Методическая разработка урока по "Безопасности жизнедеятельности" по теме "Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"
методическая разработка на тему

В представленном материале по проведению урока по теме даются общедоступные диагностические методы оценки своего здоровья и практика их применения, которые дадут возможность учащимся оценивать и контролировать состояние своего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_diagnotest.docx50.61 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx84.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Разработал  преподаватель  -  Потемин Д.В.

Курс:  2

Тема урока:  «Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»

Используемые технологии: ИКТ, ТРКМ

Вид урока: урок -практикум

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков

Технология урока: практико-ориентированный,  визуальный, объяснительно-иллюстративный

Время проведения: 1 академический час

Межпредметные связи: физиология, стандартизация

Цели урока:

  • воспитание ответственности за свое здоровье;
  • освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего физического здоровья;
  • формирование приверженности здоровому образу жизни и личностных качеств - самостоятельности и ответственности за свое здоровье.

 Задачи:

  • ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
  • обучение способам оценки своего физического здоровья.

 Учебные вопросы:

  1. Оценка и самооценка здоровья.
  2. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.
  3. Заключение.

Образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.

        Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, визуальный, практических действий.

Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, сфигмоманометр, автоматический тонометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, секундомер, калькулятор.

       Деятельность преподавателя: устное изложение, демонстрация видеоматериала, комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов.

       Деятельность учащихся: восприятие визуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчетов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями.

.

        Ожидаемые результаты:

  • Овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья: определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто- весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.
  • Умение оценивать и контролировать состояние своего здоровья.

                

             

Деятельность преподавателя

Время

Деятельность студентов

Организационный момент. Постановка цели урока

1. Сообщение темы, целей урока. Внимание на раздаточный материал, находящейся на столах.

5 мин.

Тему урока студенты записывают в тетрадь

2. Актуализация первичных знаний:

  • статистические данные по заболеванию в колледже,
  • системы человека
  • необходимость самооценки здоровья

5 мин.

Совместная работа с преподавателем

3. Представление коллег-помощников (студентов)

1 мин

Основная часть. Экспресс-диагностические  оценки здоровья, функциональные пробы.

5 мин

Презентация студента: «Интересные факты об организме человека»

Оценки сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, проба Мартина)

10 мин.

Практические работы вместе с помощниками, а также с группой по замере ЧСС

Оценки системы дыхания (проба Штанге, ЖЕЛ, жизненный показатель)

8 мин.

Практические работы вместе с помощниками, а также с группой по замере пробы Штанге.

Оценки уровня физического развития (вес, весо-ростовой показатель, индекс Кетле, антропометрические пробы, тест Купера)

7 мин

Практические работы вместе с помощниками.

Подведение итогов урока.

Оцениваю деятельность студентов.

Обращаю внимание на вопросы своего здоровья, одного из факторов профессионального и личностного развития

Отвечаю на вопросы, выставляю оценки.

5 мин

Экспресс-диагностические методы оценки здоровья и портативные медицинские приборы, значительно расширяющие диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество - это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья.

В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, для этого используется совокупность тестов, хорошо зарекомендовавших себя на практике. По показателям тестов выявляются отклонения от нормы в состоянии здоровья (масса тела, антропометрические показатели осанки и пропорциональности конституции тела, функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем или определяется наличие или отсутствие каких-либо показателей состояния здоровья (флюорография грудной клетки, тест на антитела и т.д.). Изучению наиболее доступных способов оценки состояния здоровья посвящен урок-практикум.

       

 


Ход урока

       Преподаватель. В наше время всеобщее внимание привлекает проблема здоровья. Многие молодые люди считают, что им рано морочить голову мыслями о будущих болезнях.

(Слайд 1)

        Но время, к сожалению, быстротечно. Быть здоровым приятно, но если за здоровьем перестают следить, поддерживать и укреплять, его незаметно начинают терять...

Всемирно известный в XX в. хирург Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» утверждал: «Здоровье - это резервные мощности клеток, органов, целого организма». Он ввел такое понятие, как «количество здоровья», которое можно определить как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем.

        Что мы имеем в нашем колледже: причины заболеваний  (привожу данные медкабинета по основным заболеваниям)

          В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать .

Точность самооценки здоровья зависит от знания: (Слайд 2)

  • строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
  • наиболее слабых мест своего организма, в первую очередь органов, подверженных заболеваниям;
  • о перенесенных заболеваниях, прививках, показателях кровяного давления, группе крови, норме веса, лекарствах, которые вам противопоказаны;
  • наиболее опасных для вас факторов риска;
  • своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
  • о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.

Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья - заниматься его мониторингом. Этому посвящен сегодняшний урок.

