Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"
методическая разработка по теме

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_2010.doc573.5 КБ
Office presentation icon ekologicheskaya_tropa.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Плужникова Оксана Викторовна

Пояснительная записка.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреационными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен ным признаком — четко поставленной целью обучения и соответ ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по знавательной направленностью.

        Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

  1. Мотивы общения: 
  1. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
  2. При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
  3. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
  1. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
  2. Познавательные мотивы: 
  1. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
  2. В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
  3. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
  4. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
  5. Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
  6. В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
  7. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка.

        В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Экологическая тропа».

Цель мероприятия: Активизировать интерес студентов к  экологии.

Задачи:

        Образовательная: формирование экологических знаний студентов; расширение их кругозора.

        Воспитательная: воспитание любви к природе, Родине; воспитание самостоятельности, воли; формирование опре деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, взаимовыручки, общительности, комму никативности.

         Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; раз витие мотивации учебной деятельности.

Метод урока: игра.

Оборудование, наглядные пособия: Магнитофон, фотоаппарат, мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, плакаты, стенгазеты,  ватманы, маркеры, ножницы, шарики, бумага, нитки, скотч.

Продолжительность проведения: 65 мин.

Участники: студенты I курса.

Этапы выполнения мероприятия:

  1. Подготовка

Из студентов первого курса разных групп создаются три команды по шесть человек. Каждая команда выбирает капитана, который будет организовывать и координировать деятельность всей команды в ходе мероприятия.

 Готовим комплекты вопросов для каждого конкурса и мультимедийную презентацию. Подбираем классическую музыку, которая будет звучать в ходе игры, когда команды будут выполнять, то или иное задание.

2. Проведение

Мероприятие «Экологическая тропа» проводится в рамках недели предметной цикловой комиссии естественно научных дисциплин. Мероприятие посвящено 5 июня – Всемирному дню окружающей среды.

В кабинете химии и экологии для каждой команды ставим стол, готовим  бумагу, ватманы, ручки, маркеры. Кабинет украшается шарами, плакатами, стенгазетами.

Находчивость и смекалку команд оценивает жюри, которое информирует об итогах конкурсов, определяет и награждает победителей. В его состав приглашаются преподаватели химии, биологии, экологии. Обучающее значение  внеклассного мероприятия значительно усиливается, когда жюри не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения, разъясняет зрителям, какие неточности допустили участники при ответе. Такую информацию, как правило, внимательно выслушивают и хорошо воспринимают все присутствующие студенты.

  1. Анализ

Подведение итогов.

План мероприятия:

1. I тур « Давайте знакомиться» (10 минут)

2. II тур «Очень необычные животные» (15 минут)

3. III тур «Лекарственные растения» (5 минут)

4. IV тур «Привал»

А) «Споем»(10 минут)

Б) «Отгадаем» (5минут)

5. V тур «Экологический проект» (20 минут)

        Сценарий мероприятия.        

Студент под звуки классической музыки читает стихотворение:         Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды…

Все меньше – окружающей природы…

Все больше – окружающей среды.

                                Р. Рождественский

Вступительное слово преподавателя: Добрый день! Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие «Экологическая тропа», посвященное «5 июня – Всемирному дню окружающей среды».  Сейчас мы с вами отправимся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

        А оценивать работу команд на протяжении всего пути будет наше многоуважаемое и справедливое жюри, в состав которого входят… (преподаватель представляет членов жюри)

 

I тур

«Давайте знакомиться»

Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?

Капитаны команд вытаскивают одну из карточек с названием: «Одуванчики», «Ландыши», «Ромашки».  Так в дальнейшем будет называться их команда. За три минуты каждая команда должна придумать себе девиз, а затем представить себя.

Максимальное количество баллов -  3 балла.        

Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает о свойствах лекарственных растений названия, которых звучат в названиях команд.

А знаете ли вы, что… 

Ландыш

По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком — символом чистоты, любви и грусти.  Целительные свойства ландыша известны со времен глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах сердца. 

II тур

«Очень необычные животные»

На пути нам первыми  встретились очень необычные животные.

Каждая команда за 5 минут должна сделать с помощью шариков, бумаги и скотча какое-либо животное, придумать ему название и характеристику.

Максимальное количество баллов -  4 балла.

Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает об интересных особенностях некоторых животных.

А знаете ли вы, что…

Гиганты из гигантов.

Самые крупные животные из всех когда-либо живших и живущих сейчас на планете Земля – это киты. Представьте себе, что кит встал на хвост, Его голова будет рядом с крышей десятиэтажного дома. 33 метра – таков рост синего или голубого кита. Вес его 150 тонн. Чтобы уравновесить такого гиганта, на другую чашку весов пришлось бы попросить взобраться две тысячи человек или поставить 40 автобусов.

