Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наши пищевые ресурсы"
классный час на тему

Пряхина Юлиана Сергеевна

Целью данного внеклассного мероприятия является научит методам оценки качества пищевых продуктов путем простых химических реакций, привить стремление к здоровому образу жизни и научить составлять суточное сбалансированное меню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_nashi_pishchevye_resursy.docx479.11 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное мероприятие  (биология + химия)

"Наши пищевые ресурсы"

 «Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями».
Поль Брэгг.

Цели урока:

  • Дать общие понятия об обмене веществ,
  • познакомить с суточным расходом энергии человека в зависимости от различных факторов,
  • рассказать о значении рационального питания для здоровья человека,
  • научить составлять суточное сбалансированное меню,
  • закрепить знания о круговороте веществ и превращения энергии в биосфере; конкретизировать знания о круговороте веществ на примере круговорот азота, углерода и фосфора,
  • научить методам оценки качества продуктов, путем простых химических опытов,
  • привить стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: ИТР, лабораторное оборудование для опытов, набор химических реактивов, раздаточные опорные конспекты, карточки-инструкции

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Распределение класса на группы.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

Учитель Наша пища – это топливо и сырьевой материал для образования необходимых живому организму веществ. Молекулы пищевых веществ служат основой построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности. Энергией организм снабжает практически любая пища, но больше других продуктов содержат ее углеводы (сахар и крахмал). Однако для успешного функционирования нашему организму нужны также белки и жиры, абсолютно необходимы витамины и минеральные соли, хотя и в очень небольших количествах. Каждый, кто следит за своим весом, должен считать калории, которые поступают в организм с едой. Калория – это единица измерения количества энергии, в том числе и в продуктах питания. Одна калория - это количество теплоты, необходимое для нагревания 1 г воды на 1 °С. 1 килокалория (ккал) содержит 1000 калорий (кал). Например, порция жаренной в масле картошки содержит 220 ккал.

Учитель Все пищевые продукты по калорийности подразделяются на 4 группы:

  1. Калоригены - продукты самой высокой калорийности, от 400-900 ккал. Это сахар, шоколад, печенье, сухари, сырокопченые колбасы, сливочное масло, жиры.
  2. Высококалорийные продукты от 260 – 400 ккал. Это хлебобулочные изделия, крупы, макароны, творог, сметана, мороженое, варенье.
  3. Калорийные продукты от 100 -250 ккал (нежирное мясо, рыба, сливки, ржаной хлеб).
  4. Малокалорийные продукты до 100 ккал (овощи, фрукты, морская рыба, молоко).

Количество калорий, необходимых для человека, зависит от выполняемой работы, пола, возраста, климата. Посмотрите на карточку. (Приложение 1).

- При каком виде деятельности затрачивается больше всего калорий? Меньше всего?

- Какая суточная потребность калорий для вашего возраста?

Учитель

- Какие ошибки в питании вы увидели? А как правильно питаться?

- Давайте повторим состав продуктов. (Презентация). Зная правила рационального питания и учитывая потребности организма в калориях, вы можете составить полноценное меню.

Практическая работа:

Учащиеся должны составить меню на: 1 группа – завтрак, 2 группа – обед, 3 группа – ужин, для своего возраста с учетом нагрузки. Группе раздается таблица калорийности. 

 После работы проводится совместный анализ меню, составленного группами. (Приложение 2)

Учитель 

В клетках растений содержится более 70 химических элементов – практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды - кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы – азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы – молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт. Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей. 

 Качество овощей зависит от многих причин, в том числе от вносимых удобрений и применяемых средств защиты растений. Нитраты используются в качестве удобрений и известны как селитры: натриевая (чилийская), калиевая (настоящая), аммиачная (аммонийная) и кальциевая (норвежская). Нитраты – важнейший компонент питания растений, поскольку входящий в них азот – главный строительный материал клетки.
Способность накапливать нитраты у различных культур неодинакова. Наибольшее накопление отмечается у зеленых культур: укропа, петрушки, зеленого лука (от 400 до 2500 мг/кг). Значительно меньшей способностью к накоплению нитратов обладают томаты (10–190 мг/кг), перец сладкий (40–330 мг/кг), баклажаны (80–270 мг/кг).
Важную роль играет форма применяемых азотных удобрений и сроки их внесения. Максимальное количество нитратов в овощной продукции накапливается при применении аммиачной и натриевой селитры, а минимальное – при внесении мочевины, сульфата аммония и мочевинно-формальдегидного удобрения. Под овощи дозы вносимого азота не должны превышать 20 г/м2. Известкование кислых почв способствует снижению содержания нитратов в почве в течение четырех последующих лет. Минеральные удобрения лучше вносить вместе с органическими в оптимальных соотношениях, не забывая и о микроэлементах. Азотные подкормки прекращают за 1,5 месяца до уборки. После 10–15 июля азотные подкормки в почвы лучше не вносить.

Учитель

- Сейчас вам предоставляется возможность самим посмотреть качественный состав той пищи, которую мы едим. В ходе эксперимента мы выясним, вредна или полезна эта пища. Мы взяли те продукты, которым вы отдаете предпочтение.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по карточкам-инструкциям.