Представляю своих помощников: исследователь, медбрат, терапевт и пульманолог. (выдаю бейджики)

Экспресс-диагностические методы оценки здоровья

Преподаватель. Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Совместная работа со студентами, сначала записываю их варианты на доске, после 3-х-4-х открываю слайд - (Слайд 2)

      Сердечно-сосудистая и дыхательная системы 

Интересные факты  об этих  системах даст наш исследователь, который представляет свою презентацию «Сердце и легкие. Интересные факты об организме человека»

Научимся с помощью практических методов оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

 1.Экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС)  (слайд 6)

Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки - на сонных артериях) и измеряется числом ударов в мин (уд./мин). Он подсчитывается за 10 с, с последующим умножением полученного показателя на б (т.е. за 60 с) или же (что позволяет уменьшить ошибки) в течение одной минуты.

.

Критерии: ЧСС в состоянии покоя: для мужчин - реже 55 уд/мин - отлично; реже 65 уд./мин - хорошо; 65-75 уд./мин - посредственно; выше 75 уд./мин - плохо. Для женщин и юношей - каждый показатель примерно на 5 ударов больше.

        Показываю на студенте, потом прошу всю группу проверить свой пульс и сравнить с критериями на слайде

2. Измерение АД (слайд 7)

Приглашаю помощника, усаживаю его на стул, показываю механический и автоматический сфигманометры.

Давление, которое оказывает на стенку артерии находящаяся в ней кровь, называется артериальным давлением (АД). Различают систолическое и диастолическое артериальное давление. Систолическое артериальное давление (максимальное) - наибольшая величина давления в артериях при систоле (в момент сокращения и выброса крови) сердца. Диастолическое (минимальное) - наименьшая величина давления в артериях при диастоле (в момент расслабления между сокращениями) сердца.

 Измерение артериального давления должно проводиться в спокойной комфортной обстановке при комнатной температуре, после адаптации пациента к условиям врачебного кабинета в течение не менее 5-10 мин. За 1 ч до измерения следует исключить прием пищи, за 1,5-2 ч - курение, прием тонизирующих напитков, алкоголя. Измерение АД производят в плечевой артерии с помощью сфигмоманометра (аппарата Рива-Роччи) или мембранного тонометра звуковым методом Короткова. Через фонендоскоп слушают появление  и последующее исчезновение характерных щелчков, в это время фиксируют значения давление на манометре. С целью контроля достоверности измерение повторяют через 2-3 мин; в промежутке между измерениями манжету не снимают, а воздух из нее полностью выпускают. Это требует определенной практики. В последнее время широкое распространение получили автоматические измерители давления, которые не требуют использования фонендоскопа. Их электронная схема ориентируется на всплески давления воздуха в манжете в момент распрямления артерии.

Провожу измерение АД автоматическим прибором.

АД измеряют в положении сидя или лежа с исключением скрещивания ног.

Величину давления измеряют в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) и записывают в виде дроби: в числителе - величина максимального (систолического), в знаменателе - минимального (диастолического) давления.

        Критерии: оптимальное АД - 120/80 мм рт. ст., нормальное - 130/85 мм рт. ст., повышенное нормальное - 130-139/85-90 мм рт. ст.

Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение артериального давления - артериальная гипотензия (гипотония). У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей 85/60 мм рт. ст.

 3.Проба Мартина (слайд 8)

Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде студент-помощник делает 20 приседаний за 30 с., фиксирую по секундомеру.

Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Присесть, не отрывая пяток от пола, вытянув руки вперед. Вернуться в исходное положение. Замер ЧСС и АД сразу после приседаний и через 3-4 минуты.

Критерии: учащение пульса на 50-70%; увеличение систолического АД на 15-20%; снижение диастолического АД на 20-30%. У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня - до 3 мин

   

  Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания (слайд 9)

Рассмотрим функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Перед воздействием физических нагрузок необходимо знать состояние органов дыхания. В норме их адаптационные возможности очень велики: при физической нагрузке легочная вентиляция может увеличиваться более чем в 10 раз за счет увеличения глубины и частоты дыхания. Этим обеспечивается поддержание нормального газового состава артериальной крови.

 4.Проба Штанге (слайд 10)

Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание как можно дольше.

Критерий: норма - не менее 40 с. Отличный показатель - 1 мин

            5. Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) (слайд 11)

    ЖЕЛ – объём газа, который можно выдохнуть при максимальном усилии после максимально глубокого вдоха. На величину     ЖЕЛ оказывает влияние положение тела, поэтому в настоящее время общепринятым является определение этого показателя в положении сидя. Исследование должно производиться в условиях покоя, т.е. через 1,5-2 ч после необильного приёма пищи и через 10-20 мин отдыха. Для определения ЖЕЛ используются различные варианты водяных и сухих спирометров, газовые счётчики и спирографы. Тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

    Испытуемый делает полный вдох, затем полный выдох в спирометр. При определении делается три пробы и берется максимальная цифра. Отклонение от нормы определяется по специальным таблицам. Дело в том, что для каждого человека величина жизненной емкости легких более или менее постоянна. Она зависит от роста, веса и возраста испытуемого. Разумеется, некоторые заболевания сильно ее понижают.