III тур

«Лекарственные растения»

Оглядитесь. Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг! Сейчас на экране один за другим с интервалом в несколько секунд будут идти слайды с изображением лекарственных растений. Командам необходимо записать названия растений в том порядке в котором они будут продемонстрированы.

 (На слайдах изображены  растения: крапива, клевер, мать-и-мачеха, подорожник, тысячелистник)

Максимальное количество баллов – 5 баллов.

Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает о свойствах лекарственных растений названия, которых звучат в названиях команд.

А знаете ли вы, что…        

Одуванчик

  

         О происхождении одуванчика существует поэтическая легенда.
В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала:

Нежна моя любовь к тебе,

Как солнца первый луч,

Но манит ввысь небес простор,

И зов его могуч.

Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы.

IV тур

Привал

А) Споем?

Какой же привал без отдыха, песен, игр?

Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов.

Каждая команда за 1 минуту должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (обязательно исполнение одного куплета). Песни поются по очереди. За каждую песню команда получает по одному баллу. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен.

Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает о свойствах лекарственных растений названия, которых звучат в названиях команд.

А знаете ли вы, что…        

Подорожник

Старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты... змеями.
Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Б) Отгадаем?

Прочитать русскую пословицу по первым буквам картинок. Задание на скорость.

Капитанам команд предлагается выбрать карточку с картинками (см. Приложение №1,2,3) для изображения пословиц: «За комаром не ходи с топором», «Кошке игрушка, мышке слезки», «Пуганый заяц и пенька боится».

Максимальное количество баллов – 3балла.        

Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает об интересных особенностях некоторых животных.

А знаете ли вы, что…

Крокодиловы слезы.

Старые легенды рассказывают, что крокодил льет горькие слезы, оплакивая несчастную жертву, им же самим проглоченную. Давно стало нарицательным выражение «крокодиловы слезы». Так говорят о лицемерном человеке, притворно скорбящем о товарище, которому он причинил зло. Что же касается  крокодила, то принято считать, будто никаких слез он вовсе не льет.

А оказалось, что крокодилы и в самом деле проливают обильные слезы. Но не из жалости, конечно, от избытка не чувств, а … солей.

Почки пресмыкающихся животных – несовершенный инструмент. Поэтому для удаления из организма избытка солей у рептилий развились особые железы, которые помогают почкам. Железы, выделяющие растворы солей, расположены у самых глаз крокодила. Когда они работают в полную силу, кажется, будто свирепый хищник плачет горькими слезами.

Бразильские индейцы рассказывают, что и морские черепахи, выходя на сушу, горько плачут, сожалея о покинутой родине.

V тур

Экологический проект

В конце пути вам встретился большой завод на окраине города.

(защита экологических проектов)

Каждая команда в течение 5 минут должна изобразить на половине листа ватмана завод будущего, который не отравляет окружающую среду. Можно поблизости с ним расположить оригинальные очистные или перерабатывающие сооружения. Главное – защита проекта с доказательностью полной экологической чистоты завода. Команды -соперницы могут задавать по два вопроса.

Максимальное количество баллов – 5баллов.

Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает о свойствах лекарственных растений названия, которых звучат в названиях команд.

А знаете ли вы, что…        

Ромашка 

Есть такая легенда: Давным-давно жил на свете влюбленный юноша Роман. Однажды принес он своей девушке цветок. Такая нежность исходила от цветка, что девушке он очень понравился. А Роман сказал, что цветок ему приснился, и когда он проснулся, увидел его на подушке. Девушка предложила назвать цветок Ромашкой и попросила собрать целый букет. Роман не мог отказать любимой. Долго искал и нашел на краю света царство Снов. Царь Снов предложил обмен - Роман останется навсегда в его царстве, а его девушка получит целое поле цветов. Долго ждала и плакала девушка, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле...                
Аптечная (matricaria chamomilla) и пахучая ромашка имеют огромный лечебный потенциал, обладают дезинфицирующим, противовоспалительным, кровоостанавливающим, вяжущим, обезболивающим, желчегонным и потогонным действием, ускоряют процессы регенерации и заживления тканей, снимают спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов, расширяют сосуды сердца и мозга, успокаивают и нормализуют сон.
На ромашке гадали во все времена. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать "да", "нет", "сбудется", "не сбудется", пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово преподавателя: Вот и закончилось наше путешествие по экологической тропе. Будем же беречь нашу планету! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Чтобы в будущем мы и наши потомки могли совершать не только заочные, но и реальные путешествия. И помните, что завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Студент под звуки классической музыки читает стихотворение:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                        Е. Евтушенко

Список использованной литературы:

1. Хорошилов А., Семенкова В. Неделя экологии // «ОБЖ», сентябрь 2001.

2. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.

3.  Максиняева М. Использование на занятиях фольклорного материала // «ОБЖ», №7, 2001.

4. 50 сценариев классных часов / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....


 

Комментарии

Максимова Татьяна Витальевна

очень интересная разработка!