Карточка-инструкция для первой  группы.

Перед проведением опытов вспомните правила по технике безопасности!

Анализ чипсов.

Опыт на наличие масла

Ход работы

1. Возьмите по одному чипсу из разных упаковок и  положите каждый чипс на фильтровальную бумагу.

2. Согните фильтровальную бумагу пополам и раздавите чипс (проделайте это действие  с каждым чипсом).

3. Удалите кусочки чипсов с фильтровальной бумаги.

4. Посмотрите бумагу на свет. Количество масла можно оценить по размеру пропускающего свет пятна. Сравните количество масла в различных марках чипсов.

Опыт. Анализ чипсов на наличие крахмала.

Ход работы.

  1. Капните раствором йода на   каждый чипс. Отметьте, какая часть чипса стала черно-синей.
  2. Измельчите ступкой отдельно каждый образец в стакане, возьмите небольшое количество образца в пробирку, добавьте в 2 раза больше воды  и нагрейте пробирку до закипания.
  3. Отфильтруйте воду от чипсов.
  4. Добавьте к фильтрату несколько капель йода. Отметьте, есть ли какие-либо изменения.

Сделайте вывод о наличии крахмала в чипсах.

Задание группе.

Проанализируйте выданные материалы, определите и раскрасьте те части растений, где накапливается наибольшее количество нитратов. Что вы можете предложить, чтобы снизить содержание вредных веществ в овощах. Оформите свои советы в творческой форме (стихотворение, схемы-рисунки,  коллажи и т.д.)

Карточка-инструкция для второй группы.

Проверка качества натурального мёда.

В  состав мёда входит глюкоза и фруктоза в виде 80-85%-ного раствора. В мёде содержится также небольшое количество муравьиной кислоты, белков и воска. Прозрачность мёда зависит от содержания в нём воска: чем воска меньше, тем мёд прозрачнее. В загустевшем прозрачном мёде образуются мелкие кристаллы, в первую очередь фруктозы. Если при растворении мёда в воде раствор получился мутным, это означает, что в мёде много воска.

Мёд примерно в 1,5 раз тяжелее воды (плотность 1,4-1,44г/см3). Для определения чистоты натурального мёда можно провести опыты.

Перед проведением опытов вспомните правила по технике безопасности!

Проверка качества натурального мёда.

Опыт №1.

Оборудование: химический стакан, 2 пробирки, держатели.

Реактивы: 3 грамма мёда, 10 мл воды, 1 мл нашатырного спирта (раствор аммиака в воде), концентрированная соляная кислота.

Ход работы: 3 г. мёда растворите в 10 мл воды. Разделите полученный раствор на 2-е части. В 1-ю пробирку добавьте 1 мл нашатырного спирта, во вторую несколько капель концентрированной соляной кислоты.

Проявление окраски свидетельствует о том, что в мёде есть органические красители. Натуральный мёд их не содержит.

Сделайте вывод о содержании органических красителей в выданных образцах.

Опыт №2.

Оборудование: химический стакан.

Реактивы: 3 грамма мёда, 6 мл. воды, спиртовой раствор йода.

Ход работы: 3 г. мёда растворите в 6 мл. воды. В полученный раствор добавьте несколько капель спиртового раствора йода.

Появление синего окрашивания свидетельствует о наличии в мёде крахмала (его иногда добавляют в мёд для густоты).

Сделайте вывод о содержании добавок в составе выданных образцах.

        

Карточка-инструкция для третьей группы.

Перед проведением опытов вспомните правила по технике безопасности!

Опыты с мороженым.

Опыт №1. Обнаружение белков в мороженом.

В пробирку наливают 1 мл растаявшего мороженого и добавляют 5-7 мл дистиллированной воды, закрывают её пробкой и встряхивают. К 1мл полученной смеси приливают 1мл 2М раствора NaOH и несколько капель 10%-ного раствора CuSO4. Содержимое пробирки встряхивают. Появление ярко-фиолетового окрашивания свидетельствует о наличии белка в мороженом.

Опыт №2. Обнаружение углеводов.

Фильтруют 2 мл смеси, оставшейся после опыта №1, и добавляют к фильтрату 1 мл 2М раствора NaOH и 2-3 капли 10%-ного раствора CuSO4. Пробирку встряхивают. Полученный раствор нагревают на спиртовке. В ходе реакции может образовываться медь.

Появление и изменение окраски свидетельствует о наличии в мороженом углеводов.

В плодово-ягодное мороженое добавляют сахарозу. В пробирку наливают 1 мл такого мороженого и 1мл 2М раствора NaOH. Затем приливают 2-3 капли 10%-ного раствора CuSO4. Наблюдается ярко-синее окрашивание.

Опыт №3. Изменение цвета красителей, входящих в состав мороженого.