Практическая работа с помощником, оценка его ЖЕЛ.

        Критерии: для мужчин – 3000-4500 см3, для женщин -2500-3500 см3.

       К снижению ЖЕЛ приводят патологические состояния, препятствующие максимальному расправлению лёгких, изменения самой ткани лёгкого (пневмония, абсцесс лёгкого, туберкулёзный процесс)

 

 6. Жизненный показатель

        Жизненный показатель представляет собой отношение ЖЕЛ к весу человека: (слайд 12)

Показатель

    Этот показатель позволяет прогнозировать продолжительность жизни человека.

       Нижняя его граница, за которой резко возрастает риск возникновения заболеваний, для мужчин — 55 мл/кг, для женщин — 45 мл/кг.
       При регулярной оздоровительной тренировке (но не при активном отдыхе) жизненный показатель даже у лиц старше 60 лет может превышать 70 мл/кг для мужчин и 60 мл/кг для женщин. Для этого необходимо придерживаться правильного соотношения средств оздоровительной тренировки. Если с возрастом обнаружится увеличение массы тела, то это соотношение необходимо изменить, увеличив время занятий циклическими видами спорта. И наоборот, при чрезмерном снижении массы тела нужно увеличить время, отводимое для занятий атлетической гимнастикой, уменьшив объём циклических средств.

Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): для мальчиков - 65-70 мл, для девочек - 55-60 мл; для взрослых его средняя величина - около 60 мл у мужчин и около 52 мл у женщин на каждый килограмм веса.

    Определение уровня физического развития (слайд 13)

Для оценки физического развития можно пользоваться двумя способами. Первый - это сравнение со средними показателями (стандартами), характеризующими нормальное физическое развитие ребенка в данном возрасте и проживающего в том или ином регионе страны. Второй способ - сопоставление между собой двух или нескольких взаимосвязанных признаков физического развития (длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и т.д.), которое может дать ориентировочное представление о пропорциональности физического развития. Величины эти, разумеется, средние. В каждом отдельном случае большую роль играют врожденные особенности организма.

     Формулы оценки веса (слайд 14)

 Показатель Поля Брока

Показатель Поля Брока - наиболее простой метод определения оптимального веса.

Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле:

Вес (кг) = Росту (см) - 100 (при росте до 165 см);

Вес (кг) = Росту (см) - 105 (при росте 166-175 см);

Вес (кг) = Росту (см) - 110 (при росте свыше 176 см).

Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Показатели веса, например, у вполне здоровых детей могут отклоняться в ту и другую сторону на 3-5 кг. Превышение средней нормы на одну треть - явление ненормальное. Так, если у 10-летнего ребенка при росте 126 см вес больше нормы (30 кг), то можно заподозрить развитие ожирения.

 

Весо-ростовой показатель (слайд 15)

 Весо-ростовой показатель - количество граммов веса (массы), которое приходится на каждый сантиметр  роста.

                                                               Показатель 

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12-15 лет указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г - на избыточный вес.

Формула оценки веса - индекс массы тела (индекс Кетле)  (слайд 16)

Индекс массы тела (индекс Кетле) - росто-весовой показатель. Наиболее простым доступным и достаточно объективным способом диагностики избыточной массы тела (ожирение) является измерение индекса массы тела. Он вычисляется как отношение веса человека (в кг) к квадрату роста (в м):

Критерии: 22 - идеальный показатель, 20-25 - норма; 25-30 - ожирение 1-й степени; 30-40 - ожирение 2-й степени; более 40 - ожирение 3-й степени.\

Антропометрические пробы

Оценивая физическое развитие по внешним признакам, определяют осанку, форму позвоночника, форму грудной клетки, строение ног, форму стопы и др.

 Показатели осанки.

Грудо-плечевой тест  (слайд 17)

        Осанка - это привычная поза человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову.

        Испытуемый стоит в привычной для него позе. Работа помощников с гибкой сантиметровой лентой.  Измерение в сантиметрах проводится между большими бугорками плечевых костей спереди (передний размер - грудь) и сзади (задний размер - спина). Определяется отношение переднего размера к заднему.

        Критерии: норма - 1 и более; 0,9 - пограничное состояние между нормой и нарушением осанки; 0,8 и менее - указывает на признаки явного нарушения осанки.

