Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме "Шум и здоровье человека"
план-конспект урока на тему

Трушалиева Сания Раскалиевна

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме «Шум и здоровье человека» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ЛУКОВ КОРДОН АЛЕКСАНДРОВО-ГАЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальный конкурс

методических разработок, посвященных

Году экологии и окружающей среды

Методическая разработка урока,

посвященного Году экологии

для учащихся 8 класса

Автор: учитель химии, биологии

 МБОУ СОШ с.Луков Кордон

Трушалиева Сания Раскалиевна

2017г.

Пояснительная записка

Технологическая карта урока по экологии составлена для учащихся 8 класса. В основе заложена реализация региональной программы по экологии человека, 8 класс, составитель И.М.Швец, всего 18 часов, 1 час в неделю.

Урок по теме «Шум и здоровье человека» входит в тему 5 «Воздух и здоровье человека» (3 часа).

По типу – урок «открытия» новых знаний.

Цели урока: 

  1. Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  2. Содержательная цель: 
  1. расширение  знаний в области естественных наук;
  2.  открытие  учащимися влияния техногенных факторов на здоровье человека;
  3. формирование  умения определять причины и следствия воздействия шума на живые организмы, в том числе на организм человека с целью профилактики болезней вызванных шумом;                                                                                                                                      
  4. развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей;
  5. воспитание интереса и положительного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, воспитание ЗОЖ.

Ресурсы: презентация, дидактические карточки, справочный материал (приложение 1)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап  1
МОТИВАЦИИ

 

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

 

Применяет приём «Удивляй» (слайд 2)

"Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой", – предсказывал почти сто лет назад бактериолог Роберт Кох (1843–1910).

Когда вблизи отдыхающего неандертальца раздавался громкий рев хищника или другой подобный звук, возникающее из-за этого состояние стресса приводило к сужению кровеносных сосудов и повышению кровяного давления, что позволяло нашему далекому предку тут же среагировать и либо дать отпор неожиданному нарушителю покоя, либо спастись бегством.

В наше время на человека в течении дня воздействуют самые разнообразные шумы. И, хотя мы этого не замечаем, наш организм реагирует на них также,  как реагировал организм неандертальца. Но, не зная, что физиологические реакции организма зовут нас в ответ на шум к быстрым и активным действиям, мы, как правило, неподвижно сидим на мягком кресле, не позволяя организму активно отреагировать на стресс.

Влечет ли наше бездействие  какие – либо негативные последствия для нашего здоровья? И, если, да, то какие?

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя.
Делают вывод о необходимости подробного изучения влияния шума на организм человека

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Применяет приём «Побуждение»
1) «Мы хорошо усвоили предыдущую тему. Давайте вспомним, как человек воздействует на окружающую среду

«Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

  1. через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);
  2. через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);
  3. через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.)»

2)Какое влияние окружающая среда будет в свою очередь оказывать на здоровье  человека?

 Отвечают на вопросы, комментируют

 

 

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Знакомит с проблемой урока.

  1. Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна. Сегодня мы познакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды. О чем идет речь:

http://www.dishisvobodno.ru/pictures/image01.jpg?

  1. Перечислите источники шума (слайд3)

Знакомство с рисунком

Учащиеся  называют загрязнитель окружающей среды – шум, пробуют определить источники шума, приводят примеры.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 4
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предлагает: 1.  Сформулировать цель урока.
2. Найти ответы  на вопросы:

 Что такое шум? (слайд 4)

Формулируют цель : «Узнать, как шум воздействует на здоровье человека»

собственных формулировок

 

Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Знакомит с определением шума, влиянием шума на живые организмы. (слайд 5   )

Как различного уровня  шумы влияют на организм человека?

Формулирует задание: заполнить таблицу

Уровень шума

Влияние на организм (-или+)

Источники

Справочная информация

Пять лет регулярных дискотек – и каждый четвертый посетитель теряет слух. К таким выводам пришли ученые-акустики, которые занимаются исследованием различных звуков и их воздействием на организм.

Лучшая звуковая среда для человека – негромкий разговор (45-50 децибел (дБ). Полная тишина (меньше 20 дБ), вопреки распространенному мнению, не так полезна, потому что даже слабослышащий человек в такой обстановке слышит движение крови в сосудах и биение собственного сердца. Расслабиться в этой ситуации невозможно.

Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Гул транспорта, громкая музыка, шум работающей стиральной машины или пылесоса безобидны, если они – явление временное. Непрерывная шумовая нагрузка постепенно разрушает здоровье. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, забывчивым, чаще страдает от слабости и головокружения, которым не может найти объяснения.

Если от шума выше 65 дБ может нарушиться сердечный ритм и вырасти пульс, то после 80-90 дБ шум уже способен вызвать пароксизмальную тахикардию. Многочисленные исследования также показали, что шум оказывает негативное воздействие на деятельность желез внутренней секреции, желудка и кишечника, вызывая, например, обострение язвенной болезни.

Инфразвуки (низкочастотные) человеческое ухо практически не различает, зато именно они вызывают чувство тревоги, боли в ушах и позвоночнике, а при длительном воздействии приводят к нарушению периферического кровообращения. Как следствие – дистрофия органов и преждевременное старение организма. Источник инфразвука – машины, мчащиеся на скорости 100 км/ч и быстрее, и работающие поршневые компрессоры (есть на любом заводе и во многих продовольственных магазинах).

Вместе с загрязненным воздухом и неидеальной чистоты водой шумовая нагрузка приводит к ослаблению иммунитета и открывает путь болезням.

Дидактические карточки:

Шелест листвы — 25 децибел    шорох бумаги и тиканье часов -30дБ  негромкий разговор -35-45дБ громкий разговор – 50-60-дБ перемена в школе – 80 дБ     мотоцикл – 86 дБ                      автобус – 91дБ                           дискотека  80–100 дБ           наушники – от 70 до 128дБ               на многих производствах  90–110 дБ и более 100–114 дБ.                     взрыв – 130-150дБ.

Предлагает ознакомиться с готовой таблицей, составленной исследователями по статистическим данным (слайд  6 )

Подводит учащихся к выводу о негативном влиянии шума различного уровня на здоровье человека, способах их избегания.

 Знакомятся с новой темой

Предлагают варианты

Поделённый на 2 группы класс работает с текстом, параллельно заполняет таблицу на доске, используя справочный материал, дидактические карточки

Обсуждают полученные результаты

Анализируют данные таблицы, делают выводы 

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап 6
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с таблицей.

Организует обсуждение способов решения проблемы экологической защиты от шума (работа в парах)

Знакомит с методиками уменьшения шума и его контролем на государственном уровне. (слайд  7,8 )

Предлагают собственные пути решения проблемы, обосновывая свои ответы.

Слушают информацию, сверяют  со своими предложениями.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (работа в парах),
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 7
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 

Организует проведение тестирования (лабораторная работа)

Тест. Определение остроты слуха

Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Оборудование: механические часы, линейка.

Порядок работы:

1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.
3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух расстояний.

Оценка результатов теста:

Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10–15 см. (слайд 9)

Выполняют лабораторную работу, делают выводы.

 

 

 

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

 

Этап 8
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

 

 Применяет прием «Привлекательная цель». (слайд 10)

Необходимо запомнить фразу в различных условиях – при тишине и шуме- и озвучить ее: «Современный шум вызывает у живых организмов болезненные реакции»

 

Проговаривают по цепочке

 

 

 

 

 

 

  

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 Подводит обучающихся к выводу об усвоенном новом материале . Вопрос: Что может сделать сам человек, чтобы уменьшить действие шума? Вывод по уроку (слайд11)

Дает комментарий к домашнему заданию.

Задает положительный настрой: читает стихотворение  Зарины Озарённой:

За что люблю я тишину?
В ней слышишь мысли глубину.
В ней слышишь пенье птиц в саду.
В ней слышишь, как жужжит пчела.
В ней слышишь, как журчит река.
В ней слышишь, как живет земля,

Как беспредельна красота,
Травинки каждой и цветка.
Как дерево и каждый куст,
Неспешный диалог ведут...

В ней слышишь музыку дождя.
В ней слышишь дикий смех огня.
В ней слышишь стон и плач Земли...
В ней слышишь всё, ты, лишь внемли.
В ней слышишь мир, его борьбу.
За что люблю я тишину?

Благодарит за урок.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Записывают д\з

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

Источники информации:

Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Графф, 2013. – 144с.: ил.

http://www.dishisvobodno.ru/noise_pollution.html

https://multiurok.ru/files/urok-po-ekologhii.html

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610860/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

http://old.pskovedu.ru/?project_id=2353&pagenum=4445

http://www.refbzd.ru/viewreferat-2890-2.html