной работы на базе Вилюйской средней общеобразовательной школы №3 имени Н.С.Степанова………………..27
  2.  Методические рекомендации по использованию сюжетно – ролевых игр……………………………………………………………………………..45

Выводы по второй главе………………………………………………………...50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….54

ВВЕДЕНИЕ

Сюжетно – ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношении. Она способствует решению сферы образа, предполагает предварительное усвоения языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться по содержательной стороне высказывания.   Поэтому сюжетно – ролевой игре следует отводить достойное место на этапах работы во время урока над определенной темой. Таким образом, мы считаем, что проблема исследования сюжетно- ролевой игры как средство формирования познавательного интереса иноязычной речи актуальна сегодня, как никогда.

Исходя из вышесказанного, объектом исследования является процесс формирования познавательного интереса в обучении английскому языку.

Предметом исследования является организация сюжетно – ролевых игр на уроках английского языка.

При организации исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: если систематически использовать сюжетно – ролевые игры на уроках английского языка, то сформируется познавательный интерес у учащихся.

Целью исследования является изучение познавательного интереса с использованием сюжетно – ролевых игр на уроках английского языка в IV классе.

Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
  • Изучить познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
  • Изучить использование  сюжетно – ролевых игр на уроках английского языка;  
  • Разработать методические рекомендации по использованию сюжетно – ролевых игр на уроках английского языка в IV классе;  

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

  • Изучение психолого – педагогических , методических трудов по теме исследования;
  • Использование сюжетно – ролевых игр для учащихся IV класса;
  • Наблюдение за проведением сюжетно – ролевых игр в IV классе;
  • Провести опытно – экспериментальную работу по формированию познавательных интересов учащихся с использованием сюжетно – ролевых игр;

Методологической основой исследования являются труды Вербицкой А.А., Леонтьева А.Н., Ижогиной Т.И., Макаренко А.С., Щацского С.Т., Зимней И.Я. и Арияна М.А., Д.Б. Эльконина., С.А. Шмакова.

Теоретическая значимость заключается в изучении научно – теоретических основ познавательного интереса.

Практическая значимость заключается в использовании сюжетно – ролевых игр на уроке английского языка в IV  классе.

База исследования: Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

  1. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

Познавательный интерес – интерес к учебно – познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивация познавательной деятельности этот мотив раньше других сознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный и неинтересный урок.

Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно на формировании личностных качеств ученика.

Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ученика к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов [14,с.262].

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Развитие специфического, устойчивого интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно – профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Наличие такого интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в соответствующей области.

Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность ученика в целом.

Психологи и педагогики выделяют три основных мотива, побуждающих учащихся учиться.

Во – первых, интерес к предмету. Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишнее.

Во – вторых, сознательность.

В – третьих, принуждение.

Наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любым предметам укрепляют чувства собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.

Таким образом, важной задачей учителя является формирование у учащихся первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.

Причина возникновения игры дана А.Н.Леонтьевым в работе «Психологические основы дошкольной деятельности» [20]. В этой работе он описывает процесс возникновения детской игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие » между бурным развитием у него потребности действии с предметом, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операции – с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном – единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Игра обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, ее можно рассматривать как модель общения. Преимущество сюжетно – ролевой игры пред другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усилие личной сопричастности ко всему приходящему.

Сюжетно – ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, поскольку она предполагает участие группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая, реакции друг друга, и друг другу помогать. Процесс обучения в этих условиях имеет четко выраженный групповой характер. Такая деятельность оказывает положительное влияние на личность учащегося, она приобретает подлинно коллективный характер. Учащиеся, таким образом, готовятся к непростому общению в процессе этой деятельности.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного исследования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование сюжетно – ролевых игр.

По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [34,209].

Игра, по определению С.А. Шмакова,- «это вид деятельности в условиях  ситуаций, направленный на воссоздание и усвоение  общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [33,129].

Сюжетно – ролевая игра – это методический прием, относящийся к группе активных способов обучению практическому владению иностранного языка. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными.  Сюжетно – ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления учащихся.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

  Основные требования к сюжетно – ролевой игре:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащегося интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
  2. Сюжетно – ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержание, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
  3. Сюжетно – ролевая игра должна быть принята всей группой.
  4. Она непременно проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в игре. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.  
  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать обрабатываемый языковой материал.  
  6. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы  на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В сюжетно – ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции сюжетно – ролевой игры.

Сюжетно – ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

Помимо перечисленных требований Вербицкая А.А. выделяет пять категорий ролей:

  • Врожденные, т.е. определяющие пол и возраст участника игры;
  • Приписанные, т.е. национальность и принадлежность к такой или иной социальной группе;
  • Приобретенные, т.е. конкретизирующие профессию;
  • Действенные, т.е. предлагающие круг действия в данной ситуации;
  • Функциональные, т.е. определяющие функции общения;

Наиболее важными при обучении иностранному языку представляется две последние категории ролей. Эти блоки могут войти во множество различных ситуаций, поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе. А действенные могут выбрать путь решения поставленной задачи.

В зависимости от цели занятия и уровни подготовленности учащихся, сюжетно – ролевые игры могут проводиться в парах, подгруппах и в целевой группе.

Сюжетно – ролевая игра в парах – самый простой вид игры. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы по определенному сюжету или теме разговора.

Сюжетно – ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной группы к другой. Но допускается и такой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна группа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой степенью к проведению сюжетно – ролевых игр на более высоком уровне – когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы».

Учащиеся, играя,  все время стремится идти вперед, а не назад. В играх учащиеся все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия работают «синхронно».