        

        Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы  (слайд 18)

         Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы рассчитывается по формуле:           К

        Критерии: индекс К - 35-24 - истощение; менее 37 - достаточная упитанность; более 40 - повышенная упитанность; 45-54 - ожирение.

         Измерение окружности плеча (бицепса) позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчетов производится два его измерения (в см): первое - в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена), второе - в напряжении (рука согнута). Работа помощников с гибкой сантиметровой лентой.  

           Формула определения степени развития мускулатуры:

            Критерии: 5 - ожирение; 5-12 - норма; 12 и более - атлетическая мускулатура.

         

Заключение

Преподаватель. Изученные методы самооценки физического здоровья позволят вам контролировать состояние своего организма. Гармония, функциональное равновесие в жизнедеятельности приносят хорошее самочувствие и настроение, а это, как известно, - залог счастливой и продолжительной жизни, привожу в пример известного артиста театра и кино Владимира Зельдина. (Слайд 20)

Затем преподаватель отвечает на вопросы учащихся, выставляю оценки студентам.


 



Предварительный просмотр:

№№

ФП

Критерии

Примечание

1

ЧСС

Для мужчин - реже 55 уд/мин - отлично;

реже 65 уд./мин - хорошо; 65-75 уд./мин - посредственно;

выше 75 уд./мин - плохо.

Для женщин и юношей - каждый показатель примерно на 5 ударов больше.

2

АД

оптимальное АД - 120/80 мм рт. ст.,

 нормальное - 130/85 мм рт. ст.,

повышенное нормальное - 130-139/85-90 мм рт. ст.

3

Проба Мартина

учащение пульса на 50-70%;

увеличение систолического АД на 15-20%;

 снижение диастолического АД на 20-30%.

У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня - до 3 мин

4

Проба Штанге

норма - не менее 40 с. Отличный показатель - 1 мин

5

ЖЕЛ

для мужчин – 3000-4500 см3,

для женщин -2500-3500 см3

6

Жизненный показатель

Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг,

 для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

7

Показатель Поля Брока

8

Весо-ростовой показатель  

Показатель менее 300 г\см для взрослых указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г - на избыточный вес.

9

Индекс Кетле

10

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы

35-24 - истощение;

менее 37 - достаточная упитанность;

более 40 - повышенная упитанность;

45-54 - ожирение.

11

Измерение окружности плеча (бицепса)

5 - ожирение;

5-12 - норма;

12 и более - атлетическая мускулатура


Оценка результатов бега по тесту Купера, м

Возраст

Превосходно

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Очень плохо

13–19

M

> 3000

2750–3000

2500–2750

2200–2500

2100–2200

< 2100

Ж

> 2400

2300–2400

2100–2300

1900–2100

1600–1900

< 1600

20–29

M

> 2800

2600–2800

2400–2600

2100–2400

1950–2100

< 1950

Ж

> 2300

2100–2300

1900–2100

1800–1900

1550–1800

< 1550

30–39

M

> 2700

2500–2700

2300–2500

2100–2300

1900–2100

< 1900

Ж

> 2200

2100–2200

1900–2000

1700–1900

1500–1700

< 1500

Раздаточный материал

                        ТЕСТ КУПЕРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Методы оценки качества продукции"

Методическая разработка урока по дисциплине Управление качеством с использованием кейс-метода...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением  элементов технологий личностно - ориентированного, проблемног...

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме "Шум и здоровье человека"

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме «Шум и здоровье человека»...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Визуально-измерительный контроль сварных швов модуля "Контрольные образцы" в соответствии с критериями оценки по стандартам Worldskills.

Каждый студент, участник демонстрационного экзамена или конкурсант чемпионата, должен уметь вовремя и правильно оценить выполняемые им сварные соединения. Это будет полезно особенно в процессе выполне...

Учебно-методический материал по практическому занятию по учебной дисциплине ОБЖ по теме: "Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"

УММ занятия предназначен для изучения учебной дисциплины ОБЖ  и проведению практического занятия по теме «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»." для студента все...

Методическая разработка урока «Реферат. Его виды,структура,этапы работы,критерии оценки»

В методической разраюотке урока можно  ознакомиться, что такое реферат, какие виды рефератов бывают. Какова структура реферата. Какие этапы работы нужно пройти, чтобы написать правильный реферат....

Методическая разработка урока практической подготовки ПМ.02 Производство соленой, маринованной, пряной рыбы и пресервов "Приготовление рыбных пресервов. Оценка качества пресервов из соленой сельди в масле и заливках по органолептическим признакам"

Методическая разработка урока практической подготовки ПМ.02 Производство соленой, маринованной, пряной рыбы и пресервов "Приготовление рыбных пресервов. Оценка качества пресервов из соленой сельд...