        В две пробирки помещают по 1мл мороженого с красителем. В одну из них приливают 1мл 2М раствора NaOH, а в другую – столько же 1М раствора H2SO4. Отмечают, изменяется ли цвет красителя в зависимости от среды. Например, краситель Е - 120 красного цвета при добавлении щелочи становится жёлто-оранжевым. Его окраска вновь восстанавливается, если приливают кислоту. Краситель Е124 в присутствии щелочи становится желто-коричневым, а Е 122 приобретает оранжевый оттенок.

Учитель

- Расскажите о результатах опытов. (Обучающиеся комментируют и объясняют полученные результаты).

Учитель

В составе продуктов мы часто можем увидеть пищевые добавки.

- Как мы можем узнать, что в продукте есть пищевые добавки?

- Все ли пищевые добавки можно использовать?

Посмотрите на карточку «Пищевые добавки». 

Добавки Е

Е100 - Е182

Красители. Усиливают цвет продукта.

Е200 - Е299

Консерванты (удлиняют срок годности продукта). Защищают от микробов, грибков.

Е300 - Е399

Антиокислители замедляют окисление, например, от прогоркания жиров и изменения цвета; по действию схожи с консервантами.

Е400 - Е499

Стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукции). Загустители - повышают вязкость.

Е500 - Е599

Эмульгаторы (поддерживают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например воды и масла). По действию они похожи на стабилизаторы.

Е600 - Е699

Усилители вкуса и запаха

Е700 - Е899

Зарезервированные номера

E900 - E999

Пеногасители (предупреждают или снижают образование пены), глазирователи.

Официально запрещены на территории России: красители Е-121 (цитрусовый красный) и Е-123 (амарант) они обычно содержатся в сладкой газированной воде, сладостях, цветном мороженом; консервант Е-240 (формальдегид). С 2005 года запрещены также консерванты E-216 и E-217.  C 2007 года запрещен пищевой краситель  Е-128 (Red 2G).

Не запрещены, но считаются опасными или не прошли полностью испытания:

  • Опасные красители: Е102, Е110, Е120, Е124,Е127.
  • Канцерогены: Е103, Е105, Е110, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е153, Е210, Е211, Е213 – Е217, Е231, Е232, Е240, Е251, Е252, Е321, Е330, Е431, Е447, Е900, Е905, Е907, Е952, Аспартам.
  • Мутагенные и генотоксичные: Е104, Е124, Е128, Е230 – Е233, Аспартам.
  • Аллергены: Е131, Е132, Е160b, Е210, Е214, Е217, Е230, Е231, Е232, Е239, Е311 – Е313, Аспартам.
  • Нежелательно астматикам: Е102, Е107, Е122 – Е124, Е155, Е211 – Е214, Е217, Е221 – Е227.
  • Нежелательно людям, чувствительным к аспирину: Е107, Е110, Е122 – Е124, Е155, Е214, Е217.
  • Влияют на печень и почки: Е171 – Е173, Е220, Е302, Е320 – Е322, Е510, Е518.
  • Нарушение функции щитовидной железы: Е127.
  • Приводят к заболеваниям кожи: Е230 – Е233.
  • Раздражение кишечника: Е220 – Е224.
  • Расстройство пищеварения: Е338 – Е341, Е407, Е450, Е461, Е463, Е465, Е466.
  • Неправильное развитие плода: Е233.
  • Запрещено грудным, нежелательно маленьким детям: Е249, Е262, Е310 – Е312, Е320, Е514.

- Встречали ли вы пищевые добавки в продуктах, которые покупали в магазине? Какие?

- На что нужно обращать внимание при покупке продуктов?

5. Рефлексия.

Учитель  Предлагаем в творческой форме вывести правило трёх «П». Сегодня мы с вами узнали много нового, спорного, что-то вспомнили, что уже знали, но забыли, посмотрели на себя со стороны. Свое представление о счастливой полноценной жизни давайте, выразим в виде правила трех «П», которое обеспечит нам здоровье. А для этого ответьте на вопрос: «Что необходимо сделать в первую очередь с продуктом в магазине?».

  • А) прочитать аннотацию на этикетке;
  • Б) положить в корзину и пройти на кассу для оплаты;
  • В) проглотить продукт.

Используя свои знания, давайте составим правило выбора продуктов для здорового питания. Правильно выбирай! Правильно покупай! Правильно употребляй!

Опираясь на «слова-помощники», оформите свой совет в стихотворной форме

Учитель :

По ходу ответов учащихся учитель выводит на доске правило трех «П», которое обеспечивает залог здоровья:

  1. Прочитай.
  2. Покупай.
  3. Питайся.

Учитель

Надеемся, что ваш интерес к здоровому питанию и образу жизни позволит сохранить свое здоровье и здоровье ваших будущих детей.

6. Подведение итогов мероприятия.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплинам химия и биология

Пряхиной Юлианы Сергеевны

Интегрированное мероприятие (химия+биология)

«Наши пищевые ресурсы»

Челябинск,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....

Методическая разработка Справочник Электронных образовательных ресурсов для СПО по специальности "Поварское и кондитерское дело"

Сегодня образовательный процесс немыслим без применения информационных технологий, среди которых важное значение имеют электронные образовательные ресурсы. Данный «Справочник» позволит изу...