Учащиеся, однако, об этом не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувством равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • Создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировка учащихся на выборе нужного речевого варианта;

Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте начинается изучение иностранного языка, предшествует более ранняя форма ведущей деятельности. В этом возрасте ведущей деятельностью является сюжетно – ролевая игра. В младшем школьном возрасте, т.е. от 7 – 11 лет, ведущей деятельностью становится учение. У подростков в 11 – 15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно – трудовой деятельности. У старшеклассников в 15 – 18 лет становится профессиональная деятельность.

Таким образом, мы рассматриваем игру как сюжетно – ролевое упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально – речевому общению с присущими  его признаки – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

  1.   Сущность познавательного интереса, его структура и характеристика

Сущность процесса обучения познавательной деятельности относится к учению или преподаванию. Есть формы, виды познания, например: наука, искусство, игра, труд. В этих видах деятельности человек познаёт окружающий мир.

Познание проходит ряд этапов. Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений о предметах и событиях. Второй этап - абстрактное познание, овладение системой понятий. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности ученика выступают как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии. Преподаватель должен знать механизмы возникновения и разрешения противоречий, чтобы умело управлять развитием познавательного интереса.

Существует высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщённое представление об окружающем мире. Обучение переходит на новый уровень, что влечет за собой повышение познавательного интереса и образованности. Главными факторами в этот момент становятся мотиву учения.

Мотивы учения - существенная сторона процесса обучения. Мотивация учения или познания может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.

Положительными мотивами со стороны ученика могут быть: стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность и уважение взрослых, подражание любимым учителям. Главная задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы. На этом этапе перед учителем стоит вопрос: «какой способ мотивации необходим для данного ученика, в данный период его развития».

Нейтральных к обучению мотивов в жизни учеников может быть достаточно много: игры со сверстниками, интерес к кинофильмам и телепередачам, изготовление поделок, хобби. Данный вид мотивации влияет на общее развитие познавательной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, знать эти нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, во-вторых, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учёбе и самой учебной деятельности, а главное развитию познавательного интереса.

Достаточно много мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на развитие познавательного интереса в образовательном процессе. Среди них преимущественное место занимают полное отсутствие желания и неумение учиться, неумение организовывать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательное влияние приятелей и семейной обстановки, недостаток здоровья, а иногда даже плохое качество работы учителя.

Основой развития и формирования положительных мотивов учения является учебная деятельность, развитие познавательных интересов в обучении. В начальных классах школы, главную роль играет учитель. Дети ещё недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие интересы класса, индивидуальные особенности и склонности учащихся, находит методы и приёмы активизации познавательной деятельности. Он умело связывает содержание материала с личным опытом учащихся, что активно способствует развитию познавательного интереса. Учащимся становится ближе, понятнее, интереснее содержание урока. Формирование проблемных ситуаций на занятии придаёт интерес, занимательность учебному занятию, поднимает уровень развития и вовлеченность к делу.

Вопрос только стоит в том, как учителю подобрать эту тенденцию для своего воспитанника? И это самая сложная задача. Баранов С.П. показывает нам стороны, которые рассматривает учитель для мотивизации [14]:

  • уровень уже имеющихся знаний;
  • физические способности;
  • положение среди сверстников и членов семьи;
  • психические способности;
  • активность в социуме;
  • активность в обучении;
  • воспитанность;
  • подражаемость другим;
  • успеваемость;
  • хобби;
  • предпочтения.

Рассмотрев все эти стороны в совокупности, учитель может предъявить ученику сильную (со стороны мотивации) систему по развитию познавательного интереса в образовательном процессе. После того, как учитель будет совершать индивидуальный подход, заметно улучшится успеваемость в классе и повысится познавательный интерес.

  1. Сюжетно – ролевая игра как средство формирования познавательного интереса на уроке английского языка

Сюжетно – ролевые игры – это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. Их цель – создать в классе атмосферу окружающего мира для того, чтобы использовать лексику, употребление которой в другой было не возможным или искусственным и неинтересным. При проведении сюжетно – ролевых игр возможны два варианта:

  • учащемуся предлагается роль другого человека;
  • учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию;

Сюжетно – ролевые игры начинать проводить в том случае, если в классе существует психологически комфортная обстановка и учащиеся чувствуют себя абсолютно свободно.

Место игр на уроке и отводимое время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ее можно отвести 20 – 25 минут урока. В дальнейшем та же игра может быть использована на различных этапах урока.

М.Ф. Стронин, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» [28,29] подразделяет игры на следующие категории:

  • Лексические игры
  • Грамматические игры
  • Фонетические игры
  • Орфографические игры
  • Творческие игры

А.С. Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять». Игра – опосредованный способ связи ребенка с окружающим миром [11,47]. Использование различных игр на уроках иностранного языка способствует овладению языком в значительной форме,  развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, что работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения.    Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока.

Следует отметить также, что в организации учебного игрового общения важным является создание условий для выполнения игрового задания.

На сегодняшний день психологи единодушны в рассмотрении жизни взрослого человека как реализации целого спектра социальных людей. Каждый из нас является носителем и исполнителем определенного набора ролей – ролей, которые или обусловлены нашей общественной жизнью, или приняты нами на себя добровольно. Мы являемся детьми своих родителей, мужьями или женами, родителями своих детей, друзьями или товарищами, начальниками или подчиненными, носителями каких - то профессий. Каждая роль должна реализоваться по писанным или не писанным правилам. Например, соседом – отзывчивым, доброжелательным или замкнутым, злобным и т.д. Распределение ролей связано, с одной стороны, с учетом направленности личности учащихся, с другой – с ее формированием. Правильное распределение ролей позволит учителю в определенной степени формировать направленность личности школьников.  

Поэтому наша задача как педагога – подготовить ребенка к полноценной взрослой жизни, к полноценному общению с людьми в любых сферах деятельности и в любых ситуациях. А эта задача разрешима, если наши учащиеся научатся входить в различные роли, правильно их реализовывать и органично из них выходить.

С этой точки зрения использование сюжетно – ролевых игр на уроках приобретает самостоятельное значение: подготовка учеников к взрослой жизни.

Но введение сюжетно – ролевых игр в учебный процесс зачастую напряжено рядом сложностей.  Во – первых, это сложности организационные. Учителя, зажатые рамками 45 – минутного урока, не успевают провести полноценную игру и групповое обсуждение ее результатов. Поэтому учителя нередко переносят обсуждение на следующий урок, что недопустимо. Групповое обсуждение результатов игры – это осознание участниками игры накопленного социально – психологического опыта. Даже сама игра прошла не слишком удачно, но игравшие обсудили ее и выявили причины промахов и неудач.  В следующий раз игра будет проходить более удачно.

Вторая, весьма существенная, причина неудач учителей – это нарушение мотивирующей основы сюжетно – ролевой игры. Введение игры в учебный процесс предполагает, что она изменит мотивацию учеников с внешней на внутреннюю. Но чтобы игра стала мотивом учебной деятельности, необходимо соблюдать ряд правил:

  • О предстоящей игре ученики должны узнать на первой уроке по теме;
  • На первом же уроке начинается подготовка к игре; намечается сюжет, распределяются роли, обсуждается реквизит;
  • Сама игра подводится на последнем уроке и  является обобщающим, завершающим этапом работы над темой;

К игре учеников следует подвести различия и накапливания и навыки группового взаимодействия в групповых формах работы, в игровых приемах и не ролевых играх на уроке. Вводить игровые приемы и не ролевые игры в учебный процесс необходимо постепенно, начиная с наиболее простых. Так, на уроке английского языка Т.И. Ижогина просит своих учеников «позвонить» родителям друга и узнать, умеет ли друг плавать (читать комиксы и т. д.) для того, чтобы подарить ему маску для плавания (или сборник комиксов). Можно воспользоваться игровым приемом как роль Незнайки, который постоянно сомневается в правильности ответов товарищей и задает уточняющие вопросы. Или роли Знайки, который определяет правильность ответа товарища и хвалит его за это. Роль Знайки из нашего примера вначале должна достаться более подготовленному ученику. Кстати, данными возможностями ролей виртуозно воспользовался А.С. Макаренко. он не случайно пронизывал всю деятельность учащихся – учебную, трудовую и досуг – сюжетно –ролевыми играми и ролями [31, c.42].

К сожалению, учителя зачастую пытаются сделать игру яркой и запоминающейся, расписывают подробно каждую роль, выучивают с учениками, и в результате получается инсценировка.

Безусловно, тоже имеет право на существование в рамках учебного процесса. Но в отличие от игры в ней нет места импровизации, меньше возможностей для развития воображения и творчества учащихся. Ученик пытается вспомнить заученный текст на уроке, напрягая память, и не обращает внимания на речевое и тем более неречевое (невербальное) поведение других участников инсценировки. В результате общение не получается. Удачные сюжетно – ролевые игры в школах, как правило, одноразовое мероприятие. Небезынтересен в этом плане педагогический опыт С.Т. Шацского. На его уроках играющие выбирали сказочный сюжет или сочиняли сами под его руководством. Учащиеся играли в один и тот же сюжет два – три раза. А также он играл с ними на родном языке, что мешает применить этот прием на уроках иностранного языка [31,c.43].

Игра дает моментальную обратную связь с учениками. Во время игры трудно применимы и излишни традиционные способы оценивания. Оценивание производится коллективно, совместно с учениками, на этапе группового обсуждения результатов игры. Во время хода игры не надо исправлять языковые ошибки учеников. При необходимости подскажите нужное слово говорящему.

Еще лучше, если вы будете не сторонним наблюдателем за игрой, а ее полноценным участником. Вы самый инициативный партнер по общению и всегда сможете оказать помощь ученикам, если игра зайдет в тупик.

На уроке используется организованное  сюжетно – ролевое общение. Она позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в некотором количестве специально отобранных «жизненных» ситуаций.

Более сложной является сюжетно – ролевая игра, в которой участник получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Сюжетно - ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она:

  • Способствует созданию благоприятного психологического климата в классе;
  • Усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;
  • Дает возможность имеющихся знаний, опыта, навыков общения в разных ситуациях;

 Поэтому использование сюжетно – ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Наиболее адекватным средством обучения устной иноязычной речи является система сюжетно – ролевых игр.  Сюжетно – ролевые игры являются наиболее популярными и вполне доступными для практического использования. Урок имеет определенную сюжетную организацию и развитие.

Сюжетно – ролевая игра – речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, сюжетно – ролевая игра – игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя, сюжетно – ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Творческое сюжетно – ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому сюжетно – ролевые игры на уроках английского языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнения в общении). Примеры подобных заданий следующее:

  1. Line – up (учащиеся стремятся как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
  2. Rounds (участник «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);
  3. Strip – story (каждый ученик получают свою фразу старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
  4. Smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
  5. Merry - go – round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
  6. Contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
  7. Kind words (участники говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
  8. Reflection (участники пытаются представить, что о них думают другие школьники);
  9. Listening (кивая в знак согласия и выражая согласие с ними);
  10. Politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);
  11. Concessions (участники учатся уступать друг другу в споре);
  12. Respect (школьники говорят о своем уважении друг к другу и подкрепляют свои слова примерами);
  13. Gratitude (работа в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку);
  14. Rally (участники учатся обращаться  к аудитории);
  15. Conflict (участники учатся правильно реагировать на эмоциональную фразу партнера);

Перечисленные и некоторые другие задания формируют у учащихся необходимые социальные общения.

Для успешного проведения сюжетно – ролевых игр, ученикам необходимо овладеть хотя бы минимумом диалогических единств на английском языке, которые развиваются в процессе выполнения упражнений. Прежде чем вести данный прием в учебный процесс, необходимо провести большую работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках сюжетно – ролевой игры необходимо сформировать эти навыки в условиях учебного процесса. Для достижения этих целей используется:

1.а) упражнения на тренировку выражений этикетного характера;

   б) упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону;

2. Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в рамках предложенной ситуации;

3. Учащимся предлагается диалог – образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работа производится поэтапно: чтение диалога по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие усвоению; чтение диалога, с целью восстановить пропущенные реплику; инсценировка диалога с воспроизведением реплик по ролям; самостоятельное составление диалога, аналогичного данному, но в другой ситуации общения.

Работа с диалогическими единствами протекает более эффективно в том случае, если реплики снабжены зрительными опорами (картинками, схематическими рисунками, кроки, символики), указывающими на вид коммуникативного намерения.

4. Коммуникативные упражнения и сюжетно – ролевые игры:

Activity 1. Role – play I. One of you is customer, the other is a shop – assistant. You want to buy…Ask about the price, size.

C: …..!

 S: ….! Could I help you?

C: Yes, please! I’d like to buy…

C: …..

S: What size…?

C: …..

S: What about this (these)…?

C: Oh, nice. Can I try it (them) on?

S: Certainly! Does (Do) it (they) suit you?

C: …..How much does (do) it (they) cost?

S: It’s…

C: Here you are.

S: …..

C: …..

Без «реальных» ситуаций общения невозможно научить учащихся общаться с носителями языка. Сюжетно – ролевая игра позволяет формировать у учащихся коммуникативные умения, что делает ее неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения английскому языку.

Выводы по первой главе

В данной главе мы рассмотрели теоретические основы познавательного интереса в начальной общеобразовательной школе, в частности, в применении сюжетно – ролевой игры как формирования познавательного интереса учащихся IV класса.

Исходя из первой  главы, можно сделать следующие выводы:                                                                                            

  1. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Познавательный интерес в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.
  2. Сюжетно - ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Особенности сюжетно – ролевой игры основана на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения.
  3. Мы рассматриваем сюжетно – ролевую игру как эффективное средство обучения, которое увеличивает не только качество знаний учащихся, повышает их интерес и увлечение иностранным языком, но и влияет на формирование личности.

ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

2.1  Описание опытно-экспериментальной работы на базе Вилюйской средней общеобразовательной школы №3 имени Н.С.Степанова

Базой прохождения государственной преддипломной практики была МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им.Н.С.Степанова». Время прохождения практики с 16 января по 4 февраля 2012 года.

На констатирующий эксперимент исследования было отведено 2 урока для выявления уровня знаний учащихся 4 класса по английскому языку. В 4 «а» классе было 23 ученика.  

Целью первого этапа являлась изучение уровня знаний учащихся английского языка.

На первом уроке мы провели наблюдение по выявлению уровня знаний учащихся. На втором уроке провели тестирование на тему урока “With a little help from my friend” .

Задания по тестированию:

  1. Прослушать текст и выбрать нужные слова по теме;
  2. Вставить пропущенные слова в предложении;
  3. Прослушать рифмовку “Poor Mister Clay” и вставить пропущенные слова;

Test

  1. Listen and match.  
  1. I’ve got a runny nose.
  2. I’ve got a fever.
  3. Why don’t we play outside?
  4. I’ve got a cough.
  5. I’m ill.
  6. I’ve got a sore throat.                                     (6/__points)

Answer key: c, e, b, f, a, d

  1. Look, read and complete the sentences.
  1. Wendy _________ her arm last Monday.
  2. I feel __________ when I’m ill.
  3. I ______ my sister some tasty.
  4. Poor you! Hope you’re _________________.
  5. He got a ________ eye.
  6. I _______ my friend with his _________________.
  7. We ______ a snowball _______.
  8. She _______ got a runny ______.                 (8/__ points)

Answer key: broke; bored; get; better soon; black; help, homework; had, fight; has, nose.

  1. Look, listen and complete. Rhyme “Poor Mister Clay”.

Oh, poor Mister Clay!

He had bad luck one day.

He had a fight,

Fell down at night.

He broke his arm

And cut his palm.

He burnt his nose

And hurt his toes.

He got a black eye,

And swallowed a fly.

Oh, poor Mister Clay!

                              He had bad luck one day!         (5/__ points)

 По итогам тестирования из 23 учащихся справились:

Таблица 1.

     №

Ф.И.учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Алексеев Ваня

+

Акимова Арина

+

Афанасьева Влада

+

Варламова Алина

+

Дашевский Лев

+

Захарова Настя

+

Корякин Байдам

+

Карбаканова Алена

+

Колесова Леона

+

Луговская София

+

Лукина Таня

+

Михайлов Максим

+

Макарова Аня

+

Нифонова Лиана

+

Павлов Айаал

+

Пахомов Слава

+

Петров Петя

+

Петрова Катя

+

Петрова Настя

+

Попова Лана

+

Потапова Наина

+

Сибиряков Володя

+

Слепцов Эдик

+

Итого:

4

10

9

В тестировании принял участие весь класс, т.е. 23 ученика. Тест состоял из трех этапов. Правильно выполненные задания оцениваются по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 19.

Выделяется 3 критерии оценивания:

  • от 16 – 19 баллов – высокий уровень;
  • от 12 – 15 баллов – средний уровень;
  • от 0 – 11 баллов – низкий уровень;

Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что  уровень знаний учащихся находится на среднем уровне. Показатели Таблицы 1. представлены в Диаграмме 1. В процентах можно увидеть следующие результаты: уровень знаний учащихся показывает:

  •           - высокий уровень – 4 ученика (17%);
  •           - средний уровень – 10 учеников (44%);
  •           - низкий уровень – 9 учеников (39%);  

Диаграмма 1.        

На формирующий этап нами было отведено 3 урока. Целью формирующего эксперимента было в  использовании сюжетно – ролевых игр на уроках английского языка для формирования познавательного интереса учащихся.

20.01.2012г. для повышения познавательного интереса у учащихся по теме  “A milk tooth” была проведена сюжетно – ролевая игра “A milk tooth”. Здесь мы использовали игру и диалогическую речь.

Цель: активизация речевых фраз, использование слов и выражений, относящихся к теме “A milk tooth”.

Ситуация: два мальчика на береге встречают плачущую акулу. Выбираются два мальчика, акула и дантист. Остальные ассистенты, которые приносят необходимые инструменты.

Tommy: Look, Peter, who is it?

Peter: It’s a shark and he is crying. Let’s ask what wrong with him?

Tommy: Hello! Why are you crying?  

Shark: I have a toothache.

Peter: Oh, it’s too bad! Let’s go to the dentist now. He’ll help you.

Shark: O’k, I couldn’t more patience.

Tommy: Hello, doctor! May we come in?

Doctor:  Oh, yes. So, who is a patient?

Shark: I am a patient. Doctor I have a toothache. Please, help me.

Doctor:  Oh, it is a milk tooth! You needn’t afraid about it.

Shark: Ummh…

Doctor:  That’s all, my little friend.

Учащиеся заинтересовались игрой и приняли активное участие в ходе урока. В конце урока были выявлены следующие результаты:

    Таблица 2.

     №

Ф.И.учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Алексеев Ваня

+

Акимова Арина

+

Афанасьева Влада

+

Варламова Алина

+

Дашевский Лев

+

Захарова Настя

+

Корякин Байдам

+

Карбаканова Алена

+

Колесова Леона

+

Луговская София

+

Лукина Таня

+

Михайлов Максим

+

Макарова Аня

+

Нифонова Лиана

+

Павлов Айаал

+

Пахомов Слава

+

Петров Петя

+

Петрова Катя

+

Петрова Настя

+

Попова Лана

+

Потапова Наина

+

Сибиряков Володя

+

Слепцов Эдик

+

Итого:

5

13

5

Играя в эту игру, учащиеся класса справились с поставленной задачей по использованию речевых фраз, слов и выражений, повышению интереса. Нами были использованы книги с иллюстрацией по данной теме, детская энциклопедия.

Проведенная нами сюжетно – ролевая игра показала, что  уровень познавательного интереса учащихся повысился. Показатели Таблицы 2. представлены в Диаграмме 2. В процентах можно увидеть следующие результаты:

          - высокий уровень – 5 ученика (22%);

          - средний уровень – 10 учеников (56%);

          - низкий уровень – 9 учеников (22%);  

Диаграмма 2.

Второй урок по теме “Help to your friend” был проведен 24.01.2012. Нами была проведена инсценировка на тему “What happened to Sasha?”. Мы использовали диалог, учащиеся работали парами.                        

Цель: развить коммуникативную активность учащихся с использованием упражнений, сюжет.

Ситуация: мальчик Саша заболел, и он встречает одноклассницу.  

Wendy: Hello, Sasha!

Sasha: Hello, Wendy!

Wendy: Why weren’t at school yesterday?

Sasha: Because I’m ill.

Wendy: What happened to you?

Sasha: On Sunday I was in the mountains with my mum, dad and cousin. It was very cold. Now I’ve got a sore throat.

Wendy: Poor you!

Sasha: And I’ve burnt my hand when I got too close to the fire.

Wendy: I hope you better soon. Can I visit you? I help you with your homework.

Sasha: Yes! Great! And I’ve got a new game. Why don’t we play it together?

Wendy: I bring you something tasty to eat. Do you like bananas?

Sasha: Yes, please.

После проведения диалогической сюжетно – ролевой игры мы получили следующие результаты:

Таблица 3.

     №

Ф.И.учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Алексеев Ваня

+

Акимова Арина

+

Афанасьева Влада

+

Варламова Алина

+

Дашевский Лев

+

Захарова Настя

+

Корякин Байдам

+

Карбаканова Алена

+

Колесова Леона

+

Луговская София

+

Лукина Таня

+

Михайлов Максим

+

Макарова Аня

+

Нифонова Лиана

+

Павлов Айаал

+

Пахомов Слава

+

Петров Петя

+

Петрова Катя

+

Петрова Настя

+

Попова Лана

+

Потапова Наина

+

Сибиряков Володя

+

Слепцов Эдик

+

Итого:

7

12

4

Показатели Таблицы 3. представлены в Диаграмме 3. Мы выявили следующие результаты: высокий уровень – 5 ученика (30%); средний уровень – 10 учеников (52%); низкий уровень – 9 учеников (17%);  

Диаграмма 3.

На третий урок 27.01.2012г. мы провели урок проверки умений по использованию сюжетно – ролевых игр на тему: “Where is Wendy?”.

Цель: активизация речевых умений, употребление в речи слово get (got). В игре участвуют четыре персонажа: Венди, Стив, Мери и мама Венди.

Ситуация: Мери встречает двоюродного брата Стива и спрашивает о Венди.  

Merry: Hi, Steve! Where’s Wendy?

Steve: Hello! Wendy is at home. She’s ill.

Merry: What’s the matter?

Steve: She’s got a runny nose.

Merry: Oh, dear.

Steve: You can text her. She’ll feel happy.

Merry: I’ll do that during the lunch break.  Let’s visit her on Sunday.

Steve: No, we’d better visit her today after school.

Merry: And get something tasty: fruit, ice cream.

Steve: But she’s got a sore throat, she can’t eat ice cream.

Merry: Then we can get her some juice and an interesting book.

Steve: And I can get her a video. I’ve got a funny comedy. I think she’s bored.

Merry: Let’s first phone Wendy’s mother and ask her.

Таблица 4.

     №

Ф.И.учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Алексеев Ваня

+

Акимова Арина

+

Афанасьева Влада

+

Варламова Алина

+

Дашевский Лев

+

Захарова Настя

+

Корякин Байдам

+

Карбаканова Алена

+

Колесова Леона

+

Луговская София

+

Лукина Таня

+

Михайлов Максим

+

Макарова Аня

+

Нифонова Лиана

+

Павлов Айаал

+

Пахомов Слава

+

Петров Петя

+

Петрова Катя

+

Петрова Настя

+

Попова Лана

+

Потапова Наина

+

Сибиряков Володя

+

Слепцов Эдик

+

Итого:

8

12

3

По итогам игры, ученики показали хорошие знания по лексике. Они научились использовать в речи глагол get (got).

Диаграмма 4.

Показатели Таблицы 4. представлены в Диаграмме 4. Таким образом, высокий показатель был у 8 учащихся, средний уровень у 12 учеников, низкий – у 3 учеников.

Проведенный нами формирующий эксперимент показал, что  высокий уровень знаний учащихся повысился на 13%, а  низкий уровень снизился на 25%.  Исходя из этого, можно сказать, что на уроке с применением сюжетно – ролевой игры значительно повысился познавательный интерес.

На контрольном этапе нами был проведен  1 урок. 03.02.12г мы провели урок на тему: “The kinds of sport”. Нами была проведена проверочная работа по пройденным материалам сюжетно – ролевых игр.

Цель данного эксперимента заключалась в контроле усвоения лексических материалов.

Тест состоит из трех частей: аудирование, чтение и выполнение заданий по грамматике.

Тест

  1. Аудирование.

Задание 1. Прослушайте и закончите предложение в соответствии содержанием прослушанной песни. Выбери правильный ответ из предложенных.

What do I do when my love is away?

Does it worry you to be alone?

How do I feel by the end of the day?

Are you sad because you’re…?

  1. …alone
  2. …on your own
  3. …help from my friends

Задание 2. Прослушайте и вставьте пропущенные дифтонги. Выберите правильный вариант из предложенных.

Curt b___nt his c___ly p___ple hair and h___t his head last Th____sday.

  1. ea
  2. yr
  3. ur

  1. Чтение.

Прочитай текст, и выполните следующие задания. Перевод некоторых слов дается в конце текста.

Now there are Great White Sharks. Their teeth are the size of a man’s finger. They have 3 – 5 rows of teeth at a time. When a tooth from the first row falls out, a tooth from the second row takes it places. Sharks may have up to 3, 000 teeth at one time.  

People like collecting sharks’ teeth. They usually find them on the beach.  

A long time ago, when there were dinosaurs on the Earth, there was a shark called a Megalodon. It had big teeth the size of a man’s hand. Then all the Megalodons died.

Задание 1. Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных ответов.

What size a tooth of dinosaurs?

  1. It had a size of a man’s hand.
  2. It have up to 3, 000 teeth.
  3. It had a size of man’s finger.

Задание 2. Выберите точный перевод на русский язык следующее предложение.

“People usually find them on the beach.”

  1. “Люди ищут их на пляже”.
  2. “Люди обычно находят их на пляже”.
  3. “Люди обычно прячут их на пляже”.

  1. Грамматика.

Выберите правильное слово.

Задание 1. I fell … a tree last Saturday.

  1. from
  2. out
  3. into

Задание 2. I always help my friends with their homework when they are …

  1. sad
  2. feel happy
  3. ill

Задание 3. Sharks have got … teeth.

  1. milk
  2. a lot of
  3. wise

Задание 4. When I’m ill, I feel …

  1. excited
  2. bored
  3. terrible

Исходя из проведенного нами тестирования, мы выявили следующие результаты:

Таблица 5.

     №

Ф.И.учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Алексеев Ваня

+

Акимова Арина

+

Афанасьева Влада

+

Варламова Алина

+

Дашевский Лев

+

Захарова Настя

+

Корякин Байдам

+

Карбаканова Алена

+

Колесова Леона

+

Луговская София

+

Лукина Таня

+

Михайлов Максим

+

Макарова Аня

+

Нифонова Лиана

+

Павлов Айаал

+

Пахомов Слава

+

Петров Петя

+

Петрова Катя

+

Петрова Настя

+

Попова Лана

+

Потапова Наина

+

Сибиряков Володя

+

Слепцов Эдик

+

Итого:

9

11

3

Диаграмма 5.

По итогам проверочной контрольной работы, мы пришли к выводу, что учащиеся в ходе проведенной нами уроками с использованием сюжетно – ролевых игр более эффективно и быстро усвоили лексический материал. Таким образом, в 4 «а» классе девять учеников проявили высокий уровень усвоения лексики (39%), одиннадцать учеников – средний уровень (48%) и три ученика (13%).

На диаграмме 6 показаны сравнения констатирующего и контрольного этапов.

Диаграмма 6.

Сравнив результаты тестирования контролирующего этапа с констатирующим этапом, мы выявили, что у учащихся уровень усвоения лексики и умение использовать их в речи достаточно повысился. Учащиеся научились входить в различные роли, речь стало более аргументированным и эмоциональным, тем самым мы можем констатировать о том, что сюжетно – ролевая игра позволяет формировать у учащихся коммуникативные умения и развивает их речемыслительную деятельность и тем самым повышает познавательный интерес к английскому языку.

2.2 Методические рекомендации по использованию сюжетно – ролевых игр

Игра эмоционально насыщена и доставляет каждому маленькому человеку радость и удовольствие уже самим своим процессом, она является для него и свободным видом совместной творческой деятельности таких же, как он сам. Однако для того, чтобы игра полностью выполняла свою важную роль в воспитании ученика (развитие психических процессов, образование новых качеств личности и т.д.), необходимо умение со стороны учителя ее поддержать, сделать его как можно богаче и интереснее. Об этом говорил и выдающийся психолог А.Н.Леонтьев.

Известно, что многие учителя, планируя свои уроки, думают не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремятся создать все возможности для развития индивидуальности каждого учащегося. Учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. И главной задачей  они считают -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Учителя испытывают большие затруднения при работе на уроке над развитием у учащихся умений и навыков практического владения языком. Главная причина - это неумение подобрать и правильно сочетать разнообразные формы работы. Игра помогает учителю преодолеть однообразие этой работы, провести тренировку в речевой деятельности в интересной и увлекательной форме. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, учащиеся начального класса обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес. Урок иностранного языка в большей степени, чем урок другого предмета, является ведущим средством обучения, поскольку только в стенах школы и прежде всего на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения.

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Для учащихся игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность оказываются порой важнее, чем знание предмета. Игру надо рассматривать как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, обработки произношения и она становится более эффективной, если ее сочетают с различными видами наглядности и особенно с техническими средствами.

Кроме того, сюжетно – ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь, управляет учебной деятельностью.

Не смотря на сложность сюжетно – ролевых игр, она является увлекательным занятием. Она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

Мне хотелось бы, привести примеры следующих ролевых игр:

Цель: научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, развивать слуховую реакцию, слуховую память, речевую реакцию в процессе коммуникации.

Знакомство в летнем лагере

- Hello!

- Hello!

-What is your name?

- My name is Dima. And what’s your name?

- I’m Olga. How old are you?

- I am eight. And you?

- I am eight too.

- Where do you live?

- I live in Moscow. And you?

- I live in Minsk.

- Can you swim?

- Yes, I can, but I can’t skip. And you?

- I can skip, but I can’t draw well.

- Let’s play skip and draw together!

- OK!

В магазине «Канцелярские товары»

- Good morning!

- Good morning!

- I would like to buy a pen.

- What pen would you like: red or green?

- Red, please.

- Would you like a short or a long pen?

- A long pen, please.

- Here you are!

- Thank you very much!

- You are welcome!

Игра «Что случилось с Сашей?»

Wendy: Hello, Sasha!

Sasha: Hello, Wendy!

Wendy: Why weren’t at school yesterday?

Sasha: Because I’m ill.

Wendy: What happened to you?

Sasha: On Sunday I was in the mountains with my mum, dad and cousin. It was very cold. Now I’ve got a sore throat.

Wendy: Poor you!

Sasha: And I’ve burnt my hand when I got too close to the fire.

Wendy: I hope you better soon. Can I visit you? I help you with your homework.

Sasha: Yes! Great! And I’ve got a new game. Why don’t we play it together?

Wendy: I bring you something tasty to eat. Do you like bananas?

Sasha: Yes, please.

Игра «Утро»

Цель: активизация вопроса Where is (are)…?

Ситуация: ученица спешит в школу, ищет карандаши, не может найти, мама помогает.

Kate: “Where are my pencils, Mummy?”

Mother: “There are under the table”

Kate: “And where is my green pencil?”

Mother: “It is on the TV set”

Kate: “It isn’t on the TV set”

Mother: “Oh, dear, but look it is on the TV set”

Kate: “Sorry, Mummy. Thank you”

На уроке английского языка можно использовать такие сюжетно – ролевые игры, так как игры  способствуют закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на английском языке.

Итак,  мы пришли к выводу, что сюжетно – ролевые игры помогают  оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала и  сделать учебный труд интересным при сравнении результатов работ.

Выводы по второй главе

Во второй главе мы провели опытно – экспериментальную работу по формированию познавательного интереса с использованием сюжетно – ролевой  игры в IV классе Вилюйской средней общеобразовательной школы №3 имени Н.С. Степанова и  пришли к следующим выводам:

  1. Основываясь на результатах опытно – экспериментальной работы по использованию сюжетно – ролевой игры можно с уверенностью утверждать, что использование различных игр на уроках английского  языка способствует овладению языком в значительной форме,  развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. И важно, что работа с играми приносила положительные эмоции и пользу.
  2. Анализ полученных результатов показывает, что у учащихся уровень усвоения лексики и умение использовать их в речи достаточно повысился. Учащиеся научились входить в различные роли, речь стало более аргументированным и эмоциональным, и стали более сознательно и ответственно относиться к изучаемому предмету и тем самым познавательный интерес к английскому языку сформировался.

Таким образом, систематическая работа по повышению уровня знаний  с использованием сюжетно - ролевых игр на уроках  английского языка  необходима. Так как именно через игру учащиеся быстро усваивают учебный материал, учатся с удовольствием, не испытывают затруднений в обучении иностранному языку и с помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Сюжетно - ролевые игры – это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. Их цель – создать в классе атмосферу окружающего мира для того, чтобы использовать лексику, употребление которой в другой  было не возможным или искусственным и неинтересным.

Сюжетно - ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирования и развития речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер осознается учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.

Игры не только помогают почувствовать себя в учебном процессе более комфортно, они способствуют академическим успехом, а также интеллектуальному и нравственному развитию.

Исходя из теоретической значимости, широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование сюжетно – ролевых игр. Поэтому использование сюжетно – ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса и  познавательный интерес к изучаемому предмету. При использовании на уроке сюжетно – ролевых игр способствует незаметному усваиванию языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

В ходе сравнения контролирующего этапа с констатирующим этапом мы выявили, что у учащихся уровень усвоения лексики и умение использовать их в речи достаточно повысился. Учащиеся научились входить в различные роли, речь стало более аргументированным и эмоциональным, тем самым мы можем констатировать о том, что сюжетно – ролевая игра позволяет формировать у учащихся коммуникативные умения и развивает их речемыслительную деятельность. Игра активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Использование сюжетно – ролевых игр на уроках иностранного языка способствует овладению языком в значительной форме,  развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

Исходя из проведенного нами опытно – экспериментальной работы, мы можем определить, что использование сюжетно – ролевых игр и игровых ситуаций позволяет повысить познавательный интерес учащихся к изучению английского языка.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абанина, Н.В. Ролевые игры на уроках в младших классах с углубленным изучением немецкого языка// Иностранные языки в школе. -  1997. -  №1 – С.32.
  2. Абрамова, И.В. Игры на уроках немецкого языка// Иностранные языки в школе. -  2007. - №1. – С.42.
  3. Ариян, М.А. Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка// Иностранные языки в школе. - 2011. - №7. – С.98.
  4. Бабинская, П.К. Современный урок иностранного языка//  Практический курс методики преподавания иностранных языков. - 2005. – 288с.
  5. Баранов, С.П., Болотина, Л.Р. и др. Педагогика: Учебное пособие. -  2008. - 85с.
  6. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: 1977. – 288с.
  7. Бордовская, Н., Реан, А. Педагогика: Учебное пособие. - 2008. - 235с.
  8. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности. - 1978. - №3. – 165с.
  9. Гашкова, В.П. Ролевые игры и задания на уроках английского языка в 4 классе// Иностранные языки в школе. - 1986. - №5 – С.112.
  10. Голубева, О.В. Урок – игра «Путешествие на французском языке в 6 классе»// Иностранные языки в школе. - 2007. - №7 – С.51.
  11. Григорьева, М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранно языка// Иностранные языки в школе. - 2011. - №10 – С.90.
  12. Губарева, Т.Ю и др. Книга для чтения на английском языке// Серия «Школа в клеточку».- М.: «Лист». - 1997. – С.128.    
  13. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - Питер. - 2002. -  225с.
  14. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. - Ноябрьск. 2005. – 87с.
  15. Иванова, Г.П. Игры, способствующие развитию речевых навыков// «Сфера». - Якутск.: - 2011. -  С.20.
  16.  Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка в V классе// Иностранные языки в школе. - 1995. - №2. -  С.4 – 7.
  17. Канаева, В.М. Использование ДЕ в ролевых играх при обучении французскому языку в начальных классах// Иностранные языки в школе. - 1993. - №3. – С.22.
  18. Карасева, О.В. Игры для разминки на уроке немецкого языка// Иностранные языки в школе. - 2007. - №6. – С.41.
  19. Кочергина, И.Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно – коммуникативных технологий в обучении английскому языку// Иностранные языки в школе. - 2009. - №3. – С.45 – 49.
  20. Леонтьев, А.Н. Психология детской игры. М.: Академия. - 1999. – 199с.
  21. Леонтьева, Г.Н. О создании мотивации обучения немецкому языку//  Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. – С.49 – 50.
  22. Манилова, Н.Я. Игра на уроке английского языка// Иностранные языки в школе. - 1997. - №1. – С.25 – 26.
  23. Мильруд, Р.П., Максимова, И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. -  С.
  24. Мильруд, Р.П. Организация ролевой игры на уроке английского языка// Иностранные языки в школе. - 1987. - №3. – С.8.
  25. Павлова, Т.П. Игровые приемы работы на внеклассных занятиях английским языком// Иностранные языки в школе. - 1995. - №4. – С.46.
  26. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психические познавательные процессы человека// Психология и Педагогика. 2 – е издание. -  2003.– 103с.
  27. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: 1981. - 112с.  
  28. Тарасова, Н.А. Игра как способ освоения иностранных языков дошкольникам// Иностранные языки в школе. - 2007. - №6. – С.42.
  29. Филатов, В.М. Обучение видам и сторонам иноязычной речевой деятельности в начальной и основной школе // Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной  общеобразовательной школе. - 2004 – 416с..
  30. Филатов, В.М. И еще несколько слов о ролевой игре// Класс, «АНИОН». - 1996. – С.75.
  31. Формановская,  Н.И. Культура общения и диалог// Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. – С.22-24.
  32. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. - М.: Новая школа. - 2004 (1994). – 240с.
  33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: ИЦ «Питер». - 2009. – 235с.
  34. Эльконин, Д.Б. Психология развития в детских возрастах. М.: Воронеж. 1995. – 317с.
  35. Sh. Hamamdjian. Play and learn English// Prosveshcheniye. M.: -1978. – 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ нормативного поведения дошкольников

Пояснительная записка  Актуальность, объект, цель и задачи курсового проекта Кардинальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему ...

Формирование познавательных интересов учащихся на уровках физики. Методическая разработка

Рассмотрены проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и методы оптимизации учебного процесса...

Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса на уроках английского языка

В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспеч...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩЕГОСЯ

Традиционные методы и формы обучения в современном мире не всегда отвечают запросам и учителей, и учащихся. Появилась необходимость  внедрения новых форм обучения, требующих от учителя компетенци...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...