Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса на уроках английского языка
опыты и эксперименты

В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспечивают формирование элементов целенаправленного внимания, воображения и памяти. Формирование благоприятной и доброжелательной атмосферы на уроке среди детей, способность учеников бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание. Ролевая игра может выступать решением данной проблемы, поскольку в младшем школьном возрасте игра продолжает являться одним из основных видов деятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соболева Ремиля Валериевна, учитель английского языка МАОУ НПСОШ 2 г.Якутск

Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи

у учащихся 4 класса на уроках английского языка

В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспечивают формирование элементов целенаправленного внимания, воображения и памяти. Формирование благоприятной и доброжелательной атмосферы на уроке среди детей, способность учеников бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание. Ролевая игра может выступать решением данной проблемы, поскольку в младшем школьном возрасте игра продолжает являться одним из основных видов деятельности ребенка. Цель, объект, предмет исследования, Гипотеза, методы исследования, практическая значимость

Мы провели  педагогический эксперимент на базе МОБУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2" г.Якутска. В данной школе английский язык изучают со 2 класса. Уроки проводятся по УМК "Английский язык" (Brilliant) Ю.А. Комаровой, И.В Ларионовой, Ж.Перрет. Для проверки и обоснования правильности разработанной гипотезы был проведен эксперимент. Для проведения эксперимента были выбраны две группы учеников - экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа включала 16 человек, а контрольная - 15. Учащиеся обеих групп были примерно одинаковы по успеваемости, в обеих группах работали разные преподаватели, использовался один и тот же учебник, на усвоение материала отводилось одинаковое время, но приемы, используемые на уроках, были разные.

Целью исследовательской работы явилось проведение экспериментальной оценки эффективности ролевых игр, как средства развития навыков диалогической речи у младших школьников в изучении английского языка.

        Для этого были поставлены следующие задачи:  

1. изучить теоретические основы развития навыков диалогической речи у младших школьников;   

2. изучить психолого-возрастные особенности младших школьников; 

3. раскрыть содержание использования ролевых игр на уроках английского языка; 

4. выявить особенности влияния ролевых игр на развитие навыков диалогической речи учащихся экспериментальной группы 4 класса  начальной школы.

Уровень навыков диалогической речи экспериментальной и контрольной группы учащихся  4 класса оценивался нами по пяти критериям.

        

Исходя из диаграммы видно, учащиеся и в экспериментальной и в контрольной группе имеют высокий уровень по 1 критерию «Использование английских коммуникативных выражений»,  наиболее низкий уровень показали по 5 критерию «Речемыслительная активность учащихся».  

На формирующем этапе мы  использовали комплекс ролевых игр  на уроках английского языка. Такие игры являются полифункциональными и продуктивными (при правильной организации), необходимо разработать дополнительно для каждого раздела и апробировать на практике ролевые игры, способствующие диалогическому общению учащихся на уроках. Подбирать ролевые игры надо не только в зависимости от пройденного лексического, грамматического, фонетического материала, но и от особенностей класса и индивидуальных особенностей каждого ученика.

(ПРИМЕРЫ)

 Это социально-бытовая, умеренно контролируемая ролевая игра. Игра проводилась при изучении правила образования вопросительных предложений с оборотами there is/are. Диалог был спонтанным, учащиеся заранее к нему не готовились. Для правильного ответа на вопросы необходимо было слушать собеседника и знать необходимый языковой материал. Игра способствует развитию диалогического общения.

В разделе Happy town. Почти все учащиеся справились с заданием (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача), но двое из них иногда путали грамматические обороты.  Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая ролевая игра.  Игра способствует развитию умений диалогического общения.

        На контрольном этапе наиболее высокого уровня достигли по 1 критерию «Использование английских коммуникативных выражений» и по 5 критерию  «Речемыслительная активность». Труднее дается критерий №2 «Умение задавать вопросы». Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме.

Данные полученные в ходе исследования, дают основание полагать, что в процессе проведения ролевых игр на уроках английского языка повысилась общительность, коллективизм.

Таким образом, использование комплекса ролевых игр, соответствующих возрасту обучающихся на уроках английского языка способствует более эффективному развитию навыков диалогической речи учащихся 4 класса общеобразовательной